учебно-познавательные мотивы




направлены на приобретение новых знаний, освоение новых способов действий в области изучаемых учебных предметов: мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений).

мотивы, имеющие по отношению к учебной деятельности внешний характер и не связанные с ее содержанием, усвоением знаний: мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).

 

40. Сознательность учения младшего школьника.

 

Все приводит нас к одной очень простой идее, к идее зависимости познавательных содержаний от отношения к познаваемому. Требование, вытекающее из принципа сознательного обучения, включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, достойным его строителем, защитником своей Родины и т.д., что учиться - долг ребенка. Тем не менее такое требование является еще абстрактным. Оно абстрактно еще и потому, что сводит весь вопрос к вопросу о понимании, знании ребенком того, зачем надо учиться. В действительности понимание этого -только предпосылка, условие сознательности учения. Можно ли объяснить ребенку, почему необходимо учиться? Конечно, можно. И это можно и нужно сделать достаточно полно, достаточно подробно. Ведь даже младший школьник способен понять, способен сам толково и убедительно рассказать об этом. Дело, однако, в том, что не понимание, не знание значения изучаемого характеризуется сознательностью, а тот смысл, который изучаемое приобретает для ребенка. Неразличение, смешение того и другого является не только ложным психологически, но и порождает в практике "интеллектуалистический" формализм.

Первоклассник, второклассник знают, зачем они учатся, знают, зачем вообще нужно учиться. Но разве это реально заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания? Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может быть, он хочет получать пятерки, может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя... Согласно нашему общему положению, отношение непосредственного предмета действия к мотиву деятельности, в которую оно включено, и есть то, что мы называем смыслом. Значит, тот смысл, который приобретает для ребенка предмет его учебных действий, предмет его научения, определяется мотивом его учебной деятельности. Этот смысл и характеризует сознательность усвоения им знаний. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил значение данного предмета, безразлично теоретическое или практическое, но нужно, чтобы он соответственно отнесся к изучаемому, нужно воспитать у него требуемое отношение.

Если взять вопрос о сознательности в более общем виде, то тогда его нужно ставить не так, например: способен ли ребенок понять, что такое отечество? - но так, как его ставил Н. А.

Добролюбов: может ли ребенок "вместить в себя отечество"? За внешним различием слов здесь кроется внутреннее различие сознания. "Вместить в себя" - это не то же самое, что понять. Ведь что такое - понять и на основании чего судить о понимании? На основании умения ученика объяснить, рассказать, написать сочинение на данную тему. Но это умение еще не является свидетельством того, что рассказанное им сделалось для ученика внутренне своим, "вместилось" в его личность.

Конечно, и в овладении учебными предметами (как и в овладении всяким знанием вообще, как и в овладении наукой) решающе важно то, какое место в жизни человека занимает познание, является ли оно для него частью действительной жизни или только внешним, навязанным извне условием ее.

Итак, обучение, приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношения к самим знаниям. В этом суть сознательности учения.

 

41. Образование в подростковом возрасте.

42. Психологические теории в интерпретации кризиса подросткового возраста.

подросткового возраста проходит три фазы:

- негативную (предкритическую) - фазу ломки старых привычек, стереотипов;

- кульминационную (как правило, это 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты);

- посткритическую - фазу формирования новых структур, построения новых отношений.

Два пути протекания возрастных кризисов (Л.С. Выготский):

- кризис независимости (наиболее распространенный), симптомами которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не входить в комнату, не трогать ничего на столе, "не лезть в душу"); вариант самоопределения "Я уже не ребенок";

- кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения (если развитие осуществляется по этому пути, то в дальнейшем может проявиться запоздалый кризис 17-18 лет); вариант самоопределения "Я ребенок и хочу оставаться им".

С точки зрения развития наиболее благоприятным является первый вариант, однако, как правило, в симптомах кризиса присутствуют обе тенденции, одна из которых доминирует. Даже для здоровых подростков в этот период характерны неустойчивость настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания.

Таким образом, подростковый возраст - это период возрастного кризиса, позитивный смысл которого состоит в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не принимающую крайних форм, при этом кризисные симптомы - это эпизодические явления, интенсивность и способы, выражения которых различны. Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития, положением подростка в мире взрослых.

 

43. Проблема полового созревания и психического развития.

44. Половозрастная идентификация подростка.

45. Социальная педагогика в периодах школьного образования.

46. Психология и педагогика старшеклассника.

47. Кризис ранней юности. Личностное, социальное и профессиональное самоопределение юности.

48. Развитие самосознания старшеклассника и период юношеского развития.

Старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В отличие от подростков юноши гораздо более обеспокоены формированием собственных убеждений, развитием философского мировоззрения.

В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.

В старших классах учащиеся, усваивая теоретические основы учебных дисциплин, систематизируют, обобщают знания, устанавливают межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся:

- обобщенной и систематизированной научной картины мира

- научного мировоззрения.

Старший школьный возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом проявляется самостоятельность старшеклассников.

Если подростки проявляют самостоятельность в делах и поступках, то старшие школьники считают проявлением самостоятельности собственные взгляды, оценки, мнение.

Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Хотя порой они могут быть ошибочными из-за недостатка жизненного опыта. Характерная особенность личности старшеклассников - рост его самосознания. Старшие школьники систематизируют и обобщают знания о себе. Мир собственных чувств, желаний, мыслей становится предметом внимания их внимания. Они стремятся разобраться в своем характере. Уровень самосознания определяет и уровень требований к окружающим людям и к самому себе. Они становятся более самокритичными. Больше требований предъявляют к моральным качествам человека (подростки - к волевым качествам). Причем в этом случае проявляются половые различия: девушки предъявляют больше требований к моральным качествам.

Составляющей самосознания является и самооценка. Оценка группы мало влияет на самооценку старшеклассника. При этом, оценивая товарищей, он порой завышает, а у себя занижает качества личности. Говоря о себе, старший школьник чаще останавливается на своих недостатках, реже - на добродетелях. При этом речь обычно идет о качествах, которые важны для установления контактов с другими людьми.

Центральным психологическим процессом развития самосознания в ранней юности является формирование личной идентичности - чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.

К настоящему времени в психологии принято выделять четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека;

1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.

2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру и авторитету,

3. Для этапа «моратория» характерно то, что индивид находится в процес­се кризиса самоопределения, выбирая свой, единственный вариант развития.

4. Этап «зрелой идентичности» характеризуется завершением кризиса; индивид переходит от поиска себя к самореализации.

Обычно к этапу «зрелой идентичности» молодые люди приходят в возрасте 16 - 18 лет, хотя некоторые могут навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти путем досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения. Соотношение компонентов мужской и женской идентичности имеют ряд отличий.

Самосознание и самооценка юношей и девушек зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины.

Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира.

Обретая способность погружаться в себя, свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Эмоции становятся состоянием собственного «Я».

Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Эта потребность у них значительно выше, чем в других возрастах. В юности возникает много проблем, которые со сверстниками решить невозможно. Им не хватает жизненного опыта. И тогда на помощь приходят взрослые. Но старшие школьники не всегда готовы выполнять их советы и рекомендации

 

49. Динамика развития познавательных процессов в юности.

 

Развитие познавательных процессов старшеклассника обусловлен общим характером его умственной деятельности Умственное развитие замедляется по темпам, но качественно он значительно усложняется, обеспечивая формирование мировоззрения, как системы взглядов на действительность Старшеклассник овладевает сложными интеллектуальными операциями, происходит существенное обогащение понятий, дифференциация интересов, способностей Формируется индивидуальный стиль ума овой деятельноститі.

Восприятие становится сложным интеллектуальным процессом, дифференциация и интеграция которого среди других познавательных процессов достигла высокого уровня благодаря опоре на предыдущий опыт, имеющиеся знания и умственные способностей в.

Растут возможности внимания которые в полной мере проявляются только при условии глубокого познавательного интереса к объекту познания Поэтому показатели внимания сильно зависят от мотивов познавательной деятельности, не имеют стабильного характе эру Юноши часто проявляют невнимательность к учебному материалу из-за того, что слишком погружены в свои личностные проблемы, глубоко переживают трудности в общении с окружающими и т.п. (П Я Гальперин) Можно говорить о том, что основные трудности старшеклассник испытывает при необходимости переключить внимание, время отвлекаясь от своих глубинных переживанийивань.

Память совершенствуется под влиянием развития воли и мышления Произвольная память отчетливо опережает невольное Качество запоминания зависит как от волевых способностей старшеклассника, так и от владения им м приемами умственной обработки материала, а также от интересов, связанных с профессиональным выбором Старшеклассник обладает всей системой способов произвольного запоминания, которые детально изучил А О Сми рнов Благодаря этому у школьника растет производительность памяти на абстрактный матетеріал.

Мышление старшеклассника развивается в условиях сложной учебной деятельности, обеспечивающей овладение им научными знаниями, которые образуют основу мировоззрения личности Старшеклассник способен к самообразованию и, достигая при этом результатов того же уровня, что и в условиях обучения Мышление оперирует знаниями, которыми обладает старшеклассник Возрастает роль логических рассуждений и получения правильных умозаключениидів.

 

50. Взрослость и зрелость. Психология самореализации индивидуальности.

Взрослость - это способность самостоятельно выживать и обеспечивать выживание близких. И только.
В сети мелькала серия ссылок на фото усыновленных детдомовских деток, и все юзеры, дававшие эти ссылки отмечали "взрослый" взгляд у малышей в условиях детского учреждения, и нормальное, соответствующее по возрасту выражение лица после адаптации к семье (если у кого ссылка под рукой, поделитесь в комментариях).
Рано установившаяся взрослость - это и умение выживать на улице, и способность в 13 лет в блокадном городе давать полную смену за токарным станком, и наркомания в 11-14 лет, и умение найти в пивной и привести домой тело пьяного папы, ни разу его по дороге не уронив...
Но это не зрелость.

Зрелость - это возможность признавать потребности и чувства своего внутреннего ребенка и удовлетворять их самостоятельно и легитимно.
...Зрелость - это возможность самостоятельно и социально приемлемыми способами обслуживать потребности и чувства своего внутреннего ребенка. (Именно возможность, а не умение или навык. Потому что иногда ситуации выбора между потребностями внутреннего ребенка и техническими задачами делается в пользу вторых, и это ничуть не вредит здоровой психической конструкции. НО у незрелого "взрослого" существа такой возможности нет и быть не может, она исключается само позицией взрослости)
Зрелость - это внутреннее право человека самостоятельно заказывать те социальные результаты, которых он намерено добиваться, без оглядки на общественное мнение или любые другие внешние указания.
Как видите, взрослость отличается от зрелости примерно так же как социальная адаптация от социализации. Взрослость, если коротко, это умение сориентироваться на требования социума, а не на свои потребности. Если реакция эмансипации при этом еще не пройдена, или ее результаты не осознаны, то на что человек реально может ориентироваться? Чужие ориентиры взяты, но свои не созданы. И поздно строить свою Вечность – уже весь ресурс идет на внешнюю среду, на быт, но не на себя. На себя не осталось... При таких ориентирах, потенциал развития ребенка на этом кончается. Чем раньше наступает взрослость, тем раньше исчерпывается возможность свободно раскрыть себя.
Чем раньше человек взрослеет, тем меньше у него шансов стать зрелым, ага. И наоборот.
Взрослый, но незрелый человек общается с собой не напрямую, а через Родителя. Родитель служит переводчиком с языка ребенка на язык Взрослого. И обычно до Взрослого послания ребенка Родитель не доводит, ибо нефиг. Что это за цацки такие, давно уже вырос... Причем это "вырос" может начаться там, где прошла граница зрелости взрослого, значимого для ребенка. С речевого возраста начиная. Сиречь, с пяти лет и далее, в ЛЮБОЙ точке линии жизни.

 

51. Кризис среднего возраста.

Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние (депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (35-45 лет), когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»

Кризис среднего возраста - это дословный перевод с английского midlife crisis. Серединой жизни считается 40 и 50 лет. Для большинства людей это период наибольшей работоспособности. Мужчины, как правило, к этому времени достигают пика своей карьеры. Женщины могут уделять больше времени карьере и общественной жизни, потому что дети уже выросли. Человек средних лет чувствует удовлетворение, если способен помочь своим детям в начале их самостоятельной жизни, если считает достойным свой вклад в развитие общества. Однако в этом возрасте нередко возникает чувство безнадежности, неудовлетворенности, появляется осознание недостижимости поставленных в юности целей и бессмысленности жизни. У многих людей в этот период появляются психические нарушения, например, внутреннее беспокойство, склонность к депрессии. Мужчины чаще подвержены кризису средних лет, чем женщины.

Кризис среднего возраста для мужчин и женщин

Мужчины значительно труднее переживают кризис среднего возраста, чем женщины часто прибегая к необычным способам продления молодости, например, находят женщину намного моложе себя, отказываются от своей семьи и бросаются в новую жизнь. Между тем как стержнем жизни для женщины, как правило, остается семья. Поэтому у женщин возникают совсем иные проблемы. Когда дети покидают дом, женщины теряют свою роль матери, многим из них кажется, что они утратили и социальный статус. С другой стороны, они теперь могут больше времени уделять себе.

Представители среднего слоя общества особенно подвержены кризису среднего возраста. Они задаются вопросом о смысле жизни, о своих достижениях и возможностях все изменить и начать сначала. Все это необходимо серьезно обдумать, взвесить все «за» и «против» и оценить свои реальные возможности. Однако это ни в коем случае не означает, что необходимо резко изменить жизнь.

 

52. Психологические проблемы геронтологии.

Социальные вопросы геронтологии до недавнего времени рассматривались главным образом в связи с социально-гигиеническими проблемами. Начало этому подходу положил И. И. Мечников, разработав концепцию, направленную на формирование мировоззрения, центром которого являлось представление о производительной, цветущей старости, занимающей достойное место в социальной жизни. Значительный вклад в изучение социально-экономических и социально-гигиенических проблем старения принадлежит 3. Г. Френкелю. Эти вопросы рассматриваются в разделе «История изучения старости и науки о старении».

Раздел «Психология старости и старения» посвящен вопросам возрастных и социально-психологических особенностей психического развития пожилых и старых людей, в том числе специфики форм и механизмов общения пожилых, вопросам обеспечения условий «благоприятного» старения и в свою очередь зависимости последнего от образа жизни стареющего человека, зависимости старения от типологии личности. Характеристика социально-психологической специфики старости требует обращения к свойственным этому возрастному периоду особенностям социализации.

В пожилом и старческом возрасте важнейшими из проблем являются продолжение трудовой деятельности (раздел «Старение и работа»), проживание в условиях семьи (раздел «Семья в старости») или в условиях стационара (раздел «Пожилые и старики в стационарах»).

Пожилой возраст нередко отягощен различной со-матопатологией, болезнями. В разделе «Старость и болезнь» представлены статьи, рассматривающие проблемы здоровья и болезней пожилых людей, включающие психические расстройства, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания и др., а также вопросы медико-социального обслуживания пожилых людей, вопросы их потребностей в социальной и медицинской помощи.

Часто пожилой возраст рассматривают как период потерь, период приближающейся смерти. В разделе «Танатология и горе в старости, психологическое сопровождение» представлены статьи, посвященные тому, как пожилые люди переживают утрату и какие существуют особенности психологической работы с ними в тяжелый период их жизни.

В помощь психологам и социальным работникам, работающим с пожилыми людьми, в хрестоматию включены материалы, составившие раздел «Психологическая помощь в старости»,имеющий две части, одна — о работе с персоналом, другая — о работе с клиентами.

Социальные и психологические проблемы пожилых людей, а также отдельные аспекты старения человека являются предметом изучения многих отраслей естественных и общественных наук. Однако для большинства из них эти проблемы не являются основными. Лишь геронтология — современная молодая наука — ставит проблемы старости и старения в центр исследований, используя одновременно с этим знания, накопленные в других научных сферах, специалистов различных «помогающих» профессий. Геронтология в этом плане находится как бы «на стыке» многих научных теоретических и практических знаний. Каждая дисциплина привносит в ее развитие свои собственные достижения и методы в решении проблем стареющего человека, способствуя ее постоянному совершенствованию.

В рамках общей геронтологии существует специальная область ее — социальная геронтология, рассматривающая феномен старения и старости человека применительно к изменению его социальной позиции, его места в социальной структуре общества, способности и характера взаимодействия с последним. Именно здесь формируются наиболее острые ситуации и проблемы.

Автор предпринимает попытку в рамках задач социальной геронтологии рассмотреть некоторые известные в западной науке подходы, имеющие, как представляется, значение в характеристике особенностей и развития геронтологии как целостной науки о старости

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: