УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ




Цель занятия: совершенствование навыков литературоведческого анализа текста на примере новеллы «Ожерелье» и формирование личной жизненной позиции на примере выбора героев произведения.

Задачи:

Обучающая:

• уметь определять ключевые вопросы темы занятия и выделять

проблемные ситуации в теме;

• уметь давать характеристику героев произведения.

Развивающая:

• развивать коммуникативные компетенции учащихся в процессе

обсуждения темы;

• развивать память, мышление учащихся;

• развивать коммуникативные навыки в процессе ответа на вопросы.

Воспитательная:

• воспитывать чувство меры при определении нравственных критериев жизненной философии и поступков героев.

 

Если хочешь быть счастливым - будь им!

(К.Прутков)

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесёте своё внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет вам на плечо.

(В. Франкл)

Часто счастье ищут так же, как очки: когда они на носу.

(Ф. Дроз)

Каждый человек стремится в этой жизни быть, как минимум, счастливым. Но как им стать – вот в чем вопрос? Что для этого нужно? От человека? От жизни? А может быть, просто ждать от жизни подарков, которые и станут началом долгого безоблачного счастья?

Лев Николаевич Толстой говорил: “Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь”. Мудро, вроде бы просто.

Но как это осуществить в реальности?

Насколько возможна ситуация самостоятельного “созидания” счастливой жизни и как человек это реализует, имея личные представления о том, удалась жизнь или нет?

Созидателем или разрушителем своей судьбы становится человек, стремясь к благополучию, невзирая на способы и средства достижения предполагаемой цели?

Герои новеллы “Ожерелье” помогут нам в этом разобраться.

Произведение «Ожерелье» написанно в 1884 году.

Тема. Мопассан показывает ужас и несправедливость социального строя, который основан на власти денег, фальшивых репутаций и показном благополучии.

Жанр. «Ожерелье» ‒ это новелла, т. е. короткий рассказ с неожиданным финалом, который заставляет читателей полностью переосмыслить художественное произведение.

Проблематика. В своей новелле Мопассан поднял сразу несколько жизненных проблем:

- конфликт желаний и возможностей,

- несоответствие духовной организации человека социальным условиям его существования,

- пагубное воздействие буржуазного общества на душу,

- человеческую слабость и страх перед более успешными в социальном плане людьми.

Композиция «Ожерелья» строится по классическому для новеллы принципу.

В экспозиции автор знакомит читателя с обстоятельствами жизни и характером главной героини – г-жи Матильды Луазель, жены небогатого чиновника. Девушка рисуется им как существо слабое, красивое и тянущееся к лучшей жизни, в окружении изысканных вещей и людей. Она необычайно красива, нежна и тонко чувствует красоту. Матильда ненавидит серую жизнь супруги бедного чиновника. Она мечтает о другой, богатой жизни среди аристократов. Так же, как сейчас многие девушки мечтают о «гламурной» жизни, которую видят на страницах глянцевых журналов.

Завязка новеллы является и естественным продолжением экспозиции, и самостоятельным сюжетным элементом. Чтобы развеять тоску Матильды, супруг, господин Луазель, с трудом сумел достать приглашение на праздничный вечер в министерство.

Конфликт произведения имеет двунаправленный характер: постоянно борющаяся сама с собой г-жа Луазель вынуждена выступить ещё и против неблагоприятных внешних обстоятельств. Стремящаяся ко всему дорогому и великосветскому, Матильда, с горечью осознаёт, что ей не в чем пойти на вечер в министерство её мужа. Деньги на платье Матильде даёт муж. И вот для праздника куплено новое платье, но у бедной чиновницы нет украшений. А прикалывать к платью живые цветы она не хочет из-за страха, что все догадаются о её бедности. Дорогое ожерелье с бриллиантами госпожа Луазель берёт взаймы у своей богатой подруги-аристократки, с которой они воспитывались в монастырском пансионе, г-жи Форестье. Счастливая героиня попадает на министерский бал, затмевает собой всех присутствующих и сполна наслаждается тем вниманием, о котором мечтала всю жизнь. Вечер в министерстве для Матильды Луазель стал временем короткого триумфа и абсолютного счастья. Но с вершин восторга женщине пришлось упасть в бездну отчаяния.

Кульминация новеллы приходится на момент возвращения героев домой, где Матильда и её муж обнаруживают пропажу дорогого бриллиантового ожерелья. Их жизнь полностью изменилась. Дальнейшие события произведения развиваются по нисходящей линии. Герои в начале ищут оригинальную драгоценность, затем взамен потерянного, чтобы госпожа Форестье не догадалась о пропаже, супруги купили точно такое же ожерелье, заказав точную копию у ювелира. Отдав ожерелье хозяйке, супруги Луазель на десять лет погружаются в нищенскую жизнь – за один миг счастья они платят годами тяжёлой работы. Им пришлось отказаться от прислуги, снять крохотную квартирку на мансарде, познать нищету и тяжёлую работу, в течение десяти лет выплачивая долг за ожерелье стоимостью тридцать шесть тысяч франков.

С беспощадной бесстрастностью Мопассан пишет о том, как нищенская жизнь меняет Матильду. «Г-жа Луазель сильно постарела. Она стала шире в плечах, жестче, грубее, стала такою, какими бывают хозяйки в бедных семьях. Она ходила растрепанная, в съехавшей на сторону юбке, с красными руками, говорила громким голосом, сама мыла полы горячей водой».

Хрупкая красавица, мечтающая об аристократической жизни, превратилась в сильную и грубую женщину из простонародья, которая стойко терпела все лишения и невзгоды. Матильда Луазель за 10 лет изменилась настолько, что её бывшая подруга, госпожа Форестье, не смогла узнать её. Только через 10 лет, освободившись от долга, женщина решается рассказать о потере ожерелья.

Случайная встреча Матильды с г-жей Форестье на Елисейских полях удивляет всех и, прежде всего, читателя неожиданным финалом: алмазное ожерелье оказывается фальшивым,как и весь тот мир, к которому так стремилась главная героиня в начале своей жизни.

Последняя реплика в рассказе звучит словно гром среди ясного неба.

«О бедная моя Матильда! – восклицает госпожа Форестье. ‒ Ведь мои бриллианты были фальшивые! Они стоили самое большее пятьсот франков».

Писатель оставляет свою героиню в момент потрясения. Он не описывает её реакцию и её дальнейшие действия. Мы не можем предположить, вернёт ли госпожа Форестье супругам деньги за настоящие бриллианты, которые стоили едва ли не в сто раз дороже, чем её фальшивка. Важно не это.

Важно то, что блеск, о котором мечтала Матильда Луазель, оказался фальшивым, как эти бриллианты. Важно то, что за фальшивку супругам Луазель пришлось платить не только небольшим наследством, но и молодостью, красотой, десятью годами адского труда.

Всего этого не было бы, если бы Матильда так страстно не стремилась выглядеть богаче, чем она есть и приколола бы на платье живые цветы. И если бы её подруга честно призналась с самого начала, что ожерелье фальшивое. Но если бедной чиновнице хочется спрятать свою бедность, то богатая аристократка не гнушается фальшивок, чтобы поднять в чужих глазах свой статус.

В смысловом отношении «Ожерелье» распадается (и графически разделяется самим автором) на три части: в первой, самой большой, рисуется спокойная и обеспеченная жизнь г-жи Луазель как жены мелкого чиновника; во второй, средней по объёму, даётся сцена бала и последующие за ним злоключения главных героев; в третьей, самой маленькой, описываются тяжёлые рабочие будни г-жи Луазель, вынужденной влачить жалкую жизнь простолюдинки.

Герои

Художественный образ г-жи Луазель психологически выверен и изменчив: нежная, хрупкая, тонко чувствующая красоту и богатство, жестоко страдающая вне того круга вещей и людей, к которым лежит её душа, девушка со временем превращается в сильную, закалённую работой и естественной жизнью женщину. Былая стыдливость (нежелание показаться на людях в платье с живыми цветами, страх признаться в пропаже драгоценности лучшей подруге) сменяется в Матильде на простую, рабочую честность человека, который сполна заплатил по своим счетам.

Её супруг, г-н Луазель с самого начала повествования представляет собой цельный характер: он гордится своей работой, ему комфортно в своей среде (у него есть друзья, с которыми он мечтает летом охотиться; он с радостью ест суп с капустой, от которого воротит Матильду), он любит свою супругу и готов дать ей всё, что у него есть. Пропажу ожерелья г-н Луазель воспринимает с должным смирением и, как человек исключительной честности, решает проблему, отдав за минутное удовольствие любимой женщины своё наследство и привычную жизнь в квартире с прислугой.

Г-жа Форестье представляет собой ярко выраженный буржуазный характер: она богата, снисходительна и неизменно добра к своей подруге. Вот только всё её богатство на поверку оказывается внешним: её ожерелье сделано из фальшивых алмазов, а она сама настолько привыкла к этому обману, что даже не считает нужным рассказывать об этом Матильде.

ВЫВОД. Ги де Мопассан показывает, как в обществе, построенном на погоне за деньгами и статусом, можно легко погубить человека с помощью одной фальшивой безделушки.

И.Бунин. «Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно -

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.


В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: