Укажите номер правильного ответа




РАЗДЕЛ 1. МЕТРОЛОГИЯ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧА И ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

МЕТРОЛОГИИ

Учебные вопросы:

1. Предмет и задача метрологии.

2. История развития метрологии.

3. Основные понятия и термины метрологии.

4. Обеспечении единства измерений.

 

Задача метрологии – обеспечение единства измерений –

такого состояния измерений, при котором их результаты выражены в

узаконенных единицах, а погрешности известны с заданной

вероятностью и не выходят за установленные пределы.

Мероприятия по реальному обеспечению единства измерений

установлены законами и входят в функции законодательной

метрологии.

Основное понятие метрологии измерение. Это нахождение

значения физической величины опытным путем с помощью

специальных технических средств.

Для оценки качества измерений используют следующие

свойства измерений: правильность, сходимость, воспроиз-

водимость и точность.

Правильность – свойство измерений, когда их результаты не

искажены систематическими погрешностями.

Сходимость – свойство измерений, отражающее близость друг

другу результатов измерений, выполняемых в одинаковых

условиях, одним и тем же средством измерения, одним и тем же

оператором.

Воспроизводимость – свойство измерений, отражающее

близость друг к другу результатов измерений одной и той же

величины, выполняемых в различных условиях в различное время,

в разных местах, разными методами и средствами измерений.

Точность – свойство измерений, отражающее близость их

результатов к истинному значению измеряемой величины. Точность

измерений средств измерений определяется их погрешностью.

 

Укажите номер правильного ответа

Тест 1.

1.1. Состояние измерений, при котором их результаты вы-

ражены в узаконенных единицах, а погрешности известны с за-

данной вероятностью и не выходят за установленные пределы,

называется:

1. правильностью измерений;

2. сходимостью;

3. точностью измерений;

4. единством измерений;

5. воспроизводимостью.

1.2. Правильность измерений – это качество измерений, от-

ражающее:

1. близость к нулю систематических погрешностей;

2. близость к нулю случайных погрешностей;

3. равенство нулю грубых погрешностей;

4. равенство нулю случайных погрешностей и промахов.

1.3. Достоверность измерений – это качество измерений, от-

ражающее:

1. близость к нулю случайных погрешностей;

2. близость к нулю систематических погрешностей;

3. близость результата измерения к истинному значению из-

меряемой величины;

4. близость к нулю грубых погрешностей.

1.4. Воспроизводимость измерений – это качество измерений,

отражающее:

1. близость друг к другу результатов измерений, выполненных

в одинаковых условиях;

2. близость друг к другу результатов измерений, выполненных

в различных условиях;

3. близость результатов измерений к истинному значению из-

меряемой величины, выполненных разными экспериментаторами.

 

ТЕМА 2. ПОГРЕШНОСТИ

Учебные вопросы:

1. Классификация погрешностей.

2. Классы точности средств измерений (СИ).

3. Определение погрешностей измерения.

 

Погрешность прибора – это степень расхождения показаний

прибора и действительного значения измеряемой величины.

По форме представления погрешности бывают: абсолютная,

относительная и приведенная.

Абсолютная погрешность – это разница между результатом

измерения Xизм и истинным (действительным) значением

измеряемой величины. D = Xизм - .

Относительная погрешность – это отношение абсолютной

погрешности измерения к действительному значению измеряемой

величины: σ = ± ∆/Хд×100%

Приведенная погрешность – это погрешность, в которой

абсолютная погрешность СИ отнесена к нормирующему

значению (предел СИ) N X, постоянному во всем диапазоне

измерений или его части:

По характеру проявления погрешности бывают:

систематические, случайные и грубые (промахи).

Случайная погрешность – изменяется случайным образом

(по знаку и значению) в серии повторных измерений одной и той

же физической величины, проведенных с одинаковой

тщательностью в одних и тех же условиях.

Систематическая погрешность – остается постоянной или

закономерно изменяется при повторных измерениях одной и той

же физической величины.

Грубая погрешность (промах) это случайная погрешность

результата отдельного наблюдения, входящего в ряд измерений,

которая для данных условий резко отличается от остальных

результатов этого ряда. Систематические погрешности, в зави-

симости от причины возникновения делятся на: методические,

аппаратурные, субъективные, погрешности измерения.

По зависимости от измеряемой величины погрешности

бывают: аддитивные, мультипликативные и нелинейные.

Аддитивные – не зависят от измеряемой величины.

Мультипликативные – прямо пропорциональны измеряемой

величине.

Класс точности (КТ) определяется пределами допускаемой

основной погрешности. ГОСТ 8.401 80 устанавливает несколько

способов назначения КТ. При этом пределы допускаемых

погрешностей нормируют и выражают в форме абсолютных,

приведенных или относительных погрешностей.

Обозначение классов точности на средствах измерений.

Класс точности, выраженный через абсолютную погрешность,

обозначают прописными буквами латинского алфавита или

римскими цифрами – N, III.

Класс точности, выраженный через приведенную погрешность,

обозначают просто числом – 2,5 (если N X представляется в единицах

измеряемой величины, он означает, что γ = 2,5 %), или знаком

(если N X определяется длиной шкалы. Такой КТ означает, что

γ = 2,5 % длины шкалы).

Класс точности, выраженный через относительную

погрешность, обозначают числом, помещенным в круг, например

.

Определение относительной погрешности отдельного

измерения при косвенном методе измерения: δ А = n × δ B + m × δ C,

где п и т – показатели степени, А – искомая величина, В и С

вспомогательные величины, причем А = Вn × Cm.

Укажите номер правильного ответа

Тест 2.

2.1. Истинное значение физической величины:

1. может быть определено экспериментально при помощи

образцовых средств измерений;

2. идеальным образом отражает в качественном и коли-

чественном отношении соответствующее свойство объекта;

3. равно измеренному значению;

4. равно расчетному значению.

 

2.2. Обозначение класса точности измерительного прибора

зависит от соотношения:

1. основной и дополнительной погрешностей;

2. статической и динамической погрешностей;

3. систематической и случайной погрешностей;

4. методической и инструментальной погрешностей;

5. аддитивной и мультипликативной погрешностей.

2.3. Точность измерений количественно оценивают:

1. значением модуля относительной погрешности;

2. классом точности используемого средства измерений;

3. значением модуля приведенной погрешности;

4. обратным значением модуля относительной погрешности;

5. значением модуля абсолютной погрешности.

2.4. Класс точности, обозначенный дробью, означает предел

допускаемой:

1. относительной погрешности;

2. приведенной погрешности;

3. абсолютной погрешности;

4. основной и дополнительной погрешностей.

2.5. В зависимости от способа выражения различают по-

грешности:

1. статические и динамические;

2. аддитивные и мультипликативные;

3. основные и дополнительные;

4. абсолютные и относительные;

5. систематические и случайные;

6. методические и инструментальные;

7. субъективные и промахи.

2.6. Предел допускаемой приведенной погрешности опре-

деляют по формуле:

2. ∆= ± (a + bX);

3.∆= ± a / X;

4.δ= ∆/ Xmax *100%;

5. ± (c + d (Xk / X -1)).

2.7. По зависимости от значения измеряемой величины разли-

чают погрешности:

1. статические и динамические;

2. аддитивные и мультипликативные;

3. основные и дополнительные;

4. абсолютные и относительные;

5. систематические и случайные;

6. методические и инструментальные;

7. субъективные и промахи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: