Индивидуальное сообщение ученика (по статье учебника на стр. 98 – 100 «Люди и книги»).




Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах.

Задачи: познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева, развивать навыки аналитического и выразительного чтения прозаического текста, монологической речи; развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли; воспитывать чувство сострадания ко всему живому, милосердие.

Оборудование: презентация с портретами писателя, фотографиями собак, фонограмма песни «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.

Эмиль Кроткий

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

- Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака».

По вашим глазам я поняла, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства.

Это и не могло быть иначе.

Мир, в котором мы живем, огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть.

Как не потеряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь и тебе, и тебе … и всем, всем – 12-13-летним.

Впереди столько нерешённых вопросов, сомнений, открытий. И как важно, чтобы в своих жизненных поисках вы чаще обращались к книгам, к писателям.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Авторское отношение к событиям». Запишите ее в тетрадь.

К уроку я подобрала два эпиграфа.

 

Первый - миниатюра Эдуарда Асадова.

Давайте запишем в тетрадь.

 

Второй эпиграф – это афоризм Эмиля Кроткого. Запишите его. Но работу с ними мы продолжим чуть позже.

 

Леонид Андреев и есть один из самых ярких, своеобразных писателей, который поможет найти ответы на многие и многие вопросы. Недаром Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».

 

II. Сообщение учащегося об Андрееве.

 

Л. Н. Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле. Отец его, по профессии землемер, умер, когда Андреев учился в гимназии. Трудное материальное положение с юношеских лет и ранние честолюбивые помыслы пробудили в нем устойчивое недовольство окружающей жизнью.

 

Семья Андреевых жила на окраине города, населенной мелкими чиновниками, ремесленным людом, прочей беднотой. Мелочность житейских интересов, грубость и заискивание составляло повседневные впечатления юноши, от природы чуткого ко всему нездоровому.

 

О вынесенных им из жизни впечатлениях Андреев писал: «С радостью бы, кажется, уничтожил эту гнусную жизнь, что дает такие жалкие радости и такие могущественные скорби… Видишь одни пошлые лица, видишь одни бессмысленные глаза, слышишь одни убийственно скучные разговоры. Деревянные люди, деревянные мысли и чувства»

 

После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Позже перевелся в Московский университет, который окончил в 1897 году.

Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы его жизни в Петербурге. Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число первых писателей России начала XX века.

 

- В книге Корнея Ивановича Чуковского «Из воспоминаний» рассказывается о множестве его современников-писателей. Есть в ней и воспоминание об Андрееве.

- Каким человеком его увидел Чуковский?

Индивидуальное сообщение ученика (по статье учебника на стр. 98 – 100 «Люди и книги»).

Слово учителя:

- Природа одарила Андреева красотой и талантами.

 

Художник Репин считал его вторым по красоте русским современником после Всеволода Гаршина. Внешность Андреева привлекала художников, его портреты писали И. Е. Репин, А. А. Серов.

- В детстве он много читал: произведения Жюля Верна, Майн Рида, Фенимора Купера, Александра Дюма, Чарльза Диккенса. Книги, полюбившиеся Андрееву, наложили отпечаток на его личность. Можно сказать, что от каждой прочитанной им книги он унаследовал что-то для себя дорогое.

На писательскую судьбу Андреева большое влияние оказал Максим Горький. «Знакомство с Максимом Горьким я считаю для себя, как писателя, величайшим счастьем…» - писал он.

Л. Андреев считал, что человек проверяется через общение с миром природы, через его отношение к «братьям нашим меньшим».

 

 

- Обратимся к словам самого писателя о рассказе «Кусака»: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

 

- О судьбе собаки, о ее страданиях и счастье, об отношении к ней людей, самого автора мы и будем сегодня размышлять.

 

III. Беседа.

 

- Как вы понимаете пословицу «Собака - верный друг человека»…

- Вспомните, кто из русских писателей до Л. Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга.

(«Муму» И. С. Тургенева, «Каштанку» А. П. Чехова)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: