Исследование этностереотипов о представителе русского этноса во Франции при помощи анкетирования




С целью исследования языковых способов репрезентации этностереотипов на материале французского языка было проведено анкетирование среди французов. В опросе приняли участие французы разной возрастной категории (18-73). Анкета составлялась на основе исследований Ежи Бартминьского, описанных в статье «Языковой образ мира» и его классификации стереотипов [Ежи Бартминьский 2005].

Бартминьский отмечает, что стереотип – это «не отражение действительности, а ее интерпретация, проекция» [Ежи Бартминьский 2005]. Он сочетает в себе коннотации, вытекающие из знания о мире и коннотации, принадлежащие языковому знанию. Автор трактует стереотип как «приращение значения», так как он несет в себе дополнительную эмотивную коннотацию. «Царством стереотипов» являются антропоцентричные стили языка, то есть разговорный и художественный. Наше анкетирование было нацелено на выявление дополнительных значений слов на примере разговорного стиля.

Ежи Бартминьский также пишет о существовании определенной связи значения с говорящим, его системой ценностей, точкой зрения, знаниями о мире. Это позволяет сделать вывод о том, что стереотипизация всегда субъективна. Этностереотип не всегда носит негативный характер, в нем могут заключаться также позитивные или нейтральные черты. Это положение мы проиллюстрируем примерами, приведенными ниже.

В первой главе мы приводили классификацию модификаторов, входящих в состав стереотипа Ежи Бартминьского. Для проведения исследования мы взяли за основу образы, образцы и идеологические стереотипы.

Автор пишет о том, что основным показателем стереотипизации является «повторяемость характеристики предмета в различных высказываниях», а также «закрепление этой характеристики в языке, а именно в значениях слов». «Признак тем более устойчив, чем чаще он используется в свободных высказываниях или ответах на вопросы анкет» [Бартминьский, 2005].

Анкета состоит из 4 вопросов, содержащих информацию об участнике опроса – его возраст, национальность, образование и профессия – позволяющих установить какое влияние возраст, образование и социальный статус оказывают на формирование этностереотипа:

Quel est votre âge?

Quelle est votre langue maternelle?

Quel diplôme avez-vous/préparez-vous?

Qu’est-ce que vous faites dans la vie?

9 вопросов, позволяющих выявить стереотип типичного представителя этноса, настоящего и идеального, а также наличие опыта общения с русскими:

1. Вопросы, направленные на выявление модификатора «типичный »:

D’après vous, comment est un russe typique?

D’après vous, comment est une Russe typique?

D’après vous, comment est une famille russe typique?

Comment sont les russes que vous avez rencontré?

2. Вопросы, направленные на выявление модификатора «настоящий»:

Comment voyez-vous un vrai Russe?

Comment voyez-vous une vraie russe?

Comment voyez-vous une vraie famille russe?

3. Вопросы, направленные на выявление модификатора «идеальный»:

Comment imaginez-vous une famille russe idéale?

Comment imaginez- vous un Russe idéal?

Comment imaginez- vous une Russe idéale?

11 вопросов, помогающих определить наличие знаний о культуре, истории и географии России с целью определить какие источники информации становятся источниками формирования этностереотипа:

Qu’est-ce que vous savez de la Russie?

Quelles célébrités russes pouvez-vous nommer?

Quels personnages historiques russes connaissez-vous?

Quelles villes russes connaissez-vous?

А также 2 практических задания, основанные на заданиях, описанных в статье Ежи Бартминьского «Языковой образ мира», помогающие выявить наиболее употребительные дескрипторы, и в которые информант должен вставить имена существительные, имена прилагательные или глаголы:

Complétez les expressions en utilisant les substantifs (plusieurs réponses possibles):

Un... /... /... /... Russe

Une... /... /... /... Russe

... /... /... /... à la russe

Complétez les expressions (plusieurs réponses possibles):

Le Russe... /... /... /... toujours

Le Russe ne …/... /... /... jamais.

D’habitude les Russe sont... /... /...

Même si NN est russe, il est... /... /... /

Même si NN est russe, elle est... /... /...

Опрос направлен на выявление характеристик типичного, настоящего и идеального представителя русского этноса на основе стереотипа русского мужчины, русской женщины и русской семьи, соотношения оценочно маркированных (положительных, отрицательных) и нейтральных характеристик, а также соотношение имен существительных, имен прилагательных и глаголов в ответах информантов.

Вывод

В данном параграфе мы описали состав проведенного анкетирования, определили цели проведения опроса. Анкета состоит из 4 общих вопросов, с целью выявления взаимосвязи между возрастом, образованием, социальным статусом и формированием этностереотипа; 9 вопросов, направленных на выявление этностереотипа о типичном, настоящем и идеальном представителе русского этноса на основе этностереотипов о русском мужчине, русской женщине и русской семье у французов; 11 вопросов, направленных на выявление наличия у французов знаний о культуре, истории и географии России с целью выявить источники, оказывающие влияние на формирование этностереотипов, а также двух заданий, аналогичных заданиям Ежи Бартминьского, описанным в статье «Языковой образ мира», в которые необходимо вставить имя существительное, имя прилагательное или глагол. В следующем параграфе мы рассмотрим результаты анкетирования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: