Актуализация прежних (опорных) знаний включает четыре этапа.
- Мотивационный этап.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Конспект фрагмента урока
ФИО студента: | |
Дата проведения: | |
Предмет, УМК | |
Класс: | |
Тема: | |
Тип урока: | |
Цель урока: |
Задачи:
Дидактические | |
Развивающие | |
Воспитательные |
Планируемые результаты
Предметные
Знать: | |
Понимать: | |
Применять: | |
Анализировать: | |
Синтезировать: | |
Оценивать: |
Метапредметные:
Регулятивные: | |
Познавательные: | |
Коммуникативные: |
Личностные
Межпредметные связи: | |
Основные понятия: |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Дидактические средства, интерактивное оборудование | |
Целеполагание
Цели должны быть конкретны, измеримы, достижимы, уместны, согласованы во времени.
Цели обращены к обучающимся, формулируются в категориях деятельности с учетом стандартов деятельности.
Общую цель к уроку формулируют, используя конструкцию - организация деятельности …….(например, организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний об однородных членах предложения.)
Предметные результаты формулируют на основе таксономии Б.Блума
Уровень цели | Ключевые слова и фразы. |
1. Знание (эта категория означает запоминание и воспроизведение) | Перечислите, сформулируйте, докажите, опишите, назовите, установите, соотнесите. |
2. Понимание(показателями способности понимать может служить преобразование материала, интерпретация, предположение) | Интерпретируйте словесный материал в схемы, графики; преобразуйте словесный материал в математические выражения, схемы, таблицы. Обоснуйте, выявите, выделите, определите; суммируйте, объясните смысл, покажите взаимосвязь. |
3. Применение (умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях) | Продемонстрируйте, примените, выберите вариант, воспользуйтесь, решите, смоделируйте, спрогнозируйте, сформируйте. |
4. Анализ (Эта категория означает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура) | Оцените, проанализируйте, найдите ошибки в логике рассуждений, сделайте предположение, объясните причины, сравните, объясните как и почему, классифицируйте. |
5. Синтез (эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной) | Творческая работа, сочинение, план решения, проблемы, план эксперимента. Предположите, придумайте, установите причины, предположите закономерности, сделайте вывод, обобщите. |
6. Оценка (умение оценивать значение того или иного материала) | Оцените: логику построения материала, соответствие выводов имеющимся данным, установите критерии, выберите лучший вариант, выберите лучшее, интересное решение. Выскажите свое мнение, обсудите за и против. |
Варианты формулировок задач урока
Дидактические задачи:
• сформировать знания (УУД)...
• научить.
• закрепить.
• подвести к выводу.
• проанализировать степень усвоения материала.
• сформировать понятие.
• дать общую характеристику явления.
• устранить пробелы в знаниях.
• выработать знания и умения.
• изучить основные этапы творческого пути.
• исследовать зависимость.
• научить анализировать, выделять (главное, существенное).
• охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды.
• приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.
• обобщить знания, умения.
• проконтролировать степень усвоения следующих терминов и понятий, изученных и сформированных на предыдущих уроках;
• сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие УУД по данному учебному материалу.
Развивающие задачи:
• развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;
• развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;
• формировать (закрепить, отработать) умение планирования и самоконтроля;
• содействовать развитию воли и настойчивости;
• развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);
• развивать интерес к предмету;
• развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
• развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;
• учить вести и составлять конспекты, тезисы;
• учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;
• учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;
• учить устанавливать межпредметные связи;
• развивать у учащихся умения выделять главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;
• развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;
• формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю.
Воспитательные задачи:
• пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности);
• пробудить чувство ответственности, долга;
• вызвать чувство удивления и гордости.
• подвести учащихся к выводу.
• убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения;
• показать учащимся.
• дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;
• создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий, упражнений и операций;
• содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
• осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие следующих понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;
• формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию
Варианты формулировок деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя
• Мотивирует учащихся.
• Приветствует учащихся.
• Проверяет готовность обучающихся к уроку.
• Озвучивает тему и цель урока.
• Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
• Создает проблемную ситуацию.
• Выдвигает проблему.
• Создает эмоциональный настрой.
• Формулирует задание.
• Предлагает индивидуальные задания.
• Проводит параллель с ранее изученным материалом.
• Обеспечивает мотивацию выполнения задания
• Контролирует выполнение работы.
• Осуществляет индивидуальный контроль.
• Осуществляет выборочный контроль.
• Побуждает к высказыванию своего мнения.
• Отмечает степень вовлеченности учащихся.
• Диктует.
• Комментирует домашнее задание.
• Организует взаимопроверку.
• Организует коллективную проверку.
• Организует проверку выполнения упражнения.
• Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
• Организует оценочные высказывания обучающихся.
• Организует обсуждение способов решения.
• Организует поисковую работу обучающихся.
• Организует самостоятельную работу с учебником.
• Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
• Подводит обучающихся к выводу.
• Помогает выявить причинно-следственные связи.
• Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Кодификатор личностных и универсальных учебных действий
Условные обозначения:
Личностные результаты — Л Метапредметные результаты:
• регулятивные — Р
• познавательные — П
• коммуникативные — К