Тестотовые технологии в оценивании образовательных достижений обучающихся




Родоначальником тестового движения можно назвать известного английского ученого Френсиса Гальтона. В 1884-1885 годах он проводил серию испытаний для посетителей своей лаборатории. Туда приходили дети и взрослые, возраст испытуемых варьировал от 5 до 80 лет. За небольшую плату там определялись быстрота реакции, вес, жизненная емкость легких, сила кисти, сила удара кулаком, становая сила, рост, острота зрения. Кроме того, оценивались способности запоминать буквы и различать цвета, ряд физиологических возможностей организма и некоторые психические свойства. Хотя не все аппаратурные испытания Гальтона можно назвать тестами с позиции сегодняшнего дня, он сделал первый шаг на пути создания объективных методов оценки способностей и свойств личности. Другим вкладом Гальтона является выдвижение идеи статистической обработки результатов эксперимента.

Дж. Кэттелл первым увидел в тестах средство измерения, свойств личности. В работе, опубликованной в 1890 г., он дал список 50 лабораторных тестов, к которым имелась стандартная инструкция. В той же работе подчеркивался научно-лабораторный характер испытаний. Кроме того, делались рекомендации по подсчету баллов.

К концу ХIХ века в Европе сложились две традиции в контроле знаний. Одна (её можно назвать условно назвать немецкой), в которой упор делался на устные формы экзамена, в присутствии комиссии, состоявшей по меньшей мере, из двух человек. Другая традиция, которую можно назвать английской – это письменная форма контроля, во время которого испытуемым давалось десять-двенадцать коротких заданий, из разных тем. Россия конца XIX века позаимствовала, в основном, немецкий вариант проверки знаний.

Первая попытка научного измерения интеллектуальных способностей детей была сделана в начале XX века. Это произошло во Франции. Авторы созданного для этой цели теста А. Бине и Т. Симон провели эмпирическую проверку заданий, претендующих на включение в тест. Для достижения сопоставимости данных, полученных ими с данными других исследователей и минимизации ошибок измерения, А. Бине и Т. Симон приложили к тесту стандартную инструкцию по проведению тестирования.

Первая мировая война активизировала разработку тестов для определения профессиональной пригодности и для ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела знаниями и навыками, интеллектуальными и физическими качествами. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность призывников к воинской службе в различных родах войск.

Первые тесты для объективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. Они быстро завоевали популярность среди преподавателей вузов и школ в Англии и США, а позже в России и СССР. Примерно с этого времени их стали в США называть педагогическими. Эти же годы характеризуются широким использованием тестов в других странах. Во Франции они стали применяться для дефектологических целей и для профориентации, в США тесты использовались при приеме на работу, в вузы, для оценки знаний школьников и студентов, для проведения социально-психологических исследований.

В СССР практика тестирования этого периода характеризовалась серьезными противоречиями: по мере роста числа тестов и тестовых исследований имели место попытки торможения и даже запрета. В 1936 году было принято Постановление Совета Народных Комиссаров «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов». Что на долгое время помешало попыткам разработки и применения тестовых методов в сфере образования, профотбора и профориентации.

Застой в разработке тестов и их применении продолжался около сорока лет – с середины 30-х до конца 70-х годов, после чего вновь стали появляться публикации по этой проблеме, направленные как в пользу тестов, так и против них.

В настоящее время в нашей стране основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования является ФГОС. Стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна фиксировать:

· цели оценочной деятельности;

· критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов;

· условия и границы применения системы оценки.

Система оценивания эффективности процесса обучения и его результатов имеет важное значение в образовательном процессе. Вопросы выбора метода и средств оценивания являются одними из актуальнейших вопросов на протяжении всей истории педагогики. Как наиболее объективно оценить необходимые параметры (потенциальные способности, уровень сформированности универсальных учебных действий, набор компетенций, знания, умения, навыки, интерес, уровень мотивации и т.п.)? Какими должны быть методы и средства в каждом конкретном случае?

Педагоги нуждаются в новых, более информативных методах оценивания. Можно найти описания совершенно разнообразных методов, которые могут усовершенствовать процесс обучения. Это такие методы, как тесты, портфолио, проекты. Рассмотрим подробнее, каким образом можно применить тесты для оценки учебных достижений школьников.

Тест учебных достижений или педагогический тест – это система заданий специфической формы, определенного содержания, разного уровня трудности, имеющая соответствующую данной системе методику проведения процедуры педагогического тестирования и обработки его результатов с целью объективной оценки учебных достижений обучающихся (ЗУН).

Педагогический тест рассматривается именно как система, потому что содержит упорядоченное множество взаимосвязанных заданий. Каждое тестовое задание имеет свое целевое назначение – выявление сформированности у обучающегося ЗУН. Специфическая форма тестовых заданий говорит о том, что задания теста представляют собой не вопросы или задачи, а именно задания, сформулированные в виде высказываний.

Важнейшим отличием тестового задания от обычной задачи является его технологичность. Задание имеет четкий однозначный ответ и оценивается стандартно. Ответ на задание педагогического теста представляет собой краткое суждение, связанное по содержанию и по форме с содержанием задания. Каждому заданию ставятся в соответствие ответы правильные и неправильные.

В тесте должен быть использован только такой контрольный материал, который соответствует содержанию учебной дисциплины.

Значимой характеристикой тестового задания является и его трудность. В хорошо составленном педагогическом тесте на трудность задания не должна влиять ни его форма, ни место расположения в тесте. Величина трудности – понятие относительное и во многом зависит от содержания теста, уровня подготовленности обучающихся к тестированию и целевого назначения теста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: