Задание 1. Определите, какие сооружения представлены ниже, укажите время их постройки и местонахождение. Сопоставьте постройки с точками на карте (обратите внимание, что два здания соответствуют одной точке). Заполните таблицу.
А
| Б
| ||||||
В
| Г
| ||||||
Д
| Е
| ||||||
Ж
|
Таблица:
Буква | Название | Время создания | Место |
А | |||
Б | |||
В | |||
Г | |||
Д | |||
Е | |||
Ж |
Карта:
Задание 2. Определите, к каким храмам относятся представленные ниже фрески, назовите их и сопоставьте с фотографиями храмов. Укажите местонахождение каждого из храмов и определите, какие описания относятся к каждому из них. Заполните таблицу.
Фрески:
А
| Б
| В
| |||||||||
Г
| Д
| ||||||||||
Храмы:
A
| B
| ||||||
C
| D
| ||||||
E
|
Описания:
- Роспись храма выполнена в сдержанных цветовых оттенках, часто практически монохромно. Однако вопрос о сохранности первоначальных цветов живописи в этом храме является спорным в науке. Существует мнение об утрате первоначальной многоцветности вследствие воздействия пожаров, терзавших древнерусские города, что в той или иной мере подтверждается фрагментами росписей храма, избежавших пожара и раскопанных реставраторами в XX в.
- Церковь была расписана во второй половине XIV в. в весьма экспрессивной, линеарной манере, что дало повод некоторым исследователем относить росписи церкви к числу прочих проявлений «феофановской» традиции в Новгороде.
- Внешний декор храма отличается редким богатством, разработка фасадов включает в себя множество элементов — бровок, крестов, стрельчатых окон (вероятных готицизмов) — зачастую асимметрично расположенных, что отличает данный храм от его знаменитого новгородского предшественника.
- Церковь с уникальными фресками — как и многие другие — была уничтожена в годы Великой Отечественной войны, однако впоследствии восстановлена. Реставрационные работы над фресками продолжаются и ныне, многие восстановленные композиции храма экспонируются сейчас в Николо-Дворищенском соборе.
- Восстановление церкви в начале XX в. стало результатом предложенной в 2001 году немецкой стороной поддержки какого-либо проекта по восстановлению объекта культурного наследия России, разрушенного нацистской Германией.
- От росписей начала XV в. сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», традиционно занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора.
- В лето 6886. <...> Того же лета подписаша церковь Господа нашего Иисуса Христа... повелением благороднаго и боголюбиваго боярина Василья Даниловича, со уличаны Ильины улицы, а подписывал мастер Греченин Феофан, при великом князе Димитрии Ивановиче и при архиепископе Алексии Великаго Новаграда и Пскова.
- Церковь известна наиболее полным собранием домонгольской новгородской фресковой живописи. Практически целиком она была утрачена в годы Великой Отечественной войны из-за разрушения храма, однако с 1944 года (и по наши дни) ведутся реставрационные работы по восстановлению фресок из дошедших фрагментов.
- Основная часть внутреннего декора была создана уже в Новое время, однако в конце XIX в. при реставрации были обнаружены древние фрески, атрибутированные как работы Андрея Рублёва.
- Для искусства XIV века, в связи со спорами о Фаворском свете и распространением исихазма, тема света, понимаемого символически, становится одной из главных. Покрывая одежды святых сияющими полосами белил, подчёркивая лики и руки меткими белильными мазками, Феофан, вероятно, показывает как раз исихастское видение мира.
- Архитектура церкви выделяется среди остальных новгородских построек нетипичной пирамидальностью, что может быть отголоском повлиявшей на это сооружение смоленско-полоцкой традиции зодчества.
- В числе самых известных частей этого храма — знаменитый Троицкий придел с хорошо сохранившимися росписями, в числе которых — композиции Троицы, столпников, фигура Макария Египетского и др.
Таблица:
Буква | Название фрески | Буква | Название храма | Место | Описания |
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Г | |||||
Д |
Задание 3. Определите, к каким школам древнерусской иконописи относятся представленные ниже изображения, а также назовите по возможности сами иконы. Сопоставьте школы с их характеристиками. Заполните таблицу.
А | Б
| ||||||
В
| Г
| ||||||
Д | Е | ||||||
Ж | З |
Характеристики:
- Стиль этой школы иконописи сложился в XIII—XIV вв. Его отличают простота и выразительность плоскостной композиции, чеканность и обобщённость силуэтов, чистая, звонкая, высветленная красочная палитра.
- Школу выделяют особый региональный «типаж» ликов, любовь к декоративной отделке, некоторая утяжелённость фигур и, конечно, сугубо региональный колорит, в котором обычно преобладал красно-коричневый цвет и особого оттенка тёмно-зелёный в сочетании с коричневым и жёлтым.
- Нельзя не заметить, что эта школа обращалась к художественному наследию древнейших городов –– Киева и Владимира. Живопись данной иконы одновременно и многоцветна, и строга, и собранна. Приемы, создающие объем лица, чеканно ограничивающие форму, выявляющие объем, находят аналогии в киевских древнейших памятниках. Однако подобную насыщенность живописи чистыми белилами мы находим только в новгородских памятниках XII — XIII веков — исследователи не исключают определенное новгородское влияние на автора иконы, как и на всю школу.
- У этой иконописи свои излюбленные темы и герои, свой лаконичный и точный изобразительный язык, особого рода духовность, в которой теплота чувства и непосредственность переживания сочетаются со своеобразным "религиозным практицизмом", трезвым и в то же время несколько наивным взглядом на мир.
- Икон данной школы дошло до нашего времени не так уж мало, но сложность их изучения состоит в том, что все они оказались отторгнутыми от тех художественных ансамблей, в состав которых когда-то входили, они рассредоточены по разным уголкам русской земли, и принадлежность многих из них к школе остаётся до конца не доказанной.
- Одно из названий данная школа получила по имени знаменитого иконописца конца XIV – начала XV вв., гармоничное и одухотворённое искусство которого легло в основу региональной традиции, а уже в середине XVI в. было признано каноничным для всего Московского государства.
- Для икон этой школы характерны драматизм, повышенная эмоциональность персонажей, сочность письма, в котором линия никогда не играла такой большой роли, как в Новгороде Великом.
- Взлёт иконописи этой школы произошел на почве синтеза разных традиций. Он стал возможен только благодаря русским мастерам, которые изучали новейшие достижения византийских, а также южнославянских мастеров эпохи «Палеологовского ренессанса». До этого местные иконописцы «разговаривали» на гораздо более элеменатрном художественном языке.
Таблица:
Буква | Иконы | Школа | Черты |
А | |||
Б | |||
В | |||
Г |
Задание 4. Определите, какие исторические события описываются в текстовых фрагментах, датируйте их и расставьте в хронологическом порядке. Укажите, из каких памятников древнерусской словесности взяты данные фрагменты. Заполните таблицу.
- И бысть между ими бой. Татарове же, надѣющеся на самовластие, начаша сѣчи, и абие сътекошася человѣци и смятошася людие. И удариша въ вся колоколы, и сташа вечемъ, и поворотися град весь, и весь народ в том часѣ събрася. И бысть в них замятня, и кликнуша тфѣричи и начаша избивати татаръ, где котораго застропивъ, дондеже и самого Шевкала убиша. И всѣх по ряду, не оставиша и вѣстоноши, развѣ иже на поли пастуси стада конева пасущеи. Тии похватавше лучшии жребци и скоро бѣжаша на Москву и оттолѣ въ Орду и тамо възвѣстиша кончину Шевкалову.
- Нѣкто, бывъ преже христьянъ и послѣди же отвержеся вѣры христьянския и бысть поганъ законопреступник, именемъ Доманъ, сий, отрѣза главу святому мученику Михаилу и отверже ю проч. Потомъ глаголаша Феодорови: «Ты поклонися богомь нашимъ и приимеши все княжение князя своего». И глагола имъ Феодоръ: «Княжения не хочю, а богомь вашимъ не кланяюся, но хощю пострадати за Христа, яко же и князь мой!» Тогда начаша Феодора мучити, яко же и преже Михаила, послѣ же честную его главу урѣзаша.
- В том же градѣ Ферарѣ на папине дворѣ възведен столпъ каменъ высокъ и велик, над торгом. И на том столпѣ устроены часы, колокол великъ; и коли ударит, на весь град слышати; и у того столпа отведено крыльцо, и двои двери; и коли приспѣет час и ударит в колокол, и выдет из столпа на крилце аггел, простѣ видѣти, яко жив, и потрубит въ трубу, и въходит другыми дверцами въ столпъ; а людем, всѣм видящим аггела и трубу и глас его слышати; и потом в той же великый колоколъ въсходяще на всяк час аггелъ и ударяше.
- По сем же разгнѣвася царь Батый на брата его меншаго Андрѣя и посла воеводу своего Неврюня повоевати землю Суждальскую. По плѣнении же Неврюневѣ князь великый Александръ церкви въздвигну, грады испольни, люди распуженыа събра в домы своя. О таковых бо рече Исайа пророкъ: «Князь благъ въ странах — тих, увѣтливъ, кротокъ, съмѣренъ, по образу Божию есть». Не внимая богатьства и не презря кровъ праведничю, сиротѣ и вдовици въправду судяи, милостилюбець, благъ домочадцемь своимъ и вънѣшнимъ от странъ приходящимь кормитель. На таковыя Богъ призирает, Богъ бо не аггеломъ любит, но человекомъ си щедря ущедряеть и показаеть на мирѣ милость свою.
- А в шестый день рано приидоша погании ко граду, овии с огни, а ини с пороки, а инѣи со тмочислеными лѣствицами. И взяша град <...> месяца декабря 21 день. И приидоша в церковь собръную пресвятыа Богородици, и великую княгиню Агрепѣну, матерь великаго князя, и с снохами, и с прочими княгинеми мечи исекоша, а епископа и священическый чин огню предаша — во святѣй церкве пожегоша; а инѣи мнози от оружиа падоша. А во граде многих людей и с жены, и с дѣти мечи исекоша, и иных в рѣцѣ потопиша. И ерѣи, черноризца до останка исекоша.
- И воспѣли бяше птицы жалостные пѣсни — всплакашася вси княгини и боярыни и вси воеводские жены о избиенных. Микулина жена Васильевича Марья рано плакаша у Москвы града на забралах, а ркучи тако: «Доне, Доне, быстрая река, прорыла еси ты каменные горы и течеши в землю Половецкую. Прилѣлѣй моего господина Микулу Васильевича ко мнѣ!» А Тимофѣева жена Волуевича Федосья тако же плакашеся, а ркучи тако: «Се уже веселие мое пониче во славном граде Москве, и уже не вижу своего государя Тимофея Волуевича в животѣ!»
- Отець же его Ярославъ прислалъ бѣ ему брата меньшаго Андрѣя на помощь въ множествѣ дружинѣ. Тако же и у князя Александра множество храбрых, яко же древле у Давыда царя силнии, крѣпции. Тако и мужи Александровы исполнишася духом ратнымъ, бяху бо сердца их, акы сердца лвомъ, и рѣшя: «О княже нашь честный! Нынѣ приспѣ врѣмя нам положити главы своя за тя». Князь же Александръ воздѣвъ руцѣ на небо и рече: «Суди ми, Боже, и разсу ди прю мою от языка непреподобна, и помози ми, Господи, яко же древле Моисию на Амалика и прадѣду нашему Ярославу на окааннаго Святополка». Бѣ же тогда субота, въсходящю солнцю, и съступишяся обои. И бысть сѣча зла, и трусъ от копий ломления, и звукъ от сѣчения мечнаго, яко же и езеру померзъшю двигнутися, и не бѣ видѣти леду, покры бо ся кровию.
- По отпусте же литургии, моли его святый Сергий съ всею братьею, великого князя, дабы вкусилъ хлѣба в дому Жывоначалныа Троица, въ обители его. Великому же князю нужно есть, яко приидоша к нему вѣстницы, яко уже приближаются погании половци, моляше преподобнаго, дабы его отпустилъ. И рече ему преподобный старець: «Се ти замедление сугубо ти поспѣшение бýдеть. Не уже бо ти, господине, еще вѣнецъ сиа побѣды носити, нъ по минувших лѣтех, а иным убо многым нынѣ вѣнци плетутся». Князь же великий вкуси хлѣба ихъ, игуменъ же Сергий в то врѣмя повелѣ воду освящати с мощей святых мученикъ Флора и Лавра. Князь же великий скоро от трапезы въстаеть, преподобный же Сергий окропи его священною водою и все христолюбивое его въинство и дасть великому князю крестъ Христовъ — знамение на челѣ.
Таблица:
Цифра | Событие | Дата | Источник |
Задание 5. Выполните следующие задания.
а) Определите, о каких знаменитых летописях XIV-XV вв. идёт речь в текстах.
Несохранившийся летописный свод начала XV в. Предполагается, что автором является Епифаний Премудрый, инок Троице-Сергиевой лавры, выполнявший обязанности секретаря митрополита Фотия. Возможно, является списком свода митрополита Киприана 1408 г. Сгорела во время московского пожара 1812 г. | |
Один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории Киевской Руси. Имеет несколько списков. Самый известный датируется 1420-ми годами. В XVII веке этот список находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, откуда летопись и получила название. В 1809 году она была найдена в Библиотеке Академии наук Николаем Карамзиным. | |
Древнейший сохранившийся памятник новгородского летописания. Старший извод летописи сохранился в единственном Синодальном списке — древнейшем списке русских летописей. Несмотря на краткость изложения для событий XI века, некоторые сведения этой летописи отсутствуют в Повести временных лет. | |
Рукопись создана в 1377 году — это самая древняя дошедшая до наших дней датированная русская летопись. Название летопись получила по имени суздальского инока, указанного как написавшего данную книгу в колофоне. В 1792 году она была куплена графом Мусиным-Пушкиным, последний подарил её Александру I. В 1811 году император передал летопись в Императорскую публичную библиотеку. | |
Летописный памятник, предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века, один из которых — давший название самой летописи — иллюстрирован многочисленными миниатюрами. Название списка происходит от имени полководца Великого княжества Литовского, владевшего первым списком в XVII веке. Был увезен в Россию из Кёнигсберга в ходе Семилетней войны в качестве трофея. |
б) Определите, что представлено на изображениях. Укажите дисциплину, изучающую историю письма.
Дисциплина:________________________________________________
Задание 6. Назовите представленные ниже элементы древнерусского костюма. Укажите, с каким бытом связан каждый элемент — с крестьянским, воинским, боярским, царским или церковным. Ответы занесите в таблицу.
А
| Б
| В
| Г
| Д
| |||||||||||||||
Е
| Ж
| З
| И
| К
| |||||||||||||||
Л
| М
| Н
| О
| П
| |||||||||||||||
Р
| С
| Т
| У
| Ф |
Таблица:
Буква | Название, быт | Буква | Название, быт |
А | Л | ||
Б | М | ||
В | Н | ||
Г | О | ||
Д | П | ||
Е | Р | ||
Ж | С | ||
З | Т | ||
И | У | ||
К | Ф |
Задание 7. Проанализируйте представленный ниже источник и подготовьте выступление по теме «Особенности религиозного сознания русского Средневековья».
Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе (конец XV в.)
СЛОВО 2-Е. О ТОМ ЖЕ О ВЕЛИКОМЪ СВЯТИТЕЛИ ИОАННѢ, АРХИЕПИСКОПѢ ВЕЛИКОГО НОВАГРАДА, КАКО БЫЛЪ ВЪ ЕДИНОЙ НОЩИ ИЗ НОВАГРАДА ВО ИЕРОСАЛИМѢ ГРАДѢ И ПАКЫВОЗВРАТИСЯ В ВЕЛИКИЙ НОВЪГРАД ТОЕ ЖЕ НОЩИ
Понеже нѣсть се достойно молчанию предати, еще Богъ сотвори святителемъ своимъ Иоанномъ. Многажды же бываетъ со искушениемъ над святыми попущениемъ Божиимъ, да болма прославятся и просвѣтятся, яко злато искушено. «Прославляюща мя, — рече, — прославлю». Дивенъ бо есть Богъ во святых своих; Богъ прославляа святыя своя. И паки рече Христос: «Се дахъ вамъ власть над духы нечистыми».
Въ единъ убо от дний святому по обычаю своему в ложницы своей молитвы нощныя свершающу. Имѣяше же святый сосуд с водою стоящь, из негоже умывашеся. И слыша въ сосудѣ ономъ нѣкотораго поропщюща в водѣ, и прииде скоро святый, и уразумѣ бѣсовьское мечтание. И сотворь молитву, и огради сосуд крестомъ, и запрети бѣсу. Хотяше бо пострашити святаго, но приразився твердому адаманту, твердаго же адаманта не поколѣба, и самъ вселукавый сотреся.
И не на долгый час не могий терпѣти бѣсъ, нача вопити: «О, лютѣ нужди сея! Се бо огнемъ палимъ есмь, не могу терпѣти, скоро испусти мя, святче Божий!» Святый же рече: «Кто еси ты и како сѣмо прииде?» Диаволъ же рече: «Азъ есмь бѣсъ лукавый и приидохъ смутити тя. Мнях бо, яко человѣкъ устрашишися и от молитвы упразднишися, ты же мя злѣ заключивъ в сосудѣ семъ. Се бо яко огнемъ палимъ зило, горе мнѣ, окаянному! Како прелстихся, како внидох сѣмо, недоумѣвся! Нынѣ же пусти мя, рабе Божий, и отселе не имамь приити сѣмо!»
И надолзѣ вопиющу неприазненому, святый же рече: «Се за дерзость твою повелѣваю ти: сее нощи донеси мя из Великого Новаграда въ Иеросалимъ-град и постави мя у церкви, идѣже гробъ Господень, и изъ Еросалима-града сее же нощи в келии моей, в нюже деръзнулъ еси внити. И азъ тя испущу». Бѣсъ же всяческы обѣщася сотворити волю святаго, токмо рече: «Испусти мя, рабе Божий, се бо лютѣ стражду!»
Святый же, запретивъ бѣсу, испусти и́, рекъ: «Да будеши яко конь уготовленъ, предстояй пред кѣльею моею, да имамъ на тя въсѣсти и совершити желание свое». Бѣсъ же изыде яко тма изъ сосуда, и ста яко конь пред кѣльею святаго, якоже требѣ святому. Святый же, изыде ис кѣлья, и въоружи себе крестомъ, и всѣде на нь, и обрѣтеся тоя нощи во Иеросалимѣ-градѣ близъ церкви святаго Въскресениа, идѣже гробъ Господень и часть животворящаго древа.
Бѣсу же запрети, да не отъидеть от мѣста того. Бѣсъ же стоя, никакоже могий двигнутися с мѣста, дондеже святый прииде къ церкви святаго Воскресениа.
И ста пред дверми церковными и, преклонивъ колѣни, помолися, и отверзошася двери церковныа сами о себѣ, и свѣщи и паникадила въ церкви и у гроба Господня възъжгошася. Святый же благодарственѣ моля Бога, и пролиа слезы, и поклонися гробу Господню и облобыза и́, тако же и животворящему древу, и всѣмъ святымъ образомъ и мѣстомь, иже суть въ церкви. Изыде изъ церкви, совершивъ желание свое, и пакы двери церковныа особь затворишася.
И обрѣте святый бѣса, стояща на томъ мѣсте, идѣже повелѣ ему, яко коня уготовлена. И всѣде на нь святый, и обрѣтеся тое же нощи в Великомъ Новѣградѣ, в келии своей.
И отходя бѣс ис кѣлии святаго, и рече: «Иоанне! Ты мя потруди во единой нощи донести себе из Великого Новаграда во Иеросалимъ-град, и тое же нощи изъ Еросалима-града в Великий Новъград. Се бо запрѣщениемъ твоимъ, яко узами неразрѣшенно держимь бых и бѣднѣ сего претерпѣх. Ты же да не повѣси никомуже збывшаяся о мнѣ. Аще ли исповеси, аз же имамъ на тя искушение навести. Имаши бо яко блудникъ осуженъ быти, и много поруганъ быти, и на плотъ посажденъ на рецѣ, рекомомъ Волховѣ». Сиа же блядущу лукавому, святый же сътвори крестное знамение, и изчезе бѣсъ.
Нѣкогдаже святому, якоже имѣяше обычай, упражняющуся въ духовнѣй бесѣде съ честными игумены, и со искуснѣйшими иереи, и з богобоязнивыми мужи, и учение свое простираюшу, и святых житиа сказающу, еже на ползю людемъ. Людем же послушающимъ в сладость святаго учениа: не лѣнивъ бо бяше еже учити люди. Тогда же глагола, яко о иномъ нѣкоторомъ сказуа, еже збысться на нем. «Азъ, рече, вѣмъ такова человѣка, бывша во единой нощи из Великого Новаграда во Иеросалимѣ-градѣ, и поклонився гробу Господню и пакы возвратившася тое же нощи в Великий Новъград». Игуменомъ же, иереомъ и всѣмъ людемъ удивльшимся о семъ.
И от того времене попущениемъ Божиимь нача бѣсъ искушение наводити на святаго. Народи убо града того многажды видяху, яко жену блудницю текущу ис келии святаго: бѣсъ бо преображашеся в жену. Народи же, не вѣдяху, яко бѣсъ есть мечтуа, но весма мняху жену блудницю и соблажняхуся о семъ. Иногда же и началници града того, приходяще в кѣлию святаго благословениа ради, видять мониста дѣвичьа лежаща, и сандалиа женьская, и рубища, и о семь оскорбляхуся, недоумѣюще, что рещи. Вся же си бѣсъ мечтуа показаваше имъ, да востануть на святаго и возглаголютъ неправедная и изженуть.
Народи же они с началникы своими совѣтовавше, рекоша к себѣ: «Неправедно есть таковому святителю быти на апостольскомъ престолѣ, блуднику сущу: идемь и изъженемь и́». О таковых бо людех Давидъ рече: «Нѣмы да будуть устны льстивыа, глаголющая на праведнаго безаконие гордынею и уничиждениемъ», — понеже они мечтанию бѣсовъскому вѣры имше, имуще же яко и жидовъскую сонмицю.
На предлежащее же возвратимся.
И пришедше народи к келии святаго, бѣсъ же потече народом зрящим во образи отроковицы, яко ис келии святаго. Народи же восклицаша да изымають еа. И не можаху, гнавше доволно.
Святый же, слышавъ молву народа у келии своей, изыде к нимъ и рече: «Что есть, чада?» Они же изглаголаша ему вся, яже видѣша, святаго же глаголомъ не внимаху, и осудиша его яко блудника. И имше его нудма, поругашася ему и, недоумѣваху, что быша сотворили ему, и умыслиша тако: «Посадимъ его на плотъ на реку на Волхов — и да выпловеть из града нашего внизъ по рѣци».
И выведоша святаго и целомудренаго великаго святителя Божиа Иоанна на Великий мостъ, еже есть на рѣцы на Волховѣ и, низвѣсивше святаго, на плотѣ посадиша. И збысться лукаваго диавола мечьтание. Диаволъ же нача сему радоватися, но Божиа благодать преможе и святаго вѣра къ Богу и молитвы.
И егда посаженъ бысть святитель Божий Иоанн на плотъ, на рецѣ на Волховѣ, и поплове плотъ вверхъ рѣки, никимже порѣваем, на немже святый сѣдяше, противу великие быстрины, еже есть у Великого мосту, къ святаго Георгиа монастырю. Святый же моляшеся о них, глаголя: «Господи! Не постави имъ грѣха сего: не вѣдят бо, что творять!» Диаволъ де видѣвъ, посрамися и возрыда.
Народи же, видѣвше таково чюдо, растерзаху ризы своа и возвращахуся, рекуще: «Согрѣшихомъ, неправедное содѣяхомъ — овци сыи пастыря осудихом. Се бо видим, яко от бѣсовскаго мечтаниа сие сотворися нам!» И шедше скоро в великую Премудрость Божию, и повелѣша священному собору, иереом и диаконом, со кресты поити вверхъ по брегу реки Волхова ко святаго Георгиа монастырю и молити святаго, дабы возвратился на престолъ свой. Священный же соборъ со тщанием взяша честный крестъ и икону святии Богородици, яко же лѣпо бѣ, и поидоша по брегу реки Волхова вослѣд святаго, моляще его, дабы ся возвратил на престолъ свой.
<...>
Сиа же самъ о собѣ исповѣда священному собору и прочимъ людемь: како хотяше его бѣсъ пострашити, и како былъ въ Иеросалимѣ-градѣ во единой нощи из Великого Новаграда, и вся, яже сбысться ему, по ряду сказа, якоже преди речеся. И учаше их святый, глаголя: «Чада! Со испытаниемъ всяко дѣло творите, да не прелщени будете диаволом. Да некогда з добродѣтелию злобу приплетену обрящете и суду Божию повинни будете: страшно бо есть впасти в руцѣ Бога живаго!»
И о семъ мало да премолчимъ.
Князь же и началници града того, совѣтовавше со множествомъ народа, поставиша крестъ каменъ на томъ мѣсте на брегу, идѣже приплове святый, иже и донынѣ стоить во свидѣтельство преславному чюдеси сему святаго, и в наказание сонмицы Великого Новаграда, да пакы тако не дерзають скоро безъ испытаниа святителя осужати и изженути.
О святыхъ бо своих Христос рече: «Блажении изгнани правды ради, яко тѣхь есть царство небесное!» А иже святыя изганяють бес правды, кый отвѣтъ имуть?