Результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня половой воспитанности старшеклассников




 

Для повторной диагностики уровня половой воспитанности старшеклассников, нами были использованы те же самые две методики, что и на констатирующем этапе эмпирического исследования.

Первой методикой, которую мы провели, была методика «Нарисуй человека» К.Маховер, Ф.Гудинаф. Цель проведения данной методики заключалась в том, чтобы выявить уровень сформированности представлений старшеклассников о человеке мужского или женского пола.

Исходя из рисунков, которые нарисовали старшеклассники, мы оценивали насколько точно рисунок соответствует полу, соответствует ли нарисованная одежда тому или иному полу, соответствует ли причёска полу, изобразил ли старшеклассник на своём рисунке вторичные половые признаки, присутствуют ли на рисунке признаки половой идентификации. Результаты уровня сформированности представлений старшеклассников о человеке мужского или женского пола оценивались исходя из выполненных критериев. Так, если старшеклассник изобразил на своём рисунке:

5 признаков – высокий уровень сформированности представлений;

4 признака – средний уровень сформированности представлений;

3 и менее признака – низкий уровень сформированности представлений.

Результаты представим на рисунке ниже (рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Уровень сформированности представлений старшеклассников о человеке мужского или женского пола на контрольном этапе

Как видно из рисунка 3, все старшеклассники справились с заданием. Так, 20 учеников (100%) показали высокий уровень сформированности представлений о человеке мужского или женского пола. Данные ученики изобразили на своих рисунках все 5 признаков половой разницы между мужчиной и женщиной.

Таким образом, подводя итог данной методики, можно сделать вывод о том, что у старшеклассников по результатам повторного проведения методики «Нарисуй человека» было выявлено, хорошая сформированность представления о человеке мужского или женского пола.

Второй методикой, которую мы провели на контрольном этапе эмпирического исследования, «Половые отношения». Цель данной анкеты заключалась в том, чтобы получить информацию относительно знаний учащихся в области половых отношений. Так, респондентам необходимо было ответить на 8 вопросов анкеты. Данные вопросы представлены в приложении 1. Результаты оценивались по следующим уровням:

высокий уровень - 64% балла и выше;

средний уровень - 34 - 63%;

низкий уровень - 0 - 33%.

Результаты данной методики представим на рисунке ниже (рисунок 4).

 

Рисунок 4 - Уровень сформированности полового поведения старшеклассников на контрольном этапе

 

Данные, представленные на рисунке 4, позволяют сделать вывод о том, что у половины подростков, принявших участие в нашем эмпирическом исследовании был выявлен высокий уровень сформированности полового поведения при повторной диагностики. Таких старшеклассников 18 (90%). Средний уровень сформированности полового поведения по результатам повторного проведения данной методики был выявлен у 2 (10%) старшеклассников. Низкого уровня сформированности полового поведения по результатам повторной диагностики у детей старшего школьного возраста, принявших участие в нашем эмпирическом исследовании, выявлено не было.

При повторном анкетировании было отмечено, что:

Словосочетание «половые отношения» у подростков ассоциируется со словом «секс» - так ответили 85% респондентов. Следует отметь, что о половых отношениях молодежь узнает из разговора со сверстниками - 70% испытуемых, из телепередач - 25% респондентов и чтения специальной литературы - 70% детей, 40% старшеклассников отметили, что они могут побеседовать на эту тему с родителями, 100% подростков при повторном анкетировании отметили, что узнают об этом от педагогов (это, в свою очередь, свидетельствует о том, что проведенные на формирующем этапе эмпирического исследования занятия, заинтересовали старшеклассников). Ребята считают, что молодежь начинает раннюю половую жизнь, чтобы казаться взрослее, из любопытства, под воздействием алкогольных, наркотических и токсических средств, а это является ложной мотивацией.

90% подростков считают, что ранняя половая жизнь может причинить вред. К причинам вреда они относят: нежелательную беременность, последствия аборта, дальнейшее бесплодие, заражение венерическими заболеваниями и СПИДом, физическая, психологическая и духовная неподготовленность, нехватка опыта, суицид. Но если молодые люди во время предохраняются и в их отношениях доминирует любовь, то это не принесет никакого вреда, а наоборот пользу для организма. Встречаются, и такие ответы как необходимость социальной зрелости и возможность принять ответственность за себя и другого человека.

80% старшеклассников считают, что следует начинать половую жизнь после достижения 18 лет. Из средств контрацепции дети в основном выделяют презервативы – 70%, 40% учеников назвали противозачаточные таблетки.

85% респондентов считают, что специальные курсы по половому воспитанию должны быть в школе постоянно, а не единично. Из вопроса о том, имеете ли Вы сексуальный опыт, по-прежнему 15% детей ответили, что да, а 85% испытуемых - нет.

Далее представим сравнительные гистограммы результатов констатирующего и контрольного этапов эмпирического исследования.

 

Рисунок 5 – Уровень сформированности представлений старшеклассников о человеке мужского или женского пола по результатам методики «Нарисуй человека» на констатирующем и контрольном этапах эмпирического исследования

 

Таким образом, как видно из рисунка 5, уровень сформированности представлений старшеклассников о человеке мужского или женского пола по результатам методики «Нарисуй человека» после проведения формирующих занятий стал значительно выше. Это говорит о том, что наши занятия являются эффективными и оказали положительное влияние на развитие у старшеклассников представлений о человеке мужского или женского пола.

Рисунок 6 - Уровень сформированности полового поведения старшеклассников на констатирующем и контрольном этапах эмпирического исследования

 

Как видно из рисунка 5, уровень сформированности полового поведения старшеклассников по результатам повторного проведения опросники «Половое отношение» после проведения формирующих занятий стал значительно выше. Это говорит о том, что наши занятия являются эффективными и оказали положительное влияние на развитие у старшеклассников полового поведения.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод о том, что после разработки и апробации комплекса занятий, направленных на развитие у старшеклассников половой воспитанности, данные значительно улучшились, что свидетельствует об эффективности разработанных нами мероприятий и необходимости их дальнейшего внедрения. Следовательно, мы можем говорить о том, что наша гипотеза нашла своё подтверждение. Так, содержание полового воспитания старшеклассников в общеобразовательной организации будет более эффективным, если:

1) будут определены возрастные и психологические особенности детей старшего школьного возраста;

2) комплекс мероприятий по половому воспитанию старшеклассников будет разработан с учётом создания устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья;

3) будет уделено внимание формированию психологического здоровья подростка как важного фактора здоровья человека в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:

Половое воспитание можно рассматривать как совокупность воспитательных и наглядных воздействий на ребенка, направленных на усвоение норм поведения, свойственных представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию новых поколений, полноценному формированию сексуального поведения и деторождения, укреплению физиологических и моральных основ брака и семьи.

Было бы ошибкой сводить проблемы полового воспитания только к сфере сексуальных отношений. Цели полового воспитания охватывают весь спектр сексуальности, половых различий и сексуального поведения. Сексуальное просвещение является неотъемлемым, но не единственным компонентом полового воспитания.

Эффективность полового воспитания зависит от учета особенностей развития ребенка в любом возрасте, начиная с самых ранних этапов. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированное отношение родителей к ребенку, т.е. отношение к нему как к мальчику или девочке.

Роль полового воспитания возрастает, когда ребенок достигает подросткового возраста, в центре которого находится половое созревание. Задачи полового воспитания на этом этапе включают в себя адекватное реагирование на поведение, связанное с полом, и подготовку мальчиков к половому созреванию, а девочек - к менструации.

Половое созревание также связано с развитием эротических чувств, сексуальных потребностей и сексуальной самооценки. В подростковом возрасте важно предотвратить эмоциональные кризисы и психологические травмы, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь.

Половое воспитание использует общие принципы воспитательной работы. Она должна быть неотъемлемой частью воспитательных мероприятий, проводимых в семье, детском саду и школе, учитывать пол, возраст и уровень подготовки детей, соблюдать непрерывность воспитательного процесса. Необходимым условием его эффективности является совместный подход родителей, медицинского персонала, учителей и воспитателей.

Родители являются первыми инициаторами полового воспитания своих детей, даже если они не знают об этом или не хотят этого. Часто родители не знают, что происходит образовательный процесс, потому что большая часть информации передается не вербально, а через поведение и отношение самих родителей. Семейное сексуальное просвещение является важным инструментом, который родители могут использовать для руководства развитием своих детей, тем самым закладывая основу для сексуально осознанного поведения подростков.

Проблема школьного сексуального просвещения усугубляется отсутствием четко сформулированной программы, определяющей принципы и содержание школьного сексуального просвещения, и многие родители опасаются, что программы сексуального и семейного просвещения выражают или пропагандируют идеи, которые они не одобрят. В современных российских условиях эти опасения и скептическое отношение к уровню преподавания и качеству материалов, используемых для полового воспитания, далеко не беспочвенны: массовое производство и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения, издание и разрешение которой не контролируется компетентными организациями, вызывают значительное беспокойство и тревогу среди педагогов и родителей. Многие из этих книг, предназначенных для детей, не отвечают требованиям детской литературы и не учитывают уровень развития восприятия при использовании картинок.

Во второй главе данной работы, с целью выявления уровня сформированности половой воспитанности старшеклассников, нами было проведено эмпирическое исследование.

Эмпирическое исследование проходило на базе Частного образовательного учреждения «Школа будущего». В эксперименте приняли участие учащиеся 10 «А» класса в составе 20 человек в возрасте 16-17 лет.

Эмпирическое исследование было проведено в течение 4х месяцев: сентябрь-декабрь 2021 года.

Для диагностики уровня половой воспитанности старшеклассников, нами были использованы следующие методики:

1) Методика «Нарисуй человека» К.Маховер, Ф.Гудинаф. Цель проведения данной методики заключалась в том, чтобы выявить уровень сформированности представлений старшеклассников о человеке мужского или женского пола;

2) опросник «Половые отношения».

Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что у большинства старшеклассников уровень сформированности полового воспитания находится на низком уровне. В школах и дома должна вестись такая работа, которая была бы направлена на воспитание у подрастающего поколения разумного здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Это должно способствовать развитию полноценного формирования полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Если молодежь во время не получит те или иные знания, то: желание самоутвердиться, стремление к взрослости может привести к антисоциальным поступкам. Результаты констатирующего эксперимента позволили определить конкретные задачи формирующего эксперимента и спланировать методику его проведения.

Все мероприятия по половому воспитанию старшеклассников были проведены во внеурочное время как дополнительное образование. Занятия проводились 2 раза в неделю на протяжении 12 недель. Всего было проведено 24 занятия.

После проведения формирующих занятий, нами была проведена повторная диагностика уровня сформированности половой воспитанности старшеклассников. Так, по итогам контрольного этапа эспирического исследования, было выявлено, что

1) уровень сформированности представлений старшеклассников о человеке мужского или женского пола по результатам методики «Нарисуй человека» после проведения формирующих занятий стал значительно выше. Это говорит о том, что наши занятия являются эффективными и оказали положительное влияние на развитие у старшеклассников представлений о челов2) уке мужского или женского пола.

Уровень сформированности полового поведения старшеклассников по результатам повторного проведения опросники «Половое отношение» после проведения формирующих занятий стал значительно выше. Это говорит о том, что наши занятия являются эффективными и оказали положительное влияние на развитие у старшеклассников полового поведения.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод о том, что после разработки и апробации комплекса занятий, направленных на развитие у старшеклассников половой воспитанности, данные значительно улучшились, что свидетельствует об эффективности разработанных нами мероприятий и необходимости их дальнейшего внедрения. Следовательно, мы можем говорить о том, что наша гипотеза нашла своё подтверждение. Так, содержание полового воспитания старшеклассников в общеобразовательной организации будет более эффективным, если:

1) будут определены возрастные и психологические особенности детей старшего школьного возраста;

2) комплекс мероприятий по половому воспитанию старшеклассников будет разработан с учётом создания устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья;

3) будет уделено внимание формированию психологического здоровья подростка как важного фактора здоровья человека в целом.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Родительское влияние / А. Адлер // Наука жить. - К: Port- Royal, 2009.- 220 с.

2. Арутюнова Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек /Л.А Арутюнова. - М.: Дрофа,2009. - 305 с.

3. Безрукова В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2018. - 329 с.

4. Билалова А.Р., Байманова А.Ф., Артемьева А.В. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 410-410;

5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2016. - 123 с.

6. Богданович Л.А, Борман Р. Молодежь и любовь / Л.А. Богданович, Р. Борман. - М.: Наука,2012. - 160 с.

7. Бордовская Н.В. Воспитание и самостановление школьников / Н.В. Бордовская. - М: Просвещение, 2017. - 160с.

8. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии / И.В. Вачков. - М.: Академия, 2016. - 257 с.

9. Гликман И.З. Теория и методика воспитания /И.З. Гликман. - М.: Дрофа, 2009. - 168 с.

10. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ/ С.И.Голод. - СПб.: Петрополис, 2017.- 335 с.

11. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания / Р.Г. Гурова - М.: Педагогика, 2017. - 176 с.

12. Девятых С.Ю. Семья и родительство в структуре жизненных целей юношей и девушек / С.Ю. Девятых. - СПб.: Перспективы науки, 2020. - 312 с.

13. Добрович А.Б. Беседы о половом воспитании[Текст] / А.Б. Добрович. - М.: Знание. 2019. - 189 с.

14. Золотухина М.В. Мир американской семьи / М.В. Золотухина.- М.: Наука, 2019. - 318 с.

15. Каган В.Е. Стереотипы мужественности, женственности, образа «Я» у подростков / В.Е.Каган - СПб.: Петрополис,2009. - 245 с.

16. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган. - М.: Педагогика, 2011. - 256 с.

17. Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей[Текст] / В.Е. Каган, Д.Н Исаев. - Л.: Медицина. 2009. - 172 с.

18. Каган В.В. Что мы знаем о половом воспитании?/ В.В. Каган. - М.: Просвещение, 2009. - 196 с.

19. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта/ М.В. Кларин. - М.: Педагогика, 2010. - 253 с.

20. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2018. - 690 с.

21. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику / Н.Е.Ковалев, М.В.Матюхина, К.Т.Патрина. - М.: Просвещение, 2009. - 455 с.

22. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании / Д.В. Колесов. - М.: Педагогика, 2018. - 156 с.

23. Коломинский Я.Л. Мальчики и девочки. Знание сила / Я.Л. Коломинский. - М.: Просвещение,2016. -С.33-36

24. Кон И.С. Половые различия и дифференциация половых ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / Под ред. В.М.Банщика. - М.: Просвещение,2009. - С. 763-776

25. Кон И.С. Юность школьная. Российская педагогическая энциклопедия, т. 2./ И.С. Кон. - М.: Педагогика, 2009. - 525 с.

26. Куприянов Б.В. Ролевая игра в загородном лагере: Методика проведения игровой тематической смены / Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко. - М.: Владос, 2017. - 263с.

27. Никифорова, В. А. К вопросу о половом воспитании / В. А. Никифорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 374-376.

28. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. Книга для учителя. / Ю.М. Орлов – М.: Просвещение. 2013. – 239 с.

29. Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY) / Уильям Г. Мастерс, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. - М.: Мир, 2018. - 692 с.

30. Перевозчикова Е.В. Педагогические основы формирования здорового образа жизни будущего учителя[Текст]/ Е.В. Перевозчикова. - Шуя, 2010. - 20 с.

31. Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков[Текст] / И.П. Петрище. - Мн.: Народная Асвета. 2017. - 159 с.

32. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2013. - 564 с.

33. Ричардсон С.Исторический лексикон: XVIII век / С. Ричардсон. - М.: Знание, 2009. - 800 с.

34. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе/ М.М. Рыбакова. - М.:Сфера, 2009. - 256 с.

35. РюриковЮ.Б. Психология и психоанализ любви: хрестоматия: учебное пособие / Под ред.Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2017. - С. 141-155

36. Сабекия Р.Б., Аскарова Г.Б. Полоролевая ориентация и психосексуальное развитие детей в процессе семейного воспитания: Учебно-методические материалы по спецкурсу «Полоролевое воспитание школьников» для студентов педвузов и педучилищ. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2019. – 56 с.

37. Санюкевич Л. И. Половое воспитание детей и подростков / Санюкевич Л. И. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 48 с.

38. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. - М.: Школа-Пресс, 2016. - 512 с.

39. Слободиан Д. Половое просвещение подростков. Теория и практика. Обобщение опыта работы Свердловского областного центра планирования семьи. Июнь 1999 — ноябрь 2000

40. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология / О.В. Соловьева. - М.: Дрофа, 2014.- С. 22- 34

41. Сорокин П.А. Потребность размножения как фактор / П.А. Сорокин. - М.: Знание, 1994.- 223 с.

42. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 с.

43. Социальная педагогика: Курс лекций // под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2020. - 416 с.

44. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа / А.Г. Харчев // Социологические исследования. - М.: Школа-Пресс, 2019. - С. 22-25

45. Хиглинг М. Как беседовать с ребенком о сексе / М. Хиглинг. - М.: Знание,2017. - 208 с.

46. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя / А.Г Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 2019. - 240 с.

47. Щуркова Н.Е. Классный час и его организация / Н. Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич. - М.: Просвещение, 2019. - 64 с.

48. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2009. - 352 с.

49. Шурц Г. Сравнительное народоведение: Нравы и обычаи / Г.Шурца. - Спб.:Речь, 2018. - 345 с.

50. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: