Пастырское душепопечение




 

Перейдем теперь к более сложному и, откровенно можно сказать, наболевшему в настоящее время в Русской Церкви вопросу о духовничестве. Проблема нормальной духовнической практики уже много лет обсуждается в нашей Церкви. Давно говорилось о неправильном подходе ряда духовников к церковной и личной жизни своих пасомых.

Еще патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем выступлении на Епархиальном собрании Москвы 16 декабря 1997 года говорил о необходимости упорядочения духовной дисциплины. Святейший Патриарх отметил неправильный подход некоторых пастырей к епитимийной практике, а также к вопросу о гражданском браке. Стали появляться случаи не допуска к Причастию людей, состоящих в невенчанном браке. Патриарх признал действия таких священников неправильными.

Но голосу Первосвятителя вняли не все. Поэтому через год потребовалось Священному Синоду Русской Православной Церкви издать особое определение по этому вопросу. Были отмечены и другие нарушения пастырской этики: указания своим духовным чадам вступать в брак или принимать монашеский постриг в обязательном порядке; запреты обращаться за медицинской помощью, на участие в выборах, службы в армии и тому подобное; создание общин на непререкаемом авторитете пастыря с негативным отношением к Священноначалию… Священный Синод постановил прекратить такое самоволие некоторых священников и обязал епархиальных Преосвященных внимательно наблюдать за духовнической практикой священников вверенной им епархии.

Посмотрим, как эту ситуацию оценивал митрополит Антоний (Блум), на основе его беседы с игуменом (ныне митрополитом) Илларионом (Алфеевым). Название этой беседы в изданном варианте уже заставляет отнестись к ней серьезно - "Берегитесь, братья мои, священники!"

Первые слова владыки сразу дают нам понять, что его позиция бескомпромиссна. Он считал, что духовники, которые своими поступками разрушают церковную жизнь, разрушают человеческие души или вносят соблазн в среду своих духовных чад, должны быть подвергнуты строгим дисциплинарным мерам. Относительно участившихся в последнее время случаев так называемого "младостарчества" владыка отозвался следующими словами. Сначала он определил, что старец - это благодатное состояние. Старцев не "выделывают" (по выражению митрополита), старцы рождаются силой Святого Духа. В духовничестве владыка выделял три степени. Первая: приходской священник, роль которого совершать требы. Страшное право стоять перед престолом Божиим, где только Христос имеет право стоять, не дает еще ему право или возможность руководить другими людьми. Он может произносить проповеди, но не "отсебятину", а руководствуясь опытом и традицией всей Церкви. Другая степень: священник более опытный и старше, который призван давать наставления другому человеку о том, как идти от земли на небо. Но и этот священник должен быть предельно осторожен. Ему не нужно говорить того, чего он опытно не пережил и своим нутром не прочувствовал. Если священник не знает ответа на вопрос пришедшего к нему человека, то следует честно в этом признаться и молиться, чтобы Господь Сам все устроил. Есть еще третий уровень - это старчество, "уровень тех людей, которые, говоря образно, почти всю дорогу прошли до дверей Царства Небесного, может быть, не вошли в него, а может, допущены были в него, но были посланы обратно на землю, к нам, чтобы нас вести в это Царство". Священнику самому себя старцем не сделать. Старцами не рождаются. Это люди, которых коснется благодать Святого Духа, и которые откликнуться на зов Божий и останутся верными Господу до конца. Вопрос о старчестве - это не вопрос о возрасте священника, его сединах, это разговор о том, чему пастырь научился за свою жизнь и что может сказать людям. При этом старец не дает приказов, он советует, не ущемляя свободы приходящих к нему с вопросами.

Владыка Антоний напоминал, что священник на исповеди не судья, а свидетель ("аз же точию свидетель есмь" - говорят нам слова молитвы из чина Исповеди). Такое положение следует принимать со смирением, а не возвеличивать себя. "Берегитесь, братья мои, священники, - взывал митрополит Антоний. - Берегитесь, не принимайте на себя роль, которая не соответствует вашему духовному возрасту, будьте просты! Будьте просто священниками - это уже так много".

Относительно вопроса о браке или монашестве как для будущего священника, так и для мирянина, митрополит Антоний однозначно отдавал предпочтение человеческой свободе и духовной зрелости. Самое главное, по его мысли, чтобы в том или другом качестве человек смог раскрыть все драгоценные глубины своей души, чтобы его жизнь была направлена на любовь к людям и прославление любви нашего Творца. Важно, чтобы человек остался самим собой, чтобы радость жизни в нем не угасала, и чтобы эту жизнь он нес другим людям и зажигал их сердца огнем вечной совершенной Любви.

Много говорил владыка Антоний о частных вопросах исповеди детей и взрослых людей, на которых мы не будем здесь подробно останавливаться. Дух его высказываний остается все тот же. Главное - это любовь к человеку, желание открыть для него путь ко Христу, чтобы Господь наш Иисус Христос мог стать для каждого человека его личным Другом, огорчать и предавать Которого - это большая рана для человеческой души. Именно такое побуждение позволяет человеку бороться с грехом, очищать свои мысли и помогать ближнему, который есть "икона Христа" на земле.

Чтобы не создавался на приходах культ личности священника, владыка рекомендовал пастырям всегда помнить то, что сказано в начале Заповедей блаженства: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф.5: 3). Нищета духовная для пастыря - когда он понимает глубоко в своей душе, что в нем ничего нет, кроме того, что ему дал Бог. Все хорошее, что только может в нем быть, - это дар Божий, которым хвастать не подобает. Все свои дары священник должен употребить на пользу другим, но со смирением и благодарением за все Богу. Священнику необходимо все время бороться с поклонением себе, чтобы люди не видели в нем того, чего нет.

В этом контексте следует сказать и о послушании, которое не заключается в том, чтобы раболепно исполнять приказания священника, даже если они подаются в форме советов. Послушание митрополит Антоний выводит от слова "слушание". Цель послушания состоит в том, чтобы научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек. Такое послушание относится не только к церковной практике, но и ко всем взаимоотношениям между людьми. Нам всем следует научиться, когда кто-то говорит, особенно если это наш духовный отец, вслушиваться в его слова, и через тон его голоса, через всю его личность понять тот духовный опыт, благодаря которому эти слова появляются. Очень важно, особенно для монастырского послушания, "избрать духовника, с которым ты созвучен, который тебя может глубоко в Боге полюбить, и которого ты можешь воспринять как человека, который тебе дан от Бога". Сам духовник должен быть осторожен в том, что он советует, так как он не всегда знает обстановку жизни данного человека и может дать заведомо неисполнимый совет. В подобных случаях духовник говорит теоретически, не от собственного опыта и не от духовной истины.

В заключение беседы митрополита Антония о духовничестве приведем его слова, которые могут послужить кратким, но верным правилом духовнической практики: "Взаимное отношение духовника с духовным чадом заключается в том, чтобы духовник глубоко вглядывался в эту душу, вслушивался в эту душу, старался эту душу понять и никогда не говорил ничего, что до конца не продумано и может оказаться соблазном".

Слова владыки Антония, давно уже произносимые им в его беседах о исповедальной практике пастырей, как никогда актуальны и сейчас. Они совпадают с высказыванием великого человека, Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Алексия II: "Подлинный старец, прежде всего благодаря высокой духовности, бережно относится к каждому конкретному человеку. В силу своей опытности и благодатного дара он раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые созвучны его духовному устроению и возрасту".

Созвучность слов многих ныне служащих иерархов и пастырей Православной Церкви с тем, что много лет назад говорил владыка Антоний, свидетельствуют о том, что мысли и рассуждения Сурожского митрополита близки нам и сегодня. Его опыт архипастырского служения полезен и назидателен для каждого священнослужителя. Несмотря на то, что владыка Антоний уже ушел из земной жизни, мы, читая его беседы и проповеди, ощущаем его живое обращение к каждому из нас. Остается только одно, внять его советам, взять все самое лучшее из его опыта и этим руководствоваться в пастырской деятельности, и вообще в доброй христианской жизни.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: