Глава 1. Теоретическая часть




Образовательная программа практических занятий по курсу

«Женские карельские головные уборы»

 

 

Разработчик: студентка 642 группы

Карусевичуте Ольга


 

Направленность программы:

Программа «Женские карельские головные уборы» имеет музейно-образовательную и краеведческую направленность.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные особенности программы:

Для развития, обучения и воспитания школьника исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. О важности приобщения школьника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому обучающимся необходимо знать и изучать культуру своих предков. Карелия – волшебный край удивительной уникальной природы, от которой замирает сердце и захватывает дух. Это земля голубых озер, лесов, бескрайних просторов, скал и водопадов. Природа Карелии всегда была богата: птица, зверь, рыба в изобилии водились в реках и лесах. Это и послужило основанием для мотивов вышивки, формы предметов головных уборов. К сожалению, постепенно народные головные уборы утрачивают свою былую значимость и многие из них забыты в современном мире.

Представленная образовательная программа призвана помочь школьнику познакомиться с исторически забытыми головными уборами. Программа «Женский карельский головной убор» обеспечивает формирование у детей представлений о быте карел, особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на жизнь карельского народа. Созданная система по формированию знаний детей о карельских головных уборах позволяет сформировать любовь подрастающего поколения к родному краю и бережное отношение к историческим ценностям своего народа.

Цель: ознакомление с предметами народного творчества карел на примере женских головных уборов;

Задачи:

Обучающие:

1. Формирование специальных знаний по курсу;

2. Вооружить детей знаниями в изучаемой области, учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий, их назначение.

Воспитательные:

1. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;

2. Приобщить школьников к народному искусству;

3. Воспитывать художественно – эстетический вкус.

Развивающие:

1. Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;

2. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

Результаты обучения:

К концу теоретического курса обучающийся должен знать:

1. Название и назначение материалов;

2. Название и назначение инструментов;

3. Основы цветоведения;

4. Виды изученных головных уборов;

5. Назначение определённых головных уборов;

6. Основные мотивы вышивки.

К концу теоретического курса обучающийся должен уметь:

1. Различать виды женских головных уборов, их назначение;

2. Определять, к какой части Карелии принадлежит тот или иной вид головного убора;

3. Уметь создавать косынки из шёлка

Требуемые материалы:

Образцы женских карельских головных уборов, шелковая ткань 90х90, ножницы


 

Содержание:

Глава 1. Теоретическая часть. 5

Глава 2. Практическая часть. 16

1. Техника безопасности. 16

10. Создание шёлковой косынки. 16

11. Создание праздничной «повязки». 17

Список литературы: 19

 


 

Глава 1. Теоретическая часть

Карелия – одна из уникальных сокровищниц национальной культуры России. По ценности и разнообразию сохранившихся памятников народного художественного творчества она занимает одно из ведущих мест на Русском Севере.

Одним из образцов крестьянско-бытовой культуры Карелии был народный костюм, в котором наиболее ярко проявились черты национального своеобразия. Искусство вышивки, ткачества, кружевоплетения, низание жемчугом, особенности кроя и моделирования нашли в нём своё воплощение.

Головной убор – часть традиционного народного костюма – ярко отражал возрастные и социальные изменения в жизни девушки и женщины. Каждый тип головного убора соответствовал определённому событию жизненного цикла и возрастному этапу, передавал информацию о месте проживания, статусе человека, а иногда и о занятии.

Девичьи и женские головные уборы необычайно разнообразны по конструкции, использованию материалов и способами ношения. В народном традиционном костюме обнаруживается чёткое деление головного убора на девичий и женский. Перемена причёски и подбор волос под головной убор – основные отличия замужней женщины от девушки. Обычай закрывать волосы замужней женщины очень древен, он стал исчезать в начале XX века. Девичьи головные уборы открывали волосы.

Лента была самым распространённым девичьим головным убором, она считалась своеобразным символом девичества. Для молодой девушки лента была самым лучшим подарком. Иногда в косу вплетали несколько лент. Ленту могла заменить косынка, сложенная в несколько раз.

Перевязка – девичий головной убор, представляющий собой полоску ткани на подкладке из холста. Её надевали на темя или лоб, завязывали тесёмками на затылке пол косой. Дополнением к перевязке могла служить лента, завязанная сзади. В северных губерниях Европейской России перевязку обычно украшали позументом, золотой вышивкой, жемчугом или белым бисером, перламутром, цветным стеклом в металлической оправе. К любой части перевязки могла быть прикреплена поднизь из бисера или жемчуга.

Представленная перевязка бытовала на территории Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Её образец разработан на основе подлинника, хранящегося в фондах Карельского государственного краеведческого музея г. Петрозаводска. Данный девичий головной убор имеет сборную конструкцию, состоит из очелья прямоугольной формы на жёсткой основе и широкой ленты-накосника прямоугольной формы.

В Олонецкой губернии широкое распространение имели девичьи ажурные короны, иногда встречались другие названия: коруна, конура. Корона – составляющая часть девичьего праздничного головного убора, представляет собой ажурный венец. Его изготавливали из картона проклеенного с изнанки холстом. Лицевая сторона короны орнаментирована металлической нитью, белым шнуром, речным жемчугом или бисером, стеклярусом, бусинами и стёклами, вставленными в медные оправы, вставками фольги. Обычно короны носили с жемчужной сеткой-поднизью и бантом. Стоили короны дорого, их берегли и передавали по наследству.

Короны были распространены в Петрозаводском, Олонецком, Пудожском, Вытегорском и Лодейнопольском уездах.

Олонецкий однорогий кокошник в форме жёсткой шапочки, состоящий из боковых пауш, донца и позатыленя. Очелье кокошника богато вышито речным жемчугом, по краю очелья – поднизь из одной или нескольких сеток, жемчужных или бисерных.

Кокошники имели широкое распространение на территории Карелии в конце XVIII-XIXвв. Представленный кокошник - женский праздничный головной убор из бархата на твёрдой основе. Кокошники данного типа бытовали в Олонецкой губернии на рубеже XIX – XXвв. у русских Заонежья и Пудожья, олонецких карелок, которые приобретали кокошники на ярмарках от мастериц. Их могли носить и с поднизью. Декорированы кокошники вышивкой золотыми нитками по очелью и донцу.

Повойники, украшенные золотным шитьём, бытовали в Карелии во второй половине XIX в., широкое распространение имели в Поморье и среди северных карелов. Это были праздничные женские головные уборы. Праздничные повойники были очень красивыми, они имели, как правило, жёсткое донце, украшенное шитьём золотой или серебряной нитью. Русские Карельского Поморья и карелы Северной Карелии называли их «картой», «кружком».

Золотошвейное дело было развито в Сумском Посаде, и повойники попадали к карелам, где служили образцами для шитья собственных головных уборов. В декоре повойников преобладают симметричные или свободные растительные узоры с длинными узкими листьями, побегами из листьев и цветов. Техника золотного шитья, которая использовалась для орнаментации повойников, называлась вышивкой «по карте», ведущим в исполнении был шов «вприкреп»: вырезанные из картона фрагменты узоров пришивались к ткани, а затем застилались стежками золотых нитей. Могли шить золотом поверх узора покрытого толстыми хлопчатобумажными нитями. Контуры рисунка часто обшивались кручёным шнуром, дополнительным украшением были блёстки, канитель, стразы.

В праздники повойники носили особым образом: сворачивали косынку и повязывали её по очелью. Сверху на косынке могли быть закреплены броши или жемчужные нити-«перо».

Сорока – головной убор замужних женщин. Сороку умела шить каждая крестьянка. Сороки были различны по форме, характеру ношения, орнаментации. Сорока состояла из очелья-передней части, крыльев - боковых частей и задней части. Сороки, которые носили старухи, были вышиты шерстью, в отличие от сорок, предназначенных для молодых женщин, у которых они были украшены блёстками и золотным шитьём.

Данный женский головной убор имеется в фондах краеведческого музея г. Петрозаводска. Этот тип сорок бытовал на севере Карелии. В конце XIX века их уже не носили. Северно-карельские сороки изготавливались из льна в сочетании с кумачом, который нашивали на очелье. Особенность внешнего вида данных сорок состоит в том, что в верхней части очелья сделан глубокий клиновидный вырез. На кумачовой вставке выполнена вышивка с применением геометрического мотива. Вышивка на северно-карельских сороках имела магическое значение.

По своему происхождению, данный тип сорок более поздний. Они бытовали на северо-западе Карелии. Для изготовления калевальской сороки часто применялась церковная ткань. На отлётной детали(позатыльнике) они были орнаментированы вышивкой бисером, стразами, пуговицами. На очельях калевальских сорок вышивка заменена позументной лентой.

Сороки, орнаментированные золотыми нитями, были широко распространены в Каргапольском уезде Олонецкой губернии, Карельском Поморье, Пудожье. Сорока состояла из очелья, боковых завязок-«крыльев» и затылочной части – «хвоста». Очелье таких сорок изготавливалось из дорогих тканей: бархата, парчи, шелка. На очелье была выполнена вышивка золотыми нитками. Сороку носили обязательно с платком, который надевали таким образом, чтобы была видна только вышитая золотом часть очелья.

Все головные уборы носились с платками В конце XIX- началеXXвв большое распространение стали получать покупные платки и шали. У каждой женщины имелось много атласных, гаручных, ситцевых платков, косынок и шалей. Платки были не только головными, их носили и наброшенными на плечи. Рни могли надеваться поверх сороки или повойника, несколько одновременно – один на другой – и повязываться по-разому. Платок был самым желанным подарком. К конце XIX века платок получил такое распространение, что его уже можно было считать основным головным убором крестьянских женщин. Праздничные платки отличались нарядностью, яркими узорами. Повседневные – однотонные или в клетку – выглядели скромнее. Головные уборы женщин с возрастом менялись: форма становилась более мягкой, уменьшалось количество украшений, цветовая гамма была сдержанной.

Повойник – это головной убор замужней женщины. Термин «повойник» впервые упоминается в 1158 г. в Ипатьевской летописи. Повойники получили широкое распространение в Карелии во второй половине XIXв., они имели свои отличительные черты в каждом уезде. Бытовали в Петрозаводском, Повенецком, Пудожском уездах и в Поморье.

Повойник имел вид облегающей голову шапочки с мягким «очельем» и плоским донцем. Донце могло быть круглым, копытообразным, овальным. Сзади повойник собирали на шнурок.

Почти всегда дополнением к женскому костюму служили ожерелья, бусы, серьги. Не только качество тканей их одежды, покрой, но и украшения определяли различия в социальном положении женщины. Традиционные украшения на Севере России были выполнены большей частью из бисера или речного жемчуга. Не случайно в приданое во многих семьях давали жемчуг на украшения и одежду. Невозможно представить себе поморскую женщину или девушку без жемчужных нитей.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: