Организация и условия проведения эксперимента




Глава 2. Эксперимент по уровню развития памяти младших школьников

Организация и условия проведения эксперимента

Базой исследования стала МБОУ «школа № 3» города Троицка. В исследовании приняли участие 10 младших школьников из 3-го класса (первая группа) и 12 младших школьников из 4-го класса (вторая группа).

Для исследования памяти использовалась методика «Память на образы», автором которой является В.П.Зинченко [9]. Методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке. Ребенку необходимо нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Методика используется в группе и индивидуально. Норма – 6 правильных ответов и больше.

«Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те образы, которые запомнили».

Обучающимся были предложены следующие образы:

2.2. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы

Результаты исследования памяти у младших школьников представлены в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1 Результаты оценки уровня развития образной памяти у младших школьников

Обучающийся Балл Балл (%) Уровень Пол
  Антон   62,50 Средний Мужской
  Сергей   56,25 Средний Мужской
  Елизавета   50,00 Средний Женский
  Анастасия   75,00 Высокий Женский
  Диана   87,50 Высокий Женский
  Людмила   81,25 Высокий Женский
  Павел   56,25 Средний Мужской
  Валентина   37,50 Средний Женский
  Мария   50,00 Средний Женский
  Валерия   37,50 Средний Женский
  Дмитрий   25,00 Низкий Мужской
  Виталий   56,25 Средний Мужской
  Татьяна   75,00 Высокий Женский
  Виктор   87,50 Высокий Мужской
  Наталья     Высокий Женский
  Матвей     Высокий Мужской
  Ольга   50,00 Средний Женский
  Андрей   56,25 Средний Мужской
  Александр   43,75 Средний Мужской
  Екатерина   43,75 Средний Женский
  Константин   50,00 Средний Мужской
  Виктория   56,25 Средний Женский

 

Таблица 2.2.2− Среднее значение в баллах в группах

Класс Среднее значение (балл) Среднее значение(%)
    9,50 59,38
    9,92 61,88

Для дальнейшей оценки уровня развития памяти у учащихся младших классов, проверим полученные данные по критерию Стьюдента.

 
 

 

 


Где:

t– коэффициент Стьюдента;

Х1 –каждый член из первой выборки;

Х2 –каждый член из второй выборки;

М1 – среднее арифметическое первой выборки;

М2– среднее арифметическое второй выборки;

n1 – количество членов первой выборки;

n2 – количество членов второй выборки;

n+n–2 – число степеней свободы.

Делаем вычисления по формулам для нахождения коэффициента Стьюдента. S2= 1,12.Табличное значение находится исходя из степени свободы (n1+n2–2) и уровня значимости (0,05).

Проведенные расчеты по методу Стьюдента показали, что расчетное значение составило 0,15 при k= 10+12-2=20, табличное значение составило 2,086 при вероятности допустимой ошибки 0,05, то есть табличное значение больше, разница в группах незначимая (дети, обучающиеся в 3 классе и дети, обучающиеся в 4 классе не отличаются по исследуемым признакам).

Таблица 2.2.3 – Результаты вычисления по методике Стьюдента

Х Х - М (Х - М)2   Х Х - М (Х - М)2
    0,5 0,25       -5,92 35,01
    -0,5 0,25       -0,92 0,84
    -1,5 2,25       2,08 4,34
    2,5 6,25       4,08 16,67
    4,5 20,25       6,08 37,01
    3,5 12,25       6,08 37,01
    -0,5 0,25       -1,92 3,67
    -3,5 12,25       -0,92 0,84
    -1,5 2,25       -2,92 8,51
    -3,5 12,25       -2,92 8,51
M1 9,5   68,5       -1,92 3,67
              -0,92 0,84
          M2 9,92   156,92

 

Результаты проведенного тестирования по уровням представлены в таблице 2.2.4

Таблица 2.2.4. – Диагностика уровня развития памяти у младших школьников

Группы Количество человек в группе Уровень развития памяти младших школьников (количество человек %)
высокий средний низкий
  3 класс        
  4 класс        

Графическое отображение полученных данных в ходе экспериментальной

работы представлено на рисунке 2.2.1

Рисунок 2.2.1. – Диагностика уровня развития памяти

Исходя из анализа уровня памяти у младших школьников, можно сделать следующий вывод: 25,00 % 4 класс и 30,00 % 3 класс имеют высокий уровень развития памяти, средний уровень наблюдается у 75,00 % 4 класс и 60,00 % 3 класс, низкий уровень присутствует у 0,00 % 4 класс и 10,00 % 3 класс.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: