Эпистемическая модальность - термин происходит от греческого слова "эпистема", которое в античной философии означало высший тип бесспорного, достоверного знания, это информация, выраженная в суждении об основаниях принятия и степени его обоснованности.
Эпистемические (теоретико-позновательные) модальности относятся к характеристике знания и выражаются в терминах: "доказуемый", "опровергаемый", "неразрешимый", "вероятный", "сомнительный" и т. д. В ходе спора или дискуссии мы можем оценить аргументы оппонента как убедительные или сомнительные, или даже определить степень их вероятности. Такие модальные понятия дают дополнительную информацию о природе знания, содержащегося в суждении, помимо его истинности или ложности. Понятие высказывания зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Наиболее важными среди них являются логические и внелогические факторы, определяющие два эпистемических типа суждений, различающихся по основаниям своего понятия.
Первый тип - это суждения, основанные на мнениях и выражающие веру.
По эпистемическому статусу вера-это спонтанное, некритическое принятие мнений других людей, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных.
Второй тип-это логически обоснованные суждения, выражающие знание.
Знание, фактор логического влияния - это принятие суждения как истинного или ложного из-за его обоснованности другими суждениями, из которых логически вытекает принятое суждение как следствие, где K-модальный оператор, означающий "знание".
По степени достоверности среди знаний различают два непересекающихся класса суждений: достоверные и проблематичные.
1.Надежные суждения - это обоснованные истинные или ложные суждения. Модальность может быть выражена с помощью двух операторов:
Доказательство (верификация) - В.
Опровержимость (фальсификация) - Ф.
2.Проблемные суждения это суждения, которые не могут считаться надежными из-за их недостаточной обоснованности. Если невозможно установить истинность или ложность таких суждений, то они могут быть только таковыми. Они называются: проблематичные, правдоподобные, вероятные.
Обоснованность суждения, выраженная в соответствующей мотивации, должна быть ведущим фактором, определяющим формирование субъективной уверенности, без которой также невозможно раскрытие истины.
2.2 Деонтическая модальность.
Деонтическая модальность - термин заимствован из греческого языка и означает "долг", это просьба, совет, приказ или указание, выраженное в суждении, которое побуждает кого-то предпринять определенные действия.
Деонтическая - обязательная модальность суждений. Этот тип модальности является выражением в суждении мотивации людей к определенному поведению в форме Советов, команд и пожеланий. Этот тип модальности суждений позволяет логически анализировать следующие нормы: право - представляющая "имеет право", "может" и т. д.; право - запрещающая - "не может", "не в праве" и право-обязательная - "должна", "должна".
Деонтические (нормативные) модальности указывают на тип действий, предписанных в суждении, и выражаются в терминах: "разрешено", "не разрешено", "требуется", "безразлично" и т. д.
Наибольший интерес для модального анализа представляет деонтическая характеристика нормы как регулятора правоотношений. Права и обязанности как фундаментальные характеристики правоотношения выражаются с помощью деонтических операторов: O - обязательство; F - запрет; Р - разрешение.
Алетическая модальность
Алетическая - термин греческого происхождения, означающий "истинный", - это информация, выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности или возможности-невозможности о логической или фактической обусловленности суждения.
Алетическая - модальность истинного суждения. Это информация, выраженная в терминах необходимости или возможности о логическом отношении между субъектом и предикатом суждения или о действительном отношении между отраженными в них явлениями. В границах истинной или алетической модальности принято различать логическую обусловленность или детерминизм.
Существует два способа обусловленности или детерминизма суждений, которые определяют соответствующие типы модальностей:
1. Логическая модальность - это логический детерминизм суждения, истинность или ложность которого определяется структурой или формой суждения.
Логически истинными (L-и) являются предложения, выражающие законы логики.
Логически ложные (L-л) - внутренне противоречивые суждения.
2. Фактическая модальность связана с объективным или физическим детерминизмом суждений когда их истинность и ложность определяются положением дел в реальной действительности.
К фактически истинным (F-и) относятся суждения, в которых связь между терминами соответствует реальным отношениям между предметами.
К фактически ложным (F-л) относятся суждения, в которых связь между терминами не соответствует действительности.
Заключения
Все эти модальные понятия позволяют более точно и полно выразить различные контекстуальные характеристики суждений в зависимости от различного подхода к ним, их роли в познании и практическом действии. Благодаря использованию символов и формальных методов современной неклассической логики расплывчатые и неопределенные модальные термины естественного языка приобретают необходимую ясность, однозначность и точность.
В данной работе достигаются цели и задачи, раскрывается понятие суждения, дается понятие модальности суждений, рассматриваются ее виды.
Список использованных источников.
1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики; Учеб. - М.:ИНФРА-М, 2002. - 296 с.
2. Ивлев Ю.В. Логика: Учеб. - М.: Логос, 2001.
3. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учеб. - М.: Дело, 2001.
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М.: Юристъ, 2007.
5. Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие. - М.: Омега-Л; 2003
Приложения А