Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса




Расчет ВВП по валовой добавленной стоимости

Валовая добавленная стоимость – это разница между рыночной стоимостью всех произведённых товаров и услуг и рыночной стоимостью товаров и услуг, используемых в производственном процессе. При подсчете ВВП данным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.

 

Расчет ВВП по расходам

При расчете ВВП по расходам суммируются расходы на конечное потребление товаров и услуг домашних хозяйств, государства; валовые инвестиции; чистый экспорт.

ВВПр = С + I + G + Xn, (1.1)

где С – потребительские расходы населения страны, включающие расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги;

I – валовые инвестиции в экономику страны, включающие инвестиции в основной капитал; инвестиции в жилищное строительство; инвестиции в запасы.

G – государственные расходы, включающие государственное потребление и государственные инвестиции;

Xn – чистый экспорт (разница между экспортом и импортом страны).

 

Расчет ВВП по доходам

При расчете ВВП по доходам суммируются все факторные доходы,
а также амортизация и чистые косвенные налоги:

ВВПд = W + i + R + П + Ам + ЧКН, (1.2)

где W – заработная плата (доход от фактора труд),

i – процент (доход от фактора капитал);

R – арендная плата (доход от фактора земля). Включает в себя начисленную арендную плату и условно начисленную арендную плату;

П – прибыль (доход от фактора предпринимательские способности). Включает в себя дивиденты, налог на прибыль и нераспределённая прибыль;

Ам – амортизация (стоимость потреблённого капитала),

ЧКН – чистые косвенные налоги (налог с продаж) – косвенные налоги
за вычетом субсидий

К другим макроэкономическим показателям также относятся:

Чистый внутренний продукт (ЧВП) – стоимость доходов, произведённых факторами производства, действующими в стране, независимо
от их принадлежности, и после вычета оценочной величины амортизации основного капитала:

ЧВП=ВВП-Ам (1.3)

Национальный доход (НД) – совокупная ежегодная денежная стоимость товаров и услуг, произведенных в стране, вычисляемая по формуле:

НД=ЧВП-ЧКН (1.4)

Личный доход (ЛД) – денежный доход работника, складывающийся
из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденты, проценты, премии, трансферты и вычисляемый по формуле:

ЛД=НД – взносы на социальное страхование-нераспределённая прибыль-налог на прибыль +трансферты +проценты по государственным облигациям (1.5)

Располагаемый доход (РД) – сумма дохода, которой домохозяйства действительно располагают и тратят по своему усмотрению: на личное потребление и личные сбережения. Вычисляется по формуле:

РД=ЛД-индивидуальные налоги (1.6)

Сбережения (S) – накопления, часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей. Вычисляются по формуле:

S=РД-С (1.7)

Даны следующие макроэкономические показатели результатов хозяйственной деятельности по итогам года для некоторой страны:

 

Таблица 1.1 Макроэкономические показатели

Наименование показателей Значение (млрд. руб.)
   
Косвенные налоги с предприятий  
Зарплата  
Проценты по государственным облигациям  
Начисленная арендная плата  
Условно начисленная арендная плата  
Доходы от собственности  
Экспорт  
Государственные закупки товаров и услуг  
Дивиденды  
Нераспределенная прибыль предприятий  
Процентные платежи  
Валовые инвестиции  
Частные трансфертные платежи  
Государственные трансферты  
Государственное потребление  
Расходы домохозяйств на краткосрочное потребление  
Расходы домохозяйств на длительное потребление  
Расходы домохозяйств на услуги  
Расходы домохозяйств на покупку жилья  
Импорт  
Индивидуальные налоги (подоходный налог)  
Налог на прибыль предприятий  
Взносы на социальное страхование  
Инвестиции в основной капитал  
Государственные инвестиции  
Изменение товарно-материальных запасов на конец года  
Прибыль предприятий  
Субсидии предприятиям  
Расходы частного сектора на приобретение ценных бумаг  

 

Задание:

1. Рассчитать величину ВВП для данной страны по потоку расходов
и доходов, используя имеющиеся данные.

Решение:

Рассчитаем величину ВВП по потоку расходов :

ВВПр = С + I + G + Xn

C = Расходы домашних хозяйств на товары краткосрочного потребления + + Расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования + Расходы домашних хозяйств на услуги; (1.8)

C=70+185+154=409(млрд. руб.);

I = Инвестиции в основной капитал + Инвестиции в жилищное строительство + Изменение товарно-материальных запасов на конец года; (1.9)

Инвестиции в жильё = Расходы домашних хозяйств на покупку жилья;

I = 68(млрд. руб.);

G = Государственное потребление + Государственные инвестиции; (1.10)

G = 50+85=135(млрд. руб.);

Хn = Экспорт – Импорт (1.11)

Xn= 54-18=36(млрд. руб.);

ВВПр=409+68+135+36=648(млрд. руб.)

Рассчитаем величину ВВП по потоку доходов :

ВВПд = W+R+i+П+ ЧКН+ Ам

W=470(млрд. руб.);

R = Начисленная арендная плата + Условная начисленная арендная плата; (1.12)

R=6+19=25 (млрд. руб.);

i = Доход от собственности + Процентные платежи; (1.13)

i=68+28=96;

П= дивиденды + нераспределённая прибыль + налог на прибыль; (1.14)

П =17+5+9=31(млрд. руб.);

ЧКН= Чистые косвенные налоги с предприятий - Субсидии предприятий; (1.15)

ЧКН=23-15=8(млрд. руб.);

Ам=Валовые инвестиции – (Инвестиции в основной капитал + Инвестиции в жилищное строительство + Изменение товарно-материальных запасов);(1.16)

A=68-(26+10+14)=18 (млрд. руб.);

ВВПд=470+25+96+31+8+18=648(млрд. руб.)

2. Рассчитайте величину располагаемого дохода и сбережений домашних хозяйств.

Решение:

 

ЧВП=648-18=630 (млрд. руб.);

НД = 630-8=622 (млрд. руб.);

ЛД = 622 – 48 – 9 – 5 + 17 + 7 + 15 = 599(млрд. руб.);

РД = 599-41=558 (млрд. руб.);

S=558-409 =149 (млрд. руб.).

1.2 Влияние циклической безработицы на величину ВВП

 

Экономически активное население (ЭАН) – лица, имеющие самостоятельный доход, включая занятых и ищущих работ.

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Различают следующие виды безработицы:

- фрикционная безработица, связанная с временными перерывами
в работе из-за поисков новой работы, смены места жительства, учебы или повышения квалификации с отрывом от производства;

- структурная безработица, возникающая в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса в производство, когда новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы.

Фрикционная и структурная безработица имеют место в любой экономике и существуют постоянно. Поэтому занятость считается полной, когда уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы. Такой уровень называется естественным уровнем безработицы.

Циклическая безработица – связана с цикличностью развития производства, точнее - с фазами застоя и кризиса экономического цикла, когда наблюдаются торможение и спад производства. Выход из кризиса сопровождается втягиванием в производство ранее высвобожденных и привлечением новых работников

Уровень безработицы – отношение количества полностью безработных, зарегистрированных официальными службами, к общему количеству занятых (или трудоспособных, или же экономически активных), выраженное в процентах. Рассчитывается по формуле:

 

U = %, (1.17)

где ЭАН – экономически активное население.

Выделяют три основные причины безработицы:

1. потеря работы (увольнение);

2. добровольный уход с работы;

3. первое появление на рынке труда.

 

Последствия безработицы:

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы – это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).

Закон Оукена.

Закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы на 1% выше ее естественного уровня, то это приводит к отставанию ВНП на 2,5%.
А цифра 2,5 - коэффициент Оукена. Коэффициент эластичности Оукена для каждой страны свой, его величина зависит от уровня образованности
и культуры общества, технологической оснащенности и как следствие
от производительности труда.

Оукен на основе эмпирических исследований обнаружил устойчивую связь между величиной конъюнктурной безработицы и конъюнктурным разрывом. Установленную зависимость он выразил формулой:

 

, (1.18)

 

где Y* - потенциальный ВВП;

Y – фактический объём производства;

β – коэффициент Оукена;

U – фактический уровень безработицы;

U* - уровень естественной безработицы.

 

Структура населения данной страны представлена следующим образом:

 

Таблица 1.2 Структура населения страны

Наименование показателей млн. человек
   
Общая численность населения в том числе:  
-дети до 16 лет и люди,находящиеся в длительной изоляции  
-студенты дневного отделения    
- пенсионеры    
- лица без особого места жительства 0,7  
- прекратившие поиск работы    
- лица, занятые неполный рабочий день    
- лица, находящиеся в отпуске    
- лица, имеющие работу, но бастующие 0,2    
-лица,занятые на семейном предприятии без оплаты 5,8  
-военнослужащие    
-домохозяйки 4,8  
-лица,не имеющие работы и зарегистрированные в центре занятости 8,4  
Естественный уровень безработицы    
Коэффициент Оукена    
       

 

Задание:

  1. Рассчитать фактический уровень безработицы

 

ЭАН = общая численность населения – нетрудоспособные (дети до 16 лет и люди, находящиеся в длительной изоляции – студенты дневного отделения – пенсионеры – лица без особого места жительства – лица, прекратившие поиск работы – домохозяйки) (1.19)

 

ЭАН= 200 – (42 + 20 + 28 + 0,7 + 12 + 4,8) = 92,5

U = 8,4 / 92,5 ∙100 % = 0,0908 = 9,0810%

 

2. Определите потери ВВП, вызванные циклической безработицей:

(Y* - 648)/Y* = 2∙(0,0908 - 0,06);

 

0,0616Y* = Y* - 648;

Y* - 0,0616Y* = 648

0,9384Y* = 648;

Y* = 690,5370 (млрд. руб.);

Потери ВВП = Y* – Y, (1.20)

где Y* – потенциальный ВВП;

Y – фактический объём производства.

Y* - Y = 690,5370 – 648 = 42,537(млрд. руб.)

 

1.3 Определение взаимосвязи между уровнем инфляции и безработицы

Инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.

Виды инфляции:

• Инфляция спроса – порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара).

• Инфляция предложения (издержек) – рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

• Сбалансированная инфляция – цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.

• Несбалансированная инфляция – цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

• Прогнозируемая инфляция – это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

• Непрогнозируемая инфляция – становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

• Адаптированные ожидания потребителей – изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.

 

Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса

Кривая Филлипса показывает, что между безработицей и инфляцией существует стабильная и предсказуемая обратная связь. Это подтверждает и кейнсианский тезис о том, что инфляция может быть высокой только при незначительном уровне безработицы и наоборот. В экономике существует уровень занятости, при котором цены практически не растут.

Существуют различные объяснения существования обратной связи между инфляцией и безработицей. Частично она объясняется негибкостью рынка труда, что представляет собой множество индивидуализированных рынков, имеющих сегментированный характер по структуре занятости, квалификации, местоположению и т.п. Данное обстоятельство приводит к тому, что по мере продвижения экономики к полной занятости на одних сегментах рынка труда безработица будет сохраняться практически без изменения, в то время как на других будет отмечаться неудовлетворенный спрос. В них будет происходить рост зарплаты, приводящий к увеличению издержек и росту цен. Макроэкономическим результатом этого процесса будет ускорение инфляции.

 

 

Рисунок 1.1. Кривая Филлипса

Сущность кривой Филлипса наглядно представляется с помощью анализа кривых совокупного спроса и предложения. Рост совокупного спроса в экономике углубляет существующие и создает новые диспропорции в экономике, психологически увеличивает ограниченность ресурсов. В результате с ростом предложения усиливается инсоляция. Чем больше прирост совокупного спроса и чем ближе экономика находится к уровню полной занятости, тем сильнее будут расти цены.

Задание.

При найденных значениях потенциального ВВП и соответствующему ему числу занятых в экономике, а так же при имеющихся данных о динамике фактической занятости Lt в течение 10 лет, где t от 1 до 10.Определить:

1. номинальную ставку заработной платы, если известно, что в 2010 году она равнялась Wном и её динамика соответствовала теоретической кривой Филлипса с параметром α, характеризующим изменение уровня номинальной заработной платы в периоде t по сравнению с периодом t – 1, в зависимости от уровня безработицы в периоде t.

 

Таблица 1.3 Показатели фактической занятости

L2000 L2001 L2002 L2003 L2004 L2005 L2006 L2007 L2008 L2009
                  -

 

Инфляционные ожидания: π1 – 5,π2 – 3.

Номинальная заработная плата в 2000 году (Wном) – 10.

Решение:

Определяем номинальную ставку заработной платы

Количество занятых в экономике (L) находится по формуле:

 

L2009 = ЭАН – количество безработных, (1.22)

 

L2009 = 92,5 – 8,4 = 84,1

Wt = Wt – 1 ∙(1 + α ∙Lt – L* / L*), (1.23)

 

где:

заработная плата в данном году (с 2000г. по 2009г.);

− заработная плата в предыдущем году;

− параметр, характеризующий изменение уровня номинальной зарплаты в периоде t по сравнению с периодом (t−1) в зависимости от уровня безработицы в периоде t;

L– фактическая занятость в t году;

L* − полная занятость, т.е. занятость при потенциальном ВВП.

 

Выразим и найдём полную занятость (L*)

 

, (1.24)

 

где Y* – потенциальный ВВП;

Y – фактический объём производства;

β – коэффициент Оукена;

L* – полная занятость;

L – фактическая занятость.

 

690,5370 – 648 / 690,5370 = 2∙(L* – 84,1 / L*)

(L*-84,1)/ L*=0,0307

L*-00307L*= 84,1

0,9692L*=84,1

L* = 86,7725

 

Далее рассчитываем номинальные ставки заработной платы для каждого года:

W2001 = 10 ∙(1 + 0,2∙76 – 86,7725 / 86,7725) = 9,7517

W2002 =9,7517 ∙ (1 + 0,2 ∙85 –86,7725/86,7725) = 9,7118

W2003 = 9,7118∙ (1 + 0,2 ∙ 88 –86,7725/86,7725) = 9,7393

W2004 = 9,7393∙ (1 + 0,2 ∙ 82 –86,7725/86,7725) = 9,6321

W2005 =9,6321 ∙(1 + 0,2 ∙ 74 –86,7725/86,7725) = 9,3486

W2006 = 9,3486∙ (1 + 0,2 ∙87 –86,7725/86,7725) = 9,3535

W2007 =9,3535 ∙(1 + 0,2 ∙86 –86,7725/86,7725) = 9,3368

W2008 =9,3368 ∙(1 + 0,2 ∙ 96 –86,7725/86,7725) = 9,5353

W2009 =9,5353 ∙ (1 + 0,2 ∙84,1 –86,7725/86,7725) = 9,4766

2. Определим величину реального ВВП, если известно, что каждому проценту циклической безработицы соответствовало сокращение потенциального ВВП на β-процент.

Решение:

Реальный ВВП рассчитывается по формуле:

 

Y = Y* - (L* - L)/L*/α, (1.25)

 

где Y* – величина потенциального ВВП;

L* – уровень полной занятости;

L – фактический уровень занятости.

 

α = 1/β ∙ Y*, (1.26)

 

где β – коэффициент Оукена;

Y* - потенциальный ВВП.

В результате получим:

 

α = 1/2 ∙ 690,5370 = 0,000724, L** α=86,7725*0,000724=0,0628

Y2000 =690,5370 – (86,7725– 84)/0,0628= 646,3889 (млрд. руб.);

Y2001 =690,5370 – (86,7725–76)/ 0,0628 = 519,0003 (млрд. руб.);

Y2002 =690,5370 – (86,7725–85)/ 0,0628 = 662,3124 (млрд. руб.);

Y2003 =690,5370 – (86,7725–88)/ 0,0628 = 710,083(млрд. руб.);

Y2004 =690,5370 – (86,7725–82)/ 0,0628 = 614,5417 (млрд. руб.);

Y2005 =690,5370 – (86,7725–74)/ 0,0628 = 487,1532 (млрд. руб.);

Y2006 =690,5370 – (86,7725–87)/ 0,0628 = 694,159(млрд. руб.);

Y2007 =690,5370 – (86,7725–86)/ 0,0628 = 678,2360 (млрд. руб.);

Y2008 =690,5370 – (86,7725–96)/ 0,0628 = 837,471(млрд. руб.);

Y2009 =690,5370 – (86,7725–84,1)/ 0,0628 = 647,9812 (млрд. руб.)

 

3. Определим объем совокупного предложения при годовом темпе инфляции π1, если:

а) отсутствуют инфляционные ожидания;

б) инфляционные ожидания = π1 = 5;

в) инфляционные ожидания = π2 = 3.

Решение:

Yt (π) = Y* + ∙ (πt – πte), (1.27)

 

где Y* - потенциальный ВВП;

b – условное обозначение;

πt – фактический уровень инфляции (π1);

πte – ожидаемый уровень инфляции (π2).

 

b = α / β ∙ Y*, (1.28)

 

b = 0,2 / 2 ∙ 690,5370 = 0,000145

1.Если инфляционные ожидания отсутствуют:

Yt (π) = 690,5370 + 1 / 0,000145 ∙ (0,05) =1035,3645

2.Если инфляционные ожидания равны :

Yt (π) = 690,5370+1 / 0,000145 ∙(0,05-0,05)=690,5370

3.Если инфляционные ожидания равны :

Yt (π) = 690,5370 + 1 / 0,000145 ∙(0,05 – 0,03) = 828,4680

 

Вывод: основным макроэкономическим показателем является ВВП. ВВП по доходам и расходом имеют один и тот же показатель. По имеющимся данным, определили величину ВВП по расходом и доходом и получили одинаковые значения. ВВПд = ВВПР = 648. Опираясь на величину ВВП, мы рассчитали еще несколько показателей национальных счетов: чистый внутренний продукт (ЧВП) - 630 млрд. руб., национальный доход (НД) -
622 млрд. руб., личный доход (ЛД) - 599 млрд. руб., располагаемый доход (РД) - 558 млрд. руб., и сумму сбережений и потребления домашних хозяйств составляет располагаемый доход S = 83 млрд. руб.

Объем фактического ВВП зависит от уровня безработицы. Точная оценка уровня безработицы осложняется тем, что существуют работники, занятые неполный рабочий день, а также такие, кто не может трудоустроиться. Для этой страны уровень безработицы составил 9,0810%, а потери ВВП, вызванные циклической безработицей, составили 42,537 млрд. руб. Используя закон Оукена, рассчитали потенциальный ВВП и он составил 690,5370 млрд. руб.

 

 

2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

2.1 Определение равновесного уровня национального дохода. Мультипликатор автономных расходов

 

Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

- ресурсами и их использованием;

- факторами производства и результатами их использования;

- совокупным производством и совокупным потреблением;

- совокупным предложением и совокупным спросом;

- материально-вещественными и финансовыми потокам.

При рассмотрении макроэкономического равновесия выделяют два подхода: классический и кейнсианский.

Классическая модель равновесия предполагает:

· абсолютную эластичность, гибкость заработной платы и цен (на факторы производства и готовую продукцию);

· выдвижение на первый план совокупного предложения в качестве двигателя экономического роста;

· равенство сбережений и инвестиций, достигаемое за счет свободного ценообразования на денежном рынке;

· и инвестиции, и сбережения зависят от одного и того же фактора: величины ставки процента;

· тенденцию к совпадению объема совокупного предложения и потенциальных возможностей экономики, поэтому кривая совокупного предложения представлена вертикальной линией; способность рыночной экономики с помощью внутренних механизмов самобалансировать совокупный спрос и совокупное предложение при полной занятости и полном использовании других факторов производства.

Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от функции потребления и сбережения. И потребление, и сбережения являются, по Кейнсу, функцией дохода. Функция потребления и сбережения имеют следующий вид:

 

С = СA+ Yд ∙ МРС, (2.1)

 

S = - СA + Yд ∙ МРS, (2.2)

где C – потребление,

S – сбережения,

Yд - распологаемый доход,

СA - автономное потребление,

MPC и MPS - предельные склонности потребления и сбережения.

 

В отличие от классической модели, которая исходила из приоритета совокупного предложения, кейнсианская модель исходит из приоритета совокупного спроса. Эта модель получила название «доходы – расходы» или модель «кейнсианского креста» (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1. Кейнсианский крест

Кейнс показал, что рост расходов ведёт к росту дохода, но доход возрастает в большей степени, чем вызвавшее его увеличение расходов, т.е. с эффектом мультипликатора.

Мультипликатор (m) – это коэффициент, показывающий, во сколько раз изменился совокупный доход при изменении совокупных расходов на единицу.

Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним макроэкономическим агентом, превращаются в доход другого макроэкономического агента, который часть своего дохода опять-таки расходует, создавая доход третьему макроэкономическому агенту и т.д. до тех пор, пока прирост дохода не станет равен нулю.

Приведенный чертеж представляет собой пересечение линий фактических и планируемых расходов.

Фактические расходы (E) – это расходы, которые в действительности сделали домашние хозяйства и фирмы:

E = C + I. (2.3)

гдеC потребительские расходы;

I инвестиционные расходы.

 

Планируемые расходы (Ep) – это расходы, которые намеревались сделать домашние хозяйства и фирмы:

Ep = C + Ip (2.4)

гдеIp – планируемые инвестиции;

Ep– планируемые расходы.

В экономике могут наблюдаться ситуации рецессионного и инфляционного разрывов.

Рецессионный разрыв – ситуация, когда равновесный ВВП меньше потенциального. В данном случае необходимо увеличение совокупных расходов.

 

Инфляционный разрыв – ситуация, когда равновесный ВВП больше потенциального. В этом случае необходимо сокращение совокупных расходов.

 

Исходное равновесие находится в точке А, в которой величина совокупных планируемых расходов равна Е1, а объём равновесного фактического выпускаY1. Он меньше, чем уровень выпуска полной занятости Y*. Чтобы обеспечить выпуск Y*, должны увеличиться планируемые расходы, т.е. кривая Ep1 должна сдвинуться до Ep2.

 

 

Экономику страны характеризуют следующие данные:

Таблица 2.1 Макроэкономические показатели.

Наименование показателей Значения(млрд. руб.)
   
1. Автономное потребление (CA)  
2. Предельная склонность к потреблению (MPC) 0,8
3. Инвестиции (Iа)  
4. Государственные закупки (G)  
5. Автономный налог (Tа)  
6. Ставка налогообложения (t) 0,1
7. Трансферты (TR)  

 

 

Задание:

1.Определяем равновесный уровень дохода

Равновесный уровень дохода находим по формуле:

Y = C + I + G, (2.5)

где С – потребительские расходы;

I – автономные инвестиции;

G – государственные расходы.

 

Личные потребительские расходы находим по формуле:

С = CА + МРС ∙ (Y-T-Y∙t+TR), (2.6)

где CА − автономное потребление;

MPC − предельная склонность к потреблению;

Y − равновесный уровень дохода;

T − автономные налоги;

t − ставка пропорционального налога;

TR – трансферты.

 

Y = 90 + 0,8∙(Y – 40 – Y∙0,1 + 50) + 80 + 60

Y = 90 + 0,8∙Y – 32 – 0,08∙Y + 40 + 80 +60

0,28∙Y = 238

Y = 850 (млрд. руб.)

 

2. Используя данные раздела 1, определим, совпадает ли потенциальный уровень ВВП с равновесным. Если нет, то определим характер разрыва в экономике и найдём его величину. Изобразить графически эту ситуацию.

Потенциальный уровень ВВП = 690,5370 млрд. руб. Равновесный уровень ВВП = 850 млрд. руб.

Y > Y* - в экономике наблюдается инфляционный разрыв.

ΔY = Y* –Y =690,5370 – 850 = -159,463 (млрд. руб.) – инфляционный разрыв доходов.

Инфляционный разрыв расходов:

 

, (2.6)

 

, (2.7)

 

где МРС – предельная склонность к потреблению;

t – ставка налогообложения.

 

 

(млрд.руб.)

Найдем координаты точки пересечения с осью Е и изобразим на графике:

Ep=Ca+MPC∙(Y-T-Y∙t+TR)+I+G, подставив Y равное нулю.

Ep=Ca-MPC∙T+ MPC∙ TR)+I+G,

Ep=90 – 0,8∙40 + 0,8∙50 +80+60 = 238 (млрд.руб.)

 

 

 
 

 


Рисунок 2.4 Инфляционный разрыв

 

3. Определяем равновесные величины потребления и сбережений домашних хозяйств.

Находим величину равновесного потребления по формуле 2.1:

С = CА+ МРС ∙ (Y-T-Y∙t+TR),

С = 90+ 0,8 ∙(850-40-850∙0,1+50) = 710 (млрд. руб.)

 

Исходя из формулы 2.2 найдем значение S:

S = - СA + Yд ∙ МРS,

S= – 90 + 0,2∙(850– 40 – 0,1∙850 + 50) = 65(млрд.руб.)

4. В связи с усилением экономической нестабильности, предельная склонность к сбережению домохозяйств увеличивается на 10%. Как это повлияет на равновесный ВВП и что произойдет с кривой планируемых расходов. Показать эту ситуацию графически.

MPC+MPS=1, (2.8)

где MPC –предельная склонность к потреблению,

MPS –предельная склонность к сбережению.

Выразим и найдем MPS:

MPS = 1 – MPC

MPS = 1 – 0,8 = 0,2

По условию сказано, что предельная склонность к сбережению домашних хозяйств увеличилась на 10%, то есть MPS = 0,2+0,1= 0,3.

Тогда MPC = 1- MPS = 0,7.

Подставим это значение в формулу равновесного уровня дохода и получим:

Y = 90+ 0,7∙(Y-40-Y∙0,1+50) + 80 +60;

Y = 90 + 0,7Y – 28 – 0,07 Y + 35 + 80 +60;

0,23Y = 156

Y = 678,2608 (млрд.руб.)

 

 

 
 

 

 

 

 


Рисунок 2.5 Изменение уровня равновесия

 

2.2 Макроэкономическая политика и ее влияние на равновесие товарного рынка.

 

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики:

1. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).

2. Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).

Кроме того, различают фискальную политику:

1. Дискреционную - представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики;

2. Автоматическую (недискреционную) - связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся.

Достоинства фискальной политики:

• Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

• Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).

• Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита).

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.).

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

• проблемы идентификации экономической ситуации;

• проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. депрессии.

4. Дефицит бюджета. Инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов,
т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: