Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Целеполагание | Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп. | Уточняют информацию. Обсуждают здание. Выявляют проблемы | Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает. |
2. Планирование | Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез. | Выдвигают гипотезы. Формируют задачи. | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. |
3. Выбор методов проверки принятых гипотез | Осуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации | Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации. | Наблюдает. Консультирует. Советует. |
4. Выполнение | Поиск необходимой информации, подтверждающий или опровергающий гипотезу. Выполнение проекта. | Работа с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проекты. | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). Проверяет письменные черновые записи. |
5. Защита проекта | Представление результатов проектирования. Оценка результатов. | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования. |
Технологический (творческий) проект
1-й этап. Разработка проекта | |
1. Для чего и кому нужен проект? | 1. Сделать подарок. 2. Подготовиться к празднику. 3. Что-то другое… |
2. Что будем делать? | 1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я). 2. Определяем конструкцию изделия. 3. Подбираем подходящие материалы. 4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта. 5. Выбираем лучший вариант |
3. Как делать? | 1. Подбираем технологию выполнения. 2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение. 3. Подбираем инструменты. |
2-й этап. Выполнение проекта | |
Воплощаем замысел | 1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте). 2. Изготавливаем изделие. 3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию). |
3-й этап. Защита проекта | |
Что делали и как? | 1. Что решили делать и для чего. 2. Как рождался образ объекта. 3. Какие проблемы возникали. 4. Как решались проблемы. 5. Достигнут ли результат. |
Курс "Город мастеров" развивает широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества средствами ИКТ. Формирует умение ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла. Даёт возможность приобрести школьникам нового ценностно-окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение; активно использовать школьникам метод проектов.
Коррекция программы
За счёт уплотнения материала раздел "Модульное оригами" сократила на 1 часа (вместо 8ч. стало – 7ч.). Высвободившийся час был направлен в раздел "Работа с бумагой и картоном" на вводное занятие (было 10ч. стало 11ч).
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности "Город мастеров"
В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования:
Личностные результаты:
§ развивать самостоятельность;
§ проявлять интерес к обучению;
§ принятие и освоение социальной роли обучающегося.
§ проявлять интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; к новым способам исследования технологий и материалов;
§ адекватное воспринимать причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
§ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
§ выраженной познавательной мотивации;
§ устойчивого интереса к новым способам познания;
§ адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
§ определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
§ проговаривать последовательность действий;
§ умение принимать и сохранять учебную задачу;
§ учиться высказывать свое предположение;
§ учиться работать по предложенному педагогом плану
§ планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
§ учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
§ учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
§ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
§ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
§ оценивать и корректировать свою работу.
Обучающийся получит возможность научиться:
§ проявлять познавательную инициативу;
§ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
§ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
§ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные УДД:
· использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
· высказываться в устной и письменной форме;
· анализировать объекты, выделять главное;
· осуществлять синтез (целое из частей);
· проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения об объекте;
· обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
· подводить под понятие;
· устанавливать аналогии;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
· проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
§ допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
§ учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
§ формулировать собственное мнение и позицию;
§ договариваться, приходить к общему решению;
§ соблюдать корректность в высказываниях;
§ задавать вопросы по существу;
§ использовать речь для регуляции своего действия;
§ контролировать действия партнера;
§ овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
§ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
§ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
§ владеть монологической и диалогической формой речи.
§ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты
Изучая курс "Город мастеров " в 3 классе, дети научатся:
- давать определение понятиям; классифицировать;
- наблюдать; проводить эксперименты;
- видеть необычное применение традиционных и современных материалов для прикладного творчества;
- познакомятся с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомятся с новыми технологическими приемами обработки различных материалов.
Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
§ воспитание чувства справедливости, ответственности;
§ воспитание в сознании школьников разумного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих его людей как к важнейшей ценности, данной им природой.
§ уважительно относится к людям, их желаниям и потребностям;
§ грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).
§ развитие нравственных чувств и этического сознания;
§ воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Содержание курса "Город мастеров" 3 класс