Урок 31 РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. 3 глава




Самостоятельное моделирование обложки.

Самопроверка моделей по образцу.

- Какое надёжное и ёмкое слово - «дружба»! Друзьями мо­гут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрос­лые люди, животные, герои книг, мультфильмов, вымышленные персонажи. Продолжаем наше путешествие.

Выполнение заданий в учебнике (1,2).

Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение «Что такое дружба?»

Ведущий. Что такое дружба? - Спросила я у птицы.

Девочка. Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Мальчик. Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

Ведущий.А после спросила у девочки: Дружба - что такое?

Девочка. Это что-то огромное, Радостное и большое! Это когда ребята Все сразу, все вместе играют, Это когда мальчишки Девчонок не задирают.

Ведущий. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети!

Выборочное чтение по заданию 3 учебника.

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

• Друзья познаются в беде.

• Не торопись языком, а торопись делом.

Выполнение заданий в тетради (под руководством

учителя).

Первую модель заполняют под руководством учителя, а вто­рую — каждый самостоятельно.

- В стране Дружбы удивительные жители. Посмотрите на выставку книг. Здесь произведения о настоящих друзьях.

Викторина.

- Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бремен- ские музыканты.)

- Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда.)

- У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто эта девочка и кто её верный друг? (Мальвина, пудель Артемон.)

- У кого из вас есть друзья - взрослые? Почему вам нравится иметь взрослого друга? Чему он может вас научить? Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?

Вывод: взрослые опытнее, они ваши помощники и совет­чики.

- Дружба начинается в семье. Семья - начало нашей жизни, мы растём в ней и взрослеем.


 

2. Дополнительное чтение.

- С чем вы любите пить чай? (Ответы детей.) Произведе­ние, которое вы сейчас услышите, называется «Печенье».

Слушание рассказа В. Осеевой «Печенье». (Читает учитель, при этом периодически делает смысловые паузы, что­бы дать детям возможность осознать, понять прочитанную часть. Дети следят по тексту.) Беседа.

- С каким произведением мы работали? Назовите. Прочи­тайте фамилию автора. Назовите имя и отчество Осеевой. Назо­вите правильно произведение. К какому жанру относится это произведение?

Моделирование обложки.

- Как обозначается рассказ? Какого цвета будет прямо­угольник? Почему?

- Назовите героев рассказа. Все ли герои вам понравились? К чему готовились мама и бабушка? (К семейному чаепитию.) Как поступили мальчики с печеньем?

- Какой вывод можете сделать из этого рассказа?

Работа с учебником и тетрадью под руководством

учителя.

V. Итог урока.

- Как называются рассказы Осеевой, с которыми вы позна­комились? Почему эти рассказы помещены в разделе «Учимся уму-разуму»? Чему научили вас рассказы Валентины Осеевой? О чём заставили задуматься? (О хороших и плохих поступках ребят.)

Вывод: рассказы В. Осеевой учат отличать честность, по­рядочность, настоящих друзей, благородные поступки.

Для самостоятельной работы: чтение и пересказ рассказа В. Осеевой «Печенье» или «Три товарища»; найти кни­гу с рассказами В. Осеевой; найти и прочитать книгу о детях.

Урок 6

СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

А. БАРТО «Я - ЛИШНИЙ», Я. АКИМ «МАМА»

Цель деятельности педагога: создать условия для форми­рования нравственных понятий «труд - лень», для развития учебных и читательских умений, в том числе умения выделять главную мысль произведения.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения для развития и обу­чения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; вы­сказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;

метапредметные: регулятивные - планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность их выполнения; познавательные - осуществ­ляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; структурируют знания; владеют техникой чте­ния, приёмами понимания прочитанного и прослушанного про­изведения; составляют несложные монологические высказыва­ния о героях; коммуникативные - оформляют диалогиче­ское высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, составляют небольшие устные монологические выска­зывания;

предметные: научатся определять и называть жанры и те­мы изучаемых произведений, использовать в речи литературо­ведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться по­нимать нравственное содержание прочитанного произведения, высказывать суждения о произведении и поступках героев.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Звучит песня «Из чего же, из чего же?..» (русский текст Я. Халецкого).

ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ?..

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из веснушек и хлопушек, из линеек и батареек

Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из цветочков и звоночков, из тетрадок и переглядок Сделаны наши девчонки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки?

Из пружинок и карт! я,ж, из стекляшек и промокашек Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из платочков и клубочков, из загадок и мармеладок Сделаны наши девчонки!

- Сегодня мы совершим путешествие в страну весёлого дет­ства. Отправиться туда нетрудно: раскроем книгу, начнём чи­тать - и сразу окажемся в этой чудесной стране. Все могут там побывать - и дети, и взрослые. Для всех найдётся что-нибудь интересное, каждый найдёт, чему улыбнуться. Я приглашаю вас в литературную гостиную, посвящённую детским стихам.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и пересказ рассказов В. Осеевой. Рассказывание придуманных историй.

III. Объявление темы и постановка целей урока.

Новых книг живые строки Открывают путь широкий. Жить без книг мы не могли бы, Дорог нам их вечный свет, Книгам добрым, интересным Мы всем классом шлём... (привет!)

- Сегодня мы отправляемся в гости к стихотворениям. Со­чинили их разные авторы.

Запись на доске: Агния Барто, Яков Аким.

- Произведения каких авторов вам известны? О чём они? Кто их герои?

Заранее подготовленные дети читают отрывки из стихов А. Барто.

ПОДАРИ, ПОДАРИ... Люся в комнату вошла, села на диванчик И берётся за дела: начинает клянчить. От зари и до зари, в летний день и в зимний, Люся просит: «Подари, мама, подари мне... Подари мне, подари эти бусы-янтари. Для чего вам бусинки? Подарите Люсеньке. Игорёк, Игорёк, подари мне пузырёк! Ты же мой товарищ. Пузырёк подаришь?» Ходит бабушка зимой в тёплом шарфе с бахромой

Клянчит, клянчит Люсенька: «Я мала-малюсенька. Ты мне шарфик уступи, а себе другой купи».

НАСТУПИЛИ ХОЛОДА

Ветер на терраске, холодно в коляске! На Андрейке - телогрейка, кофты, рукавицы, Полосатый шарф Андрейке принесли сестрицы. Он сидит едва дыша в телогрейке пёстрой. Как на полюс малыша снарядили сёстры.

ПОМОЩНИЦА

У Танюши дел немало, у Танюши много дел: Утром брату помогала - он с утра конфеты ел. Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила, Села с мамой посидела, встала, к бабушке пошла.

Я ВЫРОСЛА Мне теперь не до игрушек - я учусь по букварю. Соберу свои игрушки и Сереже подарю. Деревянную посуду я пока дарить не буду. Заяц нужен мне самой - ничего, что он хромой, А медведь измазан слишком... Куклу жалко отдавать: Он отдаст её мальчишкам или бросит под кровать.

ЗВОНКИ

Я Володины отметки Если он приходит с двойкой -

Узнаю без дневника. Слышу я издалека:

Если брат приходит с тройкой Раздается два коротких, Раздается три звонка. Нерешительных звонка.

Если вдруг у нас в квартире Ну а если единица - Начинается трезвон - Он тихонько в дверь стучится.

Значит, пять или четыре Получил сегодня он. IV. Работа по теме урока.

1. Работа со стихотворением А. Барто «Я - лишний». - Агния Львовна Барто - удивительный человек, большой друг детей. Посмотрите на её портрет. Кого она вам напоминает?

(Бабушку.) Посмотрите на глаза. Ведь глаза - это зеркало души. Что вы видите в них? Что вы знаете об этой поэтессе?

А. Барто написала много стихов: смешных, озорных, серьёз­ных, печальных... Из воспоминаний поэтессы:

«Однажды какой-то мальчик, позвонив мне по телефону, ска­зал с обидой:

- Зачем вы про меня написали? Это все неправда!

- Почему ты решил, что это про тебя?

- Так в классе все говорят!

- А тебе сколько лет?

- Десять.

- А я эти стихи писала 15 лет назад, когда тебя и на свете не было...»

- Годы идут. Давно нет уже с нами A. JI. Барто. Но не случа­лось ли вам узнавать в ее героях себя?

Самостоятельное знакомство с произведением.

- Найдите и прочитайте фамилию автора, заглавие.

Чтение стихотворения хорошо читающим учеником.

Выполнение заданий 1-2 к тексту (учебник).

Самостоятельное моделирование обложки в тет­ради (задание 1). Работа с готовой моделью.

- Покажите фамилию автора. Прочитайте. (Барто.) Что вы прочитали? (Фамилию автора.) Прочитайте заголовок.

Выполнение задания 2 (тетрадь). Коллективная про­верка.

2.Работа с пословицами.

- Прочитайте в учебнике пословицу. Объясните её смысл. Подходит ли она к стихотворению А. Барто?

- Прочитай пословицу по стрелке в рабочей тетради. Эта пословица подходит к стихотворению А. Барто?

На слайде:

Ленивые руки... ...будешь кормиться.
Будешь трудиться... ...чужие труды любят.
У лентяя Федорки... ...люби и саночки возить.
Любишь кататься... ...всегда отговорки.
- Соберите пословицы.

 

Выразительное чтение пословиц учащимися. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. - Как автор относится к Сергею? Как следует читать слова автора? Каким вы представляете Сергея? Как читать его слова? Какое настроение у ребят? Как читать их слова?


 

Я иду, и ты идешь - раз, два, три.

(Ходьба на месте.)

Я пою, и ты поешь - раз, два, три.

(Хлопки в ладоши.)

Мы идем, и мы поем - раз, два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три.

(Ходьба на месте.)

3. Работа с выставкой книг.

- Рассмотрите обложки книг. Что заметили? (На выставке представлены книги, одинаковые по названию, но разных годов выпуска и разные по оформлению.)

- Кто автор этих книг? Какие произведения включены в них? В какой книге одно произведение, а в какой - несколько?

На слайде:

МАМА Мама, очень-очень Я тебя люблю! Так люблю, что ночью В темноте не сплю. Вглядываюсь в темень, Зорьку тороплю. Я тебя всё время, Мамочка, люблю!

К. Кубилинскас

- Прочитайте самостоятельно.

- Как поэт относится к маме? Как надо читать это стихотво­рение? Прочитайте выразительно.

4. Работа со стихотворением Я. Акима «Мама».

- А сейчас мы с вами познакомимся с еще одним поэтом, ко­торый писал для детей и о детях. Это Яков Лазаревич Аким. Он родился в 1923 году в г. Галич Костромской области. Яков Ла­заревич написал много стихов, которые собраны в сборники для детей.

Работа в парах.

- У Я. Акима тоже есть стихотворение «Мама». Прочитайте его друг другу.

Выполнение заданий в учебнике и тетради.

V. Итог урока.

- Со стихотворениями каких авторов вы встретились сего­дня? Что вы узнали об этих писателях? Какие стихи особенно понравились? Чему хотели научить вас поэты?

Для самостоятельной работы: выразительно чи­тать одно из стихотворений; выучить наизусть стихотворение Я. Акима «Мама»; придумать свое произведение с заголовком «Я - лишний!» и сделать к нему рисунок.

Читаем о родной природе

Урок 7

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ (рассказы, стихотворения).

Л. ТОЛСТОЙ «СОЛНЦЕ И ВЕТЕР», В. БИАНКИ «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ».

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

Э. МОШКОВСКАЯ «ЛЁД ТРОНУЛСЯ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с произведениями о родной природе, формирования уме­ний видеть красоту родной природы, выраженную в художест­венном слове.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмо­циональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;

метапредметные: регулятивные - удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают весомость приводимых рассуждений; познавательные - выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произ­ведения, осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения; коммуникативные - различают виды текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учеб­ной задаче;

предметные: научатся различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, читать по ролям небольшие произ­ведения в диалогической форме; получат возможность нау­читься инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах, находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).

Сценарий урока

I. Организационный момент.

- Живёт на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья.

Любите родную природу - Озёра, леса и поля, Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей.

Знакомство с разделом.

- Лев Николаевич Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет.

Слайды «Л. Толстой в Ясной Поляне».

- Отгадайте загадки:

• Доброе, хорошее на людей глядит, А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)

• Есть в квартире молодец, математик и мудрец.

Постоянно круглый год точный счёт он дням ведёт.

(Календарь.)

II. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказал. Толстого «Солнце и ветер» (учитель читает, дети следят по тексту).

Работа по учебнику ивтетради.

- Февраль - последний месяц зимы. В это время воют вьюги, метут метели. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в свои права.

На доске:

Как февраль ни злися, как ты, март, ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик - всё весною пахнет.

А. Майков

- Многие писатели и поэты посвятили свои произведения этому прекрасному времени года: С. Есенин, А. Пушкин, А. Плещеев и многие другие.

Слайд. «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг на­чалась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду...» (Н. В. Гоголь.)

- А сейчас вас ждёт сюрприз - радиоспектакль*. (Выступа­ют заранее подготовленные ребята.)

Синичка. Я - молодая синичка. Зовут меня Зинька, пото­му что я люблю петь «зинь-зинь-зинь!». Своего гнезда у меня нет. Целый день я прыгаю по заборам и по веткам, а как придёт вечер, забьюсь в щелочку или в пустое дупло.

Воробей 1. Эй, Зинька, вон там пустое воробьиное гнездо. Лети туда!

Синичка. И правда. Отличная квартира! Буду здесь ноче­вать. Тут и перина из мягкого пуха. А рядом человеческий дом - в окошко можно глядеть!

Воробей 2. Смотри, Зинька, в комнате новогодняя ёлка! Праздник сегодня! Новый год.

По материалам статьи из книги: Агапова, И. А., Давыдова М. А. Весёлая литература в начальной школе: методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004. С. 64-65.

Синичка. А что такое Новый год?

Воробей 1. Самый большой праздник в году. Солнце воз­вращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.

Синичка. А что такое январь? Календарь?

Воробей 2. Какая ты ещё маленькая! Календарь - это рас­писание работы солнышка на весь год.

Воробей 1. Год состоит из месяцев. Январь - это первый месяц, носик года. За ним идут ещё 10 месяцев: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воробей 2. А последний месяц, двенадцатый, - хвостик года - декабрь.

Синичка. Мне всё понятно, теперь я знаю, что такое ка­лендарь и что такое месяцы.

- А вы, ребята, поняли, что такое календарь? Назовите по­следовательно месяцы. Какой месяц - носик года, а какой - его хвостик?

- Сегодня вы прочитаете отрывок из произведения Виталия Бианки «Синичкин календарь». Поразмышляйте, почему оно так называется?

2. Работа с произведением В. Бианки «Синичкин ка­лендарь».

Самостоятельная работа: чтение, моделирование обложки.

Над землёю воздух дышит, День от дня теплее; Стали утром зорьки ярче, На небе светлее. Всходит солнце над землёю С каждым днём всё выше, И весь день, кружась, воркуют Голуби на крыше.

И. Суриков

Коллективная работа: чтение по частям; выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Упражнения для развития выразительности чтения.

Чтение слова с разными оттенками интонации.

- Произнесите слово «весна» торжественно, ласково, уве­ренно, загадочно.

Упражнение для дикции. Чтение по ролям.

- Почему синичка Зинька решила, что начинается весна?

Чтение текста на доске.

«Наступила весна. Весело звенит капель. Радуются звери и птицы. Люди любят весну. И взрослые, и дети всегда с нетер­пением ждут её.

Поведай нам, весна, чем богата, чем красна».

- Знаете ли вы, ребята, какой голос у весны?

Дети определяют настроение весны под музыку Э. Грига, представляют то, что происходит с приходом весны в лесу, на по­ляне, на речке.

- Что же вы увидели и услышали, путешествуя с музыкой весны? С чего начинается весна? О каких приметах ранней вес­ны рассказывает В. Бианки?

- Первая победа солнца - это весна света. Она начинается, когда на полях появляются первые проталины. Ещё не кончи­лась весна света, а солнце уже повело новое наступление. Вто­рая победа солнца - весна воды.

Отгадайте, какое явление природы описано в отрывке: Льдины прыгают, кружатся, Друг на друга громоздятся, Друг за другом вдаль спешат, И грохочут, и трещат. (Ледоход.)

Слайд «Ледоход».

Вот и лёд на речке треснул, речка зашумела И с себя зимы оковы сбрасывает смело.

И. Суриков

3. Дополнительное чтение: стихотворение Э. Мош- ковской «Лёд тронулся».

Эмма Эфраимовна Мошковская - мастер стиха, автор более 40 поэтических сборников для детей, рассказов, сказок. Роди­лась в Москве. Окончила вокальный факультет музыкально- педагогического института. Работала певицей, но стихи писала всегда.

Слушание (читает учитель, дети следят по тексту). Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

III. Итог урока.

- Как вы думаете, какая будет третья решительная победа солнца? (Весна зелени.)

- Это уже совсем другая история.

Для самостоятельной работы: подготовить выра­зительное чтение одного из произведений; выучить наизусть стихотворение Э. Мошковской «Лёд тронулся»; найти и рас­смотреть книги с произведениями о природе.

Урок 8

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ.

И. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «РУССКИЙ ЛЕС» (отрывок).

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «БЕРЁЗОНЬКА»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с малыми жанрами фольклора, формирования умения раз­личать загадки, заклички, для обогащения читательского опыта.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное произведение, анализируют и характеризуют эмо­циональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохра­няют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действие в соответствии с постав­ленной задачей, оценивают правильность выполнения действия; познавательные - используют обозначения для моделиро­вания обложки к произведению И. Соколова-Микитова «Рус­ский лес», строят речевое высказывание в устной форме, владе­ют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и про­слушанного произведения; осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; коммуни­кативные - используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (загадки, заклички, песни), читать вслух произведения разных жанров.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Прозвенел весёлый звонок, Мы начинаем урок. Вы - любознательные дети, Обо всём хотите знать на свете.

- Отгадайте загадку и определите, о чём пойдёт речь на уроке.

Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

- Что вы знаете о лесе? Расскажите. (Лес - это дом для рас­тений, животных.)

Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои.

С. Погореловский

II. Работа по теме урока.

1. Работа с рассказом И. Соколова-Микитова «Рус­ский лес».

Самостоятельное чтение.

- О чём этот рассказ? Что вам в нём понравилось? Какие чувства вызывает это произведение?

Словарная работа и упражнения в чтении каждо­го предложения (картины).

Выборочное чтение по заданию в учебнике.

2. Инсценировка по стихотворению В. Ванюшева «В лесу».

Мальчик. Небо где-то далеко

Заблудилось меж вершин. Заплутался я в лесу - Я один, совсем один! Сколько мне ещё бродить, И пугаться, и дрожать? Или влево мне идти, Или вправо мне бежать?

 

Ведущий. Вот споткнулся на бегу

И невольно вскрикнул... Мальчик. Ой!

Ведущий. Тут, представьте, лес спросил...

Лес. Что случилось? Что с тобой?

Мальчик. Сразу стало легче мне, Сразу стало веселей, Лесу крикнул я: «Привет!» Лесу крикнул я: «Эгей!»

Лес. «Эге-гей! - ответил лес, -

Не пугайся, я с тобой. Видишь ягоду? Твоя. Видишь гриб? Он тоже твой». Мальчик. От его хороших слов

Посветлело всё вокруг... И чего бояться мне, Если лес - мой добрый друг!

3. Работа по учебнику и в тетради. Выполнение заданий в тетради, проверка с поиско­вым чтением. (Ответы на кроссворд задания № 2: сова, соло­вей, рябчики, журавли, пчёлы.)


Работа с загадками.

Ой-люли, та-ра-ра-ра! Заходи-ка, детвора! Да подумай, посмекай, Все загадки отгадай.

- В чём секрет загадок? С чего надо начинать поиск отгад­ки? (Прочитать вдумчиво, чтобы понять все слова, поста­раться представить то, о чём говорится.)

- Какие загадки вы знаете? Отгадайте мою загадку:

Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. (Журавль.)

Работа по учебнику. Выразительное чтение песенки- заклички.

- Внимание, сюрприз:

На поляне, на пригорке, Под окном среди полей Белокорые берёзы - Символ Родины моей.

- Какой русский человек не любит красавицу берёзу! Утом­лённому она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Есть у берёзы и свой праздник. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году. Сколь­ко песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах.

Учитель читает стихотворение Вс. Рождественского «Бе­рёзка».

Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Берёзка зелёные косы Развесила с тонких ветвей. Наряд её лёгкий чудесен, Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен Поётся в народе о ней!

4. Дополнительное чтение. Слушание русской на­родной песни «Берёзонька».

- О чём поётся в песне? (О родной природе, о берёзе.) Что мы о ней узнаём? (Она белая, кудрявая. Листья у нее зелёные.) А что значит белая, кудрявая? (Стволу нее белого цвета. Тонкие ветки рассыпаны одна над другой, как кудри.)

- Ветки берёзы напоминают кудри волос. Раз у нее вьются ветки-кудри, значит, она похожа на человека? А в песне есть люди, на которых похожа берёза? (Есть девушки, но они на берёзу не похожи.) Это песня-пожелание, песня-просьба. Кто хочет её исполнить так, чтобы передать надежду, ожидание де­вушек?

Работа по вопросам и заданиям учебника.

- Выделите голосом обращения и ласкательные суффиксы.

- Как бы вы проиллюстрировали эту песню?

Выполнение заданий в тетради.

Работа с произведением А. И. Куинджи «Берёзовая роща». (Показ слайда с репродукцией картины.)

- Рассмотрите на слайде репродукцию картины. Какие чув­ства испытываете? (Гордость, особую радость.) Так бывает, когда входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту России. Вокруг стоят зелёно-кудрявые, тихие и молчаливые берёзки, на­поённые соками земли. У И. И. Левитана тоже есть картина с названием «Берёзовая роща». Рассмотрите её. (Показ слайда.)

Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы. Солнечные лучи нико­го не могут оставить равнодушными. Картина очаровывает све­жестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

- Что вы знаете о берёзе? (Ответы учащихся.)

5. Работа по группам.

- Прочитайте текст на карточке. Подготовьте ответы на во­просы.

Карточка 1.

У берёзы древесина жёлтая или красновато-белая, мягкая, упругая, не очень долговечная, плохо расщепляется. Из берёзы изготавливают мебель, резные изделия. Для различных поделок главным образом используют белую кору. Из них делают вазоч­ки, стойки, украшения на шкатулках.

Вопрос: Что делают из древесины берёзы?

Карточка 2.

Берёза живёт 100-120 лет. В народе говорят: «Если у берёзы листья появляются раньше, чем у ольхи, лето будет сухое, а если у ольхи раньше - то мокрое».

Вопрос: Какая примета связана с берёзой?

Карточка 3.

В берёзе можно увидеть ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, Курочку Рябу и даже молоко. Но есть и другая берёзка - военная. Тихо стоит она у солдатских могил.

Вопрос: Какие образы и сравнения вмещает берёзка?

6. Чтение загадок «жужжащим чтением».

- Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас в Рос­сии. Мила русскому человеку берёза и в песнях, и на картинах, и в загадках.

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. * * *

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зелёных полушалках. * * *

Стоит Алёна, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан.

- Прочитайте загадку о берёзе в учебнике. Какие слова по­вторяются во всех загадках о берёзе?

7. Самостоятельная работа. (Чтение, заучивание наизусть, придумывание загадок о березе.)

III. Итог урока.

- Какое настроение у вас после урока? Что помогло создать такое настроение?

Звучит песня о России (по выбору учителя).

Урок 9

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ.

С. МАРШАК «АПРЕЛЬ».

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

М. ПРИШВИН «ЛЕСНАЯ КАПЕЛЬ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления со стихами русских поэтов о весне; способствовать разви­тию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чте­нии; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;

метапредметные: регулятивные - удерживают цель деятельности до получения ее результата, корректируют дея­тельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; по­знавательные - воспроизводят по памяти информацию, не­обходимую для решения учебной задачи, применяют модели для получения информации, приводят примеры; коммуника­тивные - воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее ре­шения, описывают объект: умеют передавать его внешние ха­рактеристики, используя выразительные средства языка;

предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться иллюстриро­вать отдельные эпизоды произведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: