В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ




ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Бычкова Ольга Леонидовна,

методист, педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МАУДО города Набережные Челны «Дом детского творчества №15»

Сегодня возникла необходимостью в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических задач, необходимость формирования личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Современная система дополнительного образования детей переживает глубокие трансформации, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было построено.

Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным способом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.

В настоящее время дистанционное обучение может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем педагога – тьютора. Современные компьютерные телекоммуникации, применяемые при дистанционном обучении, могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения, но призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования.

Одной из особенностью дистанционного обучения является возможность получения образовательных услуг без посещения образовательной организации, так как все изучение программного материала и общение с педагогами осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

Применение электронных и дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного образования дает учащимся возможность получать знания на месте своего проживания с учетом их индивидуальных особенностей, при котором целенаправленное опосредованное взаимодействие учащегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически организованных информационных технологий. Информация по данному вопросу была представлена 17 апреля 2020 года Региональным модельным центром на республиканской онлайн методической лаборатории «Образовательные модели электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ», организованной ГБУ ДО РЦВР, г. Казань.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:

Учащийся:

üсамостоятельно определяет для себя время и форму обучения;

üсамостоятельно выбирает последовательность изучения материала.

При этом учащийся должен:

üдостичь запланированных результатов обучения;

ü изучить программный материал в соответствии с с общеразвивающей программой.

Задачи педагога:

ü организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;

ü разработка системы и проведение итогового оценивания учащегося;

ü оказание консультационной поддержки.

Кроме того, педагог является ответственным за достижение его учащимися запланированных результатов обучения.

Важный аспект дистанционного обучения – сохранение коммуникации между участниками образовательного процесса. Для обеспечения данной задачи используются современные телекоммуникационные технологии. Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то педагог и учащиеся общаются онлайн. Если же применяется методика асинхронного дистанционного обучения, то общение между учащимися и педагогом уже происходит офлайн, то есть посредством отправки электронных писем.

Надо учитывать, что синхронная и асинхронная методика предполагают различную нагрузку на всех участников образовательного процесса. При синхронной методике учащиеся и педагог постоянно активно взаимодействуют, поэтому педагог здесь выступает в роли «локомотива», который тянет за собой учащихся.

Асинхронная методика обучения предполагает уже большую ответственность обучаемого за итоговый результат. На первый план выходит уже самообучение и самостоятельное определение темпа изучения нового материала. Педагогу в этом случае уже принадлежит роль консультанта. Однако наибольшего образовательного эффекта удается добиться при одновременном использовании двух методик.

Основные формы дистанционного обучения:

1. Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype.

2. Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.

3. Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.

4. Вебинары. Под ними понимаются дистанционные занятия, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев, а также применением асинхронного метода взаимодействия).

Для удобства работы с электронными и дистанционными образовательными технологиями разработаны и бесплатно работают платформы ZOOM, Webinar.

Были внесены не только изменения в организацию работы с учащимися, но и с педагогами. При этом была перестроена методическая работа в дистанционный режим. Методистами был организован и проведен:

ü муниципальный заочный конкурс портфолио учащихся организаций дополнительного образования «Секреты успеха». На конкурс были представлены электронные портфолио. Конкурс впервые проводился дистанционно в электронном формате;

ü региональный заочный профессиональный конкурс портфолио педагогов организаций дополнительного образования «Секреты успеха»;

ü региональный научно-практический семинар «Дополнительное образование: современные тенденции и подходы в обучении и воспитании» в режиме онлайн на платформе ZOOM. Программа семинара включала пленарную часть и работу участников семинара в группе ВКонтакте https://vk.com/event194088345, в которой был представлен опыт педагогов в формате видео выступлений. Количество заявившихся участников на семинар 98 человек. При проведении семинара использовались дистанционные технологии, что позволило сделать семинар практико-ориентированным, продуктивным. Представленный на семинаре опыт работы педагогов, педагогов - организаторов, методистов представляет собой апробацию инновационного педагогического опыта работы по применению современных подходов в организации образовательного процесса, применения дистанционных технологий обучения. Семинар получил от участников положительные отзывы.

Дистанционное формы работы с педагогами предоставляют им уникальные возможности по повышению своей квалификации: обмен опытом со своими коллегами через различные методические объединения, участие в онлайн семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах, стажировочных площадках и др.

Таким образом, новые подходы к организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения способствуют росту профессиональных компетенций педагогов в применении цифровых технологий, изменению подходов к организации учебной деятельности.

 

Список литературы:

1. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Полат Е. С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы/Е. С. Полат// Открытая школа. – 2009. – № 1.

4. Шукшина Е. Е. Система дистанционного образованияс использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: