Этика диагностической работы с семьей.




При проведении диагностики среди учащихся и их родителей социальный педагог, классный руководитель и другие специалисты должны помнить о нравственных аспектах своих исследований и руководствоваться определенными правилами.

Правило 1. Соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией.

Правило 2. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования не достаточно, необходимо использовать различные виды диагностик.

Правило 3. Диагностическое исследование должно проводиться корректно, уважительно и располагать к дальнейшему общению с педагогом, специалистом.

Правило 4. Любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые могли бы прямо или косвенно задеть достоинство человека.

Правило 5. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

В общий алгоритм изучения семьи входит:

1) Общая картина семейного уклада: состав и тип семьи, статус и образовательный уровень родителей, статус ребенка, жилищно-бытовые и материальные условия.

2) Семейное воспитание: особенности взаимоотношений между членами семьи, родительских отношений к ребенку, стиль воспитания и т.д.

Диагностические исследования через использование психолого-педагогических методик, наблюдение, посещение семьи, беседы позволят социальному педагогу, классному руководителю определить тип семьи по различным основаниям классификации.

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

1) Что я хочу получить в результате диагностики?

2) Как я буду работать с полученным материалом?

3) Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Трудности социально-психологического изучения семьи обусловлены:

а) сложностью семьи как социальной и психологической системы. Она включает в себя большое количество взаимоотношений и взаимосвязей, которые зависят от личностных особенностей членов семьи, ее окружения, обычаев и т. п.;

б) отсутствием единого научного подхода к пониманию семьи и ее структуры. Ни в психологии, ни в социологии, ни в философии нет общей теории семейных отношений. Более того, существует много трудно сопоставимых, порой противоречивых позиций;

в) влиянием стереотипов и обыденных представлений о семье, где каждый человек имеет свой собственный опыт семейной жизни, отличный от другого, понимает норму семейных отношений;

г) скрытостью (интимностью) многих происходящих в семье процессов. По ряду моральных и этических принципов многие процессы, происходящие в семье, ее обычаи, традиции скрыты от внешнего наблюдения, некоторые сферы семейной жизни совершенно не доступны специалисту;

д) изменчивостью семейных процессов. Многие события семейной жизни протекают так быстро, не задерживая на себе внимания, что легко ускользают даже от опытного тренированного наблюдателя;

е) разбросанностью данных. Интересные для психолога явления часто находятся в разных сферах жизнедеятельности семьи и проявляются только в отдельные моменты ее жизни. Чтобы выявить такие моменты, нередко приходится сознательно создавать и исследовать ситуации, где эти явления проявляются.

2. Выбрать одну из методик диагностики семьи (рассмотренную на лекции или другую) и адаптировать ее для конкретного класса, разработав:

1. Цель диагностики;

2. Диагностический инструментарий (анкета, сценарий и т.д.);

3. Необходимое оборудование для ее проведения;

4. Время, место и эмоциональный фон, оптимальный для проведения такой диагностики;

5. План анализа результатов;

6. Схему обмена информацией по результатам диагностики.

Цель диагностики: выявление возможных проблем взаимоотношений родителей с детьми-подростками.

Диагностический инструментарий: тест.

Необходимое оборудование: кабинет, листочки с тестами, ручки.

Время, место и эмоциональный фон, оптимальный для проведения такой диагностики: в ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.

План анализа результатов: проверка общей картины взаимоотношений.

Схема обмена информацией по результатам диагностики: можно использовать результаты для подготовки различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.

Тест «Я - родитель, я - приятель?!»

На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.

1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?

а) выполните просьбу и смотрите передачу вместе;

б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;

в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;

г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.

2.Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе;

б) людей, копирующих вас в молодости;

в) маленьких взрослых;

г) благодарных слушателей.

3. Какую прическу вы предпочитаете?

а) которая больше всего вам подходит;

б) которая отвечает последней моде;

в) которая копирует чью-то прическу;

г) которая копирует стиль ребенка.

4.Немного о возрасте родителей:

а) знают ли дети ваш возраст;

б) вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;

в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;

б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;

в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит;

г) следуете своему пониманию стиля.

6.Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?

а) посчитаете это личным делом ребенка;

б) станете подшучивать над его (ее) поступком;

в) признаете, что это стильно;

г) сделаете то же самое.

7. Если музыка звучит в доме на полную громкость:

а) вы затыкаете уши ватой;

б) уменьшаете громкость;

в) миритесь с увлечением своего ребенка;

г) включаете еще громче.

8.Если вы спорите со своим ребенком, то:

а) стараетесь ему не возражать;

б) признаете его правоту;

в) спорите до полной победы;

г) уходите от спора.

9. Ваш ребенок празднует день рождения:

а) вы вместе с ним за одним столом;

б) оставляете ребят одних;

в) обслуживаете детей за столом;

г) уходите из дома.

10.Ребенок идет на дискотеку:

а) вы идете вместе с ним;

б) вы не разрешаете ему идти;

в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;

г) вы ограничиваете его во времени.

11.В общении со своими детьми вы:

а) откровенны,

б) закрыты,

в) сдержанны,

г) открыты.

12.В отношениях со своими детьми вы:

а) ведете себя как приятель;

б) как строгий судья;

в) как друг;

г)как родитель

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: