Практикум по теме «Культура Руси второй половины XIII – первой половины XV вв.»




 

 

Задание 1. Определите, какие сооружения представлены ниже, укажите время их постройки и местонахождение. Сопоставьте постройки с точками на карте (обратите внимание, что два здания соответствуют одной точке). Заполните таблицу.

 

А
 
 

Б
 
 

В
 
 

Г
 
 

Д
 
 

Е
 
 

Ж
 
 

 

Таблица:

Буква Название Время создания Место
А      
Б      
В      
Г      
Д      
Е      
Ж      

Карта:

 
 

Задание 2. Определите, к каким храмам относятся представленные ниже фрески, назовите их и сопоставьте с фотографиями храмов. Укажите местонахождение каждого из храмов и определите, какие описания относятся к каждому из них. Заполните таблицу.

 

Фрески:

А
 
 

Б
 
 

В
 
 

Г
 
 

Д
 
 

       

Храмы:

A
 
 

B
 
 

C
 
 

D
 
 

E
 
 

Описания:

  1. Роспись храма выполнена в сдержанных цветовых оттенках, часто практически монохромно. Однако вопрос о сохранности первоначальных цветов живописи в этом храме является спорным в науке. Существует мнение об утрате первоначальной многоцветности вследствие воздействия пожаров, терзавших древнерусские города, что в той или иной мере подтверждается фрагментами росписей храма, избежавших пожара и раскопанных реставраторами в XX в.
  2. Церковь была расписана во второй половине XIV в. в весьма экспрессивной, линеарной манере, что дало повод некоторым исследователем относить росписи церкви к числу прочих проявлений «феофановской» традиции в Новгороде.
  3. Внешний декор храма отличается редким богатством, разработка фасадов включает в себя множество элементов — бровок, крестов, стрельчатых окон (вероятных готицизмов) — зачастую асимметрично расположенных, что отличает данный храм от его знаменитого новгородского предшественника.
  4. Церковь с уникальными фресками — как и многие другие — была уничтожена в годы Великой Отечественной войны, однако впоследствии восстановлена. Реставрационные работы над фресками продолжаются и ныне, многие восстановленные композиции храма экспонируются сейчас в Николо-Дворищенском соборе.
  5. Восстановление церкви в начале XX в. стало результатом предложенной в 2001 году немецкой стороной поддержки какого-либо проекта по восстановлению объекта культурного наследия России, разрушенного нацистской Германией.
  6. От росписей начала XV в. сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», традиционно занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора.
  7. В лето 6886. <...> Того же лета подписаша церковь Господа нашего Иисуса Христа... повелением благороднаго и боголюбиваго боярина Василья Даниловича, со уличаны Ильины улицы, а подписывал мастер Греченин Феофан, при великом князе Димитрии Ивановиче и при архиепископе Алексии Великаго Новаграда и Пскова.
  8. Церковь известна наиболее полным собранием домонгольской новгородской фресковой живописи. Практически целиком она была утрачена в годы Великой Отечественной войны из-за разрушения храма, однако с 1944 года (и по наши дни) ведутся реставрационные работы по восстановлению фресок из дошедших фрагментов.
  9. Основная часть внутреннего декора была создана уже в Новое время, однако в конце XIX в. при реставрации были обнаружены древние фрески, атрибутированные как работы Андрея Рублёва.
  10. Для искусства XIV века, в связи со спорами о Фаворском свете и распространением исихазма, тема света, понимаемого символически, становится одной из главных. Покрывая одежды святых сияющими полосами белил, подчёркивая лики и руки меткими белильными мазками, Феофан, вероятно, показывает как раз исихастское видение мира.
  11. Архитектура церкви выделяется среди остальных новгородских построек нетипичной пирамидальностью, что может быть отголоском повлиявшей на это сооружение смоленско-полоцкой традиции зодчества.
  12. В числе самых известных частей этого храма — знаменитый Троицкий придел с хорошо сохранившимися росписями, в числе которых — композиции Троицы, столпников, фигура Макария Египетского и др.

 

Таблица:

 

Буква Название фрески Буква Название храма Место Описания
А          
Б          
В          
Г          
Д          

 

Задание 3. Определите, к каким школам древнерусской иконописи относятся представленные ниже изображения, а также назовите по возможности сами иконы. Сопоставьте школы с их характеристиками. Заполните таблицу.

 

А
 
 

Б
 
 

В
 
 

Г
 
 

Д Е
Ж З

 

Характеристики:

 

  1. Стиль этой школы иконописи сложился в XIII—XIV вв. Его отличают простота и выразительность плоскостной композиции, чеканность и обобщённость силуэтов, чистая, звонкая, высветленная красочная палитра.
  2. Школу выделяют особый региональный «типаж» ликов, любовь к декоративной отделке, некоторая утяжелённость фигур и, конечно, сугубо региональный колорит, в котором обычно преобладал красно-коричневый цвет и особого оттенка тёмно-зелёный в сочетании с коричневым и жёлтым.
  3. Нельзя не заметить, что эта школа обращалась к художественному наследию древнейших городов –– Киева и Владимира. Живопись данной иконы одновременно и многоцветна, и строга, и собранна. Приемы, создающие объем лица, чеканно ограничивающие форму, выявляющие объем, находят аналогии в киевских древнейших памятниках. Однако подобную насыщенность живописи чистыми белилами мы находим только в новгородских памятниках XII — XIII веков — исследователи не исключают определенное новгородское влияние на автора иконы, как и на всю школу.
  4. У этой иконописи свои излюбленные темы и герои, свой лаконичный и точный изобразительный язык, особого рода духовность, в которой теплота чувства и непосредственность переживания сочетаются со своеобразным "религиозным практицизмом", трезвым и в то же время несколько наивным взглядом на мир.
  5. Икон данной школы дошло до нашего времени не так уж мало, но сложность их изучения состоит в том, что все они оказались отторгнутыми от тех художественных ансамблей, в состав которых когда-то входили, они рассредоточены по разным уголкам русской земли, и принадлежность многих из них к школе остаётся до конца не доказанной.
  6. Одно из названий данная школа получила по имени знаменитого иконописца конца XIV – начала XV вв., гармоничное и одухотворённое искусство которого легло в основу региональной традиции, а уже в середине XVI в. было признано каноничным для всего Московского государства.
  7. Для икон этой школы характерны драматизм, повышенная эмоциональность персонажей, сочность письма, в котором линия никогда не играла такой большой роли, как в Новгороде Великом.
  8. Взлёт иконописи этой школы произошел на почве синтеза разных традиций. Он стал возможен только благодаря русским мастерам, которые изучали новейшие достижения византийских, а также южнославянских мастеров эпохи «Палеологовского ренессанса». До этого местные иконописцы «разговаривали» на гораздо более элеменатрном художественном языке.

Таблица:

 

Буква Иконы Школа Черты
А      
Б      
В      
Г      

 

Задание 4. Определите, какие исторические события описываются в текстовых фрагментах, датируйте их и расставьте в хронологическом порядке. Укажите, из каких памятников древнерусской словесности взяты данные фрагменты. Заполните таблицу.

 

  1. И бысть между ими бой. Татарове же, надѣющеся на самовластие, начаша сѣчи, и абие сътекошася человѣци и смятошася людие. И удариша въ вся колоколы, и сташа вечемъ, и поворотися град весь, и весь народ в том часѣ събрася. И бысть в них замятня, и кликнуша тфѣричи и начаша избивати татаръ, где котораго застропивъ, дондеже и самого Шевкала убиша. И всѣх по ряду, не оставиша и вѣстоноши, развѣ иже на поли пастуси стада конева пасущеи. Тии похватавше лучшии жребци и скоро бѣжаша на Москву и оттолѣ въ Орду и тамо възвѣстиша кончину Шевкалову.
  2. Нѣкто, бывъ преже христьянъ и послѣди же отвержеся вѣры христьянския и бысть поганъ законопреступник, именемъ Доманъ, сий, отрѣза главу святому мученику Михаилу и отверже ю проч. Потомъ глаголаша Феодорови: «Ты поклонися богомь нашимъ и приимеши все княжение князя своего». И глагола имъ Феодоръ: «Княжения не хочю, а богомь вашимъ не кланяюся, но хощю пострадати за Христа, яко же и князь мой!» Тогда начаша Феодора мучити, яко же и преже Михаила, послѣ же честную его главу урѣзаша.
  3. В том же градѣ Ферарѣ на папине дворѣ възведен столпъ каменъ высокъ и велик, над торгом. И на том столпѣ устроены часы, колокол великъ; и коли ударит, на весь град слышати; и у того столпа отведено крыльцо, и двои двери; и коли приспѣет час и ударит в колокол, и выдет из столпа на крилце аггел, простѣ видѣти, яко жив, и потрубит въ трубу, и въходит другыми дверцами въ столпъ; а людем, всѣм видящим аггела и трубу и глас его слышати; и потом в той же великый колоколъ въсходяще на всяк час аггелъ и ударяше.
  4. По сем же разгнѣвася царь Батый на брата его меншаго Андрѣя и посла воеводу своего Неврюня повоевати землю Суждальскую. По плѣнении же Неврюневѣ князь великый Александръ церкви въздвигну, грады испольни, люди распуженыа събра в домы своя. О таковых бо рече Исайа пророкъ: «Князь благъ въ странах — тих, увѣтливъ, кротокъ, съмѣренъ, по образу Божию есть». Не внимая богатьства и не презря кровъ праведничю, сиротѣ и вдовици въправду судяи, милостилюбець, благъ домочадцемь своимъ и вънѣшнимъ от странъ приходящимь кормитель. На таковыя Богъ призирает, Богъ бо не аггеломъ любит, но человекомъ си щедря ущедряеть и показаеть на мирѣ милость свою.
  5. А в шестый день рано приидоша погании ко граду, овии с огни, а ини с пороки, а инѣи со тмочислеными лѣствицами. И взяша град <...> месяца декабря 21 день. И приидоша в церковь собръную пресвятыа Богородици, и великую княгиню Агрепѣну, матерь великаго князя, и с снохами, и с прочими княгинеми мечи исекоша, а епископа и священическый чин огню предаша — во святѣй церкве пожегоша; а инѣи мнози от оружиа падоша. А во граде многих людей и с жены, и с дѣти мечи исекоша, и иных в рѣцѣ потопиша. И ерѣи, черноризца до останка исекоша.
  6. И воспѣли бяше птицы жалостные пѣсни — всплакашася вси княгини и боярыни и вси воеводские жены о избиенных. Микулина жена Васильевича Марья рано плакаша у Москвы града на забралах, а ркучи тако: «Доне, Доне, быстрая река, прорыла еси ты каменные горы и течеши в землю Половецкую. Прилѣлѣй моего господина Микулу Васильевича ко мнѣ!» А Тимофѣева жена Волуевича Федосья тако же плакашеся, а ркучи тако: «Се уже веселие мое пониче во славном граде Москве, и уже не вижу своего государя Тимофея Волуевича в животѣ
  7. Отець же его Ярославъ прислалъ бѣ ему брата меньшаго Андрѣя на помощь въ множествѣ дружинѣ. Тако же и у князя Александра множество храбрых, яко же древле у Давыда царя силнии, крѣпции. Тако и мужи Александровы исполнишася духом ратнымъ, бяху бо сердца их, акы сердца лвомъ, и рѣшя: «О княже нашь честный! Нынѣ приспѣ врѣмя нам положити главы своя за тя». Князь же Александръ воздѣвъ руцѣ на небо и рече: «Суди ми, Боже, и разсу ди прю мою от языка непреподобна, и помози ми, Господи, яко же древле Моисию на Амалика и прадѣду нашему Ярославу на окааннаго Святополка». Бѣ же тогда субота, въсходящю солнцю, и съступишяся обои. И бысть сѣча зла, и трусъ от копий ломления, и звукъ от сѣчения мечнаго, яко же и езеру померзъшю двигнутися, и не бѣ видѣти леду, покры бо ся кровию.
  8. По отпусте же литургии, моли его святый Сергий съ всею братьею, великого князя, дабы вкусилъ хлѣба в дому Жывоначалныа Троица, въ обители его. Великому же князю нужно есть, яко приидоша к нему вѣстницы, яко уже приближаются погании половци, моляше преподобнаго, дабы его отпустилъ. И рече ему преподобный старець: «Се ти замедление сугубо ти поспѣшение бýдеть. Не уже бо ти, господине, еще вѣнецъ сиа побѣды носити, нъ по минувших лѣтех, а иным убо многым нынѣ вѣнци плетутся». Князь же великий вкуси хлѣба ихъ, игуменъ же Сергий в то врѣмя повелѣ воду освящати с мощей святых мученикъ Флора и Лавра. Князь же великий скоро от трапезы въстаеть, преподобный же Сергий окропи его священною водою и все христолюбивое его въинство и дасть великому князю крестъ Христовъ — знамение на челѣ.

 

Таблица:

 

Цифра Событие Дата Источник
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Задание 5. Выполните следующие задания.

 

а) Определите, о каких знаменитых летописях XIV-XV вв. идёт речь в текстах.

 

Несохранившийся летописный свод начала XV в. Предполагается, что автором является Епифаний Премудрый, инок Троице-Сергиевой лавры, выполнявший обязанности секретаря митрополита Фотия. Возможно, является списком свода митрополита Киприана 1408 г. Сгорела во время московского пожара 1812 г.  
Один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории Киевской Руси. Имеет несколько списков. Самый известный датируется 1420-ми годами. В XVII веке этот список находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, откуда летопись и получила название. В 1809 году она была найдена в Библиотеке Академии наук Николаем Карамзиным.  
Древнейший сохранившийся памятник новгородского летописания. Старший извод летописи сохранился в единственном Синодальном списке — древнейшем списке русских летописей. Несмотря на краткость изложения для событий XI века, некоторые сведения этой летописи отсутствуют в Повести временных лет.  
Рукопись создана в 1377 году — это самая древняя дошедшая до наших дней датированная русская летопись. Название летопись получила по имени суздальского инока, указанного как написавшего данную книгу в колофоне. В 1792 году она была куплена графом Мусиным-Пушкиным, последний подарил её Александру I. В 1811 году император передал летопись в Императорскую публичную библиотеку.  
Летописный памятник, предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века, один из которых — давший название самой летописи — иллюстрирован многочисленными миниатюрами. Название списка происходит от имени полководца Великого княжества Литовского, владевшего первым списком в XVII веке. Был увезен в Россию из Кёнигсберга в ходе Семилетней войны в качестве трофея.  

 

б) Определите, что представлено на изображениях. Укажите дисциплину, изучающую историю письма.

 

Дисциплина:________________________________________________

 

 
 

 
 

   
 
 

 
 

   

 

Задание 6. Назовите представленные ниже элементы древнерусского костюма. Укажите, с каким бытом связан каждый элемент — с крестьянским, воинским, боярским, царским или церковным. Ответы занесите в таблицу.

 

А
 
 

Б
 
 

В
 
 

Г
 
 

Д
 
 

Е
 
 

Ж
 
 

З
 
 

И
 
 

К
 
 

Л
 
 

М
 
 

Н
 
 

О
 
 

П
 
 

Р
 
 

С
 
 

Т
 
 

У
 
 

Ф

 

Таблица:

 

Буква Название, быт Буква Название, быт
А   Л  
Б   М  
В   Н  
Г   О  
Д   П  
Е   Р  
Ж   С  
З   Т  
И   У  
К   Ф  

 

 

Задание 7. Проанализируйте представленный ниже источник и подготовьте выступление по теме «Особенности религиозного сознания русского Средневековья».

 

Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе (конец XV в.)

 

СЛОВО 2-Е. О ТОМ ЖЕ О ВЕЛИКОМЪ СВЯТИТЕЛИ ИОАННѢ, АРХИЕПИСКОПѢ ВЕЛИКОГО НОВАГРАДА, КАКО БЫЛЪ ВЪ ЕДИНОЙ НОЩИ ИЗ НОВАГРАДА ВО ИЕРОСАЛИМѢ ГРАДѢ И ПАКЫВОЗВРАТИСЯ В ВЕЛИКИЙ НОВЪГРАД ТОЕ ЖЕ НОЩИ

 

Понеже нѣсть се достойно молчанию предати, еще Богъ сотвори святителемъ своимъ Иоанномъ. Многажды же бываетъ со искушениемъ над святыми попущениемъ Божиимъ, да болма прославятся и просвѣтятся, яко злато искушено. «Прославляюща мя, — рече, — прославлю». Дивенъ бо есть Богъ во святых своих; Богъ прославляа святыя своя. И паки рече Христос: «Се дахъ вамъ власть над духы нечистыми».

Въ единъ убо от дний святому по обычаю своему в ложницы своей молитвы нощныя свершающу. Имѣяше же святый сосуд с водою стоящь, из негоже умывашеся. И слыша въ сосудѣ ономъ нѣкотораго поропщюща в водѣ, и прииде скоро святый, и уразумѣ бѣсовьское мечтание. И сотворь молитву, и огради сосуд крестомъ, и запрети бѣсу. Хотяше бо пострашити святаго, но приразився твердому адаманту, твердаго же адаманта не поколѣба, и самъ вселукавый сотреся.

И не на долгый час не могий терпѣти бѣсъ, нача вопити: «О, лютѣ нужди сея! Се бо огнемъ палимъ есмь, не могу терпѣти, скоро испусти мя, святче Божий!» Святый же рече: «Кто еси ты и како сѣмо прииде?» Диаволъ же рече: «Азъ есмь бѣсъ лукавый и приидохъ смутити тя. Мнях бо, яко человѣкъ устрашишися и от молитвы упразднишися, ты же мя злѣ заключивъ в сосудѣ семъ. Се бо яко огнемъ палимъ зило, горе мнѣ, окаянному! Како прелстихся, како внидох сѣмо, недоумѣвся! Нынѣ же пусти мя, рабе Божий, и отселе не имамь приити сѣмо!»

И надолзѣ вопиющу неприазненому, святый же рече: «Се за дерзость твою повелѣваю ти: сее нощи донеси мя из Великого Новаграда въ Иеросалимъ-град и постави мя у церкви, идѣже гробъ Господень, и изъ Еросалима-града сее же нощи в келии моей, в нюже деръзнулъ еси внити. И азъ тя испущу». Бѣсъ же всяческы обѣщася сотворити волю святаго, токмо рече: «Испусти мя, рабе Божий, се бо лютѣ стражду!»

Святый же, запретивъ бѣсу, испусти и́, рекъ: «Да будеши яко конь уготовленъ, предстояй пред кѣльею моею, да имамъ на тя въсѣсти и совершити желание свое». Бѣсъ же изыде яко тма изъ сосуда, и ста яко конь пред кѣльею святаго, якоже требѣ святому. Святый же, изыде ис кѣлья, и въоружи себе крестомъ, и всѣде на нь, и обрѣтеся тоя нощи во Иеросалимѣ-градѣ близъ церкви святаго Въскресениа, идѣже гробъ Господень и часть животворящаго древа.

Бѣсу же запрети, да не отъидеть от мѣста того. Бѣсъ же стоя, никакоже могий двигнутися с мѣста, дондеже святый прииде къ церкви святаго Воскресениа.

И ста пред дверми церковными и, преклонивъ колѣни, помолися, и отверзошася двери церковныа сами о себѣ, и свѣщи и паникадила въ церкви и у гроба Господня възъжгошася. Святый же благодарственѣ моля Бога, и пролиа слезы, и поклонися гробу Господню и облобыза и́, тако же и животворящему древу, и всѣмъ святымъ образомъ и мѣстомь, иже суть въ церкви. Изыде изъ церкви, совершивъ желание свое, и пакы двери церковныа особь затворишася.

И обрѣте святый бѣса, стояща на томъ мѣсте, идѣже повелѣ ему, яко коня уготовлена. И всѣде на нь святый, и обрѣтеся тое же нощи в Великомъ Новѣградѣ, в келии своей.

И отходя бѣс ис кѣлии святаго, и рече: «Иоанне! Ты мя потруди во единой нощи донести себе из Великого Новаграда во Иеросалимъ-град, и тое же нощи изъ Еросалима-града в Великий Новъград. Се бо запрѣщениемъ твоимъ, яко узами неразрѣшенно держимь бых и бѣднѣ сего претерпѣх. Ты же да не повѣси никомуже збывшаяся о мнѣ. Аще ли исповеси, аз же имамъ на тя искушение навести. Имаши бо яко блудникъ осуженъ быти, и много поруганъ быти, и на плотъ посажденъ на рецѣ, рекомомъ Волховѣ». Сиа же блядущу лукавому, святый же сътвори крестное знамение, и изчезе бѣсъ.

Нѣкогдаже святому, якоже имѣяше обычай, упражняющуся въ духовнѣй бесѣде съ честными игумены, и со искуснѣйшими иереи, и з богобоязнивыми мужи, и учение свое простираюшу, и святых житиа сказающу, еже на ползю людемъ. Людем же послушающимъ в сладость святаго учениа: не лѣнивъ бо бяше еже учити люди. Тогда же глагола, яко о иномъ нѣкоторомъ сказуа, еже збысться на нем. «Азъ, рече, вѣмъ такова человѣка, бывша во единой нощи из Великого Новаграда во Иеросалимѣ-градѣ, и поклонився гробу Господню и пакы возвратившася тое же нощи в Великий Новъград». Игуменомъ же, иереомъ и всѣмъ людемъ удивльшимся о семъ.

И от того времене попущениемъ Божиимь нача бѣсъ искушение наводити на святаго. Народи убо града того многажды видяху, яко жену блудницю текущу ис келии святаго: бѣсъ бо преображашеся в жену. Народи же, не вѣдяху, яко бѣсъ есть мечтуа, но весма мняху жену блудницю и соблажняхуся о семъ. Иногда же и началници града того, приходяще в кѣлию святаго благословениа ради, видять мониста дѣвичьа лежаща, и сандалиа женьская, и рубища, и о семь оскорбляхуся, недоумѣюще, что рещи. Вся же си бѣсъ мечтуа показаваше имъ, да востануть на святаго и возглаголютъ неправедная и изженуть.

Народи же они с началникы своими совѣтовавше, рекоша к себѣ: «Неправедно есть таковому святителю быти на апостольскомъ престолѣ, блуднику сущу: идемь и изъженемь и́». О таковых бо людех Давидъ рече: «Нѣмы да будуть устны льстивыа, глаголющая на праведнаго безаконие гордынею и уничиждениемъ», — понеже они мечтанию бѣсовъскому вѣры имше, имуще же яко и жидовъскую сонмицю.

На предлежащее же возвратимся.

И пришедше народи к келии святаго, бѣсъ же потече народом зрящим во образи отроковицы, яко ис келии святаго. Народи же восклицаша да изымають еа. И не можаху, гнавше доволно.

Святый же, слышавъ молву народа у келии своей, изыде к нимъ и рече: «Что есть, чада?» Они же изглаголаша ему вся, яже видѣша, святаго же глаголомъ не внимаху, и осудиша его яко блудника. И имше его нудма, поругашася ему и, недоумѣваху, что быша сотворили ему, и умыслиша тако: «Посадимъ его на плотъ на реку на Волхов — и да выпловеть из града нашего внизъ по рѣци».

И выведоша святаго и целомудренаго великаго святителя Божиа Иоанна на Великий мостъ, еже есть на рѣцы на Волховѣ и, низвѣсивше святаго, на плотѣ посадиша. И збысться лукаваго диавола мечьтание. Диаволъ же нача сему радоватися, но Божиа благодать преможе и святаго вѣра къ Богу и молитвы.

И егда посаженъ бысть святитель Божий Иоанн на плотъ, на рецѣ на Волховѣ, и поплове плотъ вверхъ рѣки, никимже порѣваем, на немже святый сѣдяше, противу великие быстрины, еже есть у Великого мосту, къ святаго Георгиа монастырю. Святый же моляшеся о них, глаголя: «Господи! Не постави имъ грѣха сего: не вѣдят бо, что творять!» Диаволъ де видѣвъ, посрамися и возрыда.

Народи же, видѣвше таково чюдо, растерзаху ризы своа и возвращахуся, рекуще: «Согрѣшихомъ, неправедное содѣяхомъ — овци сыи пастыря осудихом. Се бо видим, яко от бѣсовскаго мечтаниа сие сотворися нам!» И шедше скоро в великую Премудрость Божию, и повелѣша священному собору, иереом и диаконом, со кресты поити вверхъ по брегу реки Волхова ко святаго Георгиа монастырю и молити святаго, дабы возвратился на престолъ свой. Священный же соборъ со тщанием взяша честный крестъ и икону святии Богородици, яко же лѣпо бѣ, и поидоша по брегу реки Волхова вослѣд святаго, моляще его, дабы ся возвратил на престолъ свой.

<...>

Сиа же самъ о собѣ исповѣда священному собору и прочимъ людемь: како хотяше его бѣсъ пострашити, и како былъ въ Иеросалимѣ-градѣ во единой нощи из Великого Новаграда, и вся, яже сбысться ему, по ряду сказа, якоже преди речеся. И учаше их святый, глаголя: «Чада! Со испытаниемъ всяко дѣло творите, да не прелщени будете диаволом. Да некогда з добродѣтелию злобу приплетену обрящете и суду Божию повинни будете: страшно бо есть впасти в руцѣ Бога живаго!»

И о семъ мало да премолчимъ.

Князь же и началници града того, совѣтовавше со множествомъ народа, поставиша крестъ каменъ на томъ мѣсте на брегу, идѣже приплове святый, иже и донынѣ стоить во свидѣтельство преславному чюдеси сему святаго, и в наказание сонмицы Великого Новаграда, да пакы тако не дерзають скоро безъ испытаниа святителя осужати и изженути.

О святыхъ бо своих Христос рече: «Блажении изгнани правды ради, яко тѣхь есть царство небесное!» А иже святыя изганяють бес правды, кый отвѣтъ имуть?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: