Не говоря уж о том, что Украина до сих пор не урегулировала вопрос возврата 3 млрд долл., полученных у РФ в конце 2013 года.




Приватизация

16 января во время очередного заседания правительство Гройсмана утвердило перечень объектов т.н. «большой приватизации — 2019». Документ полностью повторяет список 2018 года за исключением четырех ТЭЦ (Северодонецкой, Днепровской, Херсонской и Криворожской). Как уже сообщалось ранее, в Киеве было решено отказаться от их продажи и передать в коммунальную собственность. Также в Кабмине вычеркнули из списка «Турбоатом» (Харьков, энергетическое машиностроение). И первое, и второе изменение демонстрируют, что никакой чёткой стратегии приватизации у властей нет — всё держится на каких-то сиюминутных планах и договорённостях. Достаточно сказать, что для всех ТЭЦ правительство ещё в прошлом году нашло советников по приватизации. Были проведены конкурсы, отобраны победители. Эти компании выполнили какую-то работу, получили за неё немалые бюджетные деньги. А теперь оказывается, что всё это — средства, выброшенные на ветер. Не исключено, кстати, что в правительстве изначально не собирались продавать ТЭЦ, а целью было оплатить услуги советников.

Для двух предприятий — «Центрэнерго» и «Президент-отель» — из вышеупомянутого списка уже назначены советники по приватизации, т. е. у них наиболее высокие шансы попасть на аукцион и быть купленными. Приватизация ещё пяти предприятий (Одесский припортовый завод, угольная компания «Краснолиманская», завод «Электротяжмаш», фармацевтическая компания «Индар», Объединенная горно-химическая компания) заблокирована решениями судов, до их отмены эти объекты, конечно, могут находиться в списке, но продать их будет нельзя.

Между тем в меморандуме о сотрудничестве с МВФ чётко указано: правительство обязуется продать компанию «Краснолиманская» и «Индар» до середины 2019 года. Т. е. теоретически провал приватизации этих объектов в совокупности с повышенным вниманием МВФ к большой приватизации (в начале года в Фонде дали понять, что считают её одним из т.н. «маяков») может привести к отсрочке предоставления Украине одного или даже обоих траншей, намеченных на этот год.

Суды — не единственный шлагбаум на пути большой приватизации. Директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко напоминает — на пороге выборы:

«…До президентских и парламентских выборов большая приватизация не состоится. Существует много политических рисков, из-за которых инвесторы не захотят вкладывать деньги в предприятия. После выборов частично, может, и удастся осуществить продажу некоторых объектов. Соответственно госбюджет в текущем году не будет наполняться за счет приватизации, хотя он и ранее не наполнялся путем приватизации».

С одной стороны — замечание совершенно верное. С другой же — парламентские выборы — 2012 никак не помешали Украине получить от приватизации почти 850 млн долл. С третьей — всё это происходило в другой, стабильной Украине, а инвесторами были исключительно украинские олигархи, Которые прекрасно знают, что выборы — не помеха приватизации, а самое лучшее для неё время. Поэтому трудно навскидку сказать, действительно ли именно выборы помешают Украине продать остатки промышленности и облэнерго. Однако, учитывая провальную приватизацию 2015−2018 гг., можно с уверенностью говорить, что и не помогут.

Генеральный директор «Укрпочты» Игорь Смелянский в интервью «РБК-Украина» допустил возможность приватизации компании, однако уточнил, что условием для этого должна стать отмена моратория на продажу земли. Дело в том, что оптимизация структуры «Укрпочты» предусматривает, в частности, сокращение её филиальной сети в сельской местности. Компания заинтересована в том, чтобы не только закрыть эти отделения, но и продать. Однако пока такая возможность в принципе заблокирована.

Валюта

По состоянию на 24 января Нацбанк Украины установил официальный курс доллара на Украине на уровне 28,7 грн (+0,46 грн с 16 января). Евро вырос примерно на столько же — до 31,49 грн (+0,68 грн), а вот рубль откатился лишь незначительно — 0,417 грн (-0,002 грн).

Курс «межбанка» 23 января остановился на уровне 27,78−27,83 грн (-0,29 грн). При этом стартовали торги с ещё более низких позиций, однако затем на рынок вышел НБУ и курсы рванули вверх. Да так, что межбанк фактически сравнялся с чёрным рынком: 27,77−27,84 грн (-0,25 грн).

Курс гривны по отношению к доллару на Украине продолжает вести себя довольно необычно для января. Год назад доллар практически безостановочно рос почти до конца месяца, достигая на пиках 28,87 грн/долл. Собственно, пик как раз и пришёлся на 23 января 2018 года. В этом году доллар стоит примерно на 1 грн дешевле. Однако с начала года курс то рос, то откатывался, — словом, какой-то единой тенденции не прослеживалось.

«Ключевым фактором влияния на курсовую динамику сегодняшних торгов стала высокая активность участников рынка в связи с завершением периода налоговых платежей и проведением торгов в понедельник на условиях tom из-за выходного дня в США. При этом предложение валюты превышало спрос, что мотивировало Нацбанк к выкупу излишков предложения для сглаживания ревальвационного тренда», — комментирует для UBR итоги прошлой недели директор казначейства банка «Кредит Днепр» Олег Куринной.

Отдельное «спасибо» стоит сказать и правительству, с подачи которого в конце 2018 — начале 2019 года выросли тарифы за ЖКУ. Т. е. те деньги, которые украинцы прежде клали в чулок, теперь они отдают за воду и отопление.

Судя по всему, среднегодовой курс доллара снова окажется значительно ниже, чем значится в прогнозах правительства (Кабмин заложил 29,4 грн/долл). А это, в свою очередь, снова приведёт к падению таможенных поступлений в бюджет — т. е. может повториться череда локальных дефицитов, когда Казначейство для выполнения текущих платежей было вынуждено оформлять краткосрочные дорогие займы. В итоге эта практика, напомним, привела к коллапсу и отсутствию денег на выплату пенсий в июле 2018 года.

Правительство приготовило украинцам в текущем году значительную либерализацию обращения валюты. И речь не только о купле-продаже валюты онлайн с конвертацией средств между двумя картами. Обналичивать валютные средства можно будет прямо на кассе супермаркета, объединяя в один процесс сразу несколько операций: снятие валюты с карты, её продажу, покупку товаров за гривны.

«Есть шансы, что этот сервис заработает до лета, так как ряд банков совместно с MasterCard уже тестируют эту систему. Если точнее, то все должно решиться в 90 дней», — сообщил изданию UBR директор Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов.

Аналитик финансовых рынков Василий Невмержицкий уточнил, что лоббистом проекта стал банк «Восток» аффилированный с собственниками «Фоззи-групп» — компании, которой принадлежат сразу несколько украинских сетей супермаркетов.

Сам проект — наверняка прямое следствие практики трудовой миграции. Семьи многих мигрантов живут в сёлах и небольших городах, банкоматы и отделения нужных банков там есть не всегда.

Ещё одна любопытная новация — отдельные категории работников смогут официально получать зарплату в валюте: моряки, дипломаты и сотрудники диппредставительств иностранных государств.

МВФ

В Нацбанке озвучили распорядок поступления траншей МВФ в этом году. Во время пресс-конференции глава НБУ Яков Смолий заявил, что ведомство ожидает два транша по 1,3 млрд долл.: один — в мае, один — в сентябре. Как известно, первый транш в рамках новой программы сотрудничества Украины с МВФ был получен в декабре 2018 года (1,4 млрд долл.).

В т.ч. поэтому золотовалютные резервы по итогам 2018 года достигли 20,8 млрд долл., о чём в середине января отчитались в НБУ. Впрочем, напомним, что примерно ⅔ их объёма — кредитные средства. Это крайне важный момент, однако (почему-то) в НБУ не стали о нём упоминать

Не говоря уж о том, что Украина до сих пор не урегулировала вопрос возврата 3 млрд долл., полученных у РФ в конце 2013 года.

Кроме ряда важных «маяков» в МВФ поставили перед Украиной в 2019 году четыре основные задачи: сохранение макроэкономической стабильности, привлечение инвестиций, укрепление государственных институтов, структурные реформы.

Начнём с конца — структурные реформы можно вычёркивать сразу. У Украины и в обычные годы с реформами не ладится, а в год двух выборов ожидать такого — вдвойне наивно. Укрепление госинститутов — тут легче: при желании сюда можно вписать даже «евромайдан». Инвестиции — серединка на половинку. Какие-то деньги в украинскую экономику вливаются всегда, вопрос лишь в количестве. Поэтому было бы правильнее правительство на какие-то цифры ориентировать. А то в конце года покажут гордые 1,5−2 млрд долл. со словами — «Ну вот же — инвестиции». Что же до стабильности, то с 2015 года этот пункт — полностью в ведении самого МВФ.

Кстати, выборы не только могут стать препятствием для большой приватизации, но и втянут МВФ в политические разборки. Тема сотрудничества с Фондом явно становится популярной у кандидатов в президенты.

Вообще желающих покритиковать МВФ на Украине не так уж и много. До последнего момента этим системно занимался разве что Вадим Рабинович. Недавно он создал предвыборный союз с Юрием Бойко, т. е. можно ожидать, что и Бойко время от времени будет выступать против сотрудничества с Фондом.

Однако теперь к числу критиков МВФ внезапно присоединилась ещё и Радикальная партия Украины (лидер Олег Ляшко). Народный депутат этой партии, глава комитета ВР по вопросам промышленной политики Виктор Галасюк анализирует текущую ситуацию:

«Внимательно изучил отчёт МВФ по Украине. Все 111 страниц… Это фактически Пакт о внешнем управлении украинской экономикой. Чёткий план того, как не дать Украине упасть и не дать ей шанса подняться ».

Депутат перечислил сразу несколько претензий к документу: сдерживание внутреннего спроса через низкие доходы (для снижения инфляции), что, в свою очередь, будет сдерживать рост ВВП и экспортных доходов; сохранение негативного сальдо торгового баланса; низкий уровень ПИИ (на уровне 1,7% от ВВП). Разумеется, что при таких вводных кредиты для Украины (кроме денег МВФ) будут оставаться очень дорогими, и выходить на рынки капитала Украина сможет только в крайних случаях.

Т.е. можно быть уверенными, что в ближайшее время все эти тезисы мы услышим от лидера этой партии Олега Ляшко в его предвыборных выступлениях.

Топливо

По состоянию на вечер 23 января за литр А-95 автомобилисты Украины платили в среднем 28,53 грн (-0,05 грн с 15 января, — 0,65 грн с начала года), за литр А-92 — 27,51 грн (-0,07 грн с 15 января, — 0,65 грн с начала года). Дизтопливо — 28,48 грн (-0,05 грн с 15 января, — 0,62 грн с начала года). Ещё один любопытный результат: дизтопливо почти сравнялось с А-95. Разница сугубо формальная — всего 0,05 грн.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: