Физическое развитие младенца




Время появления движений Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5-6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Подробно представим динамику развития движений. На 4 месяце появляются движения рук, направленные к предмету их ощупывание. Ребенок в 5-6 месяцев уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Хватание – важное действие для ребенка, это первое организованное, целенаправленное действие ребенка, являющееся обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами. С актом хватания связано возникновение предметного восприятия. Акт хватания – это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметами. Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемых результатов. В возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им, извлечение из него звуков. В 7-10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него. К концу младенческого возраста (от 10-11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах (катает машинку, бьет по барабану, подносит чашку ко рту). Функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить ее с ложечки и т.д. Переноса действий на другие предметы в это период еще не происходит. Ребенок как бы не видит в конкретной вещи предмет, в котором фиксируются общественно выработанные способы действия с ним. Поэтому он будет первоначально качать именно ту куклу, с которой они играли вместе с мамой, и не сможет так же действовать с другими, похожими игрушками, например с мишкой.

Хватание, направленное к предмету, стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы.

Ползание – появляется ко 2 полугодию. Это первый вид самостоятельного передвижения ребенка. Оно возникает, когда дети пытаются достать привлекательную игрушку. Ребенок тянется к игрушке то одной, то другой рукой и, пытаясь ее захватить, немного продвигается вперед. Постепенно движения, ведущие к перемещению, закрепляются, превращаются в способ передвижения. Первоначально возникает низкое ползание на животе, затем оно сменяется высоким ползанием.

К 9 месяцу ребенок начинает ходить. Ходьбе предшествует сравнительно длительный период времени, в течение которого ребенок учится подниматься на ножки, стоять, держась за опору, переступать, стоять без опоры, наконец, ходить с опорой. Некоторые дети, начиная ходить, не сразу перестают ползать, так как ползать легче. Здесь велика роль взрослого, который должен поддерживать новый вид передвижения. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба – первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой социальной ситуации развития.

На 2 полугодии дети подражают действиям взрослых.

К концу 1-го года жизни появляется указательный жест – новая форма движения (сначала на предмет, затем на взрослого), служащая средством направления внимания взрослого на предмет и сопровождающаяся соответствующей мимикой и пантомимикой.

Прогрессивные виды движений – показатель того уровня, которого достиг ребенок, они способствуют получению новых впечатлений, ознакомлению с предметами и их свойствами (манипулирование, бросание, размахивание, постукивание, подтягивание к предметам). Они имеют большое значение для психического развития и служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок.

Тупиковые виды движений – тормозят развитие, огораживают ребенка от внешнего мира (сосание пальцев – вызывают полное и длительное торможение всех остальных реакций; рассматривание руки, поднесенной к лицу, ощупывание рук, раскачивание на четвереньках). Ребенок становится неподвижным, ни на что не смотрит, ни к чему не прислушивается.

Таким образом, развитие движений ребенка в течение 1-го года жизни идет очень быстрыми темпами, ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых свойств окружающих его объектов

 

 

4. Анализ развития познавательной сферы младенца следует начинать, в первую очередь, с развития восприятия. Среди всех взаимосвязанных психических функций доминирует восприятие. Л.С. Выготский считал, что все психические функции развиваются «вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия». Восприятие развивается в предметной деятельности. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что важно для осуществления предметных действий.

В начале жизни развивается зрение. У месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз, которое осуществляется в горизонтальной плоскости; затем появляется слежение по вертикали, а к 2-х месячному возрасту отмечается криволинейные, круговые движение глаз. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете появляется на 3-5 неделе, после 2-го месяца совершенствуется, становится более длительным (7-8 сек). Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы (когда ребенку показывают картинку с изображением широкой черной полосы на белом фоне, его взгляд не блуждает по всему полю картинки, а быстро останавливается на границе белого и черного пространства. Если одновременно показывать 2 картинки – однотонную и с вертикальными черными линиями, он дольше смотрит на второе изображение). Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условно-рефлекторных связей. Активный интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе (ребенок реагирует на стук, звук). На 3-4 неделе появляется реакция на голос человека.

К 3-х-4-х-месячному возрасту дети своим поведением показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми. В 8 месяцев появляется состояние видимого беспокойства, когда ребенок видит чужого человека. Между 1 и 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла). Это состояние длится до 1,5-2 лет, а потом уменьшается.

Ко 2 полугодию начинает развиваться пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские ученые провели эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились 2 большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов. С разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и т.д. – младенец знакомится в процессе хватания и манипулирования.

Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. В первые месяцы появляется повышенный интерес к человеческой речи, она выделяется в его восприятии из мира других звуков. Произнесение звуков основывается на подражании – это своеобразная форма общения и механизм развития речи.

Около 1 месяца – ребенок произносит простые звуки («а-а-а», «у-у-у», «э-э-э»).

В 2-4 месяца – появляется гукание, ребенок издает «к-к», «х-х» - эти звуки ничего не обозначают и даже никому не обращены. Ребенок упражняется, играет сам с собой, учится произносить звуки.

На 2 месяце у детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об особенностях их внутренних состояний, например, звуки удовольствия или неудовольствия. С 3-го месяца появляется смех и проявления радости.

В 4-6 месяцев ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые гулением. Гуление становится интенсивнее, если взрослый наклоняется над ребенком.

Во втором полугодии появляется лепет, в котором можно различить некоторые звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. Через лепет малыш выражает готовность к общению, лепеча, он научается произносить и различать новые речевые звуки. Лепету сопутствует постепенное совершенствование употребления губ, языка и дыхания. С такой подготовкой в дальнейшем ребенок может усвоить звуки любого языка.

В 5-6 месяцев ребенок начинает хорошо понимать речь взрослого, на отдельные слова и фразы реагирует выразительными движениями. Понимание речи ребенком первоначально возникает на основе зрительного восприятия. Процесс обучения детей строится на вопросах взрослых «Где то-то?» Вопрос вызывает у младенца ориентировочную реакцию на поведение взрослого. Обычно названный предмет тут же показывают. В результате многократных повторений возникает связь произносимого взрослым слова с предметом, на который указывают. Формирование этой связи начинается с общей реакции на место, где обычно находится предмет, и на интонацию вопроса. В младенчестве интонация вопроса, обращенного к ребенку, определяет понимание речи.

Около 10 месяцев появляется предметное общение. В ответ на называние взрослым какого-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому.

С 10 месяцев появляются голосовые признаки настойчивости.

Развитие лексической стороны речи: в 4-8 месяцев ребенок начинает произносить односложные слова «баба», «мама». Около 1 года эти слова приобретают определенный смысл, обращение к конкретному человеку. К концу 1 года младенец произносит 10-20 слов, хотя знает и понимает больше слов, чем говорит. Ребенок к концу года и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Мышление. Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок (отыскивая спрятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки, попадающиеся ему на глаза). Ребенок узнает мир в наглядно-действенном плане, внутренний план будет сформирован значительно позже.

Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения; 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. Если яркую игрушку спрятать под один из одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминают, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта (на вопрос: «Где находится предмет?», ребенок показывает).

В 8-12 месяцев ребенок выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям.

Вывод: познавательному развитию ребенка способствуют разные впечатления, которые он получает. Взрослым необходимо удовлетворять потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной, иначе может быть замедленное развитие.

 

 

5. Кризис новорожденности – это промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослыми. Ребенок беспомощен в момент своего рождения. У нет ни единой сложившейся формы поведения. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни.

Суть любого кризиса в детском развитии, по Л.С. Выготскому, состоит в следующем: новообразования возраста, которые складываются к концу возрастного периода, вступают в противоречие со старой социальной ситуацией развития. Так, возросшая, благодаря ходьбе и первому слову, самостоятельность ребенка делает рамки единства матери и ребенка слишком узкими.

Кризис младенчества – связан, во-первых, с прямохождением (о ребенке этого возраста нельзя сказать, ходящий он или неходящий, происходит становление ходьбы), во-вторых, с речью (мы не можем сказать, является ли ребенок говорящим или нет. Однако именно здесь можно говорить о наличии латентного периода в становлении речи, который длится, по Выготскому, примерно 3 месяца), в-третьих, с особенностями проявления аффектов и воли (в связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим). При неправильном воспитании такие реакции ребенка могут проявляться с особой интенсивностью. Обычно у ребенка, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, наблюдается резкое нарастание аффекта, заканчивающегося часто тем, что ребенок ложится на пол, начинает кричать, отказывается ходить, бьет ногами об пол. Это реакция, направленная против запретов, отказов и т.д. и выражается в том, что ребенок как бы возвращается к более раннему периоду, но использует он это, конечно, совершенно иначе.

Вывод по теме: к моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом заключается биологическая сущнрость беспомощности. С самого рождения на развитие ребенка влияют условные и безусловные рефлексы, первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», контакт ребенка осуществляется через взрослого. Взрослый является посредником между ребенком и окружающим миром. На протяжении первого года жизни ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, овладевая передвижением в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватательные движения, манипулирование предметами. Развитие манипулирования состоит в переходе от внешних ориентировочных действий рук в плане зрительных восприятий. Хватательные движения и манипулирование предметами формируют двигательный навык, происходит знакомство ребенка со свойствами вещей, что существенно изменяет характер психической активности ребенка. Манипулирование предметами способствует развитию интеллекта ребенка.

К концу первого года жизни у ребенка складываются первоначальные представления об окружающем мире возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимые предпосылки для перехода к усвоению разных видов общественного опыта; формируется подготовительный этап в развитии речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: