Дистанционное образование как нововведение




Особенностью третьего тысячелетия является глобальная информатизация. Ее непре­менным признаком стало все более широкое распространение системы дистанционного об­разования (ДО). Эта образовательная система завоевала популярность во всех современных развитых странах, прежде всего в Австралии, Иране, Китае, Корее, Таиланде, Турции, Фин­ляндии, Швеции, Японии, охватив в 2001 году более 17 миллионов обучаемых. В США в сис­теме ДО обучается около 1 миллиона человек. Национальный университет до Испании (UNED) включает 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом, в нем ежегодно проходят подго­товку более 600 тысяч слушателей, Национальный центр ДО во Франции обеспечивает дис­танционное обучение 35000 пользователей в 120 странах мира. В ФРГ в Институте до в под­готовке 2500 учебных курсов принимают участие 5000 преподавателей,

Перспективы развития отечественного образования предусматривают развитие дистан­ционного образования - нового направления, привлекательного и востребованного социаль­ной практикой. Данная проблема уже достаточно успешно решается в ряде стран, в том числе и в Российской Федерации. Поэтому современным субъектам системы образования важно иметь представление о достижениях дистанционного образования и возможности его внедре­ние в практику подготовки персонала.

Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предо­ставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специaлизирован­ной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.).

С учетом результатов, полученных на сегодняшний день в России и во всем мире, были выделены следующие основные характеристические признаки дистанционного образования: комплекс образовательных услуг; охват широких слоев населения в стране и за рубежом; ис­пользование специализированной информационно-образовательной среды; опора на совре­менные средства обмена учебной информацией на любом расстоянии. (9, с.414)

Особенности дистанционного образования состоят в том, что оно предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и не пре­рывая процесса производственной деятельности;

- обеспечивает широкий доступ к отечественным и мировым образовательным ресурсам; дает возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;

-позволяет организовать процесс самообучения наиболее эффективным для себя обра­зом и получить все необходимые средства для самообучения;

- предоставляет возможность прерывать и продолжать образование в зависимости от ин­дивидуальных возможностей и потребностей;

- значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ре­сурсов без возрастных ограничений;

- снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам; позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирова­ния курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;

- позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образо­вания;

- удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квали­фицированных рабочих;

- повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринима­тельскую и социальную активность, расширяет кругозор и уровень самосознания; способствует сохранению и приумножению знаний, кадрового и материального потенци­ала, накопленного отечественной образовательной системой;

- сохраняет и развивает единое образовательное пространство на территории РФ и зару­бежных стран, где проживает русскоязычное население.

Актуальность дистанционного образования приобретает особое значение для образова­тельной системы России. Продолжающиеся экономические реформы выдвигают новые тре­бования к образованию; формируются новые потребности населения в современном содер­жании и технологиях образования; политические изменения способствуют росту международ­ных связей, в том числе в области образования; быстро развиваются качественно новые тех­нические средства обмена информацией между участниками образовательного процесса; происходит рост международной интеграции в образовании, при этом усиливается конкурен­ция на мировых рынках образовательных услуг. (9, с.415)

Говоря об актуальности ДО, следует помнить об одном обстоятельстве, которое зачастую упускают из виду. Объем знаний, вырабатываемых человечеством в ходе своего развития, в настоящее время удваивается практически каждые 10 лет. По единодушной оценке экспертов всех ведущих стран мира, ожидается, что в ХХI веке такое удвоение объема знаний будет происходить каждые 5 лет. Поэтому становится ясно, что отсутствуют какие-либо экономичес­кие, физические и технические возможности обеспечить сосредоточение, накопление и ис­пользование всех информационных ресурсов одновременно в нескольких, даже самых круп­ных высших учебных заведениях или других научно-образовательных центрах в отдельных странах или в содружестве стран.

Можно с уверенностью говорить о том, что ДО сегодня востребовано и, следовательно, будет быстро развиваться. Ведь для его развития сейчас имеются все возможности, как в техническом плане, так и в интеллектуальном. Ну, а когда перед человеком стоит определенная цель, и для ее достижения необходимы дополнительные знания, то получить их можно не только традиционными способами, но и путем ДО через Интернет. И эти знания будут не хуже, а то и лучше тех, которые получат студенты, обучающиеся, например, в каком-либо очном учебном заведении.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и процесс забывания и многие другие общепсихологические закономерности изучаются в специальном разделе психологии - психологии памяти, являющейся в настоящее время одной из наиболее развитых областей психологии. Все они, безусловно, значимы для любой профессиональной, в том числе и управленческой деятельности.

Общим для всех этих многообразных процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего оно распространяется и на прошлое.

К сожалению, нередко, когда говорят об инновационном пути развития образования (а разве может быть иное развитие?), отбрасывают традиции как таковые. При этом традиции отождествляют с отсталостью, косностью в образовании.

Встречаются и такие умозаключения, когда стабильность в образовании выступает как синоним традиций, а следовательно, стабильность есть негативное явление в образовании. Некорректность подобных рассуждений очевидна.

Традиции, как и инновации, бывают различные, то есть как позитивные, так и негативные. Более корректно, грамотно говорить о диалектическом единстве традиций и инноваций в образовании.

Все больше людей, и педагогов в том числе, приходят к убеждению: многое в судьбе народа и их самих от них же и зависит - от их самостоятельности, профессионализма, готовности к действию. Придет время спокойной эволюции, стабилизируется и взаимосвязь инноваций и традиций в педагогической науке и практике

Инновационную педагогическую деятельность преподавателя мож­но рассматривать как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования педагогического новшества, целью которого является удовлетворение инте­ресов людей к новым средствам, что ведет к определенным качественным изменениям систе­мы организации учебного процесса в учебном заведении и способов обеспечения ее эффективности, ста­бильности и жизнеспособности. В условиях школы объединяются усилия создателей и распространителей педагогических инноваций. В реальной практике характер инновационных процессов определяется содержанием полученных результатов, степенью сложности и новизны внедряемых предложений, а также степенью готовности практиков к инновационной деятельности.

Четкое представление о содержании критериев педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.

Дистанционное обучение как нововведение получает все большее развитие в мировой образовательной практике, что обусловлено переходом от информатизации образования и других видов деятельности общества его постиндустриального периода развития к построению информационного общества и базируется на успехах развития информационных и телекоммуникационных технологий. Можно с уверенностью говорить о том, что ДО сегодня востребовано и, следовательно, будет быстро развиваться. Ведь для его развития сейчас имеются все возможности, как в техническом плане, так и в интеллектуальном.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Большая Российская энциклопедия. Розанов С.И. «Память в психологии», 2001 – 862 с.

2 Большой психологический словарь: (Главная книга по психологии)/ сост. и общ. ред. Б.Г.Мещярова, В.П.Зинченко. –СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-пресс, 2004. – 666 с.

3 Введение в клиническую психологию: Т I.Сидоров П. И., Парняков А. В., 2006 – 468 с.

4 Е.К.Краснухина Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003 – с. 215

5 Журнал «Сибирский учитель» выпуск №3 (51), 2007

6 Интернет-журнал "Эйдос". Краевский В.В. Инновации и традиции - два полюса мира образования - 2003.

7 Педагогика: Учеб. Пособие для студентов педагог.учеб.заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов – 3-е издание. М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.

8 Психология и педагогика. Учеб. пособие / Ф.С.Исхакова. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2007. – 95 с

9 Психология и педагогика. Учебное пособие./ под редакцией А.А. Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. – М.: изд-во Института Психотерапии, 2002.- 585 с.

10 Психология. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Учебник для студ высш. Пед. Учеб. Заведений. - 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 512 с.

11 Т.И. Симоненко Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003 – с.215

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: