Необходимые в работе над литературным произведением.




Мы вступаем в профессию. А в каждой профессии есть свои профессиональные термины. Рассмотрим самые важные из них.

Словесное (точнее, речевое) действие – речевой поступок, направленный на изменение ситуации. (Речевое действие, т.к. речь включает в себя и слова, и интонацию, что чрезвычайно существенно).

Действовать словом – значит вызывать у слушателя определённые чувства и мысли, утверждать своё, актёра, чтеца определённое отношение к тому, о чём он говорит, заражать им слушателей.

Речевое действие есть всегда речевое взаимодействие, в котором не менее важную роль играет слушатель (или партнёр на сцене).

Сущность деятельности чтеца, актёра состоит в умениях:

«организовать восприятие своей речи слушателями (партнёрами);

захватив внимание, удерживать его до конца выступления;

произвести определённое речевое воздействие, направленное на изменении ситуации, твёрдо зная, что следует изменить в сознании, чувствах, взглядах, поступках слушающих людей» /3/.

Сущность деятельности слушателей заключается «в восприятии содержания речи, её осознании, сопереживании. Конечно, и у выступающего и у слушающих происходят и другие процессы внутренней жизни (выступающий следит за восприятием своей речи, меняет объекты общения и т.д.). Слушающие оценивают выступление, что-то принимают, с чем-то не соглашаются в решении материала, исполнении и т.п. Однако взаимодействие остаётся главным, определяющим моментом в налаживании контакта между сценой и зрительным залом» /3/.

Чрезвычайно важна при этом техника речи актёра, благодаря которой
1) зритель слышит (голос актёра на «опоре», звук летит в зал, и речь разборчива);

2) зритель понимает смысл речи по хранящемуся в нашей памяти «запасу интонационных моделей» (актёр интонирует, выражая тем самым смысл);

3) зритель сопереживает (актёр интонирует, увеличивает или уменьшает силу звука, изменяет темпо-ритм речи, тембральную окраску голоса, пользуется насыщенными подтекстом паузами) /3/.

«Слово есть поступок … надо не только глубоко вникать во внутреннюю сущность того, о чём говоришь, чувствовать эту сущность, но и уметь понимать, ощущать глаголы действия. Значит, их надо знать…

Каждый из этих глаголов действия сопровождается определённым чувством, эмоцией. А известно, что эмоции окрашивают голос.

Например, глагол «ободрить», сопровождаемый доброй, радостной эмоцией, окрасит голос светлым тембром, звучащим в верхнем регистре. А глагол «упрекнуть», наоборот, окрасит голос тёмным, тяжёлым тембром, сопровождаемым чувством досады» /4/.
«Важно не передавать готовые суждения, заключения, выводы, а стараться сейчас и здесь, вместе со слушателями думать искать, решать… Заставить их пройти вместе с вами весь ход развития мысли – действия» /5/.

Устанавливая себе действенную задачу, важно определять её в форме глаголов волевого действия: хочу вызвать сочувствие, хочу обрадовать, хочу убедить, хочу вызвать восхищение и т.д.

 

Условно в словесном действии разделяют внешнюю и внутреннюю технику. Деление это позволяет оценить роль элементов и работать над совершенствованием разных составляющих словесного действия.

К внешней технике относят
голос (актёра должно быть слышно);
дикцию (речь его должна быть разборчивой, отчётливой);
интонацию (по интонации мы понимаем и смысл сказанного, и чувства);
силу голоса (это не всегда громкость, это и сила убеждения, сила чувства); её надо менять, проявлять гибкость, нельзя работать на одной громкости;
общение (внешне - это привлечение внимания к себе);
внешний темпо-ритм – темп речи (мощное средство воздействия на чувства слушателя);
тембр голоса (эмоциональная окраска голоса).

К элементам внутренней техники относят:

видения (эмоциональную память, память пяти наших органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса);
отношение (только ярким своим отношением можно «заразить», взволновать слушателя);
оценку ( оценка фактов);
подтекст ( скрытый смысл);
внутренний темпо-ритм («градус» внутреннего состояния);
общение ( внутренняя душевная настройка на общение с партнёром);
сквозное действие ( путь к сверхзадаче через цепь действий, ведущих к её достижению);
сверхзадачу ( ради чего действует актёр, какие чувства и мысли хочет вызвать в партнёре, какую главную цель он преследует).

Поясним суть элементов внутренней техники словесного действия.


Видения – это наша эмоциональная память, память пяти органов чувств. Напомним, это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Если исполнитель не видит за словами реальных или воображаемых картин жизни, то их не увидит и зритель, как бы красиво он не говорил. «Какой бы монолог, какой бы рассказ ученик не взял, нужно, чтобы он так нафантазировал и так привык к той картине, о которой он будет говорить, чтобы она стала его воспоминанием» (К.С. Станиславский) /5/.

Важно, чтобы видения, к которым вы обращаетесь, имели для вас личную значимость, вызывали в памяти те сильные чувства, которые вы испытывали тогда.
Воспоминания воссоздают прошлое в движении, в пространстве и времени, в каком-то процессе.
В жизни мы воспринимаем предметы всеми органами чувств: «мы говорим: «лимон», и у нас возникает не только зрительный образ лимона, но и ощущается его вкус и аромат. Ощущения, получаемые от того или иного объекта, могут быть неодинаковыми: яснее и резче выступает то ощущение, которое в данный момент действует сильнее остальных. Так, например, вы смотрите вдаль и видите сирень. Обоняние в данном случае уступает зрению. Но вот вы сорвали ветку и нюхаете её: обоняние взяло верх над зрением. Или они слились в одно комплексное ощущение цветка. Значит, передавая картины жизни, события, рассказчик видит их во всём комплексе ощущений. И какое-то из ощущений будет сильнее других: зрительное, или слуховое, или осязательное…

Конечно, исполнитель отбирает такие видения, которые могли бы воздействовать на слушателей. Не рядовые, не бытовые, а скорее непохожие на все другие, которые нам пришлось видеть. Они, эти картины, слишком красивы или слишком безобразны, слишком высоки или слишком низки, горячи или холодны… Их надо «укрупнять», они выше обычного уровня, обычной нормы. Умейте отбирать такие факты, рисовать такие картины, которые не могли бы оставить равнодушными аудиторию. Видения в своей превосходной степени, как сгусток всего наиболее яркого и характерного, побуждают чтеца к активности. И речь его становится эмоциональной, воздействующей на слушателей.
Надо знать ещё одну закономерность: со временем одни и те же факты, картины перестают возбуждать творческую психотехнику оратора: они становятся привычными, а стало быть, обычными.
В этом случае рекомендуется отыскивать новые факты, картины, освежать, обновлять видения. Новый, пусть даже более слабый раздражитель, действует на человека сильнее, чем старый, который был когда-то сильным. Это не значит, что следует всё заменять. Речь идёт только о том, чтобы внести что-то новое, неожиданное, интересное. И насыщать это своим отношением, иначе в жизни не бывает (если только это не пустяк какой–то, ведь в искусстве нам интересны значительные моменты жизни).

 

Отношение – важнейший элемент словесного действия. Только ярким своим отношением к тому, о чём говорит исполнитель (а это всегда значительные моменты жизни!), можно «заразить», взволновать и слушателя, а если ты сам спокоен, как индийская гробница – никогда. Отношение – «пружина действия», как говорят в Театральном училище им. Щукина. В искусстве нет места равнодушию, безразличию! Отношение к видениям является истоком, из которого рождается чувство. То же мы наблюдаем и в ораторском искусстве: отношение оратора к излагаемому материалу является выражением его мировоззрения и жизненной позиции. Во внешней технике выражается с помощью интонации.

Оценка – оценка фактов, о которых повествует автор, собственным опытом, на её основе и возникает отношение.

Подтекст – скрытый смысл. Подтекст, по Станиславскому, - это явная, внутренне ощущаемая “жизнь человеческого духа”, которая непрерывно течёт под словами текста, всё время оправдывая и оживляя их.

Подтекст - всё, что находится за словами (мысли, чувства, взаимоотношения героев, состояние души героя). Через подтекст раскрывается смысл изображённых в произведении явлений, их оценка чтецом, автором.

Иногда полезно его сформулировать словами, ибо это то, что мы говорим «про себя», не вслух. Иногда ведь слова текста ведь кардинально расходятся с вашей мыслью.

Подтекст связан с определённой целью и авторской, и исполнительской, зависят от неё. Поэтому чтец осуществляет свои творческие замыслы через раскрытие подтекста.

Подтекст определяет интонацию рассказчика, ритм, темп и выражает наше отношение и оценку.

Темпо-ритм – одна из граней психотехники актёра.

Любая жизненная ситуация, любое действие связаны с соответствующим темпо-ритмом. Темпо-ритм нельзя ощутить, не создав соответствующих видений, не представив себе мысленно предлагаемых обстоятельств. Темпо-ритм возникает от оценки тех или иных обстоятельств, событий, он неразрывно связан со сверхзадачей. Между темпо-ритмом и чувством существует нерасторжимая связь. «Через внешний темпо-ритм можно воздействовать на наше капризное, своевольное непослушное и пугливое чувство; на то самое чувство, которому нельзя ничего приказать, которое пугается малейшего насилия и прячется в глубокие тайники, где оно становится недосягаемым… И вдруг теперь к нему найден прямой, непосредственный подход!!!» (К.С. Станиславский, цитируется по /5/).

 

Общение - процесс взаимодействия между чтецом и слушателем.

Видения, подтекст неразрывно связаны с процессом общения со слушателем.

Необходимо создать атмосферу общения: ведь на самом деле так важно то, что Вы открыли в жизни через этот литературный материал. Говорить, конечно же, о современной жизни, о её проблемах, о нас с Вами. У Вас есть основания (!) для общения и вам нечего бояться (это по поводу зажимов): у Вас яркие видения, и каждая фраза наполнена подтекстом, т.е. смыслом, который проявляется в Вашей интонации, поэтому: собрать внимание, притянуть взгляды слушателей, приготовить аудиторию. Не думать о себе, думать только о том, что Вы хотите сказать, «внедрять» чтобы увидели то, что видите Вы и под тем же углом зрения.

Не надо бояться пауз между кусками при переходе от одной мысли к другой. Замечательный мастер, рассказчик, актёр, работавший вместе с В.Э. Мейерхольдом и В.Ф. Комиссаржевской, А.Я. Закушняк отмечал, что “самый большой “захват” слушателей зачастую бывает именно в паузе”.

Интуиция и чувство правды должны регулировать временную продолжительность пауз. Длина паузы должна регулироваться сама собой, если есть контакт со слушателями, воздействие на них.

Репетировать чтение дома необходимо либо перед конкретным, либо перед воображаемым слушателем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: