Краткий обзор проблем обучения слепоглухих.




Московский Педагогический Государственный Университет

 

Реферат

по основам специальной педагогики и психологии

Тема:

Обучение и воспитание слепоглухих детей на примере деятельности Детского Дома для слепоглухих в г.Сергиев Посад

(Россия, Московская область).

 

 

Проверила:

Выполнила:

Студентка 4 – го курса 1 – ой группы

 

 

Москва 2004 г.

 

Содержание:

1. Содержание. стр. 2
2. Введение. стр. 3
3. Краткий обзор проблем обучения слепоглухих. стр. 4
4. Детский дом слепоглухих. стр. 5
5. Заключение. стр. 12
6. Список использованной литературы. стр. 14

 

Введение.

 

«…воспитание детей с различными дефектами должно базироваться на том, что одновременно с дефектом даны и психологические тенденции противоположного направления. То есть, даны компенсаторные возможности для преодоления дефекта, и именно они выступают на первый план в развитии ребенка и должны быть включены в воспитательный процесс как его движущая сила…»

Л.С. Выготский

 

Данная работа освещает проблемы обучения, воспитания и реабилитации слабовидящих и слабослышащих детей, а также в определённой мере раскрывает сущность некоторых реабилитационных педагогических методик.

В реферате также рассказывается об истории возникновения и деятельности единственного в СССР, а затем и в России детского дома для слепоглухих в городе Сергиев – Посад (Московская область).

 

 

 

Краткий обзор проблем обучения слепоглухих.

 

Из историй развития этого направления педагогической деятельности нам известно только о примитивных единичных жестах или сигналах у необученных слепоглухих детей, обозначающих некоторые непосредственно окружающие их предметы, людей и их собственные органические нужды.

Тем не менее, используя эффективные современные методики и наработки при обучении слепоглухого ребёнка, можно сформировать у него систему средств общения, начиная от самых примитивных сигнальных знаков до словесной речи.

«Самым главным, и в то же время самым трудным в начальной работе со слепоглухим ребенком является выработка средств общения, контакта с ним».

Наиболее известной и, возможно, наиболее успешной попыткой обучения слепоглухого ребёнка был опыт работы с американской девочкой Еленой Келлер. Успех же пришел, очевидно, из-за нового и верно понимаемого подхода к обучению речи: учить речи, чтобы общаться и общаться, чтобы научиться говорить.

К тому же круг общения Келлер формировался внутри практической деятельности, и благодаря этому для общения с окружающими она сама изобрела примитивную систему знаков, которыми она пользовалась чаще всего в «разговорах». Также в обучении был использован метод подражания, то есть тот жестовой доречевой метод, при помощи которого обучается речи нормальный здоровый малыш.

Естественным следствием такого подхода к обучению языку явилось то, что речевые способности слепоглухого ребёнка развивались в русле развития детской речи в норме.

Этот факт доречевой коммуникации чрезвычайно важен для понимания проблем обучения слепоглухих детей словесному языку.

Профессор И.А.Соколянский, один из видных советских деятелей этого направления педагогики при разработке своей оригинальной системы обучения слепоглухих детей справедливо считал доречевой этап обучения самым сложным. И прежде всего потому, что на этом этапе отсутствует адекватный контакт слепоглухого ребенка с окружающей средой, хотя впечатления и представления, возникающие у него в этот первоначальный период, требуют адекватных средств выражения. И.А.Соколянский в своей теории считал формирование у ребенка первичных (начальных) средств контакта основной задачей доречевого периода. И такими средствами, при помощи которых ребёнок мог бы выразить свое отношение к непосредственно окружающей его среде, И.А.Соколянский в первую очередь считал пантомимику, естественные жесты, мимику и лепку.

Жестикуляция и лепка должны являться начальной стадией формирования первичных средств общения слепоглухонемого ребенка с окружающим его миром, считал И.А. Соколянский, так как потребность в общении, высказывании на этом этапе, а также богатство и разнообразие образов слепоглухих требуют дополнительных и специальных средств выражения.

Солидарны с ним и современные зарубежные исследователи, считающие, что предъявление информации с помощью визуальных пространственных моделей, использование картинок, нарисованных символов и письменных слов значительно изменяют поведение слепоглухого, помогают достичь эмоционального контакта, улучшают коммуникативную компетенцию.

Все вышеизложенное дает представление о формировании средств общения и развития речи слепоглухих на первоначальном этапе обучения, на основе исторически сложившейся теории и практики обучения слепоглухих как в нашей стране, так и за рубежом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: