Московский Государственный Областной Университет




Министерство Образования Московской Области

 

 

Реферат по дисциплине:

Введение в педагогическую деятельность.

 

 

По теме: «Профессионально-личностное развитие и

становление социального педагога»

 

Выполнила: Студентка 1курса ППО

Факультета психологии

Маинскова А.Е.

 

Проверила: профессор Сморчкова В.П.

 

Москва

Можно с полным правом сказать, что потому, каким учителем довольствуется данная общественность, можно судить о её культурном уровне и жизнеспособности.

(М.М.Рубинштейн)

Современный социальный педагог должен любить и понимать людей, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными способностями, должен быть творческим, способным организовать детский коллектив. Список личностных свойств весьма значителен среди них такие как: выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др.

Все эти способности и качества в совокупности и составляют собой уникальную, своеобразную личность педагога. Гармония в структуре личности достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счёт максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога.

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое образование является приоритетным направлением сферы российского образования, которая:

 

v обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты;

 

v способствует социальной стабильности и развитию общества;

 

v определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.

Система педагогического образования России представляет собой:

v совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

 

v сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

 

v федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.

Эти особенности позволяют считать ее системой непрерывного педагогического образования.

 

Современная система непрерывного педагогического образования это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях, совершенствование Классификатора специальностей среднего профессионального педагогического образования и Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

 

Приобщение педагога к научно-исследовательской деятельности в системе педагогического образования осуществляется как в рамках проведения собственных научных изысканий, так и в результате участия в научных проектах и программах разного уровня.

 

Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного педагогического образования, стимулом обновления содержания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и его практической направленности.

 

Высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки невозможно без усиления роли фундаментальной составляющей, обеспечивающей интеграцию научных достижений из разных областей знаний в образование, при формировании содержания педагогического образования

Под универсальностью педагогического образования подразумевается полнота набора дисциплин, составляющих базовую подготовку в единстве профессионального и общекультурного компонентов. Реализация принципа интегративности обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований.

Вариативность образовательных программ, которая позволяет оперативно реагировать на запросы заказчика, учитывать адресность подготовки специалистов для системы образования, достигается за счет гибкого сочетания дисциплин федеральной составляющей с дисциплинами национально-регионального (вузовского) компонента, курсов по выбору и дисциплин специализаций.

Следование принципу преемственности при формировании содержания педагогического образования позволяет реализовать одно из необходимых условий обеспечения непрерывности педагогического образования. Принцип преемственности предполагает достижение общей для всех уровней педагогического образования цели - качественную подготовку кадров на основе согласования концептуальных подходов при определении требований к уровню и содержанию теоретической и практической подготовки специалистов для сферы образования.

Соблюдение всех вышеперечисленных принципов будет иметь смысл в том случае, если они будут соотнесены с запросами рынка образовательных услуг, заказчика и потребителя, а это возможно при условии соблюдения принципа практической направленности педагогического образования.

 

Во многих публикациях профессиональное становление педагога рассматривается как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде (Е.А. Климов, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.).

Так Климов Е.А. выделяет следующие фазы профессионального становления:


  1. Фаза оптации результатом, которой является профессиональное самоопределение, выраженное в плане ближайших шагов на профессиональном пути (выбор формы профессионального обучения, учебного заведения).

  2. Фаза одепта характеризуется освоением профессии, получением образования в той или иной области. В связи с вступлением России в Болонское соглашение вводится 2-х ступенчатая подготовка к профессии: бакалавриат и магистратура. На данной фазе происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, «умелости».3-5 лет.

  3. Фаза адаптации (привыкания) связана с первыми шагами в профессиональной деятельности. Она связана с освоением профессиональных норм и требований, технологии деятельности. Для педагога эта фаза связана с работой в постоянно возникающих нестандартных ситуациях, что требует творческого подхода к делу.

  4. Фаза интернала характеризуется тем, что педагог успешно справляется с профессиональными обязанностями, т.е. им освоены умения, входящие в состав функциональной грамотности.

  5. Фаза мастера предполагает, что наряду с характеристиками предыдущей фазы, педагог выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, наличием собственного стиля профессиональной деятельности, стабильные положительные результаты.

  6. Фаза авторитета связана с тем, что педагог становится известным в своем профессиональном кругу и за его пределами. Производственные задачи он успешно решает за счет большого опыта.

  7. Фаза наставничества характеризуется тем, что у педагога появляются последователи из числа коллег, готовые перенять его опыт.


Зеер Э.Ф. выделяет следующие стадии профессионального становления:


  • формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;

  • профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;

  • профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

  • мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.

 

Допрофессиональная подготовка- это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному. Следующий, послешкольный этап непрерывного педагогического образования осуществляется в учебных заведениях, в которых ведётся подготовка профессионалов, владеющих педагогическим мастерством.

Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами.

 

Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из предметных направлений. Лицам, получившим базовое высшее педагогическое образование и сдавшим государственные экзамены, выдается диплом бакалавра. Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования на третьем уровне студенту необходимо в течение года освоить профессиональные программы, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого он получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям.

Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. Основная цель данной ступени - подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшую научно-методическую работу. Лицам, получившим полное педагогическое образование, выдается диплом магистра по конкретному направлению науки, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).

Вершиной системы педагогического образования является повышение научной квалификации, аспирантура.

В государственных стандартах выделен обязательный минимум содержания высшего педагогического образования, который состоит из общекультурного, психолого-педагогического и предметного взаимосвязанных блоков. Общекультурный, составляющий 25% учебного времени, призван обеспечить формирование и развитие мировоззрения педагога, расширить его общее образование. Психолого- педагогический (18% учебного времени) направлен на профессиональное образование педагога, формирование и развитие педагогических умений, развитие его творческой индивидуальности. Предметный (57% учебного времени) ориентирован на освоение содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры, как средства развития личности.

 

Выпускник педагогического учебного заведения высшего профессиональногообразования, лучивший квалификацию по соответствующей специальности и в соответствии с дополнительной специальностью, должен быть готовым:

1) Осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

2) Способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

3) Использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;

4) Обеспечивать уровень подготовки обучающихся соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

5) осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка;

6) систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;

7) осуществлять педагогически целесообразное взаимодействие с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

8) выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

9) обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник должен знать:

v Конституцию РФ;

v Законы РФ;

v решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;

v Конвенцию о правах ребёнка;

v основы общетеоретических дисциплин

v основы права, научную организацию труда;

v правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

v основные направления и перспективы развития образования и т.д.

Развитие педагога приобретает особое значение и требует постоянного повышения квалификации.Следует определить свой уровень профессионализма и составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути самовоспитания и самообразования. Профессиональное саморазвитие имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Ведь эта профессия немыслима вне постоянного самосовершенствования. Самосовершенствование находится взаимосвязи с самовоспитанием и самообразованием.

Самообразование в широком смысле слова – это основа роста педагога как специалиста, это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а в узком - совершенствование специальных знаний и умений в конкретной сфере деятельности. Содержание самообразования должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль. Приступая к педагогическому самообразованию, педагог должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

Самовоспитание - это сознательная деятельность специалиста, направленная на развитие у себя профессионально значимых качеств личности и преодоление негативных.

Оно начинается с момента появления плана - программы изменения своей личности. В процессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованы различные приемы, среди них выделяются три группы:

v Самоинформирование (основывается на самопознании, так как без точного знания и оценки своей личности человек не может определить направление работы над собой. Самопознание основывается на умении критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.)

v Самопобуждение (к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формами являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждению в сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессионально значимого качества личности. Учителя, которые определили программу самовоспитания, но испытывают затруднения в ее осуществлении, должны опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.)

v Самоорганизация

Профессиональное самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях. Желание и опыт самосовершенствования составляют необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трёх направлениях:

v Адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

v Постоянное повышение профессиональной компетентности;

v Непрерывное развития социально- нравственных и других свойств личности.

Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства образовательным учреждением и фактор свободного времени.

 

И. М. Курдюмова и Н. И. Калиниченко установили, что больше всего педагоги ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. Как правило, студенты и начинающие социальные педагоги этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из отсутствия профессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хотелось бы. Среди препятствующих факторов чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства.

 

В процессе профессионального самовоспитания педагог нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры. Существенным барьером является отсутствие знаний и навыков планирования и организации экспериментально-исследовательской деятельности.

Частая ошибка начинающий социальных педагогов:

попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Это существенно снизить мотивацию профессионального саморазвития.

 

Профессиональное самосознание – это свойства его характера и интеллектуальные способности, необходимые ему для осуществления профессиональной деятельности. Среди них особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию осуществляется целенаправленное разрешение противоречия, возникающего в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - «Я».

Индивидуальность и профессионализм - две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности.

 

Важным показателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности, им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях детей, а не только на требованиях программы. Становление творческой индивидуальности педагога - достаточно длительный процесс, требующий выработки умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей, нести ответственность за результаты обучения и воспитания.

Личностные и профессиональные качества составляют модель "идеального"социального педагога. Путь к этому идеалу проходит через постоянную самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков

Между тем, если профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно. Этот процесс еще не стал объектом внимания школ и педагогических вузов.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: