Власть и церковь в начале 18 века




Кафедра истории и

Культурологии

 

 

Б1.Б.1 ИСТОРИЯ

 

Методические указания

Для подготовки реферата

 

 

Уфа 2015


УДК 94

ББК 63.3

М 54

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол №_8__от «_29__» _апреля____2013 г.)

 

 

Составила:

ст. преподаватель к. и. н. Воронцова Ю. С._______________________

 

Рецензент:

к. и.н., доц. Зарипова Р. К.__________________________________

 

 

Ответственный за выпуск:

зав. кафедрой истории и культурологии,

доц. Семенова Л. М._______________________________________________

 

 

 

Раздел 1. Общие положения при написании реферата

 

Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение в письменном виде или в форме публичного доклада сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Текст в единичном экземпляре, написанный от руки или набранный на компьютере и распечатанный на принтере с авторскими исправлениями и примечаниями так же называют рефератом.

Реферат является научной работой, поскольку содержат в себе элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знаний и регламентируются государственными стандартами. Для указанной научной работы необходимо выполнять следующие требования: общие требования, правила цитирования, правильное оформление ссылок, библиографического списка, правила сокращения и использования числительных и пр.

Автор реферата несет персональную ответственность не только за достоверность данных, приводимых в этом виде работы, но и за качество их оформления. Реферат должен нести полную и объективную информацию о выполненной работе, подтверждая умение автора правильно решать поставленные задачи.

Реферат должен быть написан научным стилем, что предполагает передачу информации научного характера; функционирование в образовательной среде; в качестве адресата - преподавателя, т.е. специалиста, или студентов, заинтересованных в получении данной информации; демонстрацию характерных языковых особенностей письменной разновидности научно-учебного стиля литературного языка.

Научный стиль обладает рядом характеристик:

· точность – строгое соответствие слов обозначаемым предметам и явлениям действительности (знание предмета и умение выбирать необходимую лексику);

· понятность – доступность речи для тех, кому она адресована (правильное использование терминов, иностранных слов, профессионализмов);

· логичность, последовательность – четкое следование в изложении логике и порядку связей в действительности (первоисточнике);

· объективность - отсутствие субъективных суждений и оценок в изложении информации;

· абстрактность и обобщенность – отвлеченность от частных, несущественных признаков;

· преобладание рассуждения как типа речи над описанием и повествованием; графическая информация – наличие схем, графиков, таблиц, формул и т.п.

При написании реферата необходимо учитывать особенности письменной научной речи, которая в отличие от речи устной, подразумевает:

· определенную степень подготовленности к работе;

· возможность исправления и доработки текста;

· наличие композиции – строения, соотношения и взаимного расположения частей реферата;

· выдержанность стиля изложения; строгое следование лексическим и грамматическим нормам.

 

Раздел 2. Цели, функции, задачи реферата. Виды реферата

 

Реферат — письменная работа, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до нескольких месяцев). Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемой теме. Реферат отвечает на вопрос — что содержится в определенной публикации (публикациях). Однако это не механический пересказ конкретных книг и источников, а изложение их существа в соответствии с поставленной темой. В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. В реферате необходимо представить развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Таким образом, реферат выполняется на основе творческого обобщения изученных источников и литературы, содержит теоретическое обоснование и конкретный фактический материал.

Использование реферата в качестве промежуточного или итогового отчета студента о самостоятельном изучении какой-либо темы учебного курса предполагает, прежде всего, установление целей и задач данной работы, а также его функциональной нагрузки в процессе обучения.

Целью реферата является:

· изложение какого-либо вопроса на основе обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких первоисточников;

· углубление и закрепление знаний в изучаемой области;

· приобретение навыков работы с литературой и историческими документами.

Принимая во внимание, что реферат - одна из форм интерпретации исходного текста одного или нескольких первоисточников, следует сформулировать задачу: создать новый текст на основе имеющихся текстов, т.е. текст о тексте. Новизна в данном случае подразумевает собственную систематизацию материала при сопоставлении различных точек зрения авторов и изложении наиболее существенных положений и выводов реферируемых источников.

Функции реферата можно сгруппировать определенным образом. Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.

Функции учебные:

· информационная – расширение дисциплинарного кругозора;

· познавательная – усвоение научных сведений, дополняющих обязательную систему знаний;

· стимулирующе-мотивационная - формирование у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности в их получении;

· коммуникативная – связующая, устанавливающая контекст учебной дисциплины;

· развивающая – развитие интеллектуальных способностей личности.

Функции научно-исследовательские:

· обучающая – овладение методикой анализа научных материалов;

· ориентационная – ориентация в современных научных подходах в оценке той или иной области знаний; интерпретационная – преобразование имеющихся текстов первоисточников в собственный (текст реферата);

· систематизирующая – навыки системной работы; подготовка к последующим курсовым и дипломным работам;

· культурно-речевая - умение осуществлять отбор языковых средств для оформления письменных научных текстов.

Функции вспомогательные:

· воспитывающая – формирование мировоззренческой и ценностно-ориентационной культуры личности;

· организационная – приобретение или совершенствование навыков самостоятельной работы, формирование способов деятельности.

Таким образом, наблюдаемая полифункциональность свидетельствует о том, что написание реферата является необходимым и обязательным умением в процессе получения высшего профессионального образования. Навыки этой работы можно приобрести, прежде всего, в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также дисциплин естественно-научного и общепрофессионального циклов.

Формированию навыков должны способствовать знания о специфике реферата как научно-учебного жанра и соблюдения требований к его написанию.

Прежде всего, следует помнить, что реферат не должен отражать субъективных взглядов студента на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Основными требованиями к реферату считаются:

· информативность и полнота изложения основных идей первоисточника;

· точность изложения взглядов автора - неискаженное фиксирование всех положений первичного текста,

· объективность - реферат должен раскрывать концепции первоисточников с точки зрения их авторов;

· изложение всего существенного - «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях» (М.В. Ломоносов);

· изложение в логической последовательности в соответствии с обозначенной темой и составленным планом;

· соблюдение единого стиля - использование литературного языка в его научно-стилевой разновидности;

· корректность в характеристике авторского изложения материала.

Можно выделить следующие виды рефератов:

По характеру воспроизведения информации различают рефераты репродуктивные и продуктивные:

Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста:

· реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения;

· реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы:

· реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу;

· реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.

По количеству реферируемых источников:

· монографические – один первоисточник;

· обзорные – несколько первичных текстов одной тематики.

По читательскому назначению:

· общие - характеристика содержания в целом; ориентация на широкую аудиторию;

· специализированные - ориентация на специалистов.

Необходимо помнить, что любой вид реферата должен заканчиваться выводами: в первом случае с выделением новых аспектов, подлежащих изучению; во втором случае с выявлением сущности спора; в третьем - уточнением ценности и сомнительных положений работы.

 

Раздел 3. Этапы работы над рефератом

 

Этапы работы над рефератом можно разбить на условные этапы.

Выбор темы и вида реферата

Тему реферата может предложить преподаватель (смотри Раздел № 7) или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем. Тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения. Тематика реферата может включать: различные исследовательские задачи (постановка серии экспериментов по какой-либо теме курса и т.п.), теоретические вопросы, выходящие за рамки программы курса, исторические исследования (роль каких-либо открытий в развитии науки, деятельность ученых и ее значение и т.п.).

В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы или вопроса, которые не должны быть не слишком широкими или слишком узкими. Тема «История» - слишком широкое понятие, а вот тема «Роль истории в современной жизни человека» подходит для реферативной работы. Необходимо по возможности воздержаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок. Если работа пишется в первый раз, то выбирать рекомендуется конкретные, не расплывчатые в формулировке и научном материале темы. Это убережет от простого описания материала и даст возможность подробно вникнуть в конкретную проблему, и основательно описать ее. Желательно избегать длинных названий в названии реферата.

Тема реферата должна отражать проблему, которая достаточно хорошо исследована в науке. Как правило, внутри такой проблемы выбирается для анализа какой-либо единичный аспект.

Тематика реферата может носить различный характер:

· межпредметный (например, «Пути социокультурного развития – проблемы и перспективы» или «Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке»);

· внутрипредметный (например, «Эмпиризм, материализм и рационализм – основные направления философии Нового Времени»);

· интегративный (например, «Средства массовой информации и их роль в выборах 90-х годов»);

· быть в рамках программы дисциплины или расширять ее содержание (рассмотрение истории проблемы, новых теорий, новых аспектов проблемы).

Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

Изучение основных источников и литературы по теме

Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников и литературы. На этом этапе необходимо знать, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр). Необходимую литературу студент может получить в кабинете гуманитарных дисциплин и читальных залах университета, в Национальной библиотеке Республики Башкортостан им. Заки-Валиди и др.

Знакомство с источниками и литературой целесообразно начать с тематического каталога, в котором представлены:

· документы, относящиеся к изучаемой проблеме;

· монографические работы (монография – научное произведение, с возможной полнотой раскрывающее какой-либо отдельный вопрос, тему);

· сборники статей;

· статьи в журналах и газетах;

· справочная литература (статистические материалы, энциклопедии, словари и т. д.).

Работу с источниками и литературой надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение:

· главного в тексте;

· основных аргументов;

· выводов.

Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.

Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Составление библиографии

Как правило, списком используемой литературы заканчивается научная работа. В список литературы ученик включает весь используемый, цитируемый или просто упомянутый при написании работы материал - книги, журналы, статьи, нормативные документы, электронные ресурсы и т.д. Рекомендуется для написания реферата составить список литературы, которую следует прочитать, читая ее, отмечать и выписывать все то, что должно быть включено в работу. Возле каждого пункта и подпунктов плана необходимо указывать, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал. Потом (в тексте реферативной работы) обязательно обозначается в пронумерованных подстрочных сносках, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты. Желательно, чтобы литературный обзор включал не менее 8-10 источников различной направленности: учебной, научной, научно-популярной, энциклопедической.

Список литературы оформляется соответствующим образом и должен включать в себя фамилию и инициалы автора, название книги, место и год выхода, издательство и др. Количество используемых источников, как уже говорилось, зависит от выполняемой научной работы. Чаще всего список литературы и источников излагается в алфавитном порядке.

Примеры основных библиографических описаний:

Книги одного автора

Марцинковская Т. Д. История психологии [Текст]: учебник / Т. Д. Марцинковская. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 537 с.

Книги двух-трех авторов

Халфин С. А. История науки. Академическая наука в Башкортостане (вторая половина XX века) [Текст]: учеб. пособие / С. А. Халфин, Р. Г. Юсупов; под общ. Ред. Г. В. Ившиной, А. Н. Дягтерева. – Казань.: КГУ; Уфа; УГАЭС, 2006. – 220 с.

Книги четырех и более авторов

Озимая рожь. Возделывание, использование на пищевые, кормовые и технические цели. Проблемы и решения [Текст] / В. А. Сысуев [и др.]. – М.: Росинформагротех, 2007. – 150 с.

Справочные издания

Новый экономический словарь [Текст]: 10000 терминов / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Ин-т новой экономики, 2006. – 1083 с.

Сборники трудов

Вопросы картофелеводства. Актуальные проблемы науки и практики [Текст]: науч. труды / Рос.акад. с.-х.наук, ВНИИ картофельного хозяйства им. А. Г. Лорха. – М.: Россельхозакадемия, 2006. – 595 с.

Сборники материалов конференций

Инновационные технологии в сельском хозяйстве [Текст]: сб. материалов межрег. науч.-практич. конф. молодых ученых / М-во сельского хоз-ва РФ, Пензенская гос. с.-х. Акад., совет молодых ученых Пензенской гос. с.-х. Акад. – Пенза.: ПГСХА, 2006. – 203 с.

Сборники статистических материалов

Россия в цифрах, 2008 [Текст]: краткий стат. Сборник. – М.: Росстат, 2008. – 510 с.

Отдельный том многотомного издания

Справочник инженера-механика сельскохозяйственного производства [Текст]: учеб. пособие: в 2 ч. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Росинформагротех, 2003. – Ч. 1. – 337 с.

Статья из журнала

Интегральное информационное поле в науках о земле [Текст] / Н. П. Лаверов [и др.] //Вестник РАН. – 2008. – Т. 78, № 10. – С. 875-880.

Статья из газеты

Учетные цены на драгоценные металлы [Текст]: на 14.02 //Российская газета. – 2009. – 17 февр. – С. 7.

Статья из сборника трудов, материалов конференций

Афромеева С. А. К вопросу о кредитной кооперации [Текст] / С. А. Афромеева // Наука и молодежь: новые идеи и решения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей / Волгогр. гос. с.-х. Акад. – волгоград, 2008. – Ч. 1.: Экономика и право. – С. 461-462.

Глава, раздел из книги

Сергеев И. В. Инвестиции [Текст] / И. В. Сергеев, И. И. Веретенников //Экономика и организация (предприятий): учебник / И. В. Сергеев, И. И. Веретенников; под ред. И. В, Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.- Гл. 9. – С. 194-260.

Электронные ресурсы локального доступа

Документальная база данных по сельскому хозяйству «АГРОС» 2006-2007 [Электронный ресурс]. – М.: ЦНСХБ, 2007. – Диск 5: январь 2006-декабрь 2007 гг. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Электронные ресурсы удаленного доступа

Гадасин В. Закон и электронный документооборот [Электронный ресурс] / В. Гадасин // Мир связи. Connect. – 2002. - № 2. - Режим доступа: https://daily.sec.ru/dailypbshow.cfm=2002.-16.01.2009.

Нормативно-правовые акты

Конституция Республики Башкортостан: от 24 дек. 1993 г. № ВС-22/15 [Электронный ресурс]: (ред. От 18.09.2008) // СПС «Консультант Плюс». Республика Башкортостан.

Приложения

Содержание приложений к реферату согласуется с преподавателем. В приложении обычно размещаются громоздкие таблицы, схемы, карты, рисунки и т. п. Каждое приложение начинается с новой страницы и должно иметь заголовок. В середине листа пишет слово «Приложение» и указывают его обозначение. Если материал, размещенный в данном приложении, не размещается на одной странице, его переносят на следующие страницы. На каждой странице в середине пишется «Продолжение приложения» с указанием его обозначения. На все приложения должны быть сделаны ссылки в тексте реферата. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Конспектирование необходимого материала, систематизация зафиксированной и отобранной информации

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, номер страницы).

Разработка плана изложения материала

Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Для составления плана необходимо представлять структуру работы, поэтому перед этим необходимо ознакомиться с литературой по выбранной теме. Как правило, в плане в произвольной форме излагаются этапы написания работы и сроки их выполнения. Составленный план показывается преподавателю и уже в соответствии с ним, согласуются дальнейшие действия.

Реализация плана, написание реферата

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал, и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста. С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения.

· Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения;

· В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики. Редакторская правка текста. Проверка оформления списка литературы

Данный этап является заключительной стадией подготовки научной работы. На данном этапе автор сводит весь материал в единую работу, оформляет его в соответствии с установленными требованиями (смотри раздел 5). Приступать к чистовому оформлению работы можно лишь после окончательного обобщения и структурирования материала, после учета замечаний и дополнений руководителя научной работы, после внесения всех дополнений и уточнений. Правильно оформить проект также важно, поскольку в некоторых учебных заведениях отклонение от установленных требований влечет незачет работы. Чистовое переписывание работы должно начинаться только после тщательной проверки материала на отсутствие ошибок, опечаток, после проверки на логичность и последовательность изложения. Также следует проверить точность цитат и ссылок, устранить стилистические ошибки.

Защита работы

Не менее важный этап - защита работы. От этого будет, в конечном итоге, зависеть окончательная оценка. Защита работы, как правило, состоит из доклада, время которого меняется в зависимости от вида работы, и ответов на задаваемые вопросы. Доклад должен быть четким, конкретным, раскрывающим основные положения работы. Студент должен перечислить и описать основные задачи, поставленные перед ним, объяснить причины выбора темы и ее актуальность, далее следует обоснование тех или иных положений работы (кратко и недвусмысленно), и, наконец, сделать соответствующие выводы.

 

Раздел 4. Структура реферата

 

Любой реферат, должен состоять из следующих структурных частей: введения, основной части, заключения и списка используемой литературы (библиографии). Кроме того, работа должна иметь титульный лист, оглавление работы, и по необходимости приложение. Рассмотрим каждую структурную часть подробнее.

Титульный лист

На титульном листе размещаются все выходные данные, касающиеся выполненной работы и краткие сведения об авторе. (Образец оформления титульного листа реферата смотри в приложении № 1).

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. Необходимо разработать как можно подробный план реферата. Этот план может быть предварительным и претерпеть изменения по мере работы. Далее нужно определить (исходя из вида реферативной работы) количество глав основной части. Как правило, это может быть показ различных точек зрения, исследования в различных исторических эпохах или рассмотрение различных аспектов проблемы. Необходимо помнить, что задачи реферата должны соответствовать главам в содержании работы.

Введение

Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. Работа всегда должна начинаться с введения. Объем введения составляет, как правило, 1-2 страницы. Рекомендуется писать введение, как и заключение, после окончания написания основной части, в противном случае, владение материалом будет минимальным, что скажется на качестве введения и заключения (см. пример написания введения в приложении № 2). Введение и заключение пишите только самостоятельно.

Введение начинается с общеизвестных положений, относящихся к данной теме. Указывается цель работы, кратко обосновывается ее актуальность (т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования), приводятся примеры, факты, цитаты, поясняющие значимость работы. Перечисляются все задачи работы, которые вытекают из целей, и которые требуется решить для реализации цели, кратко опишите их содержание. Делается обзор литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, с анализом его сильные и слабые стороны. Поясняются обозначения в реферате: для чего и как выделены понятия, термины.

Введение может содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования.

Основная часть (разделы и подразделы основного содержания в соответствии с планом реферата)

Основная часть реферата должна содержать только тот материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Весь материал распределяется по главам, согласно поставленным задачам. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов). План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования). Главы реферата должны быть соразмерны друг другу. Если в главе несколько проблем, положений, взглядов, методов, то лучше всего использовать подпункты с указанием названия каждой проблемы. Не нужно стремиться к написанию очень объемных по количеству страниц рефератов (помните, что реферат - это краткое изложение), средний объем основной части - 10-15 страниц. Необходимо помнить, что оптимальное количество глав в основной части реферата - 3-5.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из различных источников, может также включать в себя собственное мнение самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции. Хорошая работа не должна ограничиваться простым пересказам литературы, автор должен постоянно делать свои выводы, сравнивать и анализировать существующие точки зрения на какую-либо проблему, приводить цитаты мыслителей и т.д.

Каждая глава должна иметь название, отражающее ее основное содержание. Необходимо последовательно раскрыть все предусмотренные планам вопросы. Писать нужно грамотно, точно, разделять текст на абзацы, не допускать повторений. Всегда нужно проверять и читать написанное. Бывали случаи, когда студент только на защите работы обнаруживает, что его тема совсем не соответствует написанному содержанию. Необходимо после каждого параграфа или главы делать самостоятельные выводы из написанного. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

Заключение

Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении. Сделать эти выводы не сложно - достаточно посмотреть на перечисленные во введении цели и задачи и, в соответствии с ними сделать краткие выводы. В заключение можно также вынести краткие выводы из каждого параграфа или главы работы. Помимо этого, автор описывает практическое значение выводов, и делает свои практические предложения. Объем заключения примерно равняется объему введения и также не делится на части. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы.

Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения - 2-3 страницы. Необходимо помнить, что в заключении нужно обратить внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей - задачи должны быть выполнены, а цели - достигнуты.

Библиография

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг. Необходимо помнить, что «Список использованной литературы» - это составная часть реферата, литературные источники должны быть перечислены на отдельном листе в алфавитной последовательности фамилий авторов или по названиям сборников с указанием места издания, названия издательства и года здания (смотри раздел № 3).

Приложения

Чтобы реферативная работа не была перегружена иллюстративным материалом, вынесите все графики, таблицы, рисунки, схемы, пояснения с фотографиями, гравюрами и т.п. из основной части. С одной стороны, не будет увеличения основной части, а с другой продемонстрирована культура научной работы. Каждое приложение помещается на отдельном листе, пронумеровано, обозначено заголовком.

 

Раздел 5. Правила оформления текста рукописи

 

Реферат должен быть напечатан или написан на бумаге формата А-4 (297х210 мм.) при соблюдении следующих размеров полей: верхнее и нижнее – не менее 20 мм.; левое – не менее 30 мм.; правое – 10 мм. Интервал между строками: 1,5 единицы. Количество знаков на странице (с пробелами и знаками препинания) – 1800. Размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный. Текст в рамки не заключается и печатается (пишется) на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4.

Объем реферата – 20-25 страниц текста. Все страницы реферата нумеруются, начиная с титульного, арабскими цифрами в правом верхнем углу или посредине. Разделы и подразделы в тексте нумеруются цифрами арабского алфавита. Страницы нумеруются в нарастающем порядке. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию работы).

Каждая структурная часть работы (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.

Заголовки разделов реферата пишут без точки в конце. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. У подразделов – первая буква – заглавная, далее строчные буквы. Например:

1. Отмена крепостного права в России

1.1. Подготовка крестьянской реформы

1.2. Сущность реформы 1861 г.

При написании реферата данные, заимствованные из различных источников, высказывания, цифры и пр. следует сопровождать ссылками. Такие данные называются цитатами. Цитата - это выдержка из какого-либо текста, включенная в собственный текст. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком он дан в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания. Пропуск слов, предложений, абзацев допускается при цитировании лишь тогда, когда это не искажает всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на местах пропуска. Если цитата воспроизводит только часть исходного текста, то после открывающихся кавычек ставится многоточие, а сама цитата начинается с маленькой буквы. Например: Марк Аврелий удивлялся «…человек возмущается злом, исходящим извне… а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти». Тоже относится и к случаям, когда цитата органически входит в состав предложения. Например: И. С. Тургенев писал, что «жалок тот, кто живет без идеала».

Каждая цитата обязательно должна сопровождаться ссылкой на источник. В этом случае в тексте после цитируемого материала в скобках указывается порядковый номер литературного источника по разделу «Библиография». Например, (3).

При использовании сносок их помещают внизу этой же страницы с отделением от основного текста небольшой горизонтальной чертой. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся, через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст.

Для сокращения слов в тексте используют, как правило, следующие способы:

· пишут первые буквы слов (ст. - статья, др. - другие);

· оставляют одну, первую букву слова (г. - год, и т.д. - и так далее);

· оставляют часть слова (обл. - область, акад. - академик);

· пропускают часть букв в середине слова, заменяя их дефисом (изд-во - издательство).

Можно использовать при сокращении и аббревиатуры, такие как "ВУЗ", "завуч", СМИ. В этом случае сразу после сложного термина в скобках пишется аббревиатура, а далее по тексту уже можно использовать заданное сокращение. Например, "Российская Федерация (РФ)".

При написании работ следует соблюдать общепринятые правила сокращения: "и т.д." (и так далее), "и т.п." (и тому подобное), "и др." (и другие), "т.е." (то есть), "и пр." (и прочее), "вв." (века), "гг." (годы), "н.э." (нашей эры), "гр." (гражданин), "ст.ст." (статьи), "см." (смотри). Не доп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: