Формы и методы работы с молодыми специалистами




Пояснительная записка

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый заведующий ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Программа нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. Идея

разработки программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного

развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

В Программе используются следующие понятия:

- наставничество – форма профессионального становления молодых специалистов под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качеств персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций;

- наставник – высококвалифицированный работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми

специалистами по их адаптации к производственной деятельности, приобщению к корпоративной культуре, способствующий скорейшему профессиональному развитию молодых специалистов;

- молодой специалист – выпускник образовательного учреждения высшего, среднего или начального профессионального образования, впервые вступивший в трудовые отношения после окончания учебного заведения в течение года, или работник, имеющий трудовой стаж по должности не более 3 лет.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:


 

- трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;

- профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;

- в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

 

Цель и задачи Программы

Цель: повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые годы их работы в учреждении, приобретение или совершенствование индивидуальных профессиональных навыков.

Задачи:

1. Оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.

2. Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности.

3. Создание условий для становления квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области работника.

4. Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.

5. Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.

 

Принципы реализации Программы

Деятельность строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы:

- принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов;

- принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;


 

- принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.

 

Основные направления Программы

1. Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.

2. Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.

3. Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно- образовательного процесса.

4. Разработка и обсуждение планирования.

5. Взаимное посещение занятий, обмен опытом, совершенствование методики преподавания.

6. Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературы.

 

Планируемые результаты

1. Адаптации начинающих педагогов в учреждении.

2. Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.

3. Качественное изменение отношений в коллективе.

4. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.

5. Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

6. Использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий

7. Приобретение умения общаться с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей.


 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Формы и методы работы с молодыми специалистами

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:

- уровень базового образования, теоретическая подготовленность;

- индивидуальные особенности педагога;

- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)

- наличие практического опыта работы с детьми.

Формы и методы работы

- диалоги, активизирующие мыслительную познавательную деятельность;

- беседы;

- индивидуальная работа с опытными педагогами;

- анализ собственной деятельности;

- индивидуальные и групповые консультации;

- педсоветы и семинары;

- открытые занятия, взаимные посещения занятий;

- тренинги по совершенствованию профессиональных умений;

- самообразование, изучение методической литературы;

- анкетирование и опросы.

Условия эффективности работы

- взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;

- системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;

- сочетание теоретических и практических форм;

- оценка результатов работы (диагностика развития детей);

- своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.


                       
           
 


Система работы с молодыми педагогами

Сбор информации о молодом педагоге (портфолио)

Составление плана работы
Подготовка теоретического и практического материала

Накопление теоретического материала

 

  Накопление практического материала
Описание работы, оформление материала: теоретического и практического
8


 

Организация наставничества

Наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и

теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации - работодателя.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:

- отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;

- освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.

 

Этапы реализации Программы

Первый этап Диагностический (адаптационный) Определение круга обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявление недостатков в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. Второй этап Проектировочный (основной) Разработка и реализация программы адаптации, осуществление корректировки профессиональных умений молодого педагога, помощь в выстраивание собственной программы самосовершенствования. Третий этап Аналитический (контрольно-оценочный) Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Формы и методы работы
1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей, овладению приемами служебной 1. Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов. 2. Взаимоподдержка и взаимопомощь. 3. Координация действий педагогов 1. Анализ результатов работы молодого педагога с детьми. 2. Динамика профессионального роста. 3. Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей.

деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании молодого специалиста. 2. Контроль за деятельностью молодого специалиста в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов. 3. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов и овладение передовыми приемами выполнения трудовых обязанностей, в исправлении ошибок, устранение недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности. 4. Личный пример наставника, который должен проявляться в безупречном выполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, постоянном повышении своего профессионального уровня, строгом соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка. в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей. 4. Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ. 4. Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим. 5. Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала. 6. Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога. 7. Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия. 4. Самоанализ своей деятельности за прошедший год. 5. Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами. 6. Подведение итогов, выводы.

2.3. План профессионального становления молодого педагога Первый год работы

Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, оказание помощи в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.

Задачи:

- обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;

- обеспечить научно-методическое, правовое сопровождение педагогической деятельности начинающего педагога в соответствии с ФГОС ДО;

- оказать помощь в повышении профессионального мастерства путем раскрытия индивидуальных педагогических способностей;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;

- развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;

- создавать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;

- прививать интерес к педагогической деятельности.

 

Тема Вопросы для обсуждения Форма проведения Результат Дата проведения
Изучение нормативно- правовой базы Изучение «Закона об образовании», ФГОС ДО, Конвенции ООН о правах ребенка Выработка рекомендаций по планированию Изучение методических рекомендации об сентябрь
Оказание помощи по Изучение ООП, АООП, деятельности: особенностях  
организации годового плана работы. по режиму дня, воспитательной  
качественной работы с Ознакомление со структурой особенностям работы с детьми  
документацией перспективного планирования, планирования, младшего  
  календарного планирования. организации, дошкольного  

 

  Заполнение информационной карточки листа молодого педагога контроля и корректировки образовательного процесса, совместной и самостоятельной деятельности детей возраста. Подготовка к составлению плана самообразования  
Корректировка методической темы самообразования Выбор темы и направление работы. Подборка методической литературы на учебный год
  Помощь в составлении календарного и перспективного планирования Структура календарного планирования Изучение задач и целей ОД, перспективы планирования воспитательно – образовательного процесса Просветительское занятие Создание накопительной папки практических материалов по теме октябрь
Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога Педагогическое самообразование
Инструктаж по организации работы с родителями и ведение документации. Посещение педагогического совета по теме. Рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний Просветительское занятие Выработка рекомендаций ноябрь
Имидж педагога Педагогическая этика, риторика, культура поведения
Открытые просмотры образовательной деятельности педагогов- наставников Методика проведения образовательной деятельности
Самоанализ ОД Обучение технологии проведения

 

  самоанализа, педагогической рефлексии      
    Как эффективно провести праздничное мероприятие. Секреты мастерства     Общие вопросы методики проведения новогодних мероприятий с воспитанниками и их родителями   Обмен опытом Выработка рекомендаций по сценарию мероприятия, анализ возникающих проблем, интересных решений декабрь
Открытые просмотры у молодого специалиста Методика проведения образовательной деятельности   Обмен опытом Составление анализа, самоанализа ОД январь
Открытые просмотры у молодого специалиста Методика проведения образовательной деятельности   Обмен опытом Составление анализа, самоанализа ОД февраль
  Портфолио достижений педагога Общие положения портфолио педагога. Структура содержания и порядок ведения портфолио. Оценивание материалов портфолио     Обучающее занятие   Выработка рекомендаций март
Система мониторинга в ДОУ Ознакомление с педагогической диагностикой (системой мониторинга детского развития) апрель
Самообразование воспитателя Собеседование по изученной методической литературе, перспектива дальнейшей май

 

  деятельности по самообразованию      
  Итоги первого года наставничества Составление плана взаимодействия наставника с молодым специалистом на 2-й год наставничества    

 

Второй год работы

Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.

Задачи:

- оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;

- развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;

- создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;

- оказать методическую помощь в подготовке молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний;

- прививать мотивацию к поиску инновационных, наиболее эффективных форм работы с воспитанниками.

 

Вопросы для обсуждения Форма проведения Результат Дата проведения
Наблюдение за педагогическим процессом, беседы с молодым специалистом по предупреждению возможных ошибок в работе, координация и оптимизация его профессиональной деятельности Предупредительный контроль Выработка рекомендаций по планированию и организации деятельности В течение периода наставничества

 

Выбор темы самообразования, составление портфолио, изучение способов получения необходимой информации Консультирование Составление плана самообразования, Выработка рекомендаций по составлению портфолио  
Проектирование и разработка рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Разработка проектов различной целевой направленности Консультирование Выработка рекомендаций
Создание развивающей предметно-пространственной среды Консультирование Выработка рекомендаций
Подготовка к прохождению аттестационных испытаний на основе оценки профессиональной деятельности Консультирование Выработка рекомендаций
Подготовка к летне-оздоровительной компании: - ведение документации в летний период; - оказание помощи в оформлении и пополнении родительского уголка консультативным материалом по методам оздоровления и укрепления здоровья детей. Консультирование Выработка рекомендаций Подбор необходимой литературы На конец второго года наставничества
Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) Наблюдение, беседы Выработка ключевых моментов для формирования плана профессионального становления молодого педагога третьего года работы в должности «воспитатель ДОУ»  

 

       

 

Третий год работы

Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, тесного вовлечения молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.

Задачи:

- оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;

- развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;

- создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;

- оказать методическую помощь в подготовке молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний;

- оказать методическую и практическую помощь в подготовке к участию в конкурсе профессионального мастерства

«Воспитатель года»;

- прививать мотивацию к поиску инновационных, наиболее эффективных форм работы с воспитанниками.

 

Вопросы для обсуждения Форма проведения Результат Дата проведения
Наблюдение за педагогическим процессом, беседы с молодым специалистом по предупреждению возможных ошибок в работе, координация и оптимизация его профессиональной деятельности Предупредительный контроль Выработка рекомендаций по планированию и организации деятельности В течение периода наставничества

 

Корректировка темы самообразования, изучение способов получения необходимой информации Консультирование Составление плана самообразования, Выработка рекомендаций по составлению портфолио  
Проектирование и разработка рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Разработка проектов различной целевой направленности Консультирование Выработка рекомендаций
Создание предметно-пространственной развивающей среды на будущий учебный год Консультирование Выработка рекомендаций
Подготовка к прохождению аттестации на первую квалификационную категорию Консультирование Выработка рекомендаций
Подготовка к летне-оздоровительной компании: - ведение документации в летний период; - оказание помощи в оформлении и пополнении родительского уголка консультативным материалом по методам оздоровления и укрепления здоровья детей. Консультирование Выработка рекомендаций Подбор необходимой литературы На конец третьего года наставничества
Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) Наблюдение, беседы Выработка ключевых моментов для формирования плана профессионального становления молодого педагога третьего года работы в должности «воспитатель ДОУ»  

 

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: