ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЕОГО ИЗУЧЕНИЯ




УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

В.Г. Белинский говорил, что «…где вдохновение неподдельно, там есть и поэзия, и чьей натуре сродно вдохновение, тот поэт».

Тема творчества, поэта и поэзии занимает центральное место в лирике Пушкина. О высоком предназначении поэта он говорит в стихотворениях: «К другу стихотворцу», «Поэт», «Поэт и толпа» «Разговор книгопродавца с поэтом», «Памятник», «Пророк».

«Пророк» Пушкин написал в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с царем Николаем I. Оно было одним из четырех задуманных стихотворений, которые поэт хотел посвятить событиям 14 декабря 1825 года.

Так или иначе, но «Пророк» словно венчает период Михайловской ссылки.

Казнь декабристов Пушкин глубоко переживал. Он был потрясён: Кюхельбекер, Пущин в ссылке, Пестель, Рылеев повешены за участие в восстании 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.

Это стихотворение было как бы ответом на такой поворот событий.

В словаре Ожегова найдём лексическое значение слова:

Пророк – 1) истолкователь воли богов; 2) прорицатель будущего.

Какой же смысл вкладывал Пушкин в понятие «пророк»? Это истолкователь воли Бога. А истолковать её способен не каждый, должно произойти что-то особенное, чтобы стать избранным, пророком.

В основе стихотворения лежит библейский сюжет из «Книги пророка Исайи».

Пушкин почти текстуально следует за теми главами, где Исайя рассказывает, как обыкновенный человек превращается в пророка.

Готовность к жертве служит поэту примером.

Композиционно стихотворение можно разделить на три части, показывающие мучительное превращение путника в пророка.

В первой части одинокий, уставший от суеты света путник влачится по пустыне, которая преображается при появлении Серафима:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Во второй части стихотворения мы видим поэтапное перерождение героя, которое происходит на глазах.

От лёгкого прикосновения ангела путник обретает зоркость, уши его «наполнил шум и звон». Человек приобретает качества, присущие поэту: это зоркость орлицы, мудрость змеи:

Перстами, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Но поэт не может быть без горящего сердца, и тогда ангел вонзает в грудь героя «угль, пылающий огнём»:

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

После такого преобразования поэт достоин нести людям свет истины. Всевышней волею пророку даётся жизненная цель - «глаголом жги сердца людей».

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

«Жечь глаголом» сердца людей – вот истинное предназначение поэта-пророка, не оставаться в стороне, реагировать на происходящее в обществе.

При помощи каких выразительных средств говорит Пушкин о великой миссии поэта? Прежде всего, это метафоры: «неба содроганье», «глаголом жги»; эпитеты: «жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовная жажда»; сравнения; «как сон», «как труп», «как у испуганной орлицы». Для придания торжественности и божественности Пушкин использует старославянизмы: «персты», «зеницы», «глас», «виждь», «внемли», «горний». Именно они наполняют текст божественной атмосферой. Использует поэт и анафору, единоначалие: 14 строк начинает с союза «и», так построены библейские тексты.

Определим стихотворный размер. Ударение падает на второй слог - это ямб, в стихе он повторяется 4 раза, значит, это - четырёхстопный ямб, он без деления на строфы создаёт «мучительный» ритм, который соответствует страданиям героя. В стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимание, его больше занимало содержание стихотворения.

За пять месяцев до смерти Пушкин пишет стихотворение «Памятник». «Памятник» - это итог творческого пути поэта, завещание. В нём тяжкие раздумья поэта о жестокости века, об отношениях с царём, высшим светом, о недостижимом счастье свободы. Стихотворение полно и горького предчувствия гибели, и сознания выполненного долга.

Этот своеобразное подражание стихотворения Державина ««Памятник», которое является переделкой оды Горацио, известной в переводе Ломоносова. Пушкин полностью перенимает композицию и почти дословно повторяет многие фрагменты Державинского стихотворения.

Но Пушкин уже в первых строках говорит о своей близости с народом: «…к нему не зарастёт народная тропа…», потому что Пушкин в первую очередь - поэт, а уже через это - гражданин и человек. Он ставит себе в заслугу гуманные отношения: «…чувства добрые я лирой пробуждал…» и противопоставляет себя самодержавию: «… в жестокий век восславил я Свободу». Пушкин-поэт ставит на первое место нравственные и общественные заслуги своей поэзии, провозглашая идеал не только поэта, но и прогрессивного человека.

Торжественность стихотворению придаёт лексика, свойственная «высокому стилю»: славянизмы «глава», «столп», «пиит», выражения: «народная тропа», «заветная лира»; глаголы: «восславил», «приемли». Весомы у Пушкина и немногочисленные эпитеты: глава – «непокорная», лира – «заветная», век – «жестокий».

Торжественный и мерный шестистопный ямб в конце каждой строфы сменяется четырёхстопным, что позволяет создать раздумчивую интонацию. Усеченная строка рушит заунывную мелодику шестистопника, придает стиху определенную легкость. Легкость чтения и восприятия.

Рифма - перекрестная, мужская - женская. А - Б - А - Б

Подведём итог.

Пушкинский поэт не должен быть пассивным созерцателем жизни, обязан быть гражданином своей страны, должен реагировать на все процессы, происходящие в обществе; мудрым словом зажигать сердца людей, поднимать их на борьбу за правду и свободу, служить родине, быть требовательным к своему творчеству и пробуждать «чувства добрые».

«Чувства добрые» к своей няне Арине Родионовне пронёс Пушкин через свою короткую жизнь. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка. Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений.

Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне».

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

Это необыкновенно душевное стихотворение, по жанру можно отнести его к посланию. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке: «голубка дряхлая моя».

Произведение осталось неоконченным. Оно внезапно обрывается словами «то чудится тебе…». Можно лишь предполагать, что хотел сказать поэт дальше. Несомненно, что и дальнейшие строки были бы проникнуты тем же нежным и светлым чувством.

Стихотворение написано ямбом, оно астрофично, это даёт возможность передать разговорную, непринуждённую речь.

Звучание четырехстопного ямба в каждой строке различно. Это происходит из-за чередования женской рифмы и мужской: суровых – моя…

Принцип расположения рифм одинаков: рифмуются четные и нечетные строки: абаб, вгвг, деде. Перекрестная рифмовка помогает поэту избежать монотонности звучания.

Пейзажная лирика Пушкина поражает своим разнообразием и богатством. Она занимает одно из центральных мест в творчестве поэта. Александр Сергеевич считал, что только в единении с природой можно познать истинную мудрость жизни. Пейзажная лирика Пушкина далеко не легкомысленна, она напитана мыслями, размышлениями поэта, его философскими идеями. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателя удивительный мир пейзажной родины. Родная природа дорога поэту, с её помощью он описывает внутренне состояние души, настроение. Для Пушкина природа была источником вдохновения.

В поэзии Пушкина разными красками нарисованы зима, весна, лето, и любимое его время года – осень:

«Уныла пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -…»

К пейзажной лирике можно отнести стихотворения: «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «К морю», «Зимнее утро», «Осень», «Весна, весна, пора любви», «Какая ночь, Мороз трескучий», «Вы избалованы природой» и другие.

 

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ:

I ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

Пушкинский поэт

- не должен быть пассивным созерцателем жизни,

- обязан быть гражданином своей страны,

- должен реагировать на все процессы, происходящие в обществе;

- мудрым словом зажигать сердца людей,

- поднимать их на борьбу за правду и свободу,

- служить родине,

- быть требовательным к своему творчеству,

- пробуждать «чувства добрые».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: