Попов Владимир Александрович (1934 – 1995) 2 глава




Оно полетело под корни корявой сосны. Девушка прыгнула за ним и очутилась в берлоге.

Вот и стала медвежьей нянькой.

Собралась медведица на охоту, наказывает девушкам:

- Смотрите за моими медвежатами, Ты, средняя, ребят песней убаюкай, без дела не сиди, в избе прибери, ты, младшая, обед приготовь.

Медведица ушла, а средняя сестра принялась в люльках укачивать медвежат.

А в это время младшая пошла в чулан, где хранились сушеная малина, съедобные корни, дикий мед. Принялась готовить обед.

Медвежата заснули. Средняя вышла сени подметать. Запела песню, а сестра подхватила.

Подметает средняя сестра сени, готовит младшая обед, обе горючими слезами заливаются и горькую песню поют.

Бежал мимо берлоги баран. Услыхал жалобную песню, понял, что девушки плачут, и заблеял у порога.

Младшая сестрица не могла от печки отлучиться, а средняя выбежала из берлоги и рассказала барану, что с ней приключилось. Баран выслушал девушку и сказал ей:

- Садись на меня верхом, и я отвезу тебя домой.

Села она верхом на барана, и он побежал по лесу. Вон и опушка виднеется, а в это время медведь с медведицей с охоты возвращались. Увидали они девушку верхом на баране. Погнались за ними. Кинулся бежать баран что есть мочи. Свалилась девушка на траву. Притащила её медведица в берлогу. Два дня била-колотила, на третий опять работать заставила.

Вот опять собрались медведи на охоту и привязали среднюю сестру к люльке заколдованной веревкой. Ту веревку сама Ёма-баба вила. А младшей сестре медведица наказала:

- Не вздумай бежать. Твою сестру догнала и тебя догоню. Отведаешь и ты медвежьей лапы.

Вот ушли медведь с медведицей. Младшая сестра пол подмела, принялась обед готовить, а средняя медвежат качает и поет вместе с сестрой свою жалобную песню, поет, слезами обливается.

Бежал мимо бойкий бычок, услыхал песню и заглянул в берлогу. Вышла к нему стряпуха и рассказала, какая с ней и певуньей беда приключилась, и как баран её сестру спасал да не спас.

А бычок замычал в ответ:

Я бычок, я бычок,

Просмоленный бочок,

Забодаю всех рогами,

Затопчу зверей ногами,

На меня садись верхом,

Отнесу тебя в твой дом.

Средняя сестра и говорит:

- А и правда, поезжай, сестрица, будешь на воле, приведешь сюда охотников, и я счастье увижу.

Вскочила младшая верхом на бычка, и полетел он по лесу. Вот вдали завиднелся родной дом.

А в это время показались медведь с медведицей. Хотел бычок их рогами забодать, да промахнулся, угодил в старую березу, застрял. Рявкнула медведица и потащила младшую сестру домой.

Два дня её била-колотила, а на третий работать заставила.

Больше медведи из берлоги вдвоем не отлучались.

А старшая сестра дома с отцом оставалась и очень жалела сестер.

Медведям страсть как хотелось заманить в берлогу третью няньку, чтобы научила она медвежат уму-разуму. Разные приманки брал медведь у Ёмы-бабы и бросал их старшей под ноги, да она на эти приманки не попадалась.

Услыхала старшая сестра, как жалобно мычит бычок-смоляной бочок, пошла в лес, помогла ему освободиться.

Бычок рассказал ей, где её сестры.

Девушка просит отца:

- Пойду, батюшка, выручать сестер. Ты обо мне не беспокойся. Человек перехитрит и зверя, и птицу.

Отец отпустил девушку. Она побежала, влезла в медвежью берлогу и говорит медведю с медведицей:

- Здравствуйте, хозяева. Я без сестер соскучилась. К вам по доброй воле пришла. Научу вас уму-разуму.

Медведица усадила старшую за стол, принялась потчевать.

А девушка велела сестрам ни в чем медведям не перечить.

Не нарадуются медведь с медведицей!

Средняя теперь без устали песни поет, медвежат качает. Младшая варит сур, ягоды с медом растирает, а старшая обучает медвежат лесным наукам и сестрам шепчет:

- Не горюйте, человек перехитрит и зверя, и птицу.

Глядит медведица на трех нянек, не знает, чем их отблагодарить.

- Нам ничего не надо, - говорит ей старшая. – А вот отцу нашему пусть медведь отнесет три сундука с подарками.

Согласились медведи. Сделали сундук. А старшая туда младшую посадила, заперла сундук и сказала медведю:

- Смотри, не заглядывай внутрь, у меня глаза зоркие, я далеко вижу.

Потащил медведь сундук. Ох, и тяжелый. Только внутрь хотел заглянуть, а девушка говорит из сундука:

- Все вижу синими, все вижу зоркими, все вижу большими газами.

Испугался медведь, дотащил сундук, за другим побежал. Взвалил сундук на плечи. Ой, до чего тяжелый! Только хотел медведь заглянуть в сундук, как средняя закричала:

- Все вижу синими, все вижу зоркими, все вижу большими глазами.

Испугался медведь, дотащил и второй сундук, бросил на пороге избушки, домой вернулся.

А в это время старшая сплела для медведицы пояс. Надела медведица пояс, пошла поглядеться в реку. Медвежат старшая по ягоды послала. А сама взяла три ступы, одела их в расшитые рубашки и алые сарафаны, брови им навела, щеки нарумянила, глаза нарисовала. Поставила ступы на скамейку.

А потом старшая сама в сундук залезла.

Вот медведь вернулся. Устал, отдохнуть хотел, а девушка из сундука говорит:

- Мы, няньки медвежьи, в шесть глаз за тобой глядим. Неси сундук, не то не станем нянчить твоих медвежат.

Закряхтел медведь, взвалил сундук, донес до избы, а сам в берлогу вернулся. Следом медведица пришла, и медвежата прибежали:

- Эй, няньки, давайте есть!

А ступы молчат. Рассердился медведь, толкнул одну ступу. Покачнулась она, да как стукнет медведя по носу. У того искры из глаз посыпались.

Заревела медведица:

- Эй, нянька, песни пой!

А нянька молчит.

Обиделась медведица, толкнула ступу, а ступа качнулась, да как хватит медведицу по лбу – у той шишка вскочила.

Бросились медвежата к третьей ступе:

- Эй, нянька, научи нас уму-разуму, чтобы мы умней стали и твоих сестер наказали.

Но и эта ни слова. Разозлились медвежата, стали толкать ступу, а ступа упала и чуть не придавила медвежат.


Задания к тексту:

Что случилось с героями сказки и почему?

Как попали в берлогу младшая и средняя сёстры?

А как у медведей оказалась старшая сестра? Что говорится в сказке о ней? Докажите, что это так.

Какие слова часто повторяла старшая сестра? В чём их смысл? Убедились ли вы в том, что человек перехитрит и зверя, и птицу?

Кто помогал героям в этой сказке? Какие волшебные предметы помогли медведям? Кто ими владеет? Всегда ли волшебные предметы в коми народных сказках помогают положительным героям? Докажите.

Чем эта сказка похожа на русскую народную сказку «Маша и медведь»?

Вспомните коми-пермяцкую сказку «Медвежьи нянюшки». Чем она похожа на эту сказку? А чем отличается? Почему в этих сказках много общего?

Героев каких ещё сказок вы встретили? А что убеждает вас в том, что эту сказку сочинил коми народ?


Как Иван Нужду закопал


Жили-были два брата Василий да Иван. Василий хитрый, жадный, разбогател так, что денег ему девать некуда, а младший Иван с каждым днем беднел.

Вот однажды на свои именины богач Василий устроил пир, много гостей созвал, а Ивана не пригласил. Сели гости за стол, пьют и едят. У богатого брата на столе всякое угощение: огурцы и пряники, яблоки и лапша, творог с яйцом и каша со сметаной, котелок стоит с топленым маслом и пшеничные блины горой лежат.

Обидно стало Ивану. Он говорит жене:

- Как хочешь, а я к Василию пойду!

Хозяйка отговаривает Ивана. Не стоит, дескать.

Но хозяин на своём стоит.

- Пойду, - отвечает. – Очень попить-поесть хочется.

Богач Василий из окна увидел Ивана, выбежал в сени и говорит:

- Приходи завтра вечером, а сейчас убирайся.

- Ой, - говорит, - братец, мне воды выпить захотелось.

- Коли хочешь пить, так вон здесь в сенях кадка с водой стоит.

Василий отправился к своим гостям, а Иван пошел к кадке с водой.

Напился Иван, и вот чудо – захмелел. Стал спускаться с крыльца и закрыл дверь. А богатый брат ругается:

- Вот злодей, хочет опозорить меня!

Вдруг бедняку послышалось, будто кто-то рядом все его слова повторяет и тихонечко поёт. Обернулся, а перед ним в худом кафтане бледный, тощий человек стоит.

- Кто ты такой?

А тощий:

- Я твоя Нужда.

- Ну, коли ты моя Нужда, идем отсюда, - говорит Иван. Зашли они в Иванову избу. Бедняк сказал жене:

- Хозяйка, мы вдвоем пришли, накорми нас чем-нибудь.

Хозяйка принесла им щей, каши, - все, что было.

- Ну, хозяйка, потели нам что-нибудь. Мы ляжем.

Хозяйка постелила постель, одежду под голову положила. Иван лег с Нуждой, а хозяйка с детьми.

Назавтра хозяйка проснулась, печь затопила, сварила каши, щей. Нужда с Иваном встала, оделась, обулась. Иван и говорит:

- Ну, хозяйка, накорми нас, поедим мы и пойдем с Нуждой работать.

Хозяйка накормила, напоила мужа и гостя. Нужда с Иваном взяли топор да лопату и отправились на работу.

Иван подрядился выкопать попу яму для погреба.

Вот принялись яму копать. Сначала один копает, потом другой.

Глубокая яма стала, в рост человека. Нужда влезла в яму, теперь была её очередь копать. Согнулась – еле её видно:

- Ровно уж, - говорит, - гладко вырыла, сейчас вылезу.

Нужда наклонилась ещё ниже, стала выравнивать, а хозяин взял лопату и вмиг засыпал Нужду. Потом подравнял сверху, сучья-хворост набросал, топор, лопату взял и пошел домой.

- Ну, - говорит,- хозяйка, давай накорми чем-нибудь. Я закопал свою Нужду-то.

Хозяйка достала из печи щи да кашу и накормила.

Назавтра Иван проснулся, солнце высоко уже. Он лежит на печи и курит. А у них была курица. Она снесла яичко и громко квохчет-кудахчет. Хозяин слез, смотрит и удивляется: яичко не простое, а золотое.

Позвал хозяйку.

Хозяйка встала. Смотрит: яйцо-то золотое. Взял Иван яйцо и отнес в лавку, поставил перед купцом, у того глаза разбегаются.

- Много ли за него, - говорит, - просишь? Сто рублей хватит?

- Хватит, - говорит бедняк.

Сто рублей для него – это очень большие деньги.

Хозяин взял сто рублей, купил еду и пошел домой. Праздник пришел для него и для семьи.

Назавтра курица опять золотое яйцо снесла. И послезавтра тоже. Продали они второе яйцо за двести рублей, третье – за триста. И весь день Иван с женой обновы покупали, крупу – мешком, сахар – мешком, зерно – санями, ситец – тюками. Покупали, покупали, носили, носили, и на себе, и на лошади. И хлеба, и сахару, и крупы, и всего стало у них вдоволь. Сами едят и соседей угощают.

Богатый брат задумался. Что же это случилось с Иваном: все кулями да мешками носит, откуда у него деньги? Завидно богачу. Не пьет, не ест, даже похудел от зависти, а Иван говорит жене:

- Ну, хозяйка, жили мы с тобой бедно, из-за нужды никогда пира не устраивали, именины не справляли. Теперь у нас все есть. Давай, готовься, еды напеки, пива навари. Именины с тобой устроим, всю деревню в гости позовем.

Хозяйка неделю пиво варила, хлеба напекла – к именинам готовится. И начался пир на весь мир. Пригласили всех родственников и богатого брата Василия тоже позвали. Пришли все, расселись. Стыдно Василию богачу. Он и то такого пира не устраивал. Выпил рюмки две, а больше не пьет, захмелеть не хочет, охота ему допытаться, отчего брат разбогател.

А Иван от радости с одним – рюмку, с другим – стакан. Захмелел.

Василий стал расспрашивать.

- Эх, - говорит, - брат, как это ты разбогател?

Иван и рассказал все.

- Вот, - говорит, - брат, Нужда ко мне привязалась. Я её увидел, когда к тебе на пир приходил. Помнишь, выгнал ещё меня? Я взял да и похоронил Нужду-то на кладбище возле поповского погреба. Так и избавился от Нужды.

Василий и решил:

- Пойду-ка и откопаю оттуда Нужду.

Ладно. Василий тайком ушел. Схватил лопату, побежал на кладбище и принялся копать. Копал, копал, смотрит: кто-то копошится на дне ямы.

- Нужда, - говорит, – жива ли?

Нужда поднялась и говорит:

- Еле живая, чуть не задохнулась, давай помоги выйти.

Богатый брат подал руку Нужде, поднял Тощую и говорит:

- Вот ведь злодей-то, что с тобой устроил. Если бы не я, тут бы и пришлось тебе гнить. Иди скорей к нему, у него как раз пир сегодня.

- Спасибо, - отвечает Нужда, - спасибо, добрый человек, за то, что откопал. Но к твоему брату, уж нет, я ни за что не пойду. Что с ним сделаешь?

- Погоди, я перехитрю её, - думает Василий. – Отведу на пир да там и оставлю.

Отправились они к Ивану на пир. А тут на столе разные кушанья, лапша и огурцы, творог с яйцом и каша со сметаной, котелок масла и горячие блины.

Зашел Василий в избу, а Нужда осталась у крыльца. Не смеет зайти.

- Попадусь Ивану в руки – опять закопает.

Василий ждал, ждал Нужду и обратно вышел. Нужда тут как тут, вспрыгнула ему на плечи, привязалась крепко-накрепко.

С той поры обеднел, разорился Василий. То корову медведи задрали, то на другой день воры амбар обчистили, а на третий день изба и клеть сгорели.

А Ивану Нужда на глаза не показывалась, до сих пор его боится и стороной обходит.


Задания к тексту:

Объясни значение слова «нужда». Почему в тексте это слово пишется с большой буквы?

О чём мечтал Иван? Что же изменило его жизнь?

Почему Нужда «крепко-накрепко привязалась» к Василию? Что было для него в жизни самым важным и дорогим?

Почему сказка так закончилась? Над кем и над чем смеётся народ в этой сказке? Кого и что осуждает?

Какие особенности быта коми народа отразились в сказке?

Выбери в тексте сказки отрывок для выразительного чтения: подумай, как ты передашь при чтении своё отношение к героям и их поступкам? Определи, что подчеркнёшь голосом. Выбери тон и темп чтения, отметь, где будешь делать паузы.


СКАЗКИ ФИННО - УГОРСКИХ НАРОДОВ


Длинный день

Коми – пермяцкая сказка


Жил да был богатый мужик по имени Понтей. Богатый и очень жадный.

Уродилась у него в поле рожь высока да колосиста, и тут бы радоваться надо, а Понтей горюет:

- Опять у него расходы! Чтобы такой урожай убрать, надо помощников со всей деревни созывать. А раз помощники придут, то их напоить, накормить надо. Они день отработают, а ты их уже корми! Они другой день отработают, а ты их опять угощай, корми. И на третий день корми, и на четвертый… Чистое разорение! Нет, хорошо бы тут что-то придумать. Хорошо бы как-то так сделать, чтобы помощники у меня в поле наработали побольше, а я бы на их угощение хлеба, соли да кваса истратил поменьше…

И вот он ходит у своей избы под окошком, руки за спину заложил, голову опустил: думает.

А рядом с ним жил один шустрый мужичок. Он давно про скопидомство* Понтеево знал, и очень оно ему надоело. И вот как увидел этот мужичок Понтея на лужайке, так сразу подходит к нему и этак вежливо-превежливо говорит:

- Здорово дядя Понтей! О чем задумался? Ежели горе какое, поделись. Я ведь тебе сосед: вдруг да что и присоветую, вдруг да и выручу.

- Есть горе, есть… - вздыхает Понтей. – и горе есть и посоветоваться надо бы… Да только за хороший-то совет, поди, денежку с меня стрясешь?

- Ну что ты! Я бесплатно.

И тогда Понтей обрадовался и рассказал соседу-мужичку про свою заботу:

- Как бы сделать так, чтобы помощники у меня в поле наработали побольше, а я бы на их угощение истратился поменьше

Мужичок и дослушивать не стал: вмиг все сообразил.

- Знаю, - говорит, что тут надо делать, знаю. И тебя, дядя Понтей научу.

- Научи, милушко, научи! – так и засиял Понтей, а мужичок ему объясняет:

- День надо растянуть… День надо вытянуть так, чтобы вдвое длиннее стал. Вот у тебя помощники в два раза больше и наработают, а съедят во столько же раз меньше.

- Да как его растянешь? Чем?

- Ухватом,* дядя Понтей, ухватом. Тем самым, которым твоя хозяйка горшки в печи переставляет… Возьми завтра утречком ухват, залезай на сосну в поле, да как солнышко подыматься начнет, ты в него ухватом и упрись посильнее. Оно подымается, а ты все равно придерживай… Оно подымается, а ты его все равно придерживай… Оно подымается, а ты его все равно придерживай! Вот так вот день и растянется. Понял ли?

- Понял! – совсем возликовал Понтей. – Да только не обманываешь?

- Ни в жизнь! Я сам этак делаю. Правда, не летом, осенью. Когда со старухой картошку в огородце копаем. Осеннее-то солнышко куда как быстро садится; вот я его на полчасика, на часик нет-нет да ухватом над нашим огородцем и придержу… Шибко хорошо выходит! Но осенью это делать, конечно, легче. Осенью солнышко ходит невысоко, и я его придерживаю коротеньким ухватом, а вот тебе по нынешней, по летней, поре ухват придётся насаживать на длинный шест. Есть ли у тебя такой?

- Е-есть! – совсем уже воспрял Понтей и кинулся по деревне стучаться в окошки, в калитки, скликать на завтрашний день помощников.

А рано утром, когда ещё и петухи не кукарекали, и заря не занималась, забрал у бабы на кухне самый крепкий ухват, вытянул из ограды самую длинную, самую толстую жердь,* прикрутил к ней ухват веревкой и помчался в поле.

Прибежал к сосне, влез почти на самую макушку, глядит – не идут ли жнецы-помощники.

И вот жнецы пришли, и новый день над полем занялся, и тогда Понтей выставил над сосной ухват как можно дальше, прицелился в красное солнышко, - прицелился да и держит, и держит его изо всех сил, чтобы оно не так быстро поднялось.

Работники жнут серпами рожь, снопы вяжут, широкие суслоны* ставят, а Понтей пуще их всех старается. Толстую-то, длинную жердь с ухватом на конце, да сидя на зыбких сучках, попробуй-ка удержи! Надорвешься…

Солнышко ещё только-только сумело над лесной опушкой приподняться, а у Понтея уже и рученьки болят, и спина занемела. Но зато он теперь так и чувствует, так и видит: время пошло намного медленней! Настолько медленней, что, можно сказать, остановилось совсем.

- Ишь ты… Получается! – бормочет Понтей. – Да как бы мне не перестараться. Похоже, я день-то не вдвое уже растянул, а раз в пять! Как бы мои работнички не догадались. А догадаются – по домам разбегутся… Нет, надо и самому отдохнуть. И мужикам да бабам дать передышку. Надо разок-другой и хлебом да квасом их угостить.

И тут он сполз с сосны. Отдышался, сел на землю и говорит:

- Ну, робятушки! Поработали мы хорошо, давайте-ка пообедаем.

Жнецы. Конечно, очень удивились. Удивились, переглянулись. Ведь на самом – то деле и часу не прошло, как рожь убирать начали, а хозяин уже обедать зовёт. Но если зовёт, отказываться не стали: сели, пообедали.

Пообедали, отдохнули, да только за серпы опять взялись, только снопы вязать да суслоны ставить наладились, а Понтей уже вновь со своей сосны слазит.

Слазит, рукавом пот утирает:

- Ну и работенка наша крестьянская! Ну и упарились мы, робятушки! Ну и дел наворочали! Давайте-ка пополдничаем…

Так весь день у жнецов и прошел в обедах, полдниках, ужинах да паужинах, и ничего они толком почти и не сделали на поле, но Понтей был все равно очень рад.

Идет под самый вечер домой, жердь с ухватом за собой волочит, едва-едва ноги переставляет, а в бородищу все ж таки ухмыляется:

- Это ж надо же сколько я сегодня хлеба да квасу сберег! Даже и не посчитать… Работники – то думают всего лишь один день прошел, думают, это я их, глупых накормил за целую неделю! Ай да я! Ай да мой шустрый соседушко! Завтра утром опять полезу на сосну.


Задания к тексту:

С какой целью Понтей забрался с ухватом на самую высокую сосну?

Кто ему дал такой совет? Почему? А почему Понтей поверил соседу?

Какой эпизод в сказке показался вам смешным?

Каких людей высмеивает народ в сказке? Почему?

Как могла закончиться эта сказка? Придумайте концовку.

Дверь на лугу

Коми – пермяцкая сказка


Жили в одной деревеньке девочка с матерью. Не было у них ни коровы, ни овечки, ни петушка, ни курочки во дворе, а жили девочка с матерью тем, что пряжу пряли да на базаре продавали.

И вот однажды напряли они пряжи большой моток, и мать говорит:

- Сбегай, доченька, на речку, пряжу как следует вымой да выполощи. Я сама не могу. Что-то мне не здоровится…

Взяла девочка пряжу, побежала на речку. Встала там на белый камушек и давай пряжу мыть, полоскать.

Полоскала, полоскала, да моток-то из рук выпустила, и он утонул.

Заплакала девочка, уткнулась в коленки:

- Ой, что теперь делать – то? С чем теперь на базар пойду, как для больной мамушки молочка куплю? Я ведь ей молочка купить хотела.

Плачет девочка и вдруг слышит за спиной на берегу как будто бы кто – то говорит:

- Не плачь, девочка… Не плачь, маленькая… Оглянись!

Девочка оглянулась и видит: стоит у самой речки на лугу дверь. Стоит она среди зеленой травы, среди ромашек, и вся она сосновая, строганная, а петли – серебряные.

Дверь на замок не заперта, на ветру поскрипывает:

- Глянь, девочка, за порог!

И девочка глянула за порог и увидела там тропинку.

 

Тропинка узенькая, не шибко натоптанная, но по траве под солнышком вьется весело, так и манит вдаль побежать.

Дверь тоже скрипит, подсказывает:

- Беги, беги! Там найдешь свою пропажу.

Послушалась девочка, переступила порог, побежала.

Бежит, а сама все поглядывает: «Где мой моток? Ничего я пока не вижу, одни лишь цветы на лугу, шмели да бабочки».

Вдруг смотрит девочка, а навстречу ей хохлатая курочка бредет. Тихонько так бредет, едва переступает лапками.

- Здравствуй, хохлатка! – говорит девочка. – Ты мою пряжу не видела?

- Нет, - отвечает курочка, - не видела. Не до того мне. Очень есть хочу. Зёрнышка у тебя в кармане, в переднике не найдется?

- Зёрнышка нет, а вот хлеба краюшка лежит. Я её с собой на речку брала. Хватит, если отщипну кусочек?

- Как не хватит! Конечно, хватит, - обрадовалась курочка, и девочка отщипнула ей кусочек и побежала дальше.

Бежит, бежит, а навстречу петушок.

Спрашивает девочка:

- Петушок, петушок, алый гребешок! Не попадался ли тебе на тропинке моток пряжи?

- Нет, не попадался. А если и попадался, так я не заметил. Очень есть хочу! Нет ли у тебя в кармане зёрнышка?

- Зёрнышка нет, а вот хлебцем угостить можно. Хватит, если отщипну от моей краюшки кусочек?

- Хватит! – обрадовался петушок, и девочка опять побежала дальше.

Бежит, торопится, а навстречу овечка. Шерсть у овечки на лбу колечком, а глаза грустные.

- Здравствуй, баренька! – говорит ей девочка. – Ты не видела на тропинке моток пряжи?

- Нет, не видела. Мне теперь не до того. Иду, бреду, а откуда – то хлебцем пахнет… Не из твоего ли кармашка? Я хлебца отведать хочу.

- Отведай, – говорит девочка. – На тебе половину моей краюшки. Да только хватит ли?

- Хватит! – обрадовалась овечка, и девочка помчалась дальше.

Бежит, а навстречу ей бурая корова идет. Идет, на весь луг шумно вздыхает.

- Бурёнушка, бурёнушка! Умница, красавица! Моток пряжи не видела?

- Нет, не видела. А вот ржаной хлебец ещё издали чую… Не угостишь ли?

- Угощу! Получай остаток моей краюшки. Только он очень маленький… Хватит ли?

- Хватит! – обрадовалась бурёнушка, и девочка побежала дальше.

Бежит, а навстречу никого больше нет, лишь роща на краю луга зеленеет.

И стоит там белая берёза, листьями печально шумит.

- Берёзонька, берёзонька! – говорит ей девочка. – Сразу я вижу, нет под тобою моей пряжи. Да только сама ты о чем грустишь?

Отвечает берёза:

- Пролетел озорник-вихрь, надломал мою веточку. Подвяжи платочком, а то повянет.

Тут девочка и сама вздохнула:

- Один у меня платочек, мамушкой дарёный… Да раз такая беда, - подвяжу.

И она подвязала платочком веточку, хотела бежать дальше, а берёза шепчет:

- Далеко теперь не бегай, загляни в рощу. В роще – избушка, в избушке - старушка. Вот эту старушку о своей пропаже и спроси…

Оглянулась девочка, а невдалеке, и верно, избушку видать. Стоит она под березками среди огородца, в огородце банька, рядом с банькой родник журчит.

Стукнула девочка в дверь избушки, оттуда старенькая – престаренькая старушка выглянула:

- Что тебе, милая, надобно?

- Здравствуй, бабушка… Не знаешь ли, где мой моток пряжи? Такой вот большой…

- Знаю, как не знать! Знаю, да скажу не сразу… А сначала истопи ты вот баньку. Да как затапливать начнёшь, лучину ломать примешься, так смотри, чтобы она ломалась без треску, дрова чтобы горели без копоти, а воды в котел наносишь решетом.

Побежала девочка баньку топить, и всё у неё сначала пошло как надо.

Лучинок нащепала тоненько-претоненько, и, когда их ломала, они не трещали. Дров из поленницы набрала самых лучших, сухих, и когда онт загорелись, то горели без копоти. Только вот воды решетом наносить никак не может: вся она обратно в родник сквозь дырки проливается.

- Нарви моих листьев да глиной смажь…

Нарвала девочка березовых листьев, смазала их глиной, заклеила дно в решете и воды в баньку натаскала мигом.

А потом и пол подмела, и пару поддала, и стучится опять в избушку:

- Готово, бабушка!

- Вот, милая, и славно, вот и славно… Да только это ещё не всё. Теперь ты моих внучаток-ребяток попарь. Мне с ними самой никак не управиться.

Заглянула девочка в избушку, а ребяток там у бабушки полным – полнёхонько! И все они мал мала меньше, все голопузенькие, чумазенькие и все очень шустрые.

Как завидели девочку, так давай по избушке бегать да кричать:

- А мы париться не желаем! Мы – непривыкшие!

Но девочка и сама шустрая была. Говорит:

- Я вас и спрашивать не буду!

Одного под мышку подхватила, второго себе на закрошки* посадила, третьему, четвертому подшлепнула – они сами, своим ходом помчались в баньку. А там она их всех уложила на полок в один тесный рядок, жару – пару ещё подбавила да и давай веничком охаживать!

Шлёпнет мокрый веник по горячим спинкам: плюх да плюх, а ребятишки только отпыхиваются: «Ух да ух!» были они чумазенькими, стали чистенькими, розовыми. Сами девочке кричат:

- Ох, тётенька, как хорошо! Ёще поддай пару!

Напарила их девочка всех дорумяна, представила бабушке:

- Получай своих внучаток! Всё ли теперь я сделала?

- Теперь всё, - говорит старушка. – Теперь прими от меня вот этот пестерёк* с крышечкой и ступай домой. Крышечку в пути не открывай, всё, что под ней, дома увидишь. Под крышечкой и моток найдешь.

Приняла девочка подарок, поклонилась низехонько старушке и ребятишкам, побежала домой.

Поравнялась с белою берёзой, та шелестит:

- Погоди, я тебе должок отдам.

И уронила на плечи девочке новенький шелковый полушалок.

Догнала девочка на тропинке бурую корову, а та говорит:

- И я с вами!

Догнали девочка, корова, овечка курицу с петухом, а те тоже просятся:

- Берите и нас в компанию1

И вот они все впятером подходят к тому месту, где раньше на зелёном лугу сосновая дверь стояла, а двери той уже и в помине нет.

Зато девочкина деревенька рядом, и сама мамушка навстречу торопится, бежит:

- Где хоть ты, милая дочка, у меня потерялась-то?

- Разве я потерялась? – смеётся девочка. – Смотри, я с кем пришла: с коровушкой, с овечкой, с курочкой да с петушком… Они теперь наши! А то, что в самом деле терялось, то тоже нашлось. Глянь-ка!

И девочка открыла пестерёк, а там моток пряжи лежит. Только теперь вся пряжа не простая, а золотая. Так в берёзовом пестерьке вся и светится!


Задания к тексту:

Почему сказка так озаглавлена?

Что можно сказать о характере девочки? Докажите примерами из текста, что она любит мать, готова всем помочь, старательная, послушная, вежливая.

Чем похожи все животные – герои в этой сказке? Почему в конце сказки они решили жить вместе с девочкой?

Почему потерянная пряжа превратилась в золотую? Как это связано с главной мыслью сказки?

Найдите в разделе «Пословицы и поговорки» те, которые подходят к этой сказке.

В каких сказках других народов встречается героиня, похожая на девочку из сказки «Дверь на лугу».


Как купец хотел солнце остановить

Удмуртская сказка


Жил когда-то купец-богатей. Нанимал он работников и с самого раннего утра до позднего вечера на работе их морил, ни минуты отдыха им не давал. Сядет солнце, разойдутся работники на ночлег, а купец от досады места себе найти не может:

«И за что я им деньги плачу?.. Не успели на работу выйти, глядь – уже ночь, все спать улеглись!»

Вздумал однажды этот купец построить новый дом. Нанял он плотников и говорит:

- Буду вам платить поденно!

А сам думает:

«Заставлю я их построить дом за один день! Только как это сделать? Как день удлинить?»

Отправился купец искать человека, который научил бы, как день удлинить.

Кого не спросит – все без толку. Одни говорят: «Не знаем!», другие смеются.

Ходил – ходил купец и зашел в одну деревню. А в этой деревне жил Лопшо Педунь, на всякие хитрые выдумки мастер.

Увидел Лопшо Педунь купца и спрашивает:

- Чего вы тут ищете, ваше степенство? Не могу ли я вам помочь чем-нибудь?

- Да вот, - отвечает купец, - ищу человека, который научил бы, как день удлинить. А то с работниками прямо беда: не успеют встать, сейчас же спать ложатся. А им, знай, плати да корми их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: