Под составом административного правонарушения (проступка) понимается совокупность закрепленных КоАП признаков (элементов), наличие которых влечет административную ответственность.
Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом административного проступка являются общественные отношения. Различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты проступков.
Общимобъектом всех административных правонарушений (проступков) являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
В основу классификации административных проступков положен родовой объект, под которым подразумевается однородная группа общественных отношений (права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, порядок управления и т.д.).
Видовой объект - разновидность родового, обособленная группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода.
Непосредственный объект административного правонарушения (проступка) - конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство. В КоАП непосредственный объект проступка сформулирован в конкретных статьях соответствующих глав Особенной части. В ряде случаев непосредственным объектом признается предмет посягательства.Воздействуя на него, правонарушение воздействует тем самым и на общественные отношения.
Объективная сторона административного правонарушения - это система признаков, характеризующих внешнюю сторону правонарушения. Признаками объективной стороны является деяние (действие, бездействие), последствия деяния, причинно-следственная связь между деянием и его последствиями. Последствия и причинная связь для многих административных правонарушений не имеют значения. Обязательным и главным признаком является деяние, выражаемое в форме действия или бездействия. Факультативные признаки: способ, средства, место, время и обстановка, которые также могут отсутствовать.
Способ совершения административного правонарушения – это совокупность приемов и методов (например, способы совершения хищения: кража, мошенничество и т.д.).
Средства (физические эффекты (электроудочка) или орудия): например, орудия охоты или рыбной ловли и т.д.
Место и время: нецензурная брань в общественном месте; в запретное время (1-й вид) не допускается рыбная ловля (ст. 15.35.КоАП), нарушение сроков (2-й вид) выплаты заработной платы.
Обстановка – внешние условия, описанные в норме. Например: оскорбление должностного лица при исполнении им служебных обязанностей (ст. 23.5.КоАП).
Субъект. В административно-деликтном праве субъектов делят на: общие и специальные.
Общие субъектыобладают общими признаками: возраст и вменяемость.
Административная ответственность наступает с 16 лет. Физическое лицо в возрасте от 14 до 16 лет подлежит административной ответственности лишь за административные правонарушения предусмотренные ст. 4.3. КоАП: умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1), мелкое хищение (ст. 10.5), умышленное уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9) и др.
Вменяемость – способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими во время совершения административного правонарушения. Невменяемость – это не способность сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.
Специальные субъекты, кроме общих признаков, обладают дополнительными: должностное лицо, наниматель, военнообязанный, рецедивист и т.д.). К специальным субъектам относятся лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (ч.1ст.4.7.КоАП).При этом должностные лица подлежат ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и за подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила.
Субъективная сторона включает вину, мотив и цель.
Вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом (ст. 3.2 КоАП).
Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее: 1) сознавало противоправность своего деяния; 2) предвидело вредные последствия деяния; 3) желало наступления вредных последствий.
Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее: 1) сознавало противоправность своего деяния; 2) предвидело его вредные последствия; 3) не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ст. 3.3 КоАП).
Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее: 1) предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния; 2) без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.
Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее: 1) не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния; 2) при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Мотив – это повод к действию, желание, побуждающее к совершению поступка. Чаще всего рассматривается в качестве дополнительного признака. Как правило, только умышленные административные правонарушения совершаются мотивированно.
Цель – это то, чего стремится достичь правонарушитель. В КоАП цель указывается при описании отдельных административных правонарушений (ст.10.7, ст. 11.4 КоАП и др.).