для специалистов, использующих методику «Десять дней»




ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Методика «10 дней»

 

Цель: помощь в адаптации к материнской роли, профилактика девиантного материнства через организацию ежедневного социального сопровождения женщины с новорожденным в течение первых десяти дней после выписки из роддома.

Задачи: Организовать комплексную социальную помощь матери с новорожденным на дому:

1. Оказание социально-экономической помощи (предоставить одежду для новорожденных, средства для гигиены, услуги социального проката, помощь в домашних делах и др.).

2. Предоставление информационной и юридической помощи (информационная поддержка о пособиях и льготах, содействие в подготовке и оформлении документов на ребёнка и мать, и др.).

3 .Психолого-педагогическое сопровождение:

а) помощь в налаживании грудного вскармливания;

б) обучение основным правилам ухода за ребёнком (кормление, купание и гигиенические процедуры, режим дня и др.);

в) поддержка в формирование эмоциональных отношений при взаимодействии в диаде «мать-дитя» (поощрение вербального и невербального общения с ребёнком, стимуляция эмоциональных контактов в диаде «мать-дитя», позитивное подкрепление, похвала и т.д.);

г) психологическая поддержка женщины в послеродовой период (готовность выслушать, вовлечённость, проявление эмпатии, заботы, знаки уважения и т.д.);

д) организация сетевой поддержки (налаживание сети социальных контактов и поддержки ближайшего окружения, взаимопомощь женщин-матерей через реальное и интерактивное общение).

 

 

Р екомендации по использованию методики «Десять дней».

Сопровождение проводится в форме встреч, которые не могут быть жестко регламентированными из-за особенностей детей данного возраста, индивидуальных особенностей женщины-матери, её личных потребностей и пожеланий.

Посещение на дому представляет собой ряд профилактических мероприятий, при этом используются знания и опыт посещающего специалиста, который может дать консультацию по любому вопросу, волнующему мать: от советов и рекомендаций до практической помощи в уходе за ребёнком или организации быта. Такое общение в реальных ситуациях домашней обстановки – уникальная форма педагогического образования и психологической поддержки женщины-матери, переживающей трудную жизненную ситуацию.

В первый раз мать навещают ещё в больнице и договариваются с ней о посещении на дому в течение первых десяти дней после выписки из роддома. В случае согласия заключается договор о социальном сопровождении и предварительно определяются виды помощи (процедура постановки на патронаж такая же, как для семей в ТЖС). При необходимости, специалисты организуют доставку женщины с ребёнком домой, торжественную выписку из роддома (по желанию женщины) и др. виды помощи.

Специалист, посещающий семью на дому, обучает основным правилам ухода за ребёнком, кормлению, купанию, эмоциональному общению матери и ребёнка (выдать методический материал родителям).

Особое внимание уделяется грудному вскармливанию: достаточна ли лактация, активно ли сосёт ребёнок, как осуществляется уход за грудью и сосками, переживания мамы на тему кормления, поведение мамы во время кормления и т.д.

Как сотрудники социальной сферы, специалисты предоставляют информацию обо всех службах, убеждают семью использовать все доступные возможности и помогают наладить соответствующие социальные контакты.

Специалисты приносят буклеты об уходе за ребёнком, питании, профилактических прививках и т.п.

Молодая мать часто испытывает чувство одиночества, особенно, если рядом нет близких людей. Когда женщина весь день находится в напряжении, без всякой поддержки, и общается только со своим постоянно плачущим ребёнком, часто возникает ощущение безысходности. Поэтому важно уделять внимание самой матери, её физическому и эмоциональному состоянию. При посещении каждый раз нужно спрашивать о том, как она спит, питается, отдыхает, получается ли наладить быт. Выяснить, какого рода помощь необходима сегодня, завтра. С матерью следует определять время посещений, длительность нахождения в семье (оптимально – это 1-1.5 часа для нахождения в семье одного специалиста). Следить, чтобы посещения не переутомляли, спрашивать женщину, прислушиваться к её состоянию, пожеланиям, обсуждать волнующие её вопросы. Важно, чтобы специалисты стремились наладить взаимоотношения, основывающиеся на доверии и эмоциональной поддержке.

При наличии депрессивных симптомов (снижение витальных потребностей и эмоционального фона, нарушение режима сна и питания и т.д.) организовать медицинскую помощь (консультация психотерапевта, медицинского психолога).

Развитие ребёнка от рождения до года происходит в контексте диадических отношений, в относительно замкнутой психофизиологической системе «мать-дитя». «Нет такой вещи как просто младенец. Младенец – это ребёнок и забота матери о нём» - (Д.Винникотт). Важная задача для специалиста – переформулировать материнский запрос «в пользу» ребёнка, при этом, не создавая у матери ощущения, что она должна пожертвовать ради ребёнка всем.

Социальная поддержка имеет самое прямое отношение к развитию родительской компетентности. Среди многих факторов на успешное освоение материнской роли более всего влияют способность к эмпатии и положительная обратная связь по поводу её материнского поведения, получаемая ею от членов её социальной группы. Поддержка должна подкреплять позитивные формы поведения. Для социально-психологической поддержки матерей с маленькими детьми рекомендованы следующие виды поддержки:

- эмоциональная (эмпатия, забота, вовлечённость, готовность выслушать);

- оценочная поддержка (позитивное подкрепление, похвала, знаки уважения);

- информационная (предоставление необходимой информации или сведений о том, где её можно получить);

- сетевая поддержка (поддержка от членов социальной группы, взаимопомощь, обмен телефонными номерами матерей, чтобы они могли поддерживать связь между собой).

По истечении десяти дней с женщиной обсуждается и устанавливается частота дальнейших посещений в зависимости от её потребностей и желаний. Для преодоления социальной изоляции женщине предлагают вместе с ребёнком посещать открытый детский сад или группу поддержки кормящих матерей. Поэтому нужно предоставить информацию о предлагаемых формах социальной поддержки (место, время проведения, содержание мероприятий) и обсудить возможность посещения. Социальное сопровождение матери с младенцем продолжается, но с другой интенсивностью, и в соответствии с планом индивидуальной работы с семьёй, утверждённом на консилиуме специалистов учреждения.

Памятка

для специалистов, использующих методику «Десять дней»

Все мероприятия осуществляются только с письменного согласия

1. Матери на оказание патронажного сопровождения.

2. Специалист не заменяет маму, а помогает ей взаимодействовать с ребёнком на ситуативно-эмоциональном уровне.

3. В случае необходимости матери отлучиться из дома (сходить в магазин или за справкой и т.п.), специалист не имеет права остаться с ребенком вместо матери. С ребёнком находится только мать или другой член семьи.

4. Специалист не может один, без матери, отправиться на прогулку с ребёнком.

5. Все манипуляции с ребёнком (кормление, купание, переодевание, игры и т.д.) выполняются только в присутствии матери с её устного согласия и совместно с ней.

6. На протяжении десяти дней женщину сопровождают разные специалисты: психолог, специалист по соц. работе, медик, юрист.

7. Специалисты оказывают помощь женщине в освоении навыков ухода за ребенком: кормление, купание, прогулки.

8. Специалист может оказывать некоторую срочную бытовую помощь на первых порах (поликлиника, аптека, магазин и т.п.). Необходимо помочь женщине найти помощников (соседи, родственники, друзья и др.).

9. Особое внимание специалисты уделяют эмоциональным переживаниям женщины (послеродовая депрессия в различных ее проявлениях).

10. Специалисты помогают в планировании режима дня мамы и ребенка. Чередование сна и бодрствования устанавливается не сразу. Режим способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого, эмоционального состояния.

11. Специалисты предоставляют информацию о развитии ребенка в первый месяц жизни.

12. Содействие в оформлении документов на ребенка (свидетельство о рождении, полис, гражданство), пособия по уходу за ребенком. Помощь в налаживании сети социальных контактов. Приглашение в открытый детский сад или группу поддержки кормящих матерей.

 

Состав методической папки:

- шкала АПГАР

- первый день после роддома

- уход за новорожденным

- купание

- прогулки с новорожденным

- грудное вскармливание

- кормление грудью

- режим дня ребенка до года

- как правильно держать ребенка

- что умеет младенец

- развитие ребенка в первый месяц от рождения

- невербальные сигналы

- уход за собой

- послеродовая депрессия

- контрацепции



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: