Права антимонопольных органов по регулированию предпринимательской деятельности.




В качестве антимонопольного органа Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О защите конкуренции" рассматривает федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению этих нарушений, привлечение к ответственности за такие нарушения, предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции отнесены к числу основных функций антимонопольного органа (ст. 22 Закона о защите конкуренции).

В настоящее время названные функции осуществляет и, соответственно, является антимонопольным органом Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.

Территориальные органы подведомственны федеральному антимонопольному органу и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ на основе положения, утвержденного федеральным антимонопольным органом, который наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции. Приказом ФАС от 13 октября 2004 г. № 135 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.

Закон о защите конкуренции в ст. 23 определяет достаточно широкий круг полномочий антимонопольного органа, который, в частности:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает хозяйствующим субъектам, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным, осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания. Например, хозяйствующему субъекту может быть выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а органу исполнительной власти — об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство;

- привлекает в случаях и порядке, установленных законодательством, к ответственности организации, должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения антимонопольного законодательства;

- обращается в суд или арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

- участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

 

- устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

- ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%.

К полномочиям именно федерального антимонопольного органа отнесены, например, издание нормативных правовых актов, дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Кроме того, к полномочиям антимонопольного органа (кроме предусмотренных Законом о защите конкуренции) относятся полномочия, определяемые законодательством о естественных монополиях, а также законодательством о рекламе.

Следует отметить, что на антимонопольный орган распространяется действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Одним из важнейших направлений деятельности антимонопольного органа является предварительный и последующий государственный контроль за экономической концентрацией, которому посвящена глава 7 Закона о защите конкуренции.

 

2)Процедуры несостоятельности (банкротства). 


Процедуры несостоятельности (банкротства) – предусмотренная законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

1. Восстановительные процедуры – направлены на предотвращение банкротства. Инициатива исходит от кредиторов, иного лица по соглашению с должником. Два вида: досудебная санация – оказание финансовой помощи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника (до возбуждения дела о банкротстве); судебная санация (финансовое оздоровление и внешнее управление) – восстановительные мероприятия в рамках уже возбужденного дела о банкротстве.

2. Наблюдение – осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Вводится после рассмотрения обоснованности требований заявителя, а на основании заявления должника – с даты принятия такого заявления.

3. Финансовое оздоровление – осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным. Основание: решение собрания кредиторов, по ходатайству учредителей должника, третьего лица при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.

4. Внешнее управление включает комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности должника с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Срок не более 18 месяцев и может быть продлен на срок не более 6 месяцев. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 лет. Внешний управляющий предлагает собранию кредиторов принять одно из решений: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника; о заключении мирового соглашения; о продлении срока внешнего управления; о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

5. Конкурсное производство, в результате которого прекращаются существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина. Основанием является признание должника банкротом. Срок не более 1 года, может быть продлен еще на 6 месяцев. После расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение о завершении производства.

6. Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве соглашения об улаживании спора на определенных ими условиях. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.

7. Упрощенные процедуры применяются в целях более быстрого исключения из имущественного оборота субъектов, которые практически прекратили свою деятельность, находятся в процессе ликвидации, а также тех, местонахождение которых неизвестно. В этом случае наблюдение, финансовое оздоровление или внешнее управление не применяются.

Внесудебные процедуры являются способами, позволяющими должнику и кредиторам путем переговоров договариваться либо о продолжении деятельности предприятия-должника, либо о его добровольной ликвидации.

 

3)Понятие и правовое формы финансирования предпринимательской деятельности.

Финансирование предпринимательской деятельности — это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства.

Под финансированием понимается процесс образования капитала фирмы во всех его формах.

Понятие «финансирование» тесно связано с понятием «инвестирование»: если финансирование — это формирование денежных средств, то инвестирование — это их использование.

Оба понятия взаимосвязаны, но первое предшествует второму. Фирме невозможно планировать какие-либо инвестиции, не имея источников финансирования. Вместе с тем образование финансовых средств фирмы происходит, как правило, с учетом плана их использования.

При выборе источников финансирования необходимо решить следующие задачи:

определить потребность в капитале

определить оптимальную структуру капитала

обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, а, следовательно, его финансовую устойчивость

снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности

максимизировать прибыльность использования собственных и заемных финансовых средств

Финансирование может быть внутренним и внешним.

Внутренние финансовые ресурсы образуются в процессе хозяйственной деятельности организаций.

Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, бюджетной, таможенной, денежно-кредитной политики государства).

Основные формы внутреннего финансирования — это:

В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая распределяется на цели накопления и потребления. Прибыль используется на развитие производства, прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.

Источником финансирования являются доходы, получаемые от внереализационных операций за вычетом расходов на их осуществление.

Важную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов.

Источником финансирования являются льготы по налогу на прибыль, которые могут получать организации в соответствии с действующим законодательством.

Внешнее финансирование означает, что капитал был предоставлен предпринимательской фирме из внешних источников.

Основные формы внешнего финансирования — это:

эмиссия ценных бумаг

привлечение кредитов

бюджетные ассигнования

получение безвозмездной финансовой помощи и др.

Привлечение заемных средств позволяет фирме ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых кредитных операций. Но финансирование на основе заемного капитала не столь выгодно, т.к. кредиторы предоставляют денежные средства на условиях платности и возвратности.

 

4)Составьте сравнительную таблицу и проанализируйте общие и отличительные черты разрешения предпринимательского спора в арбитражном суде и третейском суде (арбитраже)

Арбитражный суд — осуществляет правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Согласно ст. 27 АПК РФ, арбитражный суд рассматривает дела, связанные с экономическими спорами, в частности:

Арбитражные споры, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью компаний;

Банкротство граждан, ИП, юридических лиц;

Корпоративные споры, возникающие при:

— ликвидации или реорганизации ООО;

— подаче собственниками компаний исков о возмещении убытков;

— оспаривании назначения или прекращении полномочий органов управления предприятий;

— обжаловании решений учредителей.

Споры с налоговыми и другими контролирующими органами.

Претензии депонентов к депозитариям при нарушении прав на ценные бумаги.

Разногласия, связанные с нарушением интеллектуальных (авторских или патентных) прав, а также с разглашением секретов производства, охраняемых коммерческой тайной.

Споры о защите деловой репутации, связанные с экономической деятельностью. Но если речь идет о защите чести и достоинства, следует обращаться в суд общей юрисдикции – арбитражный такие дела не рассматривает. По разным основаниям дела могут рассматриваться одновременно в двух судебных органах.

Арбитражный суд может рассматривать и другие дела, не указанные в ст. 27 АПК РФ, но регламентируемые другими законодательными актами. Главное здесь – это общая экономическая направленность и состав участников дела.

Порядок рассмотрения дел в арбитражных судах

Особенности рассмотрения арбитражных дел регламентируются гл. 13-21 АПК РФ. Рассмотрим алгоритм действий для ИП и организаций, решивших обратиться в арбитражный суд для разрешения споров:

Подача искового заявления. В общем случае иск нужно подавать по месту регистрации или жительства (месту нахождения) ответчика. Но подсудность (т.е. место рассмотрения дела) может быть изменена по соглашению сторон или в особых случаях, предусмотренных ст. 36 и 38 АПК РФ.

Например, если ответчик проживает за границей, то иск может быть подан по месту нахождения его имущества на территории РФ. К заявлению необходимо приложить все документы, имеющие отношение к делу.

Получение определения о подготовке дела к производству. В данном определении судья извещает стороны о принятии искового заявления к производству, возбуждении арбитражного процесса и вызывает участников разбирательства для:

— выяснения обстоятельств;

— истребования дополнительных документов и доказательств;

— разъяснения прав и обязанностей;

— рассмотрения вопросов о вступлении других участников в дело.

Срок подготовки определяется судом индивидуально в зависимости от ситуации.

Предварительное судебное заседание. В ходе него судья рассматривает ходатайства сторон и выясняет возможность урегулирования проблемы мирным путем. По итогам выносится определение о готовности дела к производству.

Судебное заседание. Судья рассказывает о рассматриваемом деле, проверяет явку участников производства, объявляет состав суда, разъясняет сторонам их права и обязанности, обеспечивает всестороннее и объективное рассмотрение вопроса.

Принятие решения. На основании представленных сторонами доказательств выносится решение, вступающее в законную силу спустя 1 месяц после принятия его в общем порядке (ст. 180 АПК РФ). Это время дается участникам спора для обжалования в апелляционной инстанции.

Если арбитражный суд выносит решение в упрощенном порядке, оно подлежит немедленному исполнению и срок для обжалования составляет 15 дней.

Стандартный срок рассмотрения дел арбитражным судом первой инстанции не превышает 6 месяцев от даты поступления заявления. Сюда входит время на подготовку дела к разбирательству и принятие судебного решения (ст. 152 АПК РФ). Но председатель арбитражного суда может по заявлению судьи увеличить срок рассмотрения дела до 9 месяцев, если вопрос является сложными или в разбирательстве задействовано много участников.

Правила третейского разбирательства, которые устанавливаются самими сторонами, не могут противоречить тем положениям Закона о третейских судах, которые имеют обязательный характер и не могут быть изменены усмотрением сторон. К примеру, соглашением сторон не может быть изменена норма, согласно которой число третейских судей, рассматривающих спор, должно быть нечетным. Стороны не могут заключить соглашение о том, что к правоотношениям между сторонами, являющимися субъектами гражданского права России, не применяются нормативные правовые акты Российской Федерации (т.е. стороны не могут своим соглашением преодолеть императивность ст. 6 Закона о третейских судах, отменив действие этой статьи). В том случае, если стороны своим соглашением изменят указанные императивные нормы, соответствующие положения соглашения необходимо рассматривать как недействительные.

Если стороны не согласовали определенные правила третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде и если в комментируемом законе отсутствует регулирование по соответствующей процедуре, то постоянно действующий третейский суд самостоятельно определяет правила, подлежащие применению. Как уже отмечалось выше, представляется, что третейский суд может прибегать к правилам, которые установлены гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.

Несмотря на схожесть между решением третейского суда и решением государственного суда как актами юрисдикционных органов, разница между этими правовыми явлениями вряд ли будет подвергнута сомнению. Юристы отмечают эту разницу, однако в литературе, посвященной третейскому разбирательству, практически нет исследований, в которых бы исследовались правовая природа решения третейского суда и его специфические свойства.

 

Решение третейского суда является актом юрисдикционного органа, разрешающего гражданско-правовой спор. Будучи актом правоприменения, решение третейского суда должно быть законным и обоснованным.

Решение по делу является актом, которым завершается третейское разбирательство по существу. Путем принятия решения осуществляется защита нарушенного права либо устраняется неопределенность в материальных правоотношениях, переданных на рассмотрение третейского суда. В этом заключается схожесть между решением, принимаемым третейским судом, и решением, принимаемым компетентным государственным судом (судом общей юрисдикции или арбитражным судом). Решение по делу принимается только после исследования всех обстоятельств дела. Это означает, что если после рассмотрения дела в процессе совещания о принятии решения третейский суд придет к выводу о том, что не все обстоятельства оказались исследованными, он обязан возобновить третейское разбирательство и продолжить выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного и справедливого разрешения дела.

В то же время ряд признаков отличают третейское решение от акта, принимаемого государственным судом. Во-первых, в отличие от решения государственного суда решение третейского суда не является общеобязательным актом. Во-вторых, принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны государственного суда. В-третьих, решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом (в том смысле, как это понимается действующим гражданским и арбитражным процессуальным законодательством). В-четвертых, по формально-юридическим признакам решение третейского суда отличается от решения государственного суда тем, что оно не может быть пересмотрено в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Решение принимается большинством голосов третейских судей, которые входят в состав третейского суда, разрешающего спор. Форма, в которой происходит принятие решения, заключается в составлении и подписании третейскими судьями соответствующего текста (это может быть подписание как полного текста третейского решения, так и только его резолютивной части).

Решение третейского суда подлежит объявлению в заседании третейского суда. Однако на усмотрении третейского суда остается объявить решение полностью или ограничиться объявлением только его резолютивной части. При этом законодатель не ограничивает третейский суд какими-либо критериями при выборе формы объявления решения (например, сложность изготовления полного текста решения и т.п.).

По общему правилу решения, принимаемые третейским судом, исполняются сторонами добровольно. Вместе с тем допускается оспаривание решений третейского суда в государственном суде. Сроки оспаривания решения третейского суда ограничены: соответствующее заявление о его отмене может быть подано в компетентный государственный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда. Полномочия государственного суда, в котором оспаривается решение третейского суда, при проверке этого решения ограничены. Государственный суд вправе проверять решение третейского суда только по формальным основаниям и не вправе исследовать существо принятого решения. Так, государственный суд может отменить решение третейского суда только в том случае, если будет доказана недействительность третейского соглашения, если решение третейского суда было вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением, если состав третейского суда или третейского разбирательства не соответствовали предъявляемым им требованиям, если сторона, против которой вынесено решение третейского суда, не была уведомлена об избрании третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда. Кроме того, решение третейского суда может быть отменено государственным судом на том основании, что спор, рассмотренный третейским судом, не мог быть предметом третейского разбирательства (например, спор по поводу уплаты налогов) или если решением третейского суда нарушены основополагающие принципы российского права.

В том случае, если решение третейского суда не исполняется добровольно, законодательство допускает возможность его принудительного исполнения. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется через государственный суд, который, прежде чем разрешить принудительное исполнение, осуществляет проверку решения третейского суда. Однако и в этом случае полномочия государственного суда по проверке решения третейского суда ограничены только формальными основаниями. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что государственный суд отказывает в принудительном исполнении решения третейского суда только по тем же основаниям, по которым допускается отмена решения третейского суда.

5)Составьте сравнительную таблицу и проанализируйте общие и отличительные черты таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление и внешнее управление. 


Эти процедуры банкротства относятся к так называемым реабилитационным или реорганизационным процедурам, поскольку направлены на сохранение должника в качестве участника экономических отношений.

Общим для обеих процедур является следующее:

1) применяются только в отношении должника - юридического лица;

2) направлены на сохранение юридического лица в целях осуществления им дальнейшей экономической деятельности, естественно, что в основе их введения лежат прежде всего интересы должника. В то же время утверждать, что интересы кредиторов остаются за скобками, неверно: ведь решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления или внешнего управления принимается самими кредиторами, тем самым преследующими и свою, частную цель - сохранение выгодного контрагента, при этом предполагающими, что введение такой процедуры будет способствовать и производству расчетов с ними;

3) в целях успешного проведения реабилитационных процедур законодательство в качестве последствий их введения предусматривает создание для должника льготных правовых условий;

4) обе процедуры вводятся на основании определения арбитражного суда, при наличии, в большинстве случаев, соответствующего ходатайства собрания кредиторов.

Различия между обеими процедурами лежат в плоскости экономических методов восстановления платежеспособности и объема правовых льгот.

 

Финансовое оздоровление. Применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

1. с экономической точки зрения финансовое оздоровление представляет собой предоставление должнику рассрочки погашения долга под гарантии (обеспечение собственным имуществом) участников, собственников имущества унитарного предприятия или третьих лиц;

2. руководство организацией в ходе осуществления финансового оздоровления продолжают осуществлять ее органы управления, но в качестве лица, надзирающего за соблюдением должником графика погашения задолженности, арбитражным судом утверждается административный управляющий;

3. для успешного выполнения плана финансового оздоровления должнику предоставляются следующие правовые льготы: погашение долгов перед кредиторами производится только в соответствии с планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, отменяются меры по

обеспечению требований кредиторов и по обеспечению исков, принятые ранее, приостанавливается исполнение исполнительных документов, не начисляются неустойки, проценты и т.д. (см. ст.81 Закона).

Но, поскольку финансовое оздоровление производится должником самостоятельно, одновременно с целью обеспечения прав кредиторов существенно ограничивается дееспособность должника и, соответственно, полномочия его органов управления (см. ст.82, 83 Закона).

Внешнее управление - это процедура, банкротства, также направленная на восстановление платежеспособности должника, но иным способом. Основным содержанием этой процедуры является применение к должнику экономических методов восстановления платежеспособности (минимизации расходов, изменения стратегии и тактики менеджмента, перехода к производству новых видов товаров, работ и услуг, наконец, продаже части имущества или всего имущественного комплекса должника.

К таким правовым условиям относятся:

1. прекращение полномочий исполнительных органов, возложение обязанностей по руководству

организацией на утверждаемого арбитражным судом внешнего управляющего;

2. введение моратория на удовлетворение требований кредиторов;

3) предоставление внешнему управляющему права на односторонний отказ от исполнения

невыгодных для должника сделок, не исполненных сторонами полностью.

Остальные правовые льготы схожи с теми, которые предоставляются должнику при введении финансового оздоровления (ст.94 Закона).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: