III.3 Комплекс логопедического воздействия по профилактике дислексических расстройств и развитию функционального базиса процесса чтения




Задания речевого блока:

1. Стимуляция осознания звуковой стороны речи:

Задачи:

- развитие практического представления о том, что предложение состоит из слов, слова из слогов, звуков;

- развитие грамматических навыков, усвоение смыслоразличительной роли различных звуков.

Упражнение 1. «Кто придумал конец, тот и будет молодец».

Цель: развивать осознание смыслоразличительного значения слов, учить подбирать слова по смыслу, развивать наглядно-образное мышление.

Инструкция: «Слушайте внимательно, добавьте по смыслу пропущенное слово»

«Я хотел устроить бал,

И гостей к себе … (позвал).

Я взял муку, я взял творог

И спек рассыпчатый … (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не … (идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек … (откусил).

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту … (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошки не … (нашли)».

Упражнение 2. «Петя и слова».

Цель: развитие звуковой стороны речи, умение подбирать нужное слово в предложении; развитие слуховой памяти.

«Вот с какими он словами

Прибежал однажды к маме:

- Если руки мыли ВЫ,

- Если руки моем МЫ,

- Если руки моешь ТЫ,

Значит руки … ВЫ– МЫ– ТЫ!».

Инструкция: «Прослушайте внимательно, доскажите последнее словечко, определите, из каких слогов составлено это слово».

Упражнение 3. «Отгадай загадку, доскажи словечко».

Цель: развитие звуковой стороны речи, развивать словесно-логическое мышление, умение подбирать по смыслу нужное слово.

«Береги нос

В сильный … (мороз)».

«В день рождения Петрушке

Купили новые … (игрушки)».

«Далеко вокруг

Слышится мой стук.

Червякам я враг,

А деревьям … (друг)». Дятел.

«Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей)».

«У болтушки не привык

Отдыхать во рту … (язык)».

Упражнение 4. «Звук потерялся».

Цель: развитие звуковой стороны речи, умение определять наличие звука в слове.

Инструкция: «Произнеси звук, который потерялся в слове, произнеси слово правильно».

«Во … а» «Н … чка»

«Доч … а» «Г … си»

«Мы … ка» «Е … ик»

«Рак … та» «Кош … а»

Упражнение 5. «Добавь слог».

Цель: развитие звуковой стороны речи, развивать слоговый анализ и синтез, память, мышление.

Оборудование: карточки со слогами ДА, ТА.

Инструкция: закончи слова, добавив слоги ДА или ТА. Назови слово, которое получилось.

утя … (та); коф … (та);

приро … (да); во … (да);

(та)бун; ва … (та);

...(да)ют; … (та)кой.

Упражнение 6. «Подскажи Петрушке звук».

Цель: развитие звуковой стороны речи, словесно-логического мышления, подбирать из слов-паронимов соответствующее.

Инструкция: «Помоги Петрушке подобрать картинки к словам-паронимам».

Коза-коса, газета-кассета, бочка-почка, горка-корка, Галина-калина, икра-игра, крыша-крыса, зуп-суп.

Упражнение 7. «Закончи слово».

Цель: стимулировать звуковую сторону речи, развивать умение согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе.

Инструкция: «Слушай внимательно, подбери к прилагательным верное окончание».

- Варенье клубнич … (ное), вишне … (вое), сливо … (вое), малино … (вое), землянич … (ное), абрикосо … (вое).

- Яблоки дишис … (тые), аромат … (ные), слад … (кие), соч … (ные), жел … (тые), спе … (лые), крас … (ные).

- Печенье слад … (кое), шоколад … (ное), рассыпча … (тое), хрустя … (щее), кокосо … (вое), круг … (лое), соле … (ное), сух … (ое), овся … (ное).

- Ягода спе … (лая), соч … (ная), душис … (тая), аромат … (ная), мяг … (кая), недозре … (лая), аппетит … (ная).

Упражнение 8. «Прочти новое слово».

Цель: развитие звукового анализа и синтеза, памяти, наглядно-образного мышления.

Оборудование: касса букв.

Инструкция: «Узнай, как зовут куклу, которая пришла к нам на урок: выложи по порядку первые буквы слов, с которыми работали на этом уроке («кот», «азбука», «точка», «яблоко»). Прочтите имя гостьи».

Примечание: используются и другие названия предметов или имена людей. «Сосчитайте количество слогов в имени, количество звуков. Определите сколько гласных (согласных) звуков».

Упражнение 9. «Превращение слов».

Цель: стимулировать осознание звуковой стороны речи, усвоение смыслоразличительной роли, отдельных звуков, развитие звукового анализа и синтеза, внимания, памяти, мышления.

Оборудование: касса букв.

Инструкция: Выложите слово ком, замените букву [о] на [у], прочтите новое слово (кум). Уберите первую букву, что получилось? (ум). Назовите по порядку «превращенные» слова.

Упражнение 10. «Вставьте пропущенную букву».

Цель: развитие звуковой стороны речи, усвоение смыслоразличительной роли отдельных звуков, развивать мыслительные процессы: внимание, память;

Оборудование: карточки со словами, имеющие пропущенные буквы (использовались односложные, двусложные слова).

Инструкция: вставьте буквы Ё или Ю вместо точек, прочтите полученные слова.

…ж л…ди из…м

…г м…д …бка

…лка инд…к да…т.

2. Стимуляция слухового внимания.

Задачи: развитие слухового внимания, сукцессивных операций, слухомоторных координаций, внимания, памяти, мышления.

Упражнение 1. «Угадай, как звучит».

Цель: развивать умение различать неречевые звуки, окружающего мира.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция: посмотрите на картинки, произнесите, как жужжит жук, звенит комар, шипит гусь, льется водичка, рычит собака и т.п.

Упражнение 2. «Повтори, не ошибись».

Цель: развивать умение различать звуки на слух, стимулировать слуховое внимание, умение четко и правильно повторять слоговые сочетания.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй старательно:

Са-ца, ца-са, са-ца-са, ца-са-ца.

Ша-жа, жа-ша, ша-жа-ша, жа-ша-жа.

Ла-ра, Ра-ла-ра-ла-ра, ла-ра-ла.

Упражнение 3. «Что звучало?».

Цель: развивать слуховое внимание, память.

Оборудование: колокольчик, погремушка, бубен.

Инструкция: Закрой глаза и отгадай, что звучит.

Упражнение 4. «Делай то, что скажу».

Цель: развивать слуховое внимание и память, лексико-грамматические навыки, словесно-логическое мышление.

Оборудование: игрушки.

Инструкция: «делай то, что я скажу», «Возьми мышонка, посади его в коробку, а из коробки достань мишку и зайку, мишку поставь на стол, а зайку на стол».

Упражнение 5. «Кто позвал?».

Цель: развитие слухового внимания, умение различать голоса окружающих.

Инструкция: Встань в круг, водящий – в центре круга, он закрывает глаза. Кто-то из ребят произнесет имя водящего, водящий – отгадывает, кто позвал и называет его имя.

Упражнение 6. «По секрету!».

Цель: развивать внимание, слуховую память.

Инструкция: «Я произнесу названия трех животных (используются любые варианты), а вы по цепочке шепните эти названия на ухо следующему».

Примечание: Важна последовательность названий предметов.

Упражнение 7. «Какой инструмент звучал?».

Цель: стимулировать слуховую память, внимание, учить различать внимание разных музыкальных инструментов.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Инструкция: «Выберем ведущего, он будет отгадывать, какой инструмент звучал».

Примечание: всем детям раздаются музыкальные инструменты, ребенок – ведущий с закрытыми глазами отгадывает, какой инструмент звучал.

Упражнение 8. «Хлопни, как я».

Цель: развивать слуховое внимание и память, сукцессивные функции, сосредоточенность.

Инструкция: «Послушайте внимательно, я хлопну с разными паузами. Повторяйте за мной»:

// /// // /// …

/// /// /// …

/ // / // …

Упражнение 9. «Назови лишнее слово».

Цель: стимуляция слухового внимания.

Инструкция: какое слово отличается от других, назови лишнее слово:

«осень, восемь, осень, осень»;

«день, день, лень, день»;

«носик, носик, носик, носим»;

«блюдце, бьются, блюдце, блюдце» и др.

Упражнение 10. «Делай, как скажу, а не покажу».

Цель: развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, сосредоточенности.

Примечание: логопед выполняет действие не соответствующее инструкции, например: поднял руку и говорит: «Хлопни 2 раза», или выполнил два хлопка, говорит: «Возьми карандаш» и т.п.

3. Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильного фонематического представления.

Задачи: различение и дифференциация близких по слухопроизносительным признакам звуков изолированного на фоне слогов и слов; совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильного фонематического представления; развитие грамматического строя речи; совершенствование фонематического анализ а и синтеза; развитие памяти, наглядно-образного и словестно-логического мышления, развитие внимания.

Упражнение 1. «Один-много».

Цель: развитие фонематического восприятия и фонематического представления, формирование лексико-грамматических категорий.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция: покажи, где на картинке один гриб, а где грибы; где лента, а где ленты; где девочка поет, а где девочки поют; где стол, а где столы; где дом, а где дома и прочее.

Упражнение 2.

Цель: совершенствование фонематического восприятия и фонематического представления, развитие лексико-грамматической стороны речи, развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция: определяем количество слогов и называем картинки.

Примечание: логопед называет картинку, дети определяют количество слогов. В последующих упражнениях логопед только предъявляет картинку, а учащиеся самостоятельно выполняют последовательные действия.

Упражнение 3. «Правильно считай – цифру поднимай!».

Цель: развитие фонематических процессов: восприятие, анализ, представление, формирование лексико-грамматических категорий.

Оборудование: предметные картинки, цифры.

Инструкция: Посмотри на картинку, определи количество слогов в слове, подними соответствующую цифру.

Упражнение 4. «Правильно считай – цифру поднимай!» (2 вариант).

Цель: совершенствование фонематических процессов, развитие внимания, мышления.

Оборудование: набор цифр.

Инструкция: определите количество слогов в названных словах и поднимите соответствующую цифру.

Примечание: предлагаемые слова имеют различную слоговую структуру: одно-, двух-, трехсложные слова, простые, со стечением согласных: кот, крот, мыши, Маша, рыба, сахар, гамак, крыша, крышка, самолет, капуста.

Упражнение 5. «Разгадай слово».

Цель: стимулировать слуховое внимание, совершенствовать фонематическое восприятие и правильное фонематическое представление, память, мышление, совершенствование фонематический анализ и синтез, словестно-логического, наглядно образного мышления, внимания.

Оборудование: карточки со словами, мел, доска.

Инструкция: 1. На карточках записаны слова «сахар», «море», «варежка». Образуйте новое слово, которое я загадала, взяв первый слог каждого слова (самовар).

2. На доске записаны слова «осень», «поворот», «рощи». Из первого слова выделите первый слог, из второго – второй, из третьего – второй и разгадайте слово (овощи).

Упражнение 6. «Хлопки».

Цель: формирование навыков фонематического анализа и синтеза; учить делить слова на слоги; развивать слуховое внимание, память.

Инструкция: отхлопайте слово по слогам (мама, машина, арбуз, сон, лошадь, капуста, память, корыто, солнце и др.).

Упражнение 7. «Телеграф».

Цель: стимулировать слуховое внимание, воспитывать правильное фонематическое представление, совершенствовать фонематическое восприятие, слух, память.

Оборудование: ручка или карандаш.

Примечание: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово (например, чье имя из присутствующих отстучал педагог).

Упражнение 8. «Магнитофон».

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза, восприятия, памяти.

Методика проведения: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети складывают слово и называют его.

Предлагаемый материал: сосна, кошка, апельсин, корова, телефон, модница, зимушка, деревце.

Упражнение 9. «Помоги Незнайке».

Цель: совершенствование фонематического восприятия и представления; развитие словесно-логического мышления, фонематического анализа и синтеза.

Инструкция: помоги Незнайке, он перепутал слоги местами. Давай поможем составить слово.

Предлагаемый материал: КА, МУ (мука); ДА ВО (вода); ЛО, МО, КО (молоко); КА, УТ (утка); БОЧ, БА, КА (бабочка); ТЫ, КО (коты).

Упражнение 10. «Игра в кубик».

Цель: совершенствование функций фонематического анализа и синтеза, развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление, внимание.

Оборудование: кубик.

Инструкция: подбросьте кубик и придумайте слово из такого количества слогов, которое укажет кубик.

Примечание: дети подбрасывают кубик, считают количество точек на верхней грани кубика, придумывают слова с соответствующим количеством слогов.

4. Формирование лексико-грамматических категорий.

Упражнение 1. «Котенок Шустрик хочет играть».

Цель: формирование предложно-падежных конструкций, развитие способности подбирать нужный предлог, соотносить с символическим изображением. Развитие внимания, словесно-логического мышления.

Оборудование: игрушка котенок, карточки – символы предлогов.

Вариант первый.

Инструкция: «Шустрик очень любит прятаться, он хочет, что бы вы с ним поиграли и помогли спрятаться».

Примечание: Выбирается ведущий, который показывает, куда может залезть Шустрик: в шкаф, в ящик стола, в портфель, в рюкзак, в карман и т.п.

На доске вывешивается символ предлога «В», поясняющий, что Шустрик проник во что-то.

Вариант 2. «Кто самый внимательный?».

Котенок Шустрик раздает детям символы предлога «В».

Логопед называет предлоги: «на», «под», «в», дети поднимают карточку, когда услышат предлог «в».

Вариант 3.

Инструкция: «Сегодня Шустрику не хочется прятаться. Он наоборот вылезает из рюкзака, из стола, из шкафа, из кармана и т.д.».

Примечание: Детям предлагается символ предлога «из».

 

Методика проведения: Дети встают в круг. Логопед произносит предлоги «в», «из». Дети по очереди выполняют прыжок либо в круг, либо из круга в соответствии с инструкцией учителя.

Упражнение 2. «Маленькие слова».

Цель: формирование лексико-грамматических категорий, предложно-падежных конструкций; закрепление навыков практического употребления предлогов «на – под», «в – из».

Оборудование: карточки-символы предлогов, мел, доска.

Первый вариант. «Руки помощники».

Инструкция: «Вспомните, какие маленькие слова помогали выполнять действия («на – под», «в – из»)».

Будем выполнять движение пальцем и кистями рук, имитируя место нахождения предмета: «на» - большой палец руки упирается в тыльную часть кисти левой руки, «под» - в ладонь, под крышу левой руки; «в» - палец правой руки упирается в согнутую ладонь левой руки; «из» - движение ведущей руки в сторону.

Второй вариант.

Инструкция: Маленькие слова-шалунишки, часто убегают из предложений. Надо их найти и вернуть на место.

Подул ветерок и разбросал на поляне символы-карточки. Давайте поднимем карточку и объясним значение каждого предлога.

               
   
     
     
 
 

 


Третий вариант.

Инструкция: «На доске написаны слова и помещена карточка-символ. Составьте предложение правильно изменяя слова и прочитав предлог с символа».

1. МЫШОНОК НОРКА («Мышонок вылез из норки»);

 
 

2. МЕДВЕДЬ БЕРЛОГА («Медведь живет в берлоге»);

3. КОТЕНОК ШКАФ («Котенок спрятался под шкаф»);

 
 

4. ВАЗА СТОЛ («Ваза стоит на столе»).

Четвертый вариант.

Инструкция: «Послушайте потешки (стихотворение, отрывок сказки или рассказа), как только услышите маленькие слова-предлоги поднимите символ «в», «на», «из», «под». Кто правильно выполнит задание, получит карандаш и бумажные квадратики. Каждый должен нарисовать символ маленького слова».

Упражнение 3. «Измени слово».

Цель: формирование лексико-грамматических навыков; закрепить навыки образования формы множественного числа; развитие памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

а. Инструкция: «Посмотри на картинку, назови этот предмет, а затем образуй множественное число, например: машина – машины».

Предлагаемый материал: машина, парта, сосна, дуб, гора, береза, мост.

Примечание: подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием Ы.

б. Инструкция: «Поймай мяч, измени слово, которое я произнесу, назови это слово во множественном числе».

в. Придумывание слов обозначающих несколько предметов.

Упражнение 4. «Кто наблюдательный?».

Цель: совершенствование лексико-грамматических навыков; уточнение формы винительного падежа; развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: предметные картинки.

Примечание: дети отвечают на вопросы:

а. Дети должны назвать, что они видят (с опорой на картинку): «Я вижу стол, стул, слона, ручку, машину, друга и т.д.».

б. Что ты возьмешь на урок физкультуры? Рисования? Урок ручного труда?

в. Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом и т.д.

г. Какие цветы ещё не нарисовал художник? (ромашка, астра, роза, гвоздика, василек).

Упражнение 5. а. «Чьи хвосты?».

Цель: совершенствование лексико-грамматических навыков, упражнять в составлении притяжательных прилагательных, развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки: а. С изображением животных без хвостов б. Хвосты животных.

Инструкция: Посмотрите на картинку, определите, чей это хвост? Соедините соответствующие картинки.

б. «Чьи следы?» (Аналогично первому варианту).

в. «Чьи вещи?».

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др.

Упражнение 6. «Исправь ошибки в предложении».

Цель: совершенствование лексико-грамматических навыков, умение согласовывать существительные в роде, падеже, числе.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция: послушай и скажи правильно:

а. «Ели надели белая шапки. Спрятали в варежком колкие лапки»;

б. «Ходит по двором петушок

В голове петушка гребешок

На хвоста красивые узоры

На ногах красные шпоры».

в. «Снег под полях

Лед на реках,

Иней сверкают

Кто это бывает?».

Упражнение 7. «Скажи ласково».

Инструкция: Дополни предложение нужным по смыслу словом, и скажи это слово ласково, например» заяц серый, а зайченок … (серенький); дом красный, а домик … (красненький); береза тонкая, а березка … (тоненькая), платок синий, а платочек … (синенький), белка пушистая, а белочка … (пушистенькая)».

Упражнение 8. «Знаешь, какие бывают профессии?».

Цель: совершенствование лексико-грамматических навыков; развивать умение образовывать существительные, обозначающие профессии людей.

Инструкция: Назови профессию человека выполняющего эту работу.

строит дома (строитель)

учит детей (учитель)

продает товар (продавец)

чинит часы (часовщик)

доит коров (доярка)

водит автобус (водитель, шофер).

Упражнение 9. «Какой формы предмет?».

Цель: совершенствование лексико-грамматических категорий; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным; развивать мышление, внимание, память;

Оборудование: лото; карты, на которых слова вертикальной чертой разделены геометрические формы и картинки, соответствующие этим формам;

Примечание: логопед дает в разбивку эти картинки, а дети должны взять одну картинку и сказать, что бывает круглым, квадратным и т.д., или же назвать форму предметов (репа круглое, солнце круглое, блюдце круглое, шарик круглый, яйцо овальное, зеркальце овальное, шарик овальный).

Упражнение 10. «Скажи наоборот».

Инструкция: «Подбери слово с противоположным значением».

Чистый –

Добрый –

Мягкия –

Легкий –

Маленький –

Низкий –

Узкий –

Больной –

Твердый –

Задания неречевого блока.

1. Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков.

Упражнение 1. «Сложи фигуру».

Цель: развитие точности зрительного восприятия и концентрации внимании.

Оборудование: счетные палочки.

Инструкция: «Сложи из счетных палочек фигуру».

Примечание: Сначала предлагается ученикам сложить фигуру по образцу, а позднее - без образца.

Предлагаемый материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник; домик, лесенка, цифры.

Упражнение 2. «Сложи букву».

Оборудование: счетные палочки.

Инструкция: а. Сложи букву по образцу; б. Добавь палочки или убери, чтобы получилась другая буква.

Упражнение 3. «Собери картинку».

Оборудование: картинка предметная или сюжетная, разрезанная на 4-6 частей, образец.

Инструкция: а. Собери картинку с опорой на образец; б. Собери картинку без образца.

Упражнение 4. «Дополни рисунок».

Цель: формирование зрительного восприятия, пространственных ориентировок; развитие изобразительно-графических способностей.

Инструкция: «Художник торопился, он нарисовал только домик». Дополни рисунок и нарисуй справа от домика вверху солнышко, слева внизу травку и цветочек, справа внизу – дерево, слева вверху – облачко.

Упражнение 5. «Угадай предмет по контуру и закрась нужным цветом».

Цель: развитие точности зрительного восприятия и концентрации внимания, формирование изобразительно-графическмх способностей.

Оборудование: цветные карандаши (восковые мелки), предметные картинки с контурным изображением (овощи, фрукты, игрушки).

Инструкция: «Угадай предмет по контуру и закрась его нужным цветом».

Упражнение 6. «Отгадай, что нарисовал художник?».

Цель: совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение я соответствующими словесными понятиями формы, формирование изобразительно-графических способностей.

Инструкция: «Слушайте внимательно описание картины и зарисовывайте в тетрадь: «Художник нарисовал большой квадрат, внутри него квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест накрест на 4 части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?».

Упражнение 7. «Нарисуй шарик».

Цель: формирование оптико-пространственных представлений изобразительно-графических навыков, совершенствование оперирования соответствующими словесными понятиями (слева, справа, вверху, внизу).

Оборудование: сюжетная картинка с изображением поросенка Пяточка, цветные карандаши, восковые мелки.

Инструкция: «Нарисуй шарик справа (слева) от Пяточка; в верхнем правом углу картинки, в верхнем левом углу картинки и т.д.».

Упражнение 8. «Волшебная фишка».

Цель: формирование оптико-пространственных представлений; совершенствование ориентирования на листе бумаги в клетку; закрепление понятий верх-низ, право-лево, центр листа; совершенствование оперирования соответствующими словесными понятиями.

Оборудование: лист бумаги в крупную клетку, красная фишка.

Инструкция: «Помести в центре листа волшебную фишку, эта фишка может перемещаться только по сигналу:

а. Перемести волшебную фишку в нижний правый (левый) угол листа;

б. в верхний правый (левый) угол листа»;

в. в противоположный угол и т.п.

2. Развитие способности ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве.

Упражнение 1. «Твоя главная рука».

Цель: формирование способностей ориентироваться в собственном теле, оперировать соответствующими словесными понятиями (правая рука), развивать внимание, сосредоточенность.

Инструкция: «Покажи свою главную руку, которой пишешь, и назови её».

Упражнение 2. «Покажи и назови».

Инструкция: «Покажи другую руку и назови её».

Упражнение 3. «Будь внимателен».

Цель: совершенствование слухового внимания, формирование способности ориентироваться в собственном теле; развитие произвольного внимания, памяти.

Инструкция: «Будь внимательным и слушай инструкцию: а. Покажи правой рукой левый глаз; б. Правой рукой дотронься до левого плеча; в. Левой рукой возьмись за правое ухо; г. Правой рукой закрой правый глаз».

Упражнение 4. «Покажи и назови (вариант второй)».

Цель: совершенствование способностей ориентироваться в пространстве, развитие пространственных представлений и способности оперирования соответствующими словесными понятиями; развитие внимания, памяти.

Инструкция: «Сядь напротив своего друга и покажи его правую (левую) руку, плечо и т.д.».

Упражнение 5. «Где находится предмет?»

Цель: Развитие пространственных представлений и оперирования соответствующими словесными понятиями; воспитание грамматически правильной речи, внимания, мышления.

Оборудование: игрушка.

Инструкция: «а. Покажи и назови, какой предмет находится справа (слева) от игрушки; б. Назови, что находится впереди (сзади) тебя; в. где находится игрушка?».

3. Формирование сукцессивных функций на воспроизведение временной последовательности и звуковых ритмов

Упражнение 1. «Рядоговорение».

Цель: Выявить способность к воспроизведению вербальных стимулов (слова, цифры), а так же к автоматизации речевых рядов.

Инструкция: «Перечисли по порядку времена года, месяцы года, месяцы зимы, дни недели, части суток, посчитай от 1 до 10 и обратно».

Упражнение 2. «Ритмы».

Инструкция: Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно также:

а. Простые ритмы: // /; / //; // / /; / / //; / ///.

б. сложные ритмы:

/// / /; / // //; / /// /; // /// /.

Упражнение 3. «Кулак-ребро-ладонь».

Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю и повтори точно также».

Примечание: Ребенку демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений руки:

а. Ударить кулаком по столу;

б. Поставить ладонь ребром;

в. Ударить ладонью по столу.

Упражнение 4. «Какого предмета не хватает?».

Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы (игрушки), закрой глаза, после сигнала – открой глаза и скажи, что изменилось».

Примечание: на столе стоят в ряд 6 игрушек. Логопед меняет последовательность предметов, как только ребенок закрывает глаза. Затем учащийся должен назвать тот предмет, который убрал педагог или сказать, какие предметы поменяли местами.

Упражнение 5 «Назови правильно».

Цель: развитие временной последовательности.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением времен года, частей суток.

Инструкция: «Посмотри на картинки и назови времена года. Скажи, в какое время суток дети выполняют действия. Назови части суток».

Упражнение 6. «Живые цепочки».

Цель: Совершенствование навыка анализа и воспроизведения пространственных последовательностей, развитие памяти мышления, внимания.

Оборудование: шапочки – маски с изображением животных.

Инструкция: посмотрите внимательно, вы стоите в определенной последовательности, вы сейчас живая цепочка. После сигнала цепочка разрывается – животные меняются местами. Ведущий поворачивается лицом к живой цепочке и говорит, что изменилось, кто из зверей поменялся местами.

Примечание: ведущий, опираясь на карточку-схему должен восстановить рассыпанную цепочку в прежней последовательности.

4. Развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Задание 1.

Цель: развитие способности концентрации, распределения и переключения внимания.

Инструкция:

а. Прочти алфавит;

б. восстанови числовой ряд.

а,1,2,б,з,в,г,4,5,6,д,7,е,8,ё,ж,9,з,и,10.

Задание 2.

Инструкция:

а. сосчитай, сколько синих кругов;

б. скажи, сколько зеленых квадратов;

в. посчитай, сколько красных треугольников.

Оборудование: фланелеграф, геометрические фигуры разного цвета.

Задание 3.

Инструкция: используя таблицу Шульте, назови числа по порядку.

         
         
         
         
         

Задание 4.

Инструкция: Используя таблицу Шульте, найди буквы в алфавитном порядке

Я Ё О Ю Т В Х Й
И Н Ж А С Ц К Д
Ш У Ъ З Щ Ф П Э
Е М Г Л Ь Б Ч Р

Упражнение 5. «Соберем бусы».

Цель: развитие устойчивости внимания, совершенствование навыка анализа и воспроизведения пространственных последовательностей.

Оборудование: бусины разного цвета и формы, леска, схемы, цветные карандаши.

Инструкция:

а. Собери бусы, опираясь на схему. Сравни со схемой;

б. Собери бусы по памяти;

в. Используются карточки с изображением бусин, расположенных в определенной последовательности, с чередованием по цвету и форме: «Дорисуй бусинки, сохранив порядок их следования».

Упражнение 6. «Кто с кем разговаривает по телефону?».

Цель: развитие устойчивости внимания, формирование произвольной регуляции внимания.

Оборудование: Сюжетная картинка с изображением 4-х сказочных персонажей, разговаривающих по телефону.

Инструкция: «Проследи взглядом линии от начала до конца. Определи, кто с кем разговаривает по телефону».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: