Ситуации речевого этикета




Правила речевого этикета

Ход урока

 

1. Ребята,здравствуйте!

- Извиняюсь!

К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.

Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

 

 

2.

Давайте вспомним, что такое речевое общение?

Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка.

Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.

Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Настраиваются на работу

Объявление темы.

Поэтому мы сегодня поговорим о речевом общении и о правилах речевого этикета.

 

 

Работа над темой

- Что же это такое - речевой этикет?

Речевой этикет - система требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

ИЛИ

Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении.

Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

С детства нас учат, как правильно говорить, как хорошо себя вести, понимая и отличая, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Есть даже специальная наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

 


Запись в тетрадь

 

Этика (греч. «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность.

Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения.

 

Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.

А есть уникальные издания, рассказывающие, например, о том, каким этикетным правилам должны отвечать речь и поведение «воспитанной девочки-гимназистки», или как «гимназисты средних классов знакомиться и ухаживать за девушками».

У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:

 

«Юности честное зерцало»

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.

Прочитаем текст.

- Скажите, какую новую информацию вы получили? - С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?

- Что удивило? - Какие вопросы возникли? - Какие из наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?

 

Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

 

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

· начало разговора (приветствие/знакомство)

· основная часть

· заключительная часть разговора

формулы речевого этикета - устойчивые выражения

 

 

Ситуации речевого этикета

 

Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

· личности собеседников

· место

· тема

· время

· мотив

· цель

5.Закрепление

 

Упражнение 1. Подберите формулы к различным ситуациям общения:

Приветствие: … Прощание: … Извинение: … Благодарность: … Поздравление: … Пожелание: … Обращение (к знакомому, незнакомому): … Знакомство: … Сочувствие, утешение: … Соболезнование: … Просьба: … Приглашение: … Совет: … Комплимент, одобрение: …

Работа в парах

Упражнение 2. На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом; в) дайте неопределенный ответ.

1) Петя, дай мне, пожалуйста, эту кассету послушать! Я тебе обязательно верну ее завтра.

2) Пойдем сегодня на дискотеку!

3) Ольга Николаевна, спросите меня на уроке. Ладно?

4) Дай мне, пожалуйста, это яблоко. 5) Машенька, угости-ка нас чаем, а то мы так замерзли!

6) Иван Матвеевич, позвоните мне вечером домой, мы подробно обсудим наши проблемы.

 

Упражнение 3. Составьте и запишите несколько побудительных предложений, используя в них разные глаголы в форме повелительного наклонения.

Не забудьте смягчить просьбу, употребляя этикетные слова.

 

 

 

Какие из перечисленных этикетных выражений употребляются только в разговорной речи?

 

 

Упражнение 4. Ваш собеседник отказывается выполнить вашу просьбу, уговорите его, если он:

а) ваш друг; б) ваша сестра; в) ваш учитель; г) незнакомый человек, с которым вы едете в трамвае; д) ваш отец; е) продавец.

 

9. Рефлексия, выставление оценок

- Понятна ли была тема урока?

- Что нового вы узнали?

- Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке? - Как бы вы оценили свою работу?

 

 

Всего вам доброго, всем спасибо за работу.

До свидания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: