Перцептивный аспект общения




Теоретический блок

1) Сущность социальной перцепции.

2) Механизмы социальной перцепции: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

3) Имидж. Эффекты восприятия.

4) Особенности формирования социальных установок.

 

1. Сущность социальной перцепции.

 

Структура общения. Существует несколько подходов к структурированию общения. Согласно наиболее распространенному, в общении выделяют три сто­роны:

I. перцептивную - означающую процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению;

II. инте­рактивную — заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися.

III. коммуникативную состоя­щую в обмене информацией между общающимися людьми;

Рассмотрим каждую из сторон более подробно.

Термин «перцепция» означает «восприятие» (от лат. perceptio— восприятие). В социальной психологии обычно используют понятие «социальная перцепция». Под которой понимают — восприятие, пони­мание и оценку людьми других людей, самих себя, групп и т. п. Тер­мин социальная перцепция был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие социальным, Брунер обратил вни­мание на то, что существуют какие-то общие, вырабатываемые в об­щении, в совместной Жизни социально-психологические механизмы восприятия. Проведя серию экспериментов, Дж. Брунер показал, что восприятие предметов и других людей зависит как от личностных особенностей, так и от социокультурных факторов. Так в одном из экспериментов детям предлагалось сравнить размеры монет с эталонами, оказалось, что дети из бедных семей воспринимали размеры монет больше их реальных размеров, а дети из богатых — наоборот, меньше.

Исследуя восприятие людей, Дж. Брунер установил, что опреде­ленной деформации подвергаются и образы людей. Чем выше соци­альный статус, тем более высокими воспринимаются люди. Из этого можно сделать следующее предположение: общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в процессе восприятия. Таким образом, перцептивная сторона общения заключа­ется в восприятии внешних признаков собеседника и в соотнесении их с его личностными характеристиками, в интерпретации и прогнози­ровании на этой основе поступков человека. Исходя из сложившегося образа партнера по общению происходит обдумывание стратегии соб­ственного поведения. Следует особо отметить, что образ необяза­тельно соответствует реальности, достаточно того, чтобы он (образ) принимался за нее.

 

2. Механизмы социальной перцепции: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

 

 

В межличностном общении восприятие и понимание осуществля­ются за счет таких механизмов, как: идентификация, эмпатия, аттрак­ция, рефлексия, каузальная атрибуция.

Идентификация (от лат.identifigare— отождествлять). В соци­альной психологии идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом соци­альной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой при­надлежности. Через идентификацию дети усваивают нормы поведе­ния, эмоциональные состояния, мораль значимых окружающих, исполь­зуя их в качестве эталона. Важной особенностью процесса идентифи­кации является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребенка и не контролируется в полной мере родителями и воспитателями. Данное обстоятельство накладывает особую ответ­ственность на взрослых за качество их личности.

Идентификация позволяет одному человеку «поставить» себя на место другого. Что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и позволяет усваивать личностные смыслы этого человека.

Идентификация может иметь двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных отношений с людьми, с другой — может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивиду­ального.

Противоположностью идентификации является обособление (ин­дивидуализация). Обособление дает возможность общающимся со­хранить свою индивидуальность. Через обособление развиваются от­ветственность и самостоятельность, вместе с тем, обособление может привести к эмоциональной холодности.

Очень близка к идентификации — эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание). Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека. Отличительной особенностью эмпатии от других механизмов позна­ния является низкий уровень рефлексии. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Способность к эмпатии не является постоянной, как правило, она возрастает с увели­чением жизненного опыта. Реализация эмпатии предполагает приня­тие партнера по общению в качестве безусловной ценности. Следует отметить, что эмпатическое понимание составляет тяжелую нагрузку для психики.

На развитие эмпатии большое влияние оказывают детско-родительские отношения. Очень важно удовлетворение ребенка в эмоци­ональном контакте. Например, согласно данным английских к амери­канских психологов в семьях, где родители поощряют выражение эмо­ций у своих детей, понимают их чувства, принимают участие в их делах, проявляют максимум доверия, тепла и любви, разъясняют им нрав­ственные нормы, воспитывают моральные чувства, дети отличаются высоким уровнем развития эмпатии. И наоборот, ребенок, не получа­ющий в семье удовлетворения потребности в самоутверждении, ха­рактеризуется низкой способностью к сочувствию и эмпатии.

Аттракция (от фр. attraction — привлечение, притяжение) — поня­тие, обозначающее возникновение при восприятии человека челове­ком привлекательности одного из них для другого. Понимание партнера по общению возникает в результате появления привязанности к нему, дружеского или интимно-личностного отношения.

Формирование аттракции происходит следующим образом. Вся­кий сигнал, поступающий к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться, в зависимости от его значи­мости и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «ми­нуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другому человеку, констатирует, что общение было приятным, а собеседник —человек к себе распола­гающий.

Рефлексия (от лат. reflexio— обращение назад) — механизм са­мопознания в процессе общения, в основе которого лежит способ­ность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению. Рефлексия это уже не просто познание дру­гого, но знание того, как другой понимает меня.

Сложный процесс рефлексии как механизм общения был описан Дж. Холмсом в конце XIX века. Дж. Холмс, исследуя общение двух субъектов, показал, что в ситуации общения существуют шесть пози­ций, характеризующих взаимное отображение субъектов.

Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию, добавив четвертую позицию. Рассмотрим схему рефлексии более подробно.

Есть два человека, которые общаются между собой. Обозначим их как А1 и Б1. У каждого из них есть представления о самом себе. У А1 — А2 и у Б1 — Б2 соответственно. Далее, имеются представления о другом у А1-Б З и у Б1—АЗ.

А 1 Б 1

А 2 Б 2 —представления о самих себе

А 3 Б 3 — представления о другом

А 4 Б 4 — знание о восприятии партнера

А 1 Б 1

А 2 Б 2

А 3 Б 3

А 4 Б 4

Общение протекает следующим образом: А в качестве А2, обра­щается к Б в качестве БЗ. В свою очередь Б в качестве Б2 реагирует на А в качестве АЗ.

Близость А2, АЗ, Б2, БЗ к реальным А1 и Б1 в принципе неизвестна, так ни А, ни Б не знают, что есть не совпадающие с реальностью А2, АЗ, Б2, БЗ.

Успех в общении будет максимальным при минимальном разрыве в линиях А1-А2 - АЗ и Б1 - Б2 - БЗ.

Уменьшение разрыва между позициями происходит в результате возникновения адекватного рефлексивного процесса, А4 или Б4 — знание того, как воспринимает партнер по общению. Данное знание обеспечивает формирование более реалистичного образа собствен­ного «Я». (А2 и Б2) и более критическую оценку другого. (АЗ и БЗ). Если А1 имеет неверное представление о себе — А2, о другом БЗ, и о том, как его воспринимает партнер — А4, то взаимопонимание будет вряд ли возможно.

Неразвитость рефлексии является причиной такого явления как проецирование. Суть данного явления заключается в том, что один участник общения приписывает другому такие же качества, которые присущи ему самому, а в действительности данные качества отсутству­ют. Исследования, целью которых было изучение проецирования в педагогическом общении, показали, что тенденция к проецированию в большей мере характерна для тех учителей, которые не пытаются расширить свои знания об учащихся, наблюдая их в разных ситуаци­ях. Чтобы ни проецировать, необходима открытость к действительным достоинствам и недостаткам как других людей, так и к своим соб­ственным.

Каузальная атрибуция (от лат. causalis- причинность и attributio— приписывание) - интерпретация одним человеком причин и мотивов поведения других людей. В ходе общения люди не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин поведения других людей. Так как информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведе­ния и приписывает их наблюдаемому человеку.

У каждого человека есть свои схемы причинности, то есть привыч­ные объяснения своего и чужого поведения. Можно выделить лич­ностную, обстоятельную и стимульную атрибуцию. При личностной атрибуции — причины произошедшего приписываются конкретному человеку. В случае преобладания обстоятельной атрибуции причина произошедшего приписывается обстоятельствам. При стимульной ат­рибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлен ряд зако­номерностей. Так, причину успеха люди чаще приписывают себе, а причину неудачи — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Общая за­кономерность состоите том, что по мере роста значимости случивше­гося люди склонны переходить от обстоятельной и стимульной атри­буции к личностной. То есть искать причину случившегося в осознан­ных действиях личности.

 

Практический блок: Составьте схему «Социальная перцепция».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: