ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств № 58»

 

654059, Россия, Кемеровская обл. г. Новокузнецк, ул. Тореза, 82а, Тел./факс 8 (38 43) 54-94-66

E-mail: artschool58nvkz@mail.r.

 

 

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ


«Преодоление технических трудностей на баяне

в младших классах»

 

 

Подготовил:

Артамонов Сергей Иванович,

преподаватель МБУ ДО «ДШИ № 58»

 

.

 

 

Новокузнецк, 2020


Содержание:

1. Введение.

2. Гаммы.

3. Арпеджио

4. Аккорды.

5. Роль этюдов в развитии технических навыков учащихся.

6. Дополнения

7. Заключение.

8. Список литературы.

 

В процессе обучения игре на баяне перед педагогом музыкальной школы наряду с общими воспитательными и музыкально – художественными задачами стоят задачи развития технических навыков учащихся.

Техника в широком понимании – основа исполнительского искусства, важнейшее средство для передачи художественного содержания произведения.

Техника в узком смысле – точность и быстрота, рациональность пальцевых движений.

Исполнительское мастерство баяниста, его общее музыкальное развитие и техническая подготовка тесно связаны с длительной работой над большим объёмом музыкальной литературы.

Техническая оснащённость – пальцевая беглость, свободная координация движений рук, умение выбрать и правильно применить рациональную аппликатуру, разнообразные приёмы звукоизвлечения, техника владения мехом и т.д.- приобретается путём тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала.

Это, во-первых, работа над гаммами, арпеджио, аккордами – основными техническими формулами. Овладение ими способствует выработке определённых двигательных стереотипов, на основе которых легче и быстрее осваиваются технические трудности, встречающиеся в художественных произведениях. Кроме того, игра гамм расширяет общемузыкальные знания учащихся, способствуют развитию чувства ладотональности.

Работая над гаммами арпеджио и аккордами, следует стремиться к их лёгкому и свободному исполнению в любых темпах, различными штрихами в пределах полного диапазона инструмента.

Баянисты часто подолгу работают над различными пассажами в произведениях, не задумываясь над тем, что эти пассажи «состоят главным образом из различно комбинированных гамм и арпеджио. Если мы натренируем руки на этих элементах, и параллельно будем изучать пассажи, овладение ими облегчится». Эти слова видного русского педагога – пианиста В.Сафонова находят своё подтверждение и в известном афоризме Г.Нейгауза: гамма – это полуфабрикат, но та же гамма в музыкальном произведении - это уже готовая продукция. …В самом деле. От регулярной работы над гаммами и арпеджио аппарат обретает хорошую техническую форму и практически без долгого унылого тренажа готов к исполнению большинства из встречающихся подобного рода пассажей.

Основой развития двигательной техники являются не только гаммы, арпеджио, этюды, но и специально подобранные упражнения. Систематическая и целенаправленная работа над инструктивным материалом поможет учащимся овладеть навыками, необходимыми в исполнительской практике.

Игра гамм, арпеджио, аккордов, способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у учеников(как говорилось выше) чувство лада и метроритма. Но нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отыгрыванию. В работе над гаммами арпеджио и упражнениями следует обращать внимание на качественную сторону исполнения, добиваясь точного исполнения аппликатуры, ровности звучания, устойчивого ритма, пальцевой чёткости.

Необходимо выработать у ученика сознательное отношение к работе при освоении тех или иных технических приёмов, чтобы он, имея ясное представление о той художественной цели, ради которой совершается данная работа.

Систематизированные требования технического минимума конкретизируют задачи каждого года занятий, требуют у ученика овладение определёнными навыками игры.

Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического уровня при условии правильно организованной систематической работы, настойчивости, целеустремлённости и усидчивости.

Гамма. Успех работы над техникой обуславливается выбором правильного метода. Игра гамм и арпеджио без связи с конкретной звуковой задачей бесполезна. Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащийся при каждом проигрывании гамм и арпеджио решает определённую музыкальную задачу, контролирует слухом характер звучания, соблюдает динамические оттенки, штрихи, ритм. Надо уметь исполнять гаммы и арпеджио различными способами звукоизвлечения. Но предпочтение следует отдать приёму нажим и штриху легато, так как нажим более всего развивает технику пальцев, а легато даёт полную баянную звучность. При игре легато пальцы не поднимаются высоко над клавишами – следовательно, экономятся силы и время, легче добиться беглости исполнения. Играть гаммы надо в определённом размере, выдерживая длительности.

В медленном темпе вес руки переносится с клавиши на клавишу, поэтому каждый звук является опорным.

В среднем темпе опорными будут звуки, совпадающие с каждой долей такта.

В быстром темпе – совпадающие с сильной долей такта.

В работе над развитием техники ученика большую роль играет умение так строить различные упражнения, чтобы они основывались на тех элементах, которые вызывают наибольшее затруднение у ученика. Например: пальцы у всех людей неравноценны по своей подвижности и силе. В связи с этим можно предложить учащемуся несколько вариантов аппликатуры.

Арпеджио. Что такое арпеджио? Это звуки аккорда, взятые поочерёдно разных последовательных комбинаций. Традиционно существуют несколько разновидностей арпеджио. Рассмотрим короткое арпеджио. Короткое арпеджио это фактически аккорд, звуки которого необходимо брать поочерёдно, аппликатура в этом случае не изменится.

При исполнении длинного арпеджио применяется первый палец.

Аккорды. Педагог (или даже сам учащийся по заданию педагога) может создавать различные виды упражнений на одном и том же звуковом материале и затем избрать наиболее необходимые из них.

Вот, например, в различных вариантах упражнение для приобретения независимости движений пальцев при исполнении интервалов и аккордов, построенное на звуках до-мажорного трезвучия.

Велика и роль этюдов в развитии технических навыков. Включение того или иного этюда в учебную программу может быть обусловлено двумя задачами:

· освоение и развитие определённого вида техники;

· подготовка учащегося к преодолению технических трудностей

в произведениях.

В первом случае преследуется цель разностороннего технического развития. В его программу последовательно включаются этюды на различные виды техники, при чём, каждый этюд должен быть несколько выше возможностей учащегося; тем самым обеспечивает его постоянный технический рост.

Во втором случае нужно брать этюды, содержащие тот вид техники и те элементы движений, которые встречаются в произведении, а также близкие к характеру самой музыки. По трудности эти этюды не должны превышать технический уровень развития учащегося. Под эти характеристики очень хорошо подходят этюды А. Доренского.

Небольшие по размеру они просты для восприятия и в то же время способствуют более интенсивному развитию скоростных навыков, а так же даётся возможность сосредоточиться на художественной задаче.

1. Гаммообразное движение – преследует цель формирование навыков исполнение гамм определённой аппликатурой.

2. Движение по рядам – вырабатывает чувство ряда. Пальцы правой руки во время игры могут располагаться в трёх положениях: подушечки всех пальцев (кроме первого) – на первом ряду; подушечки пальцев – на втором ряду; подушечки пальцев – на третьем ряду. Изменение этих положений осуществляется путём большего или меньшего сгибания пальцев при абсолютно лёгкой кисти.

В программу третьего класса включён такой вид техники как:

3. Репетиция. Быстрое и многократное повторение одной и той же ноты представляет для учащихся сравнительную сложность. Быстрые повторяющиеся звуки обычно исполняются разными пальцами. Этот приём требует специальной тренировки, последовательной и кропотливой работы. Начинать игру нужно в медленном темпе, добиваясь лёгкости и чёткости исполнения, обязательно следить за состоянием кисти и пальцев, которые должны оставаться свободными и лёгкими. Многократное повторение одного и того же звука выполняется обычно чередованием соседних пальцев. Сила нажатия одной клавиши разными пальцами должна оставаться одинаковой.

4. Хроматизм. Хроматическая гамма является усложненным видом мажора и минора. Строится по полутонам. Аппликатура хроматической гаммы предполагает творческий подход. Главное, чтобы она была повторяема при игре в несколько октав или при повторе определенного повторяющего мотива. При игре хроматического звукоряда аппликатура баяниста делится на маленькие позиции из трёх нот, например: до – до# - ре. Только эти три ноты можно сыграть без перемещения руки вдоль клавиатуры (речь в данном случае идёт о традиционной аппликатуре хроматической гаммы без применения большого пальца).Переход от ре к ре# требует перемещения руки, так как происходит перекладывание второго пальца, вследствие этого меняется позиция. При игре фигураций с первым пальцем границы позиций расширяются, поскольку большее количество нот можно исполнить последовательно без смены позиций, без перемещения руки.

Заключение. Некоторые начинающие баянисты понимают под словом «техника» одну лишь пальцевую беглость. В действительности же это слово для музыканта имеет более широкий смысл. Успешное техническое развитие начинающего баяниста зависит не только от правильного руководства и обучения, но и от многих других факторов. С первого дня обучения игре на баяне педагог должен следить за правильностью посадки учащегося. От правильной постановки рук зависит работа нужных групп мышц, а следовательно,правильное звукоизвлечение, выполнение штрихов, динамики, техника ведения меха, координация. Не следует забывать, например, о том, что внимание быстро утомляется, а без него работа на инструменте нецелесообразна и даже вредна.

Суть понятия удачно сформирована известной французской пианисткой Маргаритой Лонг: «Техника – это туше, искусство аппликатуры, педали, знание общих правил фразировки, это обладание обширной выразительной палитрой, которой пианист может располагать по своему усмотрению в соответствии со стилем произведении, которое он должен интерпретировать и в соответствии со своим вдохновением».

Такое определение в полной мере применительно и к баянистам. Можно лишь добавить к перечисленным видам фортепианной техники баянные – искусство владения мехом, регистровкой. Все эти виды техники осваиваются в процессе работы над гаммами, арпеджио и аккордами. Не овладев всем арсеналом технических средств, исполнитель не сможет глубоко раскрыть и передать эмоционально – образное содержание исполняемых произведений. Поэтому в своей практической деятельности преподаватель должен направлять внимание на всестороннее развитие технических навыков учащегося одновременно с развитием его музыкальных способностей.

Следует, однако, помнить, что техника – средство для достижения цели, а не самоцель.

Дополнения:

1. Большой палец за грифом инструмента ведёт к зажатию кисти, нет свободного замаха. Гораздо естественнее при игре подкладывать 1-й палец на 3-й ряд, нежели постоянно выводить его из-за грифа.

2. Техническое развитие:

· беглость – проворность пальцев в одноголосие;

· моторика – организованность в точности исполнении метроритма;

· крупная техника – октавы, арпеджио.

3. Гамма – играется разными штрихами (что мы и делаем), для увеличения скорости можно предложить поиграть дуоли, триоли, квартоли
Короткое арпеджио – играется в унисон (с левой рукой) не целесообразно, лучше увеличить скорость игры.

Длинное арпеджио –правой рукой лучше играть с применением 1-го пальца.

Аккорды – научиться брать одновременно все звуки и одновременно снимать.
При изучении гамм, арпеджио, аккордов преследуется несколько целей:

· развитие беглости пальцев

· формирование аппликатурных принципов

· работа над штрихами

· развитие метроритма, интонации

4. Искать удобную аппликатуру. Совет: не игнорировать аппликатуру современных играющих композиторов – А.Бызов, ДСамойлов, Р.Бажилин, А.Доренский и т. д.

 

 

Литература:

1. Басурманов А. Трёхгодичный курс обучения на баяне

2. Доренский А. Пять ступеней мастерства.

3. Судариков А. Основы начального обучения на баяне.

4. Талакин А. Упражнения, этюды 1-3кл.

5. Чиняков Преодоление технических трудностей на баяне.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: