Игра «Превращения»: превратите простые предложения в сложносочинённые. Запишите.




Дата 11.05.20

Группа №81, машинист крана/крановщик

Тема: Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Цели урока: сравнение сложносочинённого предложения с другими видами сложных предложений и с простыми предложениями с однородными членами; анализ логической структуры определения сложносочинённых предложений;

Ход урока

Организационный этап.

Запишите сегодняшнее число и тему в тетрадь.

Сегодня мы продолжим изучать сложносочинённые предложения. Вы знаете, что сложносочинённым предложениям присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные со значением союза, порядком следования частей и интонацией. Всё это позволяет интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких и выразительных словесных картин.

«Верные и неверные утверждения»

Запишите только верные утверждения. Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами.

А) Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких простых предложений.

Б) Одна часть сложносочинённого предложения зависит от другой.

В) Для связи частей сложносочинённого предложения используются сочинительные союзы.

Г) Союзы А, НО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЕСЛИ, ИЛИ, ЧТО – сочинительные.

Д) В сложносочинённом предложении перед союзом И всегда ставится запятая.

 

Основная часть.

Понятие о сложносочинённом предложении

1. Сложносочинёнными называют такие сложные предложения, в которых простые предложения (предикативные части) связаны между собой сочинительными союзами и интонацией: Солнце скрылось за облаком, и на пашню легла тень.

Как видно из примера, данное сложносочинённое предложение, во-первых, состоит из двух простых предложений (предикативных частей):

1.Солнце скрылось за облаком.

2.На пашню легла тень.

Во-вторых, простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложного предложения, не зависят друг от друга: от одной части к другой нельзя поставить вопрос к другой. Части сложносочинённого предложения связаны между собой сочинительной связью.

 

В-третьих, хотя простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложносочинённого предложения, и имеют относительную независимость, вместе они составляют единое смысловое целое, одно сложное предложение.

 

2. Связь простых предложений (предикативных частей) в составе сложного предложения передаётся с помощью: а) сочинительных союзов (в нашем примере это соединительный союз И); б) интонации: голос повышается в конце первой части предложения и понижается в конце всего сложного предложения:

 

Солнце скрылось за облаком, и на пашню легла тень.

Предложение в целом, а не одна его часть имеет интонацию завершённости.

 

3. Используются и дополнительные средства связи. Например, наличие общего второстепенного члена для частей предложения. В этом случае запятая перед союзом И не ставится.

Вечером похолодало и пошёл снег.

4. Иногда в сложносочинённом предложении перед союзом И ставится тире.

Тире ставится, если происходит быстрая смена событий или их внезапность:

Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин.)

5. Запятая перед союзом И не ставится:

А) если его части объединены

второстепенным членом

общим придаточным предложением.

Например:

С каждым шагом вперёд горная панорама точно раздавалась всё шире и шире и небо делалось глубже. (Д. Мамин - Сибиряк.)

Звёзды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев.);

 

Б) если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

Например:

Это кто такие и что им надобно?

Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Например:

Я стал читать и скоро пристрастился к книгам.

 

Я стал читать, и во мне пробудилась страсть к книгам.

 

Обобщение материала

ССП:

• Два и более простых предложения.

• Части ССП не зависят друг от друга.

• Сочинительные союзы.

• Интонация.

• Единое смысловое целое.

 

Контрольное задание

1. Выпишите номера сложносочинённых предложений. Обоснуйте свой выбор.

1) Роскошное утро, везде блестит роса на траве.

2) Пришло время, когда грибам стало тесно.

3) Лиловый подлесок пожелтел, и под ними уже ковёр жёлтой листвы.

4) Тихо, и синева повисла между ещё зелёными дорожками.

(М. Пришвин.)

5) Откуда-то прилетела сорока и отчаянно застрекотала.

6 ) Став лицом к солнцу, Вася пошёл в противоположную сторону и почти сразу же набрёл на крохотный родничок. (П. Проскурин.)

7) Полюбуйся: весна наступает… (И. Никитин.)

8) Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

9) То солнце тусклое блеснёт, то туча чёрная висит.

10) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

11) Всё проходит, да не всё забывается.

 

2. Дополните сложносочинённое предложение общим второстепенным членом. Что изменится? Запишите полученные предложения.

1) Набежала туча, и брызнул короткий дождь.

2) Город кончался, и начиналось поле.

3) Дверь отворилась, и вошёл довольно высокий человек.

4) Конь остановился, и всадник резко побледнел.

5) К крыльцу подъехала бричка, и из неё вышла незнакомая дама.

Игра «Превращения»: превратите простые предложения в сложносочинённые. Запишите.

1)Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длилось недолго.

2)Недавно прошёл дождь. Дорога уже сухая.

3) Плуг врезается в землю, медленно переворачивая тяжёлые пласты.

4) Сверкнул луч солнца и всё вокруг преобразил.

Ребята, конспект урока и контрольное задание скидывайте мне на электронную почту tata_kol1991@mail.ru Удачи!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: