При проведении диагностики среди учащихся и их родителей социальный педагог, классный руководитель и другие специалисты должны помнить о нравственных аспектах своих исследований и руководствоваться определенными правилами.
Правило 1. Соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией.
Правило 2. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования не достаточно, необходимо использовать различные виды диагностик.
Правило 3. Диагностическое исследование должно проводиться корректно, уважительно и располагать к дальнейшему общению с педагогом, специалистом.
Правило 4. Любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые могли бы прямо или косвенно задеть достоинство человека.
Правило 5. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
В общий алгоритм изучения семьи входит:
1) Общая картина семейного уклада: состав и тип семьи, статус и образовательный уровень родителей, статус ребенка, жилищно-бытовые и материальные условия.
2) Семейное воспитание: особенности взаимоотношений между членами семьи, родительских отношений к ребенку, стиль воспитания и т.д.
Диагностические исследования через использование психолого-педагогических методик, наблюдение, посещение семьи, беседы позволят социальному педагогу, классному руководителю определить тип семьи по различным основаниям классификации.
Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:
1) Что я хочу получить в результате диагностики?
2) Как я буду работать с полученным материалом?
3) Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
Трудности социально-психологического изучения семьи обусловлены:
а) сложностью семьи как социальной и психологической системы. Она включает в себя большое количество взаимоотношений и взаимосвязей, которые зависят от личностных особенностей членов семьи, ее окружения, обычаев и т. п.;
б) отсутствием единого научного подхода к пониманию семьи и ее структуры. Ни в психологии, ни в социологии, ни в философии нет общей теории семейных отношений. Более того, существует много трудно сопоставимых, порой противоречивых позиций;
в) влиянием стереотипов и обыденных представлений о семье, где каждый человек имеет свой собственный опыт семейной жизни, отличный от другого, понимает норму семейных отношений;
г) скрытостью (интимностью) многих происходящих в семье процессов. По ряду моральных и этических принципов многие процессы, происходящие в семье, ее обычаи, традиции скрыты от внешнего наблюдения, некоторые сферы семейной жизни совершенно не доступны специалисту;
д) изменчивостью семейных процессов. Многие события семейной жизни протекают так быстро, не задерживая на себе внимания, что легко ускользают даже от опытного тренированного наблюдателя;
е) разбросанностью данных. Интересные для психолога явления часто находятся в разных сферах жизнедеятельности семьи и проявляются только в отдельные моменты ее жизни. Чтобы выявить такие моменты, нередко приходится сознательно создавать и исследовать ситуации, где эти явления проявляются.
2. Выбрать одну из методик диагностики семьи (рассмотренную на лекции или другую) и адаптировать ее для конкретного класса, разработав:
1. Цель диагностики;
2. Диагностический инструментарий (анкета, сценарий и т.д.);
3. Необходимое оборудование для ее проведения;
4. Время, место и эмоциональный фон, оптимальный для проведения такой диагностики;
5. План анализа результатов;
6. Схему обмена информацией по результатам диагностики.
Цель диагностики: выявление возможных проблем взаимоотношений родителей с детьми-подростками.
Диагностический инструментарий: тест.
Необходимое оборудование: кабинет, листочки с тестами, ручки.
Время, место и эмоциональный фон, оптимальный для проведения такой диагностики: в ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.
План анализа результатов: проверка общей картины взаимоотношений.
Схема обмена информацией по результатам диагностики: можно использовать результаты для подготовки различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
Тест «Я - родитель, я - приятель?!»
На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.
1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?
а) выполните просьбу и смотрите передачу вместе;
б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;
в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;
г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.
2.Вы видите в своих детях:
а) людей, равных себе;
б) людей, копирующих вас в молодости;
в) маленьких взрослых;
г) благодарных слушателей.
3. Какую прическу вы предпочитаете?
а) которая больше всего вам подходит;
б) которая отвечает последней моде;
в) которая копирует чью-то прическу;
г) которая копирует стиль ребенка.
4.Немного о возрасте родителей:
а) знают ли дети ваш возраст;
б) вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;
в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;
г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.
5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?
а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;
б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;
в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит;
г) следуете своему пониманию стиля.
6.Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?
а) посчитаете это личным делом ребенка;
б) станете подшучивать над его (ее) поступком;
в) признаете, что это стильно;
г) сделаете то же самое.
7. Если музыка звучит в доме на полную громкость:
а) вы затыкаете уши ватой;
б) уменьшаете громкость;
в) миритесь с увлечением своего ребенка;
г) включаете еще громче.
8.Если вы спорите со своим ребенком, то:
а) стараетесь ему не возражать;
б) признаете его правоту;
в) спорите до полной победы;
г) уходите от спора.
9. Ваш ребенок празднует день рождения:
а) вы вместе с ним за одним столом;
б) оставляете ребят одних;
в) обслуживаете детей за столом;
г) уходите из дома.
10.Ребенок идет на дискотеку:
а) вы идете вместе с ним;
б) вы не разрешаете ему идти;
в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;
г) вы ограничиваете его во времени.
11.В общении со своими детьми вы:
а) откровенны,
б) закрыты,
в) сдержанны,
г) открыты.
12.В отношениях со своими детьми вы:
а) ведете себя как приятель;
б) как строгий судья;
в) как друг;
г)как родитель