Пушкин одним из первых ощутил очарование сказочного вымысла в русских народных сказках. Он вывел сказку из разряда гостьи в русской литературе в роль полноценной хозяйки. От сказок, написанных Пушкиным, потянулись нити к творчеству других писателей-сказочников. Сейчас мы познакомимся с другими сказками.
Коллективное чтение сказки Л.Н. Толстого «Липунюшка»
¾ Какая книга лежит у вас на столе?
¾ Что вы видите на обложке? (Мальчика).
¾ Говорит ли вам о чём-нибудь это имя – Липунюшка? (Нет, таких имён сейчас нет).
— Как вы думаете, что можно сказать о мальчике по его имени? ( Оно имеет уменьшительно-ласкательное значение. Он добрый, ласковый. Он маленький.)
— Давайте вместе прочитаем сказку.
(Дети читают сказку цепочкой. Учитель по ходу чтения объясняет слова: хлопок, столбочек, отпряла, узелок, соха, барин.)
Липунюшка
Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит:
— Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес, а теперь с кем я пошлю?
Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит:
— Здравствуй, матушка!...
А старуха и говорит:
— Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать? А сыночек и говорит:
— Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке.
Старуха и говорит:
— Ты донесешь ли, Липунюшка?
— Донесу, матушка...
Старуха завязала блины в узелок и дала сыночку. Липунюшка взял узелок и побежал в поле.
В поле попалась ему на дороге кочка, он и кричит:
— Батюшка, батюшка, пересади меня через кочку! Я тебе блинов принес.
Старик услыхал с поля — кто-то зовет, пошел к сыну навстречу, пересадил его через кочку и говорит:
— Откуда ты, сынок? А мальчик говорит:
— Я, батюшка, в хлопочке вывелся, — и подал отцу блинов.
Старик сел завтракать, а мальчик говорит:
—Дай, батюшка, я буду пахать.
А старик говорит:
— У тебя силы недостанет пахать.
А Липунюшка взялся за соху и стал пахать. Сам пашет и сам песню поет.
Ехал мимо этого поля барин и увидал, что старик сидит завтракает, а
лошадь одна пашет. Барин вышел из кареты и говорит старику:
- Как это у тебя, старик, лошадь одна пашет?
А старик говорит:
- У меня там мальчик пашет, он и песни поет.
Барин подошел ближе, услыхал песни и увидал Липунюшку.
Барин и говорит:
- Старик! Продай мне мальчика. А старик говорит:
- Нет, мне нельзя продать, у меня один только и есть.
А Липунюшка говорит старику:
- Продай, батюшка, я убегу от него.
Мужик продал мальчика за сто рублей. Барин отдал деньги, взял мальчика, завернул его в платочек и положил в карман. Барин приехал домой и говорит жене:
- Я тебе радость привез. А жена говорит:
- Покажи, что такое?
Барин достал платочек из кармана, развернул его, а в платочке ничего нету. Липунюшка уж давно к отцу убежал.
— Что вы можете сказать о Липунюшке теперь? ( Он ласковый, вежливый, уважает старших, трудолюбивый, заботливый, находчивый.)
— Какие признаки народной сказки вы увидели? (Зачин, старинные слова, речь героев.)
— Прочитайте сказочный зачин. («Жил старик со старухою».)
— Какие старинные слова вы запомнили? Объясните их значение. (Хлопок — волокно, из которого прядут нитки. Столбочек — приспособление, на которое привязывают волокно на прялке. Соха — орудие для вспахивания земли. Барин — богатый человек, помещик.)
— В сказках часто используются слова с уменьшительно-ласкательным значением. Найдите их в тексте сказки. (Сыночек, матушка, хлопочек, столбочек, Липунюшка, батюшка, платочек.)
¾ Какая пословица, на ваш взгляд, выражает главную мысль II сказки? (Где работают — там густо, а в ленивом доме Н пусто. Мал, да удал. Глупый киснет, а умный все промыслит.)
~ Я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы отгадайте, что это за сказка и кто ее автор:
Что ж он видит? – Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
(П. Ершов. «Конек-горбунок»)
— Особенности русской народной сказки, благодаря Пушкину, понял и воплотил в своей сказке почти мальчик, студент П. Ершов. Кто принес ее в класс? Назовите признаки народной сказки в сказке Ершова. (Троекратный повтор: три брата три раза ходили в дозор. Царь, как и в сказках Пушкина, своенравный, капризный, вздорный, смешной.)
— Обратите внимание на язык сказки. Назовите слова, изречения, которые можно встретить и в народных сказках. Прочитайте.
(Выборочное чтение, толкование слов: соглядать—увидеть; малахай — широкий плащ; супротив — напротив; льзя — можно; конюший — конюх, и т.д.)
— Найдите пословицы, выражающие главную мысль сказки. (Жадность всякому горю начало. Много желать — добра не видать. Добра желаешь — добро делай.)
— Угадай, из какой сказки эти строчки: «Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок?.. Знай же свою участь горькую. Умереть тебе за свою вину смертью безвременною!» (С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».)
—(Учитель открывает новую запись.)
— Маленький Сережа Аксаков любил слушать сказки, которые ему рассказывала ключница Пелагея, жившая в их семье. Как и сказкам ключницы, сказкам Аксакова присущи напевность, особый язык. И как в сказках Пушкина, любящий человек перед лицом испытаний показывает свои лучшие качества: милосердие, верность, благородство. Назовите сказочные приемы, которые можно встретить в сказке Аксакова. («В некием царстве, в некием государстве...»; три дочери, за тридевять земель, три дня и три ночи; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».)
— Прочитайте концовку сказки. («Стали жить-поживать, добра наживать. Я сама там была, мед-пиво пила, поусам текло, да в рот не попало».)
— Где вы читали такую сказочную концовку? (В народных сказках, сказках Пушкина.)
— Найдите пословицу, выражающую главную мысль сказки. (В ком честь, в том и правда. На добрый привет — добрый ответ. Не ищи красоты, ищи доброты.)
— Мудрость русских народных сказок, богатство и красоту живой народной речи оценил и показал В.И. Даль. Отгадайте, из какой сказки Даля этот отрывок: «...Старик принес комочек снегу в избу, положил в горшочек и поставил на окошко... Вот и слышат старики — пищит что-то в горшочке под ветошкой. Они к окну - глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок...» («Девочка Снегурочка».)
(Учитель открывает запись.)
— Язык сказок В. Даля близок к народному. Найдите в сказке слова, подтверждающие эту мысль. («...Такая-то умная, такая-то румяная», «из вешнего снега скатана», «в лес по ягодки», «дали кузовок да пирожка кусок».)
— Молодцы! Даль — настоящий знаток русского языка, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка». (Учитель показывает словарь детям.)
— В сказках писатель использовал не только народные слова, устойчивые сочетания слов, но и русские народные пословицы. Этим он тоже продолжил традицию Пушкина. А какая из пословиц, написанных на доске, подходит к сказке «Девочка Снегурочка»? (Неизведанный друг не хорош для услуг. Друг познается в беде.)
— Следующая сказка, которую вам предстоит отгадать, хорошо знакома вам с детства по мультфильмам и художественным фильмам. Известна вам и народная сказка с этим сюжетом. Угадайте, откуда этот отрывок, кто автор сказки.
«Жить и служить — разница, да и работа работе рознь; заметь это — вперед пригодится. Но впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда». (В. Одоевский «Мороз Иванович».)
— Верно. Посмотрите, слова из сказки стали пословицей. Кому говорил эти слова Мороз Иванович? (Ленивице. Она прожила у него три дня, плохо поработала, а награду просит.)
— Какова же главная мысль сказки? (Если будешь трудолюбив, терпелив, то и в доме будет порядок, и люди будут тебя уважать, и за свой труд будешь получать плату по заслугам.)
— Какая еще пословица, написанная на доске, подходит к сказке? (Ленивому и ленится лень. Где работают —там густо, а в ленивом доме пусто.)
— Найдите в сказке приемы русских народных сказок, которые использовал В. Одоевский. (Сказочный зачин. Троекратный повтор — девочки жили по три дня. Старинные слова: «горемычная», «рукодельную песенку затянет», «студеной водой обмывалися», «студенец» и др.)
— Знатоком русского языка и жизни простого народа был и великий писатель Лев Николаевич Толстой. Он писал и сказки для детей, сказочные притчи, и басни для взрослых. В своих сказках Лев Николаевич Толстой предстает перед нами и как педагог, учитель, защитник простого народа. Одну из его сказок вы любили, когда были еще малышами, ее читали вам мама и папа, рассказывали в детском саду. Угадайте эту сказку: «Девочка легла в большую кровать — ей было слишком просторно, легла в среднюю - слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз в пору, и она заснула». («Три медведя».)
— Найдите слова и выражения, которые приближают сказку к народной. («Похлебала», «неловко», «горница», «отворена».)
— Какие еще сказочные приметы из народных сказок вы заметили? (Троекратный повтор: три медведя, три чашки, три кровати.)
— Какие еще сказки Л. Толстого вы знаете? («Липунюшка», «Два брата»}
— Молодцы! Много сказок русских писателей вы прочитали к сегодняшнему уроку. Давайте поиграем, узнаем, кто лучше, внимательнее читал сказки русских писателей, кто больше прочел.