Объём сочинения – не менее 150 слов. Оптимально – 250 слов.




Культура письменной речи

Сочинение – это текст.

Признаки текста:

- тема;

- идея;

- название (отражение темы или идеи);

- композиция (В-Д-З);

- взаимосвязанность частей.

2. Задачи пишущего сочинение на ЕГЭ:

- проанализировать предложенный текст, выявив его тему (о чём текст?), идею (главная мысль текста) и проблему (актуальный вопрос, требующий решения, повышенного внимания);

- создать на основе его свой текст, выразив собственное мнение по проблеме, согласившись или нет с позицией автора;

- продемонстрировать культуру письменной речи на всех уровнях (орфографическом, пунктуационном, грамматическом, речевом и фактическом).

3. Композиция сочинения по типу ЕГЭ:

1. Вступление (1-2 предложения):

- об авторе (универсальное, т.к. информация всегда есть после текста; важно выбирать из неё только ту, что имеет отношение к проблеме текста (например: В.П. Астафьев, как фронтовик, во многих своих произведениях пишет о событиях 1941-1945 годов. Вот и в данном тексте он поднимает проблему мужества человека на войне…));

- по теме текста (например: Сострадание – это то, без чего немыслимо цивилизованное общество. Вот и в данном тексте автор Д. Гранин поднимает проблему утраты милосердия…);

- с собственного мнения (например: Я считаю, что интеллигентный человек – это не тот, у кого три высших образования, а тот, кто никогда не позволит себе бестактность в отношении окружающих. Вот и автор текста Д.С. Лихачёв поднимает проблему истинной интеллигентности);

- с круга проблем (например: За что дают ордена и медали труженикам производства? Стоит ли их давать? Вот лишь часть вопросов, на которые ищет ответ автор текста Ю.В. Бондарев, поднимая проблему государственных наград);

- с диалога с читателем (например: Попробуем разобраться в том, как устроен социум. В этом нам поможет текст А.П. Чехова, в котором он поднимает проблему положения человека в обществе);

- с лирики (например: Как удивительна природа на заре! А трава! А птицы! Нет того, кто не восхищался бы этой красотой. Вот и автор текста В. Солоухин поднимает проблему взаимоотношения человека и окружающего его мира);

- с цитаты (самое эффектное, т.к. показывает высокий уровень культуры пишущего; (например: Р. Киплинг написал удивительную сказку «Маугли». Лишь одна фраза главного героя «Мы с тобой одной крови» диких зверей превращала в друзей и помощников. Она невольно вспомнилась мне, когда я читал(а) текст Л.А. Чарской, посвящённый проблеме единства народов и культур)).

Каким бы ни было вступление, оно обязательно должно заканчиваться предложением-связкой об авторе и проблеме текста (смотри примеры!!!)

Проблема формулируется только в форме существительного в р.п. без предлога (проблема ЧЕГО?: поиска смысла жизни, экологии, нравственного выбора и т.д.)

1. Интерпретация текста (комментарий к сформулированной проблеме)

(5 предложений):

1 предложение – пример-иллюстрация из текста, подтверждающий выделенную проблему (можно писать номера предложений, можно цитировать дословно, можно частично… - главное, подтвердить, что проблема определена правильно);

2 предложение – ваше мнение-пояснение к мысли, выдвинутой в первом предложении (используем вводные конструкции: «по-моему», «по моему мнению», «я считаю», «мне кажется», «думается», «без сомнения», «несомненно»…);

3 предложение–связка: соединить два примера-иллюстрации по смыслу ( например: автор идёт дальше и делает вывод; но публицисту этого мало, и он подводит читателя ещё к одной мысли; подтверждением этой мысли становится история, рассказанная писателем…);

4 предложение – пример-иллюстрация из текста, подтверждающий выделенную проблему (можно писать номера предложений, можно цитировать дословно, можно частично… - главное, подтвердить, что проблема определена правильно);

5 предложение – ваше мнение-пояснение к мысли, выдвинутой в четвёртом предложении (используем вводные конструкции: «по-моему», «по моему мнению», «я считаю», «мне кажется», «думается», «без сомнения», «несомненно»…);

За эту часть сочинения получаем 5 баллов: по 1 баллу за каждое предложение!

2. Позиция автора текста (1-2 предложения):

Может быть открыто заявленной (например: автор заявляет свою позицию открыто. Он убеждён, что…)

или нет (например: хотяавтор не заявляет свою позицию прямо, читатель догадывается, что публицист убеждён в …)

Предложение-связка: ваше отношение к позиции автора по проблеме текста (например: мне импонирует точка зрения публициста. Я тоже считаю, что …; мне нравится убеждённость писателя и мне тоже кажется, что…)

3. Обоснование своей точки зрения (1-2 предложения): нельзя заявить свою позицию лишь формально (согласен с автором, не согласен с автором), необходимо поразмышлять в соответствии с проблемой.

4. Заключение (1-2 предложения):

- собственно вывод (например: таким образом, подытожим: автор прав, заставив читателя обратить внимание на очень важный вопрос );

- вывод-следствие (например: в заключениЕ хочется сказать: если мы не задумаемся об экологических вопросах сегодня, завтра может быть уже поздно );

- цитатный вывод (например: подводя итог, я вспоминаю мудрую русскую пословицу: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» ).

Каким бы ни было заключение, оно обязательно должно перекликаться со вступлением (кольцевая композиция!). Для проверки перечитываете вступление и продолжаете его ключевую мысль.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Оптимально – 250 слов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: