для проведения группового занятия




Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Военная кафедра РВСН

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник военной кафедры РВСН

полковник О. Платонов

«_____» ________________ 2018 года.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для проведения группового занятия

 

УП.00. УПРАВЛЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Тема № 7. Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих.

Занятие № 2: Индивидуальные особенности военнослужащих.

 

 

Автор: кандидат философских наук,
профессор каф. РВСН Олейников Е. П.

 

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол №_______________ от

«_____» _________________ 2018 года.

 

г. Красноярск

Тема № 7. Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих  
Занятие №2: Индивидуальные особенности военнослужащих

1. Учебные и воспитательные цели:

- ознакомить с порядком изучения индивидуальных особенностей военнослужащих;

- изучить использование офицерами индивидуальных особенностей подчиненных при организации воспитательной работы

- воспитывать стремление в изучении воинского коллектива и отдельной личности.

- воспитывать стремление овладеть военной специальностью.

 

2. Время: 2 учебных часа.

 

3. Место: учебная аудитория № 202.

 

4. Вид занятия: Групповое занятие

5. Структура лекции и расчет времени:

№ п/п Содержание Время, мин.
I. Вводная часть  
II. Основная часть  
1. Основные этапы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих  
2. Формы и методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих  
     
III. Заключительная часть  

 

6. Литература:

- Общественно-государственная подготовка: учеб.пособие/ Е.П. Олейников – Красноярск, 2018; 195-223с.

- Психология и педагогика: Учебник. – М.: Военная академия РВСН имени Петра Великого, 2016 г.

 

7. Материальное обеспечение:

- презентация.

8. Методические указания:

Общие организационно-методические указания
Занятие проводится с учебным взводом методом рассказа и пояснения. На протяжении всего занятия руководитель должен строго придерживаться положений общевоинских уставов и выполнять требования распорядка дня факультета военного обучения.

На занятии каждый студент должен иметь аккуратный внешний вид, военную форму одежды, а также рабочие тетради.

Контроль работы студентов руководитель осуществляет визуально.

Методические указания по вводной части

Продолжительность вводной части примерно 5 минут.

Руководитель принимает рапорт от дежурного по учебному взводу, проверяет готовность к занятию учебной аудитории, наличие и внешний вид студентов. При наличии замечаний руководитель обязан потребовать их устранения.

После этого руководитель объявляет тему, учебные цели и вопросы занятия, а также объясняет актуальность темы для подготовки офицера-ракетчика.

Методические указания по основной части

Продолжительность основной части примерно 80 минут.

Перейдя к основной части занятия, руководитель даёт под запись название учебных вопросов и приступает к их изложению. Порядок изложения вопросов: в соответствии со структурой лекции. В ходе занятия руководитель использует мультимедиа-проектор для показа слайдов, при этом указывает обучаемым, что необходимо записать в свои конспекты.

Методические указания по заключительной части

Продолжительность заключительной части примерно 5 минут.

В заключительной части руководитель напоминает студентам тему и учебные вопросы занятия, указывает взаимосвязь данного занятия с темами, которые будут ими изучены на последующих занятиях. Делает вывод по занятию, отвечает на вопросы студентов.

Далее руководитель даёт задание на самоподготовку.

 

9. Задание на самоподготовку:

Изучить порядок изучения индивидуальных особенностей военнослужащих, для чего использовать учебное пособие Общественно-государственная подготовка: основы военно-гуманитарных знаний (с.181-195), учебник по психологии и педагогики военной академии РВСН имени Петра Великого (п 2.1. – 2.2.) и свои конспекты.

 

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях военнослужащих и воинских коллективов. Результаты психологического изучения во многом определяют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослужащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.

В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его формы — индивидуальную и групповую. Соответственно, предметом индивидуального психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего, а предметом группового изучения — социально-психологические особенности воинского коллектива. Информация, полученная в процессе изучения военнослужащих и воинских коллективов, носит конфиденциальный характер и не должна распространяться среди личного состава.

Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и поступающего пополнения осуществляется в целях индивидуализации учебно-воспитательного процесса, повышения эффективности учебно-боевой и служебной деятельности, рационального комплектования воинских подразделений, формирования кадрового резерва, оптимизации процесса адаптации военнослужащих к условиям военной службы, профилактики нервно-психических срывов и суицидального поведения и предполагает решение следующих задач:

- оценка степени профессиональной пригодности человека, поступающего (призываемого) на военную службу;

- определение уровня психологической готовности военнослужащих к учебно-боевой деятельности;

- выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости, склонных к различным формам девиантного поведения;

- оценка психологических качеств должностных лиц и военнослужащих на предмет их соответствия должности или возможности обучения в военном вузе;

- определение уровня психофизической надежности лиц, заступающих на боевое дежурство, допущенных к выполнению задач, требующих особой ответственности и длительного автономного функционирования;

- выявление психологических факторов и причин, способствовавших совершению проступков, происшествий, аварий;

- выявление психологических причин затруднений и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и личной жизни у конкретного военнослужащего.

Профессионально-психологический отбор является составной частью военно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ориентацию, военную профессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям и должностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов имеет свои задачи и содержание.

Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:

- анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;

- классификацию и описание военных профессий и специальностей;

- научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;

- составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятельности.

Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологические, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.

Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения.

Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию 1 и психологическим качествам.

По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический виды отбора.

Необходимым условием для проведения психологического отбора является наличие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологического анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать необходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.

Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) являются:

1) оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для успешного обучения в военном вузе и осуществления конкретного вида воинской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;

2) вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, подготовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по профилям подготовки, воинским должностям и подразделениям.

Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соединениях, вузах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы ППО призывных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет включения в их состав различных должностных лиц. Организационно группа ППО состоит из следующих подгрупп:

а) социально-психологического изучения;

б) психологического и психофизиологического обследования;

в) изучения специальных способностей.

В состав нештатной группы профотбора воинской части, как правило, входят:

- начальник группы — заместитель командира воинской части по воспитательной работе;

- заместитель начальника группы — психолог воинской части;

- помощники начальника группы — наиболее подготовленные офицеры органов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воинской части;

- технические работники (сержанты, солдаты).

Воспитание – сложный и трудоемкий процесс в военно-педагогической деятельности командира подразделения. Он требует определенного уровня психолого-педагогического знания, интуиции и таланта. Но перечисленные качества не имеют силы без овладения офицером-выпускником методикой индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. Она есть тот педагогический инструментарий, без овладения которым ни одна воспитательная задача, никакая благородная цель изменить личность воина, склонить его на свою сторону, побудить к активным действиям реализованы не будут, останутся благим пожеланием, пустым мечтанием.

Одной из форм воспитательной работы с личным составом является индивидуально-воспитательная работа, т.е. систематическое и целенаправленное воздействие командира на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга.

Ее особенностями являются:

- воспитательное воздействие на военнослужащих персонально в официальной или доверительной обстановке (не носит массового характера);

- избирательная направленность воспитательного воздействия на военнослужащих в связи с возникающими в процессе службы проблемами;

- сложность прогнозирования (планирования) индивидуально-воспитательной работы;

- конфиденциальный характер индивидуально-воспитательной работы;

- участие в индивидуально-воспитательной работе родителей, военкоматов, учебных заведений, трудовых коллективов через переписку с командованием подразделений;

- оперативное реагирование на проблемы, возникающие у военнослужащих в процессе службы.

В индивидуально-воспитательной работе с военнослужащими действует закон обусловленности выбора методов воздействия на подчиненного целью его воспитания, задачами воспитательной работы с ним, а также содержанием воспитуемого (развиваемого) качества.

В системном виде организация индивидуально-воспитательной работы в подразделении включает ряд этапов:

1. Изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон военнослужащего.

2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение.

3. Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, при необходимости корректировка его методов и приемов.

Примерный перечень данных о подчиненных, которые необходимы командиру:

- общие биографические сведения: фамилия, имя, отчество, год рождения, социальное и семейное положение, условия, в которых рос, учился, воспитывался, род занятий до военной службы, круг товарищей, друзей и знакомых;

- морально-нравственные качества: уровень сознательности, отношение к воинскому долгу, соблюдение норм морали, дисциплинированность, честность, организованность, повиновение и исполнительность, отношение к товарищам, коллективу и службе;

- психологические особенности: тип личности, характер, темперамент, способности, склонности, волевые черты, внимание, память, речь и др.

- состояние здоровья: физическое и психическое развитие, выносливость, уровень закалки, сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и др.

2. формы и Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих

Следует отметить, что психологическое изучение военнослужащих представляет одно из направлений профессиональной деятельности войскового психолога. Необходимость данной работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях военнослужащих для их наиболее рационального должностного распределения, а также рационального обучения и воспитания. Однако опыт показывает, что лишь целенаправленное и систематическое взаимодействие командиров подразделений и психолога способно обеспечить эффективность деятельности по данному вопросу. Вот почему каждый офицер должен знать основные этапы изучения индивидуальных психологических особенностей военнослужащих, их общее содержание, а также используемую в этих интересах систему методов.

В современной войсковой практике выделяется четыре относительно самостоятельных этапа в деятельности офицеров по психологическому изучению военнослужащих:

- проведение профессионального психологического отбора военнослужащих;

- изучение подчиненных на этапе приема молодого пополнения и его адаптации к условиям военной службы;

- углубленное изучение военнослужащих;

- последующее изучение военнослужащих.

Рассмотрим более подробно содержание основных этапов индивидуального психологического изучения военнослужащих.

Проведение профессионального психологического отбора военнослужащих является составной частью военно-профессиологической работы. Он представляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию или психологическим особенностям.

По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический отбор. Задачи медицинского отбора решают медицинские работники (военные врачи), физиологического – офицеры физической подготовки и спорта, педагогического – офицеры воспитательных структур, психологического – специалисты групп (лабораторий) профессионального психологического отбора воинских частей и соединений.

С учетом заключения группы профессионального психологического отбора, результатов оценки военно-профессиональной подготовленности и оценки физических качеств призывная комиссия принимает решение об общем уровне профессиональной пригодности призывника и возможности прохождения им службы по соответствующей специальности.

После проведения профессионального психологического отбора работа по психологическому изучению военнослужащих проводится непосредственно в воинской части в ходе изучения подчиненных на этапе приема молодого пополнения и его адаптации к условиям военной службы. В воинской части эту работу организует командир. Первичное изучение личного состава проводится уже на пункте приема молодого пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о военнослужащих, по оценке адаптационных возможностей и выявлению лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным формам девиантного поведения.

Углубленное изучение проводится с учетом данных, полученных на предыдущем этапе изучения. Особое внимание уделяется работе с лицами, обнаружившими признаки нервно-психической неустойчивости и затрудненной адаптации к военной службе, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу.

Последующее изучение личного состава осуществляется офицерами подразделений и психологом в процессе повседневной жизнедеятельности и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащих в интересах решения стоящих задач. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата в подразделениях, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации профессиональной подготовки и воспитательного процесса

Для изучения индивидуальных психологических особенностей личности военнослужащих в последние годы применяется система психолого-педагогических методов, которую условно можно объединить в три группы:

1. Всеобщий (диалектический) метод.

2. Общие методы: наблюдение, познавательная (диагностическая) беседа, анкетирование, анализ документов и результатов деятельности, а также анкетирование, изучение независимых характеристик, биографический и другие.

3. Специальные (частные) методы: тестирование, опрос, частично социометрический метод и другие.

Профессиональная деятельность офицера подразделения (группы, расчета, боевой части и т.д.) также свою специфику, что и определяет выбор из предложенной системы тех из методов, применение которых не только доступно, но и рационально в работе по изучению подчиненных. К ним, прежде всего, относятся методы наблюдения, познавательной (диагностической) беседы, опроса, анализа документов и результатов деятельности военнослужащих. Рассмотрим основное содержание перечисленных методов и некоторые методические рекомендации по их применению в служебной и профессиональной деятельности офицера.

Как показывает практика, одним из наиболее доступных и широко применяемых методов изучения психологических особенностей личностной сферы военнослужащих является наблюдение. Под ним понимается изучение психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего проявления в естественных (служебных, вахтенных, боевых) условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления личности подчиненного, позволяющее сделать выводы о его индивидуальных психологических особенностях.

При помощи наблюдения можно выявить многие индивидуальные особенности и состояние человека. Внешняя сторона поведенческой активности (жесты, мимика, речевые особенности, поступки) является только эмпирическим, исходным материалом (информацией), а действительным предметом изучения служит их психологическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического смысла внешне наблюдаемых явлений.

Достоверность результатов наблюдений зависит от следующих условий: четкости осознания офицером того, что он хочет узнать о подчиненном; целенаправленности планирования и выбора ситуаций, в которых изучаемый наиболее полно проявляет себя; систематичности; избирательности; длительности; сопоставления данных наблюдения с данными, полученными другими лицами и другими методами психолого-педагогического изучения.

Впечатления о личностных качествах, эмоциональном состоянии военнослужащего дополняют наблюдения за ритмикой его движений, походкой, а также физиогномикой - проявлением личностных особенностей в мимике, принятой им позе в процессе невербального общения. Психологи установили, что словесное общение занимает менее 35 процентов, а более 65 процентов информации передается с помощью невербальных (без слов) средств общения. Проблема, стоящая перед офицером – научиться невербальному изучению подчиненного, когда его слова и действия не раскрывают внутреннего (психического и психологического) мира.

Результаты наблюдения требуют систематического анализа, в процессе которого офицером изучаются и сопоставляются выявленные факты, выделяются наиболее характерные особенности проявления личностных особенностей подчиненного, дополнения полученных результатов с помощью других психолого-педагогических методов. Как показывает практика, это достаточно успешно делается в ходе индивидуальной диагностической беседы с подчиненным.

Индивидуальная беседа предусматривает достижение как диагностической (познавательной), так и воспитательной целей. Обе они достигаются одновременно и разделять их неправомерно. В противном случае диагностическая беседа может вылиться в допрос, а воспитательная - в голое назидание.

С точки зрения отечественной психологии и педагогики, индивидуальная диагностическая (познавательная) беседа представляет собой изучение индивидуальных особенностей личности военнослужащего на основе анализа содержания его устных ответов на заранее определенный перечень вопросов. Как показывает анализ, это один из доступных, важных и наиболее действенных методов изучения военнослужащего. В ее ходе офицер имеет возможность не только глубже познать внутренний мир подчиненного, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на овладение своей специальностью, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.

Каждая индивидуальная беседа требует специальной предварительной подготовки: ознакомления с содержанием личного дела; определения цели, времени и места ее проведения; продумывания плана проведения беседы, вопросов и методики ее проведения (вступление в разговор, создание непринужденной обстановки, выход на интересующие воспитателя вопросы и т.д.).

Наиболее результативно беседа проходит в непринужденной обстановке, когда военнослужащий в большей степени предрасположен к разговору: во время вахты, обеденного перерыва (если у него нет на это время собственных планов), в часы вечернего отдыха и т.д.

Эффективность индивидуальной диагностической беседы во многом зависит от соблюдения определенных педагогических условий. К ним следует отнести: четкое осознание офицером, что ему необходимо узнать о подчиненном; активность беседы с его стороны и стороны собеседника; непринужденность, допустимую откровенность, принципиальность со стороны командира. Педагогическая режиссура диагностической беседы с подчиненным во многом зависит от тех обратных связей, которые формируются в процессе взаимодействия стихийно или как результат умелых психолого-педагогических действий офицера.

После беседы целесообразно провести ее анализ, сделать выводы и наметить направления дальнейшей работы с ним. Это позволяет накапливать и обобщать полученные факты о подчиненном и более активно использовать знание его индивидуальных психологических особенностей в процессе последующей работы с ним. Полученная информация может дополняться результатами специальных опросов военнослужащего.

Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым военнослужащим (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы испытуемого. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.

Методика проведения опроса предусматривает несколько вариантов: устные и письменные опросы, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т.д. Одной из наиболее распространенных методик опроса, применяемых в последнее время в воинских подразделениях, является письменный опрос с применением специальных опросных листов. Опросный лист - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей изучения военнослужащего. Его принципиальное отличие от анкеты заключается в том, что они всегда предлагают для выбора определенные варианты ответов, наиболее полно, по оценке опрашиваемого, отвечающие на заданный вопрос.

Известно несколько типов опросных листов:

- опросные листы, основанные на самооценке опрашиваемыми военнослужащими своих свойств и качеств;

- опросные листы, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;

- опросные листы, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

Полученные в ходе опроса данные могут быть статистически обработаны. Это достигается определенной стандартизацией (формализацией) вариантов ответов, технологии их обработки и интерпретации (толкования) как военными психологами, так и другими категориями офицерского состава, знакомыми с используемой методикой проводимого опроса.

Следующим методом изучения психологических особенностей личности подчиненного, рекомендуемым для применения офицерам подразделений, выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение индивидуальных психологических особенностей личности военнослужащего на основе анализа качества выполняемой им служебно-боевой (профессиональной) деятельности. Этот метод предусматривает учет офицером действий и поступков подчиненных, достижений и недостатков в выполнении служебных обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях направленности личности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.

Анализ объема и качества выполнения служебных обязанностей может дать информацию о профессиональных знаниях и навыках подчиненного, его отношении к служебным обязанностям и др.

Также применимым в служебной и профессиональной деятельности офицера выступает метод анализа документов, суть которого заключается в изучении индивидуальных особенностей личности на основе анализа содержания и выводов, касающихся его документов. К их числу можно отнести: личное дело, характеристики, документы об образовании с прилагаемыми к ним оценочными листами, медицинские книжки и др. Изучение перечисленных документов позволяет выявить некоторые черты характера, интересы, склонности, уровень дисциплинированности, состояние здоровья и другие показатели, в основе появления которых находятся психологические особенности личности подчиненного.

Предметом изучения являются:

- социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;

- особенности непосредственного социального окружения - в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

- содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и доступной ему информации;

- основные события его биографии.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.

Кроме изложенных методов изучения индивидуальных особенностей личности в психолого-педагогической науке разработаны и применяются и ряд других. Среди них наиболее применимы:

- метод эксперимента предусматривает изучение индивидуальных психологических особенностей личности на основе анализа их проявления в специально созданных условиях, в которых, по мнению офицера, необходимое качество обязательно проявится;

- метод анкетирования - изучение индивидуальных психологических особенностей личности военнослужащего на основе анализа содержания даваемых им письменных ответов на заранее подготовленный перечень вопросов;

- метод независимых характеристик предполагает изучение индивидуальных психологических особенностей личности на основе анализа точки зрения о нем других, не находящихся в его подчинении лиц. Если мнение об личностных особенностях военнослужащего высказывают специалисты в области психологии и педагогики, то данный метод получает название метода экспертных оценок;

- биографический метод, суть которого заключается в изучении индивидуальных особенностей личности на основе анализа социально-психологических условий его предшествующего развития.

Следует учитывать, что применение рассмотренных психолого-педагогических методов изучения личности дает офицеру достаточно объемный материал для формирования вывода о психологических особенностях и возможностях подчиненных. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного (совместного) применения.

Другим условием повышения достоверности результатов изучения военнослужащего выступает применение методов, перечисленных в третьей группе - специальных (частных) методов. Однако они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии - психологической диагностике (психодиагностике).

Надо отметить, что каждая конкретная ситуация применения результатов психологического изучения военнослужащих предполагает наличие у офицера собственной оценки психической реальности, в которой находится подчиненный, и ее совпадение с аналогичной оценкой другого пользователя информацией (военных психологов, офицеров воспитательных структур и т.д.) в соответствующих областях их применения.

Следует учитывать, что у пользователя информацией в ходе ее доведения формируется собственное оценочное суждение о ее объективности и полноте. Следовательно, офицер подразделения должен предложить ее в понятной форме с использованием доступной лексики и четкими выводами. Это позволит командиру уйти от необходимости самостоятельной интерпретации полученной информации в свете своих служебных задач и задач, стоящих перед подразделением.

В профессиональной практике офицера также нередки случаи, когда он использует имеющуюся у него информацию о психологических особенностях личности подчиненного (пациента) в интересах воспитательного воздействия на него или повышения эффективности проводимого лечения. В этом случае – это чисто педагогическая информация, так как предполагается, что военнослужащий, осознав предъявляемые к нему требования или рекомендации, будет сам оказывать на себя воздействие, заниматься саморазвитием. В этой педагогической ситуации офицер несет личную педагогическую ответственность за корректность выводов, их точность и достоверность, за их этический аспект и в меньшей степени за то, как они будут использованы.

 

 

К основным методам изучения личности военнослужащего относятся:

1. Анализ документов.

2. Индивидуальная беседа.

3. Наблюдение.

4. Метод экспертного опроса.

5. Психологическое тестирование.

Что должен знать каждый офицер о своем подчиненном:

- фамилию, имя, отчество;

- год рождения;

- национальность;

- род занятий до военной службы;

- семейное положение;

- успехи и недостатки в боевой подготовке;

- деловые и морально-психологические качества.

2.1 Анализ документов

Работа с документами – это важная, ответственная и трудоемкая деятельность, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем.

Анализируются документы личного дела:

- автобиография;

- карта профессионального психологического отбора;

- анкеты;

- характеристики;

- различные справки, заявления, отзывы и т.д.

Предметом изучения должны стать:

- социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;

- особенности непосредственного социального окружения – в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

- содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации, посту­пающей из источников, находящихся за пределами ближайшего окружения, посредством чтения книг, газет, журналов, просмотра телепередач, кинофильмов, бесед с людьми определенных интересов, склонностей и способностей;

- основные события биографии человека, с которыми связаны наиболее кардинальные перестройки индивидуальных особенностей, изменения направления и темпа развития его личности.

Если информации в документах недостаточно, то следует дополнительно запросить данные с места работы или учебы, из отделения милиции, от родителей.

2.2 Индивидуальная беседа

Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов получения информации об индивидуально-психологических ка<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: