Подростковый возраст – это время формирования ценностей, выработки и усвоения моральных норм и принципов. Подростки очень любят спорить, пытаются вызвать старших собеседников на разные обсуждения, дискуссии и споры. Организаторы работы с подростками должны понимать, что любую дискуссию необходимо проводить грамотно, если мы хотим, чтобы она имела развивающее и воспитательное воздействие на участников спора. Предлагаю несколько советов по организации дискуссии в подростковом коллективе.
Любая дискуссия обладает определёнными признаками: она должна быть упорядоченной, организованной и рассматривается как коллективная деятельность, направленная на поиск решения проблемы, на выяснение правдивости или ложности какого-либо тезиса. Правильно организованная дискуссия не должна разъединять как обычный спор, она должна объединять участвующих в ней в процессе общих коллективных усилий. Главная цель дискуссии – не победа любой ценой, а максимальное приближение к истине.
Дискуссия характеризуется как форма обсуждения предмета на уровне его сущности. Организатору необходимо следить за тем, чтобы дискуссия не переходила в борьбу, конфликт мнений, дорастающий до противостояния и безудержной конфронтации сторон, не провоцировала агрессию участников по отношению друг к другу.
Дискуссия не должна быть спонтанным действом. Её необходимо заранее и тщательно готовить. При подготовке и проведении дискуссии осуществляются следующие организационные этапы:
1. Определение темы и постановка целей;
2. Сбор информации и поиск альтернатив: знаний, мнений, точек зрения, позиций, суждений, идей;
3. Обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации: уяснение, анализ, выбор мнений из набора имеющихся до обсуждения, выбор мнений из появившихся в ходе обсуждения альтернатив;
4. Подведение итогов: сопоставление целей с полученными результатами.
Приёмы введения в дискуссию:
· изложение проблемы или описание конкретного случая;
· ролевая игра;
· стимулирующие вопросы;
· предложение участникам задачи, не имеющей однозначного ответа для коллективного поиска её решения.
Полезно перед началом обсуждения выработать правила поведения группы, участников дискуссии необходимо познакомить с правилами ведения конструктивного спора:
Правило первое. Проявляйте активное участие в происходящем!
Правило второе. Будьте доброжелательны в общении! Соблюдайте дискуссионную этику поведения! Не забывайте о культуре речи!
Правило третье. Помните, что ваше отношение к проблеме не должно зависеть от отношения к оппоненту! Используйте только деловые аргументы, не задевая личность.
Правило четвёртое. Не старайтесь защищать свои суждения только потому, что они свои. Попробуйте понять логику и доводы оппонентов!
Правило пятое. Не пытайтесь стремительно менять своего мнения только ради достижения согласия. Поддерживайте только те суждения, выводы, решения, с которыми можете согласиться хотя бы частично!
Правило шестое. Избегайте таких методов ухода от конфликта, как голосование, компромисс!
Правило седьмое. Различные мнения рассматривайте как помощь!
Правило восьмое. Не забывайте, что в процессе ведения дискуссии взаимодействие участников и ведущего должно быть динамичным, чтобы у детей не возникло чувство усталости.
Правило девятое. Помните, что конструктивный спор отличается конкретностью, то есть он предполагает обсуждение конкретного предмета без отвлечений.
Правило десятое. Заканчиваться дискуссия должна на позитивной ноте и обязательным подчёркиванием достигнутого в обсуждении.
Предлагаю проследить алгоритм ведения дискуссии на примере игры «За и против », посвящённой правовой тематике. Задача игры состоит в том, чтобы доказать верность того или иного утверждения с целью привлечения оппонента на свою сторону.
Вниманию участников игры последовательно представляются таблички с определённым утверждением. Им предлагается принять либо не принять то или иное утверждение. Те, кто принимают утверждение, становятся по одну сторону, те, кто не принимают – по другую. Таким образом, образуются две группы, одна из которых принимает утверждение и доказывает его верность, другая является оппонентом и опровергает данное утверждение. Время работы с каждым из утверждений – от 3 до 5 минут. Чтобы спор не перерос в ситуацию выяснения отношений между двумя оппонирующими сторонами, время обсуждения должно быть чётко регламентировано.
Для обсуждения предлагаются следующие утверждения…
· Защита своих прав – это хлопотное дело.
· Защищая свои права, так или иначе, вступаешь в конфликт.
· Мужчины и женщины никогда не будут равны.
· Кто сильнее тот и прав.
· Каждый человек имеет право менять свои взгляды.
· Только взрослые могут защитить права ребёнка.
· Право всегда предполагает ответственность.
· Защищая свои права, можно оправдать любые методы.
По окончании обсуждения ведущий предлагает участникам спора пересмотреть свою позицию и занять место в той группе, чьи аргументы звучали более убедительно и, определившись, сформулировать вывод, который стал бы компромиссным для обеих сторон, то есть прийти к общему соглашению.
После проведения дискуссии предложите ребятам проанализировать своё состояние во время проведения игры, ответив на вопросы:
- Трудно ли было выполнять условия игры?
- Что вы чувствовали в процессе участия в игре?
- Удовлетворены ли вы результатом дискуссии?
- Что мешало или что помогло в достижении соглашения?
- Что было проще – отстаивать собственное мнение или искать точку соприкосновения?
- Какие типы, формы лидерства проявились в этой дискуссии?
- Как поведение того или иного лидера повлияло на ход дискуссии и на позицию отдельных участников?
- Почему к мнению одной из сторон участники прислушивались более активно?
- Какова была эмоциональная атмосфера в группе во время дискуссии?