Урок 31 РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. 5 глава




Выполнение заданий в тетради самостоятельно. (Коллек­тивная проверка - задание 1; самопроверка заданий 2,3 по образцу.)

6. Работа по группам (по карточкам).

- Подготовьте выразительное чтение лесных разговоров по ролям.

Карточка 1.

Верба. Послушай, дубочек... я проснулась и не понимаю - сейчас весна?

Дуб. Конечно, вербочка, весна. Ранняя, но весна.

В е р б а. А почему же ты стоишь в жёлтых листьях, как осе­нью?

Дуб. Ты ещё махонькая, оттого и не знаешь. Я не просто дуб, я - зимний. На зиму листья не сбрасываю, в золотой шубе красуюсь. А листопад у меня весной. Скину я прошлогоднюю шубу и свежей зеленью оденусь. Хоть я и зимний, а весны тоже не пропущу.

Карточка 2.

Крапивница. Пусти, муха, пусти, негодная! Тут на брёв­нышке моё место, я сама хочу на брёвнышке греться.

Муха. Кто ты такая, чтоб тебя пустить?

Крапивница. Бабочка я, крапивница. Не тебе, мухе, чета!

М у х а. Ну и лети себе в крапиву.

Крапивница. Где крапива, когда ещё снег кругом?

М у х а. А мне какое дело! Это мой дом, моя стенка, моё тёп­лое брёвнышко. Я ещё осенью сюда забралась, всю зиму про­спала в щёлочке под окошком.

Крапивница. Ия спала в щёлочке под окошком! Ты с ка­кой стороны?

М у х а. С левой.

Крапивница.Аяс правой! Я тоже здешняя.

Муха. Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припёке погреемся!

Карточка 3.

Филин. Сиди, не бойся... Я тебя, зяблик, не трону. Я тебя спросить хочу.

3 я б л и к. О чём, филин?

Филин. Обида у меня. Ну, понимаешь, весна пришла. Ра­достно! Все птицы петь взялись. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят за пенье, и овсянок, и тебя. 3 я б л и к. А что - у меня песенка хорошая! Филин. Пускай хорошая. Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда. 3 я б л и к. А какая у тебя песенка?

Филин. Замечательная! Вот, послушай: пу-гу! Пу-гу! Пу- гу! Стой, куда ты?., и этот удрал. И чем моя песенка не нравится?


 

7. Слушание рассказам. Пришвина «Норка и Жулька». Выполнение заданий в учебнике (1, 2), в тетради. - Как вы понимаете поговорку «Собака - друг человека»? Читает заранее подготовленный ученик.

О ТЕХ, КТО ЛАЕТ

На свете множество собак И на цепи и просто так... Известны вам собачьи свойства: И ум, и чуткость, и геройство, Любовь, и верность, и коварство, И отвратительное барство, И с полуслова послушанье, И это все - от воспитанья! Ленива сытая хозяйка, И такса Кнопочка - лентяйка! Бесстрашен пограничник-воин, И пес Руслан его достоин! Не зря собака тех кусает, Кто камень зря в нее бросает.

Но если кто с собакой дружит, Тому собака верно служит. А верный пес - хороший друг, Зависит от хороших рук!

С. Михалков

- Расскажите истории о любимых животных, которые вы придумали.

На доске - выставка рисунков.

- Какие рассказы о дружбе людей и животных вы знаете? Произведение В. Чаплиной тоже о собаке и ее хозяйке.

8.Работа с рассказом В. Чаплиной «Мушка». Бесед а.

- Понравился вам рассказ? Почему собаку назвали Мушкой? Кто воспитывал Мушку? Как? Была ли Мушка трусихой? Что заставило Мушку встать на защиту своей хозяйки? Можно ли назвать Мушку хорошим другом?

Работа в парах. Моделирование обложки.

(Рассказ В. Чаплиной «Мушка» написан для детей. В нем рассказывается о дружбе девочки с собачкой (т. е. две темы). Варианты ответов: одни дети закрасят прямоугольник жел­тым цветом (о детях), другие - коричневым (о животных), а третьи - желтым и коричневым. Это рассказ для детей о дружбе человека и животного.)

Игра «Исправьте пословицы».

На доске:

• Сам погибай,... куста боится.

• Не тот смел, кто страха не знает,... а товарища выручай.

• Смелость,... а тот, кто узнал и навстречу ему идет.

• Пуганая ворона... и города берет.

- Выполните задание (соберите из частей пословицы). Какая из пословиц подходит к нашему рассказу? Докажите.

Повторное слушание; деление рассказа на части исоставление схематического плана:

- Послушайте рассказ ещё раз и определите, сколько частей можно выделить в нём. О чём говорится в каждой части?

  Во дворе   Злая собака    
    и Мушка   Мушка

 

- Перескажите по плану.

Дифференцированное выполнение заданий в учебнике и тет­ради. Коллективная проверка.

V. Итог урока.

- С какими произведениями мы сегодня познакомились? Что прочитаете дома ещё раз? Чему хотели научить вас авторы про­изведений?

Для самостоятельной р а б о т ы: найти и прочитать книги о дружбе детей и животных.

Урок 12

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА, РАССКАЗЫО ЖИВОТНЫХ.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «КОТИК».

СКАЗКА Э. ШИМА «ГЛУХАРЬ».

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

Г. СКРЕБИЦКИЙ «САМЫЕ БЫСТРЫЕ КРЫЛЬЯ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с произведениями о животных, формирования понятия о жанрах (стихотворение, сказка), для развития умения выражать и формулировать свое отношение к героям произведений.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмо­циональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохра­няют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия, оценивают правиль­ность выполнения действий; познавательные - используют модели для моделирования обложки к произведению Э. Шима «Глухарь», высказывают предположения, преобразуют модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставлен­ной учебной целью; коммуникативные - сравнивают раз­ные вида текста по цели высказывания, главной мысли, оформ­ляют диалогическое высказывание в соответствии с требова­ниями речевого этикета;

предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), придумывать истории с героями изученных произведений, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться вы­сказывать суждения о произведениях.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

- Давно мы вас здесь поджидаем, праздник без вас не начина­ем. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.

Припасли мы для вас забавушек на любой вкус: кому - сказ­ку, кому - правду, кому - загадку, кому - песенку. В тесноте, да не в обиде.

Упражнения для развития выразительности чтения. Вот у тёплой печки кот Песенку свою поёт: «День сегодня за окошком Хмур, хмур, хмур... Подремлю в тепле немножко Мур, мур, мур...»

И. Полянская

- Прочитайте «птичьим базаром»; с сердитой интонацией; с весёлой; с грустной; теперь быстро; выразительно.

Упражнения для развития сознательного чтения.

- Какое слово лишнее?

• Баран, индюк, корова, лошадь.

• Ёж, белка, жук, медведь.

• Бегемот, слон, жираф, кошка.

II. Работа по теме урока.

- Что нужно, чтобы урок стал праздником?

- Много интересного будет сегодня. Наш урок-праздник со­стоит из трёх частей, объединённых общей темой, - животные.

1.Часть первая «Народноетворчество».

- С искусством народа мы знакомимся с первой услышанной в детстве песни, сказки, с первой игры. Это искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который бы не знал хотя бы нескольких пословиц и не помнил напева какой-нибудь песни.

- Отгадайте загадку и определите героя первой части.

Учитель читает загадку про кошку из учебника.

- По каким словам вы догадались, что это кошка?

Самостоятельное чтение загадки, выполнение зада­ний в учебнике.

- Кошка живёт рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остаётся существом таинственным. Что вы знаете о кошке?

У кошки очень тонкий слух. Она чистоплотна, часто умыва­ется. Все кошки - охотники, они охотятся из засады. У них очень острое зрение. Кошки видят в темноте, им также помога­ют усы. Ходят кошки бесшумно, коготки прячут в подушечки. Кошка - свободолюбивое животное. Её не надо заставлять де­лать то, чего она не хочет.

Игра «Кот Васька».

Играющие встают в круг - это «мыши». «Кот Васька» хо­дит по кругу, «мыши» поют (текст песни на слайде): Ходит Васька серенький, Хвост у Васьки беленький, Глазки закрываются, Когти расправляются. Шерсть у Васьки пышная, Поступь - еле слышная, Зубы - как игла.

С этими словами «мыши» отпрыгивают назад, а «Васька» ловит.

Викторина.

- Угадайте, о каких котах идёт речь.

1) Этот кот - звезда экрана, Практичен, мудр и деловит. Сельскохозяйственными планами На всю Россию знаменит.

(Матроскин.)

2) Любимая фраза этого кота: «Ребята, давайте жить друж­но!» (Леопольд.)

3) Лесной кот. Стоит ему только подать голос, любой чело­век уснёт волшебным сном. (Кот Баюн.)

Колыбельные песенки.

Учитель напевает колыбельную песенку или включает фоно­грамму.

- В каком случае исполняют такие песенки? Как их называ­ют? Можете их напеть, намурлыкать? (Это колыбельные песен­ки. Их поют для детей перед сном.) Какие слова и выражения помогли вам понять, что это колыбельные песенки?

В колыбельных песнях «героем» часто бывает кот. Мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку. Сущест­вовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Кота зовут ночевать:

Как наш Ваня будет спать, Котик Ваню качать...

Коту обещают награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею», «редьки хвост» и «склянку вина»; сулят «лапки вызолотить, хвостик высеребрить».

Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее младенца: Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем; Зипун сошьем, Боронить пошлем В чистые поля, В зелены луга.

В песнях, назначение которых - убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки:

Ай качи, качи, качи, Прилетели к нам грачи, Сели на ворота:

Ворота-то скрып, скрып! А Коленька спит, спит!

- Какие слова песен создают ощущения доброты, ласки? (Котик, торжок, пирожок и т. д.) Куда пошел котик? Что та­кое «Торжок»?

- Можно ли подставить в песенки другие имена? В какую песенку можно подставить твое имя? (В первую песенку можно вставить любое имя, так как имя стоит в середине строки. Во второй песенке имя в конце строчки, оно должно рифмоваться со словом «спатеньки».)

- Какие слова и выражения в тексте песен повторяются? Как вы думаете, зачем? (Кошка и уложит, кошка и разбудит.)

Игра «Делай так!».

Если кушаешь ты рыбку, Делай так: «Мур-мур!» (Облизываемся 2 раза.) Если кушаешь ты рыбку, То не прячь в усах улыбку. Если кушаешь ты рыбку, Делай так: «Мур-мур!» (Облизываемся.) Пёс навстречу - враг заклятый - Делай так: «Фыр-фыр!» (Раздуваем щёки 2 раза.) Пёс навстречу - враг заклятый - Дай по морде ему лапой, Пёс навстречу - враг заклятый - Делай так: «Фыр-фыр!» (Раздуваем щёки.) Вот поймает мышку киска - Делай так: «Цап-царап!» (Царапающие движения 2 раза.) Вот поймает мышку киска - Дай за это ей сосиску. Вот поймает мышку киска -


Делай так: «Цап-царап!» (Царапающие движения.) Если любят кошку люди, Делай так: «Мяу-мяу!» (Мяукаем 2 раза.) Если любят кошку люди Ни обед несут на блюде, Если любят кошку люди, Делай так: «Мяу!»

- Мы в начале урока сказали, что кошка рядом с человеком живет уже больше тысячи лет. О чём это говорит? (Человек лю­бит кошку, заботится о ней.)

- Перечитайте загадку. Как ласково говорится в ней о кош­ке? (Мохнатенькая, усатенькая.)

- Кошкам в старину пели хвалебные песни.

Работа с русской народной песней «Котик».

Учитель читает, а дети следят по тексту в учебнике.

- Каким вы представили себе котика? Похож ли он на котика с иллюстрации учебника?

Выполнение заданий 1,2вучебнике.

- Нарисуйте словесный портрет котика, используйте слова песни.

Работав тетради под руководством учителя.

- На этом первая часть нашего урока заканчивается.

Для самостоятельной работы: научиться вырази­тельно читать народную песню «Котик»; найти книгу со сказкой о кошке.

2.Часть вторая «Авторскоетворчество».

- От народного творчества переходим к авторскому. Во вто­рой части встретимся с авторами, которые писали рассказы и сказки о животных. Угадайте, о ком будут эти произведения.

Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла, Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица).

Птицы дороги нам как часть природы. Их мелодичные, звон­кие, весёлые песни, яркое оперение оживляют любой пейзаж, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов.

Звучит запись «Голоса птиц».

- Шумят, галдят птицы, кричат с утра до вечера. Угадайте, кто как голос подаёт.

• Синь-синь! (Синица.)

• Чи-чи! (Чиж.)

• Гра-гра! (Грач.)

• Ку-ку! (Кукушка.)

• Тэке-тэке! (Глухарь.)

Работа со с к а з к о й Э. Шима «Глухарь».

Учитель читает, дети следят по тексту.

- Понравилась сказка? За что глухаря назвали глухарём?

Работа в парах.

Упражнение в выразительном чтении (задание 2 в тет­ради).

Самостоятельное выполнение в тетради заданий 1 иЗ.

Проверка выполнения заданий в тетради.

- О чём в сказочной форме рассказал вам Э. Шим?

Рубрика «Это интересно».

- Попробуйте сами объяснить, почему некоторых птиц на­звали именно так. (Изображения птиц представлены на слайдах или иллюстрациях.)

• Кукушка. (Из-за звуков, которые она подаёт.)

• Горихвост. (Сама птица чёрно-белая, а хвост - рыжий.)

• Поползень. (Ползает по стволу вверх-вниз, крылья нужны, чтобы перелетать с одного дерева на другое.)

Игра «Прилетели птицы».

- Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.

Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Мухи и стрижи... (Дети хлопают.)

- Что неправильно, почему? (Мухи - насекомые.)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны,

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки. (Дети хлопают.) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки Даже совы-сплюшки, Лебеди, скворцы... Все вы молодцы! Викторина.

- Каких вы знаете птиц? Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.) Какая птица самая большая в мире? (Афри­канский страус.) Какая птица самая маленькая в мире? (Колиб­ри.) Какая из наших птиц самая быстрая? (Стриж.)

Дополнительное чтение. Рассказ Г. Скребицкого «Самые быстрые крылья».

- Г. Скребицкий был учёным-биологом. Работал в заповед­никах. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвя­зи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.

Чтение рассказа по абзацам.

- Что вы узнали о стрижах из этого рассказа?

Выборочное чтение по вопросам 1, 2 учебника.

Выполнение заданий в тетради. (Коллективная проверка.)

Выразительное чтение рассказа по ролям.

- Сейчас у нас творческая пауза. Придумайте любое произ­ведение (сказку, песню, рассказ, стихотворение) об одном из ге­роев нашего сегодняшнего урока - о коте, глухаре, стриже.

3. Третья часть урока: «Контрольная работа «Проверь себя».

Работа по учебнику: выполнение заданий рубрики «Проверь себя».

- Прочитайте вопросы и задания рубрики. Поставьте «+» ря­дом с теми вопросами и заданиями, на которые вы знаете ответы.

- Какие произведения вы уже читали сегодня? Какие хотите перечитать? Какие произведения вам особенно понравились? Почему?

Выразительное чтение понравившихся произведений.

- Какое задание вы не смогли выполнить? (Задание 8, надо взять книгу из библиотеки.)

Работа по индивидуальной таблице.

Повторение произведений о животных. Работа со схемой.


 

- Приведите примеры произведений о животных разных жанров. Укажите автора и название.

Выполнение контрольной работы в тетради.

1) Знакомство с работой (учащиеся могут пользоваться учебником и учебной хрестоматией).

2) Выполнение заданий под руководством учителя: чтение текста задания вслух; обсуждение алгоритма действий (про­читай, подумай, найди решение); самостоятельное выполнение.

3) Проверка работы: один ученик читает и объясняет, а остальные проверяют, исправляя зеленой ручкой. Если всё правильно, то ставят «+», а если есть ошибки, то исправляют или дописывают.

4) Самооценка: «У меня всё правильно», «У меня... ошибки» и т. д.

III. Итог урока.

- Какая часть урока, на ваш взгляд, была самой трудной? самой интересной? Что особенно понравилось? запомнилось? Получился праздник?

УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ Урок 13

ЛИТЕРАТУРНЫЕ (АВТОРСКИЕ) СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

М. ПЛЯЦКОВСКИЙ «ДОБРАЯ ЛОШАДЬ»

Цель деятельности педагога: создать условия для форми­рования понятия о жанрах (рассказ, стихотворение, сказка), для развития умения выражать и формулировать свое отношение к ге­роям произведений, воспитания уважительного отношения к ок­ружающему миру (природе, животным, людям).

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения, испытывают по­требность в систематическом чтении;

метапредметные: регулятивные - оценивают правиль­ность выполнения действия на уровне адекватной ретроспек­тивной оценки, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины; познавательные - воспроизводят по памяти ин­формацию, необходимую для решения учебной задачи, выпол­няют учебные задачи; коммуникативные - используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию, составлять схе­матический план и рассказывать по нему (под руководством учителя); получат возможность научиться понимать нравст­венное содержание прочитанного произведения.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Знакомство с новым разделом.

К чтению с почтением надо относиться.

Поскорей за книжки, милые ребятки,

Много нужно прочитать, чтобы человеком стать!

(По В. Татаринову.)

- Прочитайте название раздела. Назовите писателей, кото­рые уже учили вас уму-разуму. Какие произведения вам особен­но запомнились?

- Откройте содержание и прочитайте, какие произведения подарят вам авторы в этом разделе.

II. Объявление темы урока.

- Прочитайте заголовок текста, который вы будете сегодня читать. Как вы думаете, к какому жанру относится это произве­дение? Почему вы так решили?

- Сегодня вы познакомитесь с авторской сказкой. Каких по­этов и писателей-сказочников вы знаете? Назовите их сказки.

Слайд с портретом М. Пляцковского.

- Прочитайте фамилию автора.

Михаил Спартакович Пляцковский (1935-1991) написал текст многих известных детских песен («Улыбка», «Вместе ве­село шагать») и сказки для детей. Познакомьтесь с книгами пи­сателя «Добрые друзья. Сказки и стихи», «Солнышко на па­мять», «Умка хочет летать» и др.

III. Работа по теме урока.

1. Работа с произведением М. Пляцковского «Доб­рая лошадь».

Первичное восприятие (чтение учителем, дети сле­дят по тексту).

- Что вы можете сказать о лошади? Поделитесь впечатле­ниями.

- Перечитайте сказку самостоятельно и подготовьтесь отве­тить на вопросы 1, 2 к тексту.

Самостоятельная работа втетради.

Проверка выполнения самостоятельной работы.

Чтение отрывка, соответствующего рисунку.

Подтверждение ответов кроссворда зачитыванием или предложений из сказки.

слов

Выполнение заданий 3, 4 в учебнике.


1"t)j Физкультминутка

 

 


Отработка интонации для чтения роли каждого пер­сонажа сказки.

- Кто из героев сказки заслуживает одобрения? Осуждения? Выразительное чтение сказки по ролям.

- Придумайте свои варианты окончания сказки.

2. Повторение изученных литературных сказок.

?

- Дополните модель.

<— Фамилия автора


 

<— Заголовок

IV. Итог урока.

- Чему учит сказка? (Заступаться за младших, не давать их в обиду.)

Для самостоятельной работы: выразительное чте­ние сказки; придумать историю с героями сказки.

Урок 14

РАССКАЗЫО ДЕТЯХ. В. ГОЛЯВКИН «ПРО ТО, ДЛЯ КОГО ВОВКА УЧИТСЯ». И. БУТМИН «КЛОУН», Е. ПЕРМЯК «БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ». В. БЕРЕСТОВ «СЕРЕЖА И ГВОЗДИ». «ПРОВЕРЬ СЕБЯ». БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК. КНИГИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ. «КНИЖНАЯ ПОЛКА». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Е. ПЕРМЯК «САМОЕ СТРАШНОЕ», С. ВОСТОКОВ «КТО КОГО»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомле­ния с произведениями о детях, для формирования умения работать
с текстом, развития навыков выразительного чтения, чувства юмора.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чте­нии; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

метапредметные: регулятивные - удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают правиль­ность выполнения действий на уровне адекватной ретроспек­тивной оценки, анализируют эмоциональные состояния, полу­ченные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека; познавательные - прове­ряют информацию, находят дополнительную информацию, ис­пользуя справочную литературу; применяют таблицы, схемы, модели для получения информации; коммуникативные - воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, на­ходят в тексте информацию, необходимую для ее решения, опи­сывают героя произведения: передают его внешние характери­стики, используя выразительные средства языка;

предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения, моделировать обложку книги: указывать фами­лию автора, заглавие, жанр и тему, моделировать «живые кар­тины» к отдельным эпизодам; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведе­ния, высказывать суждения о произведении и поступках героев, создавать устно небольшие произведения (комиксы), дополнять недостающими данными готовую схему.

Сценарий урока

I. Психологический настрой на урок.

- Каким вы хотите видеть наш урок?

- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Подарите каждому по кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся души их до донышка.


- Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Речевая разминка.

Скачет мальчишка с портфелем в руке: Значит, пятёрки несёт в дневнике.

Э. Успенский

II. Объявление темы и постановка целей урока.

- Послушайте и определите тему нашего урока. О ком и о чём будем читать?

Заранее подготовленные дети читают стихи.

Мне учиться очень нравится, Отвечать я не боюсь. Я могу с задачей справиться,

Потому что не ленюсь. * * *

Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, А учитель учит нас.

Мы знаем буквы, знаем слоги, Умеем говорить, считать, И постепенно, понемногу, Мы научились все читать.

На слайде: Корень учения горек, да плод его сладок.

- О чём эта пословица? Нужно ли учиться? Зачем? Чему? Какое значение имеет учёба в жизни человека? На эти вопросы постараемся найти ответы на уроке. Помогут нам писатели и поэты раздела «Учимся уму-разуму». В конце урока совершим виртуальную экскурсию в библиотеку, поработаем в рубрике «Проверь себя».

III. Работа по теме урока.

В школе любимой и всем нам знакомой Слышится снова весёлый звонок: «Девчонки, мальчишки, Скорее бежим на урок!»

И вот позади уж давно перемена, Пора всем нам дружно Приняться за дело.

Н. Синяева

- Познакомьтесь с Вовкой - героем рассказа В. Голявкина - и расскажите, для кого он учился.

1. Работа с рассказом В. Голявкина «Про то, для кого Вовка учится».

Первичное чтение учителем, дети следят по тексту.

- Для кого Вовка учится? Каким вы представляете себе Вов­ку? Нарисуйте его словесный портрет, особое внимание уделите его характеру.

Задание 2 (рабочая тетрадь). Чего хочет мальчик? (Вари­анты ответов вынесены на доску.)

Чтение учащимися по абзацам.

- Что вы узнали о семье Вовки из рассказа? Что все любили повторять Вовке? Прочитайте.

- Как вы понимаете выражение «учиться для себя»?

Выполнение заданий 1,2, 4 в учебнике.

Самостоятельная работа: выполнение заданий 1, 3

в тетради (коллективная проверка).

Знакомство с биографией.

Виктор Владимирович Голявкин родился в г. Баку, в семье преподавателей музыки. В. Голявкин писал интересные, увлека­тельные рассказы для детей. Он был не только писателем, но и художником (окончил Институт живописи, скульптуры и ар­хитектуры имени Репина в Ленинграде), сам иллюстрировал свои произведения. Любимый герой и читатель В. Голявкина - ребенок 7-10 лет. Имя писателя знают не только в России, но и во многих странах мира. Например, в Японии сборник «Мой добрый папа» переиздавался девять раз.

- О чём заставляет задуматься В. Голявкин своим рассказом «Про то, для кого Вовка учится»? (Нужно учиться для себя, для своей будущей карьеры.)

, Сидит за партою Лисица,

Но ей спокойно не сидится:

Она то шубку поправляет, То время по часам сверяет, То обернётся посмотреть, Что пишет в дневнике Медведь. Вся извертелась, искрутилась И ничему не научилась. Вот потому-то, как Лисица, Вам отвлекаться не годится. Вывод: сиди за партой спокойно, не вертись, не отвлекайся.

2. Работа над пословицами.

Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут.

- Что я прочитала: загадку, сказку, пословицу, скороговор­ку? Почему вы думаете, что это пословица?

Пословицы не даром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья.

- Знание пословиц обогащает человека, заостряет его ум, де­лает его более внимательным к слову, языку, развивает память.

- Прочитайте пословицы на слайде. Объясните их смысл.

• Ученье - свет, а неученье - тьма.

• Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

• Мудрым никто не родился, а научился.

• Учиться всегда пригодится.

Физкультминутка

3. Работа со стихотворением В. Берестова «Сережа и гвозди».

- Послушайте стихотворение и скажите, что у вас получит­ся, если возьмёте карандаши и бумагу?

Точка, точка, запятая - Вышла рожица смешная. Ручки, ножки, огуречик -

Появился человечек. Что увидят эти точки, Что построят эти ручки, Далеко ли эти ножки Уведут его?

Как он будет жить на свете?

- Мы за это не в ответе: Мы его нарисовали, Только и всего!

- Что вы, что вы! Это важно, Чтобы вырос он отважный, Чтобы мог найти дорогу, Рассчитать разбег.

Это трудно, это сложно. Но иначе невозможно: Только так из человечка Выйдет... (человек).

- Какими качествами должен обладать человек? (Смело­стью, честностью, добротой и т. д.) А можно ли научиться быть смелым, честным, добрым?

На слайде: целеустремлённость, настойчивость, орга­низованность, дисциплинированность.

- Попробуйте объяснить эти волевые качества.

Если вы будете развивать в себе эти качества, то вы научи­тесь противостоять трудностям. Очень важно, чтобы начатое дело не только доводилось до конца, но и было сделано пра­вильно и аккуратно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: