Изучение нового материала




Пушкин одним из первых ощутил очарование сказочного вымысла в русских народных сказках. Он вывел сказку из разряда гостьи в русской литературе в роль полноценной хозяйки. От сказок, написанных Пушкиным, потянулись нити к творчеству других писателей-сказочников. Сейчас мы познакомимся с другими сказками.

Коллективное чтение сказки Л.Н. Толстого «Липунюшка»

¾ Какая книга лежит у вас на столе?

¾ Что вы видите на обложке? (Мальчика).

¾ Говорит ли вам о чём-нибудь это имя – Липунюшка? (Нет, таких имён сейчас нет).

— Как вы думаете, что можно сказать о мальчике по его имени? ( Оно имеет уменьшительно-ласкательное значение. Он доб­рый, ласковый. Он маленький.)

Давайте вместе прочитаем сказку.

(Дети читают сказку цепочкой. Учитель по ходу чтения объяс­няет слова: хлопок, столбочек, отпряла, узелок, соха, барин.)

Липунюшка

Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит:

— Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес, а теперь с кем я пошлю?

Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит:

— Здравствуй, матушка!...

А старуха и говорит:

— Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать? А сыночек и говорит:

— Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов ба­тюшке.

Старуха и говорит:

— Ты донесешь ли, Липунюшка?

— Донесу, матушка...

Старуха завязала блины в узелок и дала сыночку. Липунюшка взял узе­лок и побежал в поле.

В поле попалась ему на дороге кочка, он и кричит:

— Батюшка, батюшка, пересади меня через кочку! Я тебе блинов принес.

Старик услыхал с поля — кто-то зовет, пошел к сыну навстречу, пере­садил его через кочку и говорит:

— Откуда ты, сынок? А мальчик говорит:

— Я, батюшка, в хлопочке вывелся, — и подал отцу блинов.
Старик сел завтракать, а мальчик говорит:

—Дай, батюшка, я буду пахать.
А старик говорит:

— У тебя силы недостанет пахать.

А Липунюшка взялся за соху и стал пахать. Сам пашет и сам песню поет.

Ехал мимо этого поля барин и увидал, что старик сидит завтракает, а

лошадь одна пашет. Барин вышел из кареты и говорит старику:

- Как это у тебя, старик, лошадь одна пашет?

А старик говорит:

- У меня там мальчик пашет, он и песни поет.

Барин подошел ближе, услыхал песни и увидал Липунюшку.

Барин и говорит:

- Старик! Продай мне мальчика. А старик говорит:

- Нет, мне нельзя продать, у меня один только и есть.

А Липунюшка говорит старику:

- Продай, батюшка, я убегу от него.

Мужик продал мальчика за сто рублей. Барин отдал деньги, взял мальчика, завернул его в платочек и положил в карман. Барин приехал домой и говорит жене:

- Я тебе радость привез. А жена говорит:

- Покажи, что такое?

Барин достал платочек из кармана, развернул его, а в платочке ничего нету. Липунюшка уж давно к отцу убежал.

— Что вы можете сказать о Липунюшке теперь? ( Он ласковый, вежливый, уважает старших, трудолюбивый, заботливый, на­ходчивый.)

Какие признаки народной сказки вы увидели? (Зачин, ста­ринные слова, речь героев.)

Прочитайте сказочный зачин. («Жил старик со старухою».)

Какие старинные слова вы запомнили? Объясните их значе­ние. (Хлопок — волокно, из которого прядут нитки. Столбо­чек — приспособление, на которое привязывают волокно на прялке. Соха — орудие для вспахивания земли. Барин — бога­тый человек, помещик.)

В сказках часто используются слова с уменьшительно-лас­кательным значением. Найдите их в тексте сказки. (Сыно­чек, матушка, хлопочек, столбочек, Липунюшка, батюшка, платочек.)

¾ Какая пословица, на ваш взгляд, выражает главную мысль II сказки? (Где работают — там густо, а в ленивом доме Н пусто. Мал, да удал. Глупый киснет, а умный все промыслит.)

~ Я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы отгадайте, что это за сказка и кто ее автор:

Что ж он видит? – Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

(П. Ершов. «Конек-горбунок»)

Особенности русской народной сказки, благодаря Пушки­ну, понял и воплотил в своей сказке почти мальчик, студент П. Ершов. Кто принес ее в класс? Назовите признаки на­родной сказки в сказке Ершова. (Троекратный повтор: три брата три раза ходили в дозор. Царь, как и в сказках Пушкина, своенравный, капризный, вздорный, смешной.)

Обратите внимание на язык сказки. Назовите слова, изрече­ния, которые можно встретить и в народных сказках. Прочи­тайте.

(Выборочное чтение, толкование слов: соглядать—увидеть; ма­лахай — широкий плащ; супротив — напротив; льзя — можно; ко­нюший — конюх, и т.д.)

— Найдите пословицы, выражающие главную мысль сказки. (Жадность всякому горю начало. Много желать — добра не видать. Добра желаешь — добро делай.)

Угадай, из какой сказки эти строчки: «Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок?.. Знай же свою участь горькую. Умереть тебе за свою вину смертью безвременною!» (С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».)

—(Учитель открывает новую запись.)

— Маленький Сережа Аксаков любил слушать сказки, ко­торые ему рассказывала ключница Пелагея, жившая в их семье. Как и сказкам ключницы, сказкам Аксакова при­сущи напевность, особый язык. И как в сказках Пушки­на, любящий человек перед лицом испытаний показыва­ет свои лучшие качества: милосердие, верность, благо­родство. Назовите сказочные приемы, которые можно встретить в сказке Аксакова. («В некием царстве, в некием государстве...»; три дочери, за тридевять земель, три дня и три ночи; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».)

Прочитайте концовку сказки. («Стали жить-поживать, доб­ра наживать. Я сама там была, мед-пиво пила, поусам текло, да в рот не попало».)

Где вы читали такую сказочную концовку? (В народных сказ­ках, сказках Пушкина.)

Найдите пословицу, выражающую главную мысль сказки. (В ком честь, в том и правда. На добрый привет — добрый от­вет. Не ищи красоты, ищи доброты.)

— Мудрость русских народных сказок, богатство и красоту живой народной речи оценил и показал В.И. Даль. Отгадай­те, из какой сказки Даля этот отрывок: «...Старик принес комочек снегу в избу, положил в горшочек и поставил на окошко... Вот и слышат старики — пищит что-то в горшочке под ветошкой. Они к окну - глядь, а в горшочке лежит де­вочка, беленькая, как снежок...» («Девочка Снегурочка».)

(Учитель открывает запись.)

— Язык сказок В. Даля близок к народному. Найдите в сказке слова, подтверждающие эту мысль. («...Такая-то умная, та­кая-то румяная», «из вешнего снега скатана», «в лес по ягод­ки», «дали кузовок да пирожка кусок».)

Молодцы! Даль — настоящий знаток русского языка, соста­витель «Толкового словаря живого великорусского языка». (Учитель показывает словарь детям.)

— В сказках писатель использовал не только народные слова, устойчивые сочетания слов, но и русские народные посло­вицы. Этим он тоже продолжил традицию Пушкина. А ка­кая из пословиц, написанных на доске, подходит к сказке «Девочка Снегурочка»? (Неизведанный друг не хорош для услуг. Друг познается в беде.)

Следующая сказка, которую вам предстоит отгадать, хорошо знакома вам с детства по мультфильмам и художественным филь­мам. Известна вам и народная сказка с этим сюжетом. Угадайте, откуда этот отрывок, кто автор сказки.

«Жить и служить — разница, да и работа работе рознь; заметь это — вперед пригодится. Но впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда». (В. Одоевский «Мороз Иванович».)

Верно. Посмотрите, слова из сказки стали пословицей. Кому говорил эти слова Мороз Иванович? (Ленивице. Она прожи­ла у него три дня, плохо поработала, а награду просит.)

Какова же главная мысль сказки? (Если будешь трудолюбив, терпелив, то и в доме будет порядок, и люди будут тебя ува­жать, и за свой труд будешь получать плату по заслугам.)

Какая еще пословица, написанная на доске, подходит к сказ­ке? (Ленивому и ленится лень. Где работают —там густо, а в ленивом доме пусто.)

Найдите в сказке приемы русских народных сказок, кото­рые использовал В. Одоевский. (Сказочный зачин. Троекрат­ный повтордевочки жили по три дня. Старинные слова: «горемычная», «рукодельную песенку затянет», «студеной во­дой обмывалися», «студенец» и др.)

— Знатоком русского языка и жизни простого народа был и великий писатель Лев Николаевич Толстой. Он писал и сказ­ки для детей, сказочные притчи, и басни для взрослых. В своих сказках Лев Николаевич Толстой предстает перед нами и как педагог, учитель, защитник простого народа. Одну из его сказок вы любили, когда были еще малышами, ее читали вам мама и папа, рассказывали в детском саду. Угадайте эту сказку: «Девочка легла в большую кровать — ей было слиш­ком просторно, легла в среднюю - слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз в пору, и она заснула». («Три медведя».)

Найдите слова и выражения, которые приближают сказку к народной. («Похлебала», «неловко», «горница», «отворена».)

Какие еще сказочные приметы из народных сказок вы заме­тили? (Троекратный повтор: три медведя, три чашки, три кро­вати.)

Какие еще сказки Л. Толстого вы знаете? («Липунюшка», «Два брата»}

Молодцы! Много сказок русских писателей вы прочитали к сегодняшнему уроку. Давайте поиграем, узнаем, кто лучше, вни­мательнее читал сказки русских писателей, кто больше прочел.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: