У представителей западн школ интерес к детальному анализу отдельных составляющих и элементов соц психол (Вундт — анализ структурных составляющих психол народа, Фрейд — структура и механизмы функционирования сознательного и бессознательного в психике индивида, Тард — исследование подражания, Лебон — психол народов и масс), то У России характерным - внимание к глобальным соц-псих проблемам.(психол массовых и политх движений, дух жизни, полит борьбы и револ движения) Псих народа. У запада - общий характер, то у русских - интерес к психол собственного народа, сопряженный с психологическими факторами российской судьбы. Становление соц псих в России осуществлялось в форме направления мысли в лоне философии, социологии и психол. Н. К. Михайловский подчеркивал значение психологического фактора, в частности сознательной д-ти людей в историческом процессе. Вывод о необходимости разработки такой науки, которая бы специально исследовала массовую психологию, ее место и роль в социальных движениях, восполняя тем самым существенный пробел в системе социальных наук. Говорил что нет ни одной науки которая бы глубоко занималась изучением массовых движений, как явление, имеющее свои законы, по которым оно возникает, продолжается и прекращается, остается совершенно даже незатронутым. Концепция психол героя и толпы как одной из важнейших форм проявления массовой психол. Псих. толпы порождается всеми условиями жизни общества, которые обрекают народ на нищету и духовное опустошение. Масса превращается в "толпу", которую "герой" своим примером может увлечь или на подвиг или на преступление.Герой центр, аккумулир умств и нравств энергию толпы. Механизм взаимодействия героя и толпы - подражание толпы герою и -взаимоподражание людей в толпе.(легкая внуш-ть, доверч-ть, поддат-ть внеш воздействию, магнетич сила героя, авторитета. Г. В. Плеханов дал глубокий анализ психол демократич движения в России, психологических особенностей различных эпох или духа времени, нет ни одного исторического факта, который бы не был обязан своим происхождением общественной экономике, дает определение самого понятия "общественная психол"- "преобладающее настроении чувств и умов в данном классе данной страны и данного времени"Это отражает динамичность, подвижность умов и нравов, устойчивые формы — навыки, привычки, традиции, коренные интересы и кот говорят об устойчивых чертах классовой, профессиональной и национальной психол, несмотря на перемены в настроении данных социальных групп. Он расчленяет всю соц структуру общества на пять элементов: " степень развития производит сил; взаимоотн людей в процессе общ-ого пр-ва, определяемые этой степенью развития; форма общества, выражающая эти отношения людей; определенное состояние духа и нравов, соответствующее этой форме общества; религия, философия, литература, искусство, соответствующие способностям, направлениям вкуса и склонностям, порождаемым этим состоянием" Религию определял как систему представлений, настроений и действий. Искусство, религия и другие формы общественного сознания могут быть объяснены, по мнению Г. В. Плеханова, состоянием умов и нравов данного времени, т. е. психол эпохи. Он писал о массе. Он раскрывает важную соц-псих закон-ть в развитии рабочего движения. Она состоит в существовании определенной пропорциональной зависимости между тяготением рабочего к массе, его чувством и сознанием своей классовой принадлежности и развитием его политической индивидуальности. Важную роль в формировании общественной психол играют законы подражания. Он отмечал, что наряду с подражанием имеет место и определенное противодействие как отдельных лиц, так и целых социальных групп друг другу. Н. А. Бердяев о психол русского народа. Исторические повороты в судьбе России, противоречия ее бытия стремится осмыслить через противоречивый характер русского народа. Россия,— страна безграничной свободы духа,, жуткой покорности, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности. Корень этих глубоких противоречий в несоединенности мужественного и женского начал в русском характере. Противоречие между СП-тью выносить очень много, широтой души, святостью, с одной стороны, и СП-тью поддаваться соблазнам легкой наживы — с другой. Необходимо развития русского национального самосознания как способа постижения и преодоления этих противоречий, перевоспитание русского народа, но при этом остаться русским.Он надеется на интелегенцию в помощи, нужны изменение самих условий соцго бытия народа. Это предполагает прежде всего демократизацию социальных отношений, развитие общественного самоуправления, надо преодолеть российскую пассивность, лень и беспечность, шедшие от широты русских просторов и души. Он говорил о том, что главным качеством будущей демократии должна стать ее высокая одухотворенность. Разъяренная, бездуховная масса, толпа, одержимая корыстными и злобными инстинктами, не может быть носителем подлинной демократии.. Бехтерев в отличии от Бердяева обращается к более подвижному слою общественного сознания, точнее его динамичному состоянию, каким является общественное или массовое настроение. Он исследует также массовый психоз, паника и массовое внушение. Характеризуя роль внушения в общественной жизни, прослеживается эффект — изменение общественного настроения, а соответственно и психич состояния масс. Настроение подчиняется "закону ритма", прилива и отлива массовой психич энергии. Так, смена трех русских революций в России рассматривается им как результат прилива и отлива революционных настроений общества в известные промежутки времени Соц 'психол 20-х годов В эти годы было положено начало первым экспериментальным соц-психологическим исследованиям, проведенным В. М. Бехтеревым совместно с М. В. Ланге и В. Н. Мясищевым со студентами медицинского, педагогического и психоневрологического институтов. Это знаменовало переход от чистой теории к формированию эмпирически-верифицируемого фундамента научного знания. Тогда же началась активная разработки ряда проблем прикладной соц психол. Марксизм и фрейдизм. Каким именно должен быть человек не было ответа. Революционно настроенные массы были полны энергией преобразования и вместе с тем нуждались в постоянных источниках энергетической подзарядки для осуществления грандиозных свершений=> интерес вызывала в то время психоаналитическая концепция 3. Фрейда, открывавшая использования резервуара чел энергетики сила секс влечения. Д-ть А. Б. Залкинда — подчинить секс энергию народа задачам революции. "Необходимо, чтобы коллектив больше тянул к себе, чем любовный партнер". Он разрабатю 12 заповедей половой жизни. Их смысл, что энергия пролетариата не должна отвлекаться на бесполезные для его исторической миссии половые связи. "Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая..." "Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешиваться в половую жизнь своих членов". По мере усложнения культуры человеку приходится вытеснять все больше своих желаний, потому и растет так быстро число нервнобольных. В гармоничном обществе завтрашнего дня вытеснять будет нечего и незачем, будут раскрыты все виды удовлетворения. => "в коммунистическом обществе не будет ни неврозов, ни религии, ни философии, ни искусства" А Троцкий, искал третий путь. "Люди не способны жить в новом обществе — значит, надо переделать людей". Марксизм помочь не мог. => фрейд психоанализ."Человек примется, наконец, всерьез гармонизировать самого себя. Он поставит себе задачей ввести в движения своих собственных органов — при труде, при ходьбе, при игре — высшую отчетливость, целесообразность, экономию и тем самым красоту.Контроль над бессозн, на организмом, волей разумом, сердцем.Обратились к концепуции из за Достижения быстрых результатов. Марксизм и психоанализ должны были соединится. В ряде своих работ М. А. Рейснер о целесообразности сопоставления социологического метода Маркса с психоаналитическим методом Фрейда при изучении соц-псих явлений, о необходимости соединения достоинств марксизма и фрейдизма в соцп сих ради преодоления их недостатков. "Теория стакана воды" или - нудистское движение, шедшее под лозунгом "Долой стыд"(покончить с пережитками классово чуждой и далекой от простого народа, утонченной и излишне сентиментальной дворянской культуры) за полное моральное раскрепощение индивида — за брак и секс без условностей и излишних церемоний. Утолить свою секс потребность "так же просто, как выпить стакан воды". Перерыв Был.Об этом говорит тот факт, что за период 30—50-х годов не было опубликовано ни одной книги, в которой бы открыто ставились и обсуждались проблемы соц психол. Прекратили существование лаборатории. Это не означает что попытки решения не предприним. В скрытом виде, подспудно интерес к соц психол не пропал. Разработка некоторых вопросов коллективной психол продолжалась и в этот период, но только в рамках других социальных дисциплин — общей психол, педагогики, военной и спортивной психол и т. д. Поскольку возможность широкой разработки методологических и теоретических вопросов соц психол была ограничена, то основной формой стали эмпирические, конкретные соц-психологич исследования отдельных, частных проблем. Центральными в этих исследованиях были проблемы взаимоотношений коллектива и личности, формирования личности в коллективе и под его влиянием, соц и психологич обусловленности поведения и сознания личности и др. Осуждали науку. Кризис произошел вследствие как завышенных, так и столь же необоснованных притязаний исследователей на объяснение исторических превратностей того времени, на роль средства или инструмента создания качественно нового человека. После спада увлечения методами психоанализа попытка соединить марксизм с фрейдизмом была квалифицирована как антинаучная и несовместимая с марксистской идеологией. В числе обстоятельств, определивших перерыв и отставание в развитии соц психол в нашей стране, существенным фактором была атмосфера администрирования и декретирования, преобладавшая в общественных науках, которая сковывала творческую инициативу, порождала догматизм и боязнь заниматься сложными, острыми вопросами, к числу которых относились и проблемы соц психол. Возрождение. В конце 50 — начале 60-х Внешним импульсом к ее возрождению – 1)растущий интерес к психологическим проблемам бытовой религиозности в стране. Он был обусловлен настоятельной необходимостью понять природу идеологической неэффективности антирелигиозной пропаганды в условиях усиления религиозности населения в послевоенный период. 2) растущие запросы общества, связанные с потребностью изучения соц-псих знаний во всех областях соц жизни, необходимостью более полного представления о структуре общественных отношений и общественного сознания; успехи психологич науки в сфере изучения взаимоотношений личности в коллективе; изменение идеологической атмосферы в стране, начавшееся в период 60-х годов, известное под названием "оттепели", когда на волне общественно-политического подъема, вызванного разоблачением культа личности, советским руководством было допущено некоторое смягчение идеологического контроля в духовной жизни общества в целом и научной сфере в частности [28, с. 33]. Отвергался и тезис о несовместимости соц психол с марксизмом, обосновывалась продуктивность ее развития на этой основе. В первом сборнике "Проблемы общественной психол", посвященном этим вопросам представлено доказательство того, что как классики марксизма, так и их последователи не были чужды соцо-псих видению и пониманию социальных отношений Указывая на социальную обусловленность сознания, марксизм вместе с тем не отрицал и активной роли человеческой д-ти, психологического, субъективного момента в истории общества. Первые монографические исследования, посвященные проблемам возрождающейся соц психол, сделали предметом внимания ученых еще более широкий круг проблем этой науки: истории, методологии и теории таких фундаментальных явлений как историческая психол; общественное настроение; восприятие человека человеком. В 1962 в Ленинградском государственном университете была создана первая в стране лаборатория соц психол под руководством. Несколько позже открыли и первые кафедры соц психол(ЛГУ и МГУ) В 1968 году начала работу проблемная лаборатория соц-психологических исследований при кафедре философии Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена под руководством Б. Д. Парыгина. По его инициативе в 1969 году там же был учрежден и первый в стране факультет соц психол. Динамичное развертывание ее собственного инструментального и концептуального потенциала. Доминирующими направлениями развития в 70-е годы становятся как разработка методологии и методов, так и осуществление самих эмпирических исследований проблем — групп и коллективов; поведения личности, его регуляции и саморегуляции; психол руководства и управления и др. Первые попытки концептуальных построений как специальных теорий, прежде всего теории коллектива так и общей соц-психологич теории 3 направления исследований: преимущественно теоретическом; теоретико-эмпирическом, преимущественно прикладном. Современное Накоплен большой эмпирический материал. Соц психол вошла в систему как обучения, образования и подготовки кадров, так и во все сферы практической д-ти — экономику и политику, право и духовную жизнь. Теперь уже ни у кого не вызывает сомнения ни право данной науки на существование и развитие, ни ее практическая значимость в соц жизнед-ти.Все проблемы соц псих они связаны с совершенствованием соц-псих культуры личности и человеческой д-ти, общности, общения, управления. Разработка таких методов соц-психологического тренинга коммуникативной и управленческой д-ти, которые бы обеспечили переход от традиций и навыков командно-административной системы к новому опыту партнерского общения в условиях демократизации общественных отношений
5..Эффект и парадокс психологич включенности. Макс. псих включ-ть чела в д-ть, конкр ситуацию, прелполагает использ его внутр резервов, становится возможной лишь при достаточно высоком уровне сосредоточ-ти на предмете д-ти(полное выключение из сознания личности всех других, как внешних, так и внутренних, факторов, которые бы могли деформировать ее отношение к д-ти) Г. Лозановым. исследования в области суггестологии (отрасли соц-психологич науки, изучающей феномен внушения) показали эффективность научно обоснованного вторжения в глубинные резервы психич энергии человека. Метод его, позволяет, сократить сроки и повысить результативность изучения иностранных языков. Инерция настроя индивида на определенную д-ть, с одной стороны, многократно усиливает эффект его сосредоточения на ней, =>, и эффективность д-ти. С другой стороны, инерция включенности мешает человеку переключить внимание на новые жизненные обстоятельства и ситуации, порождает определенный консерватизм, может привести к сужению поля зрения и т. д. Возрастающая сила инерции переживания прошлого опыта объясняется не только постоянно растущим уровнем психич напряжения и концентрации внимания, которых требует включение человека в д-ть. Но и обогащения и усложнения самой д-ти, а также связанных с нею отношений. Природа инерции. феномен инерции включенности явл механизмом соц-псих адаптации чела к решению все более сложных вопросов в условиях жесткого регламента времени, отводимого на д-ть. В силу инерции включенности индивид продолжает и в новых условиях пребывать в прежней ситуации, переживая связанные с ней осложнения и трудности(характерен для представителей творческих профессий, особенно для ученых, одержимых какой-либо идеей). Отрешенность Парадокс включенности. Погруженный в глубокие раздумья, решающий сложную задачу, исследователь, пребывающий в таком состоянии, как правило, не способен к адекватному восприятию внешней по отношению к нему среды. Инерция его творческой включенности - полная невключенность в реальную жиз ситуацию. Инерция включенности в уже несуществующую ситуацию сама превращается в фильтр, препятствующий непосредственному восприятию новой информации и более активной вовлеченности индивида в изменившуюся обстановку. Может ли водитель, находясь за рулем, задуматься о чем-то таком, что не имело бы отношения к процессу управления автомашиной? Безусловно, нет. Иначе может последовать авария или даже катастрофа.
7.Обеспечение психологич включенности. Альтернатива психологич включенности — невключенность, рассредоточенность внимания и сил на посторонних, отвлекающих от необходимого действия предметах и раздражителях. Чтобы собрать внимание, надо избавиться от посторонних, отвлекающих факторов.(условием полной включенности в данное действие является полная невключенность внимания во все другие возможные фоновые стимулы и раздражители.) Здесь феномен психологич включенности может рассматриваться как результат преодоления психологических барьеров личности, одним из которых оказывается психич напряженность. Релаксация достигается методами суггестии (внушения) и в результате тренировки навыков снятия физического напряжения (саморелаксации) при одновременном формировании способности к сосредоточению внимания на предмете действия. Таким образом, одним из путей обеспечения психологич включенности в действие является формирование навыков физической и психич релаксации в сочетании с опытом распределения и переключения внимания. В конечном итоге обеспечение психологич включенности в действие достигается на путях овладения навыками регуляции внимания и мотивации д-ти, равно как и опытом психич самозаражения интересом к предстоящему действию(психологич механизм внутренней самостимуляции, предполагающей развитие навыков эмоц усиления и углубления интереса к предмету д-ти.) В основе этого механизма лежит нарастающая эмоц и образная идентификация с предметом д-ти, равно как и ее символом.
9.Психол брака и семьи. В качестве предмета изучения соц психол брак и семья выступают (микрообщность и межличностное общение) Любовь является продуктом взаимного интереса и эмоц влечения индивидов друг к другу. В ее основе лежит сексуальное влечение. Природа уходит в глубины подсознания и связана. Но если 3. Фрейд исходил из утверждения о доминанте бессознательного сексуального влечения как основе любви, то Эрих Фромм уже не отождествлял любовь с сексуальным влечением, главное в любви — это прежде всего "ответственность" за жизнь, здоровье и судьбу того, кого ты любишь. Любовь предполагает сексуального страстного влечения одного индивида к другому и степень осознания ответственности за характер складывающихся отношений и взаимную заботу друг о друге=>брак и семья. Брак и семью, в отличие от других институциональных образований на уровне микросреды, психологически отличает прежде всего самый высокий уровень ожиданий — тепла взаимного внимания, глубины взаимопонимания, полноты эмоц контакта и радости взаимной любви, т. е. счастье в личной жизни. Такой полноты ожиданий, нет у членов трудового, учебного или даже досугового коллектива. Документально закреплена сфера имущ отноше. Брачный контракт у нас пока скорее исключение, чем правило. Основными факторами формирования и стабильности брака являются: психологическое богатство, полнота и гармония тех отношений, которые складываются между супругами. На них оказывают влияние соц-псих же факторы как микро-, так и макросреды. На степень стабильности брака влияет атмосфера общества в целом, которая может быть спокойной, радостной или, наоборот, напряженной, угнетающей или даже беспросветной. Эта атмосфера результат взаимодей всех систем общественных отношений: экономических и политических, правовых, этнических, духовных, религиозных и бытовых. Климат семейных отношений во многом определяется сп-тью супругов преодолевать те противоречия, которые заложены в названных выше психологических особенностях брака. Псих готовность к браку предполагает готовность к адекватному представлению и действию в реальной, а не воображаемой среде семьи, к адекватному отношению друг к другу, к самому выбору спутника жизни, к совместному преодолению трудностей, кризисов и конфликтов, неизбежно возникающих на жизненном пути. В качестве одной из составляющих психологич готовности к браку можно рассматривать психологическую готовность к адекватному реальности восприятию и пониманию брака. В свою очередь, индикатором этой адекватности или неадекватности может служить характер психологич установки на ценности брака.(не состоящих в браке, как физическая близость и общность духовных интересов. Состоящие такие как дети и забота о детях, общее хозяйство, материальное благополучие, психологич совместимость, супружеский долг, взаимная забота) мотивация брачного выбора свойственная мужчинам ориентированность на внешнюю привлекательность женщины, равно как и значимость для женщины фактора соц состоятельности мужчины, его способности взять на себя ответственность за создание необходимых условий для благоустройства совместной жизни.
10.Психол малой группы. Под малой группой следует понимать немногочисл общность людей, которые находятся др с др в самом непосредств (лицом к лицу) псих контакте. 1) малая группа- носителем сугубо межличностных отношений, а не формой проявления каких-либо общ отношений. (отношения подлинной любви и дружбы). 2) малая группа - носителем и сугубо безличных — деловых, функционально-ролевых отношений, не имеющих ничего общего не только с любовью и дружбой, но даже и с личностным отношением друг к другу. Даже если контакт между людьми носит длительный характер, еще не значит чтоможно гвоорить о личных, личностных или межличн отношений. Межличн отношения могут иметь место и без непосредств контакта лицом к лицу. Равно как и непосредств контакт еще не равнозначен межличн или,, личностно-опосредованному отношению одного человека к другому(отношение к другому прежде всего как к личности, а не только или хотя бы не столько как средству решения своих проблем.) Определение малой группы не должно содержать ничего кроме указания на факт ее малочисленности и наличие непосредственного (лицом к лицу) психологического контакта между взаимодей в ее рамках индивидами. До 12-14 человек. Структурная характеристика малой группы, предполагает статусную дифференциацию(ведущими и ведомыми, активом и пассивом, лидерством и оппозицией по отношению к нему). Типология лидерства в группе: статус звезды и позицию доминирующего членства, Пассив группы и ведомые также разделяются на изолированных, не включенных и отверженных. Вообще специфика соц-псих подхода к феномену малой группы в отличие от социологического состоит во внимании исследователей прежде всего к соц-псих элементам и механизмам ее жизнед-ти в отличие от того случая, когда группа рассматривается в контексте социальных макроусловий своего существования. Исследования особенностей различных малых групп — семьи или трудового коллектива, студенческой группы или микросреды научного сообщества убедительно показывают возрастающую значимость прежде всего соц-психологических факторов. Прямое, не опосредованного влияние малой группы, воздействия на индивида традиций, настроений, ценностей и норм поведения как больших социальных групп, так и средств массовых коммуникаций.
12.Массовая психол. Массовая психол людей характериз высокой динамичностью психич состояния людей, которое обязательно проявится в их совместном действии. Характер массового поведения не несет на себе никакой печати индивидуальности в отличие от специфики в характере того или иного народа. Характер массовой психол и поведения людей в высшей степени стандартизирован. Массовая психол сохраняет свою сп-ть проявления и подчиненность своим универсальным механизмам поведения и общения (заражения, подражания, внушения, моды и т. д.) вне зависимости от ее принадлежности к той или иной территории, государству или народу. В массовой психол есть тенденция к взаимному уподоблению, унификации поведения людей, их деперсонификации, а соответственно и к снижению уровня индивидуального самосознания и ответственности Массовая психол ситуативна. Уникальные особенности масс псих (податливость таким закономерностям и механизмам (заражение, подражание, мода), которые ориентированы в своем воздействии скорее на чувства, эмоции и бессознательные реакции человека, чем на его разум, рассудок и сознание)Это приближает её к толпе. Формы массовой психол. (массовые социокультурные, политические, религиозные, национальные или спортивные движения, массовые выступления тех или иных классов или профессиональных групп людей, перемещения людей в пространстве, вызванные как природными (землетрясение, извержение вулкана потоп, ураган и т д.), так и социальными катаклизмами (война, голод, авария на атомной станции и т. д.) Толпа — всего лишь наиболее яркое и концентрированное проявление того, что свойственно большой массе людей: экзальтация, эмоц максимализм, внушаемость, готовность к немедленному действию, завышенные ожидания, преклонение перед героем или кумиром и т. д. Наиболее популярной у многих социологов того времени была трактовка любого массового движения как результата взаимодействия героя и толпы. Если герой был носителем сознания, то масса или толпа способна была лишь не бессознательное, слепое и разрушительное действие. В соответствии с законом "духовного единства толпы", сформулированным Г. Лебоном, индивид независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе, чем если бы он думал и действовал сам по себе. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние "коллективной души" толпы.(импульсивность, изменчивость, заразительность и раздражительность, легковерие и податливость внушению, даже гипнозу, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость, авторитарность и консерватизм) В толпе, таким образом, сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участвующих в толпе приобретают одно и тоже направление. Чувство ответственности, сдерживающее отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид в толпе приобретает, благодаря только ее численности, сознание непреодолимой силы и это сознание позволят ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один. В толпе же он не склонен к обузданию этих инстинктов, потому что толпа анонимна.
15.Лидерство как инструмент интеграции общности. 14.Понятие и природа лидерства Под лидерством принято понимать один из процессов организации и управления малой соц группой, для достиж. групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе соц отношениями. (определ связь и взаимод между инициатором и организатором групповой д-ти, с одной стороны, и членами группы — с другой) Лидер — это член группы,(лидер не выдвигается группой на соответств пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы; лидер выдвигается на роль неофициального руководителя =>, с его личностью идентифицир система групповых норм и ценностей; лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях значимой для жизнед группы ситуации.), должен обладать высоким уровнем инициативы и активности, опытом и навыками организаторской д-ти, заинтерес-тью в достижении групповых целей, информир-тью о делах группы, общит-тью и личностной привлек-тью с высоким уровнем его престижа и авторитета в группе. Лидерство по своей природе является результатом одновременно как объективных (интересы, цели, потребности и задачи группы в конкретной ситуации), так и субъективных (индивидуально-типологические особенности лидера как инициатора и организатора групповой д-ти) факторов. Феномен лидерства связан с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых деловых и межличностных отношений, носящих неинституциональный характер, в то время как руководство является носителем ф-ций и средством регулирования институциональных отношений в рамках соц организации. В отличие от лидерства руководство носит более стабильный характер, поскольку не зависит от разных поворотов групповых настроений и изменений, происходящих между членами группы. Авторитет лидера основан лишь на его личном влиянии на членов группы, а авторитет руководителя предполагает не только влияния, но и силу санкционирующего воздействия тех указаний, которые вытекают из уровня его официального статуса в системе организации. Понятие В предельно широком смысле о лидерстве можно говорить как о СП-ти влиять на других и на состояние совместной д-ти. Такова роль звезды коллектива, не выполняющей традиционной роли лидера в том смысле, что она (или он) не обнаруживают никакой организаторской инициативы, не стремятся кого-либо вести за собой. В более узком и традиционном смысле лидерство связано с представлением о способности одного из членов группы вести за собой других, быть примером для подражания, обладать сп-тью сплочения людей вокруг себя и инициировать действие, дающее положительный эффект в д-ти группы. Причиной смены лидера обычно оказывается его несоответствие требованиям, нормам, целям и задачам группы. Оно может возникнуть как вследствие чрезмерной авторитарности лидера, перестающего считаться с группой, так и в результате его неспособности справиться с новыми, более сложными задачами групповой д-ти. Ф-ции лидерства. основные ф-ции лидера носят компенсаторный характер. функция интегратора, объединителя группы или общности в том случае, функция персонификации функционально-ролевых отношений в организации, когда отношения, лишенные тепла и внимания руководителя к личности подчиненных. Виды: 1. По содержанию д-ти: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором. 2. По стилю руководства: а) авторитарный; б) демократический; в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.3). По характеру д-ти: а) универсальный, то есть постоянно проявляющий свои качества лидера; б) ситуативный, то есть проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации. Типы: 1) лидер-вдохновитель (программист) — авторитарный — универсальный; и тд. Поэтому Следовало бы добавить и критерий, связанный с оценкой эффективности лидера или, точнее, оценкой направленности его д-ти, на конструктивное (если оно способствует успеху и развитию группы) и деструктивное, если оно приводит к потере эффективности совместного действия и может завершиться даже разрушением общности.
13. Типология лидерства. В частности, исследование лидерства в студенческих группах, осуществленное под нашим руководством Н. С. Жеребо-вой, показало, что есть основания говорить о качественно специфических задачах, функциях и взаимоотношениях лидера с группой, которые возникают в специфических условиях лидирования (учеба, работа, досуг). Более того, удалось установить, что почти каждый раз специфическая сфера д-ти (учеба, работа или отдых) выдвигает своего ситуативного лидера. Виды: 1. По содержанию д-ти: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.2. По стилю руководства: а) авторитарный; б) демократический; в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.3). По характеру д-ти: а) универсальный, то есть постоянно проявляющий свои качества лидера; б) ситуативный, то есть проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации. Типы: 1) лидер-вдохновитель (программист) — авторитарный — универсальный; 2) лидер-программист — авторитарный — ситуативный; 3) лидер-программист — демократический — универсальный; 4) лидер-программист — демократический — ситуативный; 5) лидер-организатор (исполнитель) — авторитарный — универсальный; 6) лидер-организатор — авторитарный — ситуативный; 7) лидер-организатор — демократический — универсальный; 8) лидер-организатор — демократический — ситуативный. Поэтому к тому, что было нами сказано о типологии лидерства, построенного по трем основаниям — характеру, стилю и масштабу, — следовало бы добавить и критерий, связанный с оценкой эффективности лидера или, точнее, оценкой направленности его д-ти. => разделить лидерство на конструктивное (если оно способствует успеху и развитию группы) и деструктивное, если оно приводит к потере эффективности совместного действия и может завершиться даже разрушением общности.
8.Понятие СПК коллектива. (СПК) коллектива всегда характеризуется специфической для совместной д-ти людей атмосферой психич и эмоц состояния каждого его участника, индивида и, несомненно, зависит от общего состояния окружающих людей. Атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психич настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной. Психич настрой или настроение общности представляет собой эквивалент динамической структуры психич состояния общности, проявляющегося в характере направленности группового внимания и уровне его эмоц тональности. Соц-псих. климата и атмосферы не тождественны. Духовная атмосфера — это специфич психич состояние той или иной группы людей, проявляющееся в общении их друг с другом и стиле совместного поведения. Атмосфера — это неустойчивая, постоянно изменяющаяся и подчас неуловимая сторона коллективного сознания. Понятие спк обозначает не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты. Таким образом, под спк подразумевается преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера, или психич настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу Настрой расм как со стороны предметной направленности психического состояния коллектива, так и с его тональной стороны, т. е. той, которая связана с характеристикой уровня эмоциональной активности, включенности в деятельность, выступающей в нейтральной форме или активной. Она, в свою очередь, может иметь как положительную (увлеченность, энтузиазм, радость), так и отрицательную окраску (возмущение, агрессивность, депрессия и т. д.). Предметный и тональный аспекты психич настроя не следует отождествлять с установкой. Психич настрой по своей структуре сложнее и динамичнее последней. Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психич настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнед-ти.
20.Диагностика СПК. это интегральная содержательная характеристика проявлений его преобладающего настроения и оценка уровня его качества. Это означает, что она должна быть выражена не в представлении о конкретных отношениях и взаимоотношениях, а в преобладающем настрое или атмосфере коллектива применительно к делу, личности, творчеству. Диагностика предполагает качественную оценку уровня оптимальности основных составляющих климата. Исследование предусматривает обращение к анализу и оценке состояния