Детский фольклор: определение понятия и проблема классификации.




Дневник читателя

Подготовила: Гасакова О.А.

студентка ф-та ДиНО

Д-4, 2 курса, 2 группы

 

Проверила: Борисенко О.Е.

преподаватель кафедры

детской литературы

 

 

Мозырь 2014

 

Оглавление

1. Детский фольклор: определение понятия и проблема классификации. ____________4 -8

2. Основные признаки басни. Аллегоричность образов. Нравоучительный смысл. Напряженность действия. Яркость диалогов. _____9-10

3. Появление басен Крылова в учебных книгах К. Д. Ушинского («Детский мир», «Родное слово»). _________________ _______11-13

4.. Басни Л. Н. Толстого для детей, их воспитательное значение. Специфика жанра басни в творчестве Л. Н. Толстого. ____________________________________________14-15

5.. Два источника сказок В.А. Жуковского: фольклорные и литературные.__________16-18

6. Появление сказок в период наивысшего расцвета творчества А.С.Пушкина (30-е годы). _________________________________________________________________________19-21

7. Петр Павлович Ершов. Сказка «Конек-Горбунок» (1834) в оценке А.С.Пушкина и критиков19 века. Популярность сказки.___________________________________________________________________22-23

8 Владимир Федорович Одоевский. Сказка «Город в табакерке» (1834) как первый образец художественно-познавательной сказки для детей.____________________________________________________________________24-25

9. С.Т. Аксаков. История создания сказки «Аленький цветочек» (1856-1857)_________26-27

10. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки» как единый художественный цикл. История создания сказок. _________________________________________________________________________28-30

11. К.Д.Ушинский. Рассказы о детях и о природе в творчестве писателя: «Дети в роще», «Четыре желания», «Чужое яичко», «Утренние лучи» и др. Познавательная направленность рассказов. -________________________________________________31-35

12. Рассказы о животных в творчестве Л.Н.Толстого: «Лев и собачка», «Булька», «Котенок» и др. Драматизм повествования. Идеи привязанности и дружбы.________________________________________________________________34-35

13.А.П Чехов. Рассказы о детях в детском чтении («Детвора», «Ванька»)._____________________________________________________________36-37

14. Детские образы в поэзии Н.А.Некрасова. ________________________________38-39

15. Пейзажная лирика 19 века в детском чтении. Особенности восприятия пейзажной лирики учащимися разных возрастных групп._______________________________40-41

16. А.С Пушкин: «Осень», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зимнее утро» (Мороз и солнце; день чудесный!», «Под голубыми небесами».____ ___________________42-44

17.. Н.А Некрасов: «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз Красный нос»); «Зеленый шум».________________________________________________________45-47

18. Ф.И. Тютчев: «Весенние воды» (Еще в полях белеет снег…»; «Весенняя гроза»(люблю грозу в начале мая…»); «Зима недаром злиться»; «Есть в осени первоначальной…»; «Чародейкою зимою».___________________________________________________48--50

19. А.А Фет: «Я пришел к тебе с приветом…»; «Это утро, радость эта…»; «Зреет рожь над жаркой нивой…»; «Летний дождь»; «Ласточки пропали…».____________________51-53

20. А.Н. Майков: «Ласточка примчалась из-за бела моря». И.С. Никитин: «Встреча зимы»__________________________________________________________________54-55

21. А.Н. Плещеев: «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»). И.З. Суриков: «Зима» («Белый снег пушистый в воздухе кружиться»).______________________________________56-58

22.. Александр Александрович Блок. Сборники стихов для детей. Сказочные сюжеты, музыкальная инструментовка, игровой характер стихотворений, образы детей в них. 59-61 23. Черный Саша. Непосредственность выражения детских чувств и настроений в стихотворениях. Сборник «Детский остров».--- ________________________________62-63

24. Любовь к родине и родной природе - основная тема детских стихотворений. Воспитательное значение произведений Сергея Есенина для детей. _____________64-66

25. Сборники «Елка» и «Северное сияние», редактируемые М.Горьким. Новые писатели и художники, создающие детскую книгу (В.В. Маяковский, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, А.Гайдар, Б.С. Житков, В.В. Бианки).__________________________________________67-69

26. Идейно-эстетические особенности сказок М. Горького: «Утро»,«Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Яшка», «Иванушка-дурачок». Связь с жизнью, социальная насыщенность, новаторское овладение традициями народных сказок.___________________________________________________________________70-72

27. В.В.Маяковского. Произведения поэта для детей дошкольного возраста._______73-76

28. Литературно-критическая деятельность Чуковского в области детской литературы. Отношение писателя к детскому чтению, его наблюдения над психологией детей, восприятием ими художественного слова, обобщенные в книге «От двух до пяти».____________________________________________________________________77-79

29. Тематическое и жанровое многообразие произведений С.Я. Маршака для детей. Традиции устной народной поэзии и классической литературы в его творчестве.____80-81

30. Воспитание любви к природе, обилие позновательного материала в поэтических циклах «Круглый год», «Лесная книга», «Разноцветная книга». Поэтическая энциклопедия «Веселое путешествие от А до Я». Значение творчества С.Я. Маршака для развития русской и мировой детской литературы. _________________________________________________________________________82-83

 

Детский фольклор: определение понятия и проблема классификации.

Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Это эпос – произведения повествовательного рода: песни о памятных событиях истории, героях; разнообразные сказки, предания об основании городов, рассказы о жизни выдающихся людей. Это и народно-песенная лирика: песни сопровождали разные обряды – свадьбы, праздники, похороны. Это и драма: хороводные игры, сеяние проса, спор за невесту. Все это в совокупности и образуют то, что называется устным народным творчеством или фольклором (от английского слова folklore, переводится «народная мудрость, народное значение»).

Фольклорные произведения называют народными, потому что они отражают художественные потребности людей. Всегда было первое лицо, спевшее или рассказавшее ту же сказку, песню, но созданное одним должно пройти длительный процесс передачи от лица к лицу, чтобы обрести черты и свойства фольклора. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы людей.

Детский фольклор – своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова. Детский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров. Названия жанров детского фольклора связаны с их бытовой функцией. В первой группе выделяются колыбельные песни, призванные успокоить, усыпить малыша.

Колыбельные песни подлинное чудо народной поэзии.В народе колыбельные песни зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:

Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер. Возникло поверье о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал:

Ваня будет спать,

Котик Ваню качать.

Коту обещают награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею» и др. Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее младенца:

Спи, посыпай, боронить поспевай.

Мы те шапочку купим, зипун сошьем;

Зипун сошьем, боронить пошлем

В чистые поля в зеленые луга.

Пестушки и примыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ребенка. В центре пестушек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:

Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки.

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.

Пестушки незаметно преходят в потешки – песенки. Сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»).

Прибаутки предназначаются детям, которые уже способны воспринимать их содержание. Персонажи этого жанра птицы, звери хорошо знакомые детям.

Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутки о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку:

Коза муку мелет,

Козел засыпает;

О зайчике – коротенькие ножки, сафьяновые сапожки; о старинной татьбе – воровстве разбойников:

Наехали на галку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять.

Плачет галка, да негде взять.

В прибаутке, как правило, дана картина какого-либо яркого события или изображается стремительное действие. Прибауткам свойствен сюжет, но малыш не способен на долгое внимание – и они ограничиваются передачей лишь одного эпизода.

Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся Кошкин дом…

К числу прибауток относятся и небылицы-перевертыши – особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений:

Распустила поросят

Всех по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь они хотят.

Прибаутки развивают фантазию и чувство юмора: малыш смеется, хлопает и топает в такт словам. Часто прибаутки имеют диалоговую форму: вопрос–ответ – придает тексту динамизм, удерживает внимание, легко запоминается и воспроизводится малышом.

Основу второй группы составляют заклички, приговорки и присловья, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки и приговоры, сопровождающие игру. Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки. Обе группы, особенно вторая, постоянно пополняются за счет произведений, первоначально предназначавшимся детям, но постепенно теряющих свое значение в фольклорном быту взрослых.

Заклички от слова закликать – «звать», просить, приглашать, обращаться». Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

Помимо закличек существуют приговорки. Это обращения к мыши, улитке, маленьким жучкам, что водятся на цветах; подражание птичьим голосам; приговорки при скакании на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая туда во время купания.

Песенные заклички и словесные приговорки преисполнены веры во всемогущие – то губительные, то благотворные – силы земли, неба и воды. Закличка наполняла детское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на обильный урожай, достаток и богатство. Песенные заклички стали игрой, в них внесено много занимательного и забавного:

Уж дождь дождем,

Поливай ковшом.

Поливай весь день

На наш ячмень,

На бабью рожь,

На мужичий овсе…

Не менее древни игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий. Игра для ребенка естественное состояние. Игра, словом свойственна всем детским произведениям. В играх дети подражали взрослым: сеяли, ходили на охоту, игровые действия сопровождали словесными приговорами. Игра – это подготовка к жизненной борьбе и труду.

Жеребьевая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение вопрос-загадка, которую играющие предлагают признанным вожакам для справедливого отбора команды. Вопрос – импровизация играющих, где проявляются находчивость, чувство слова, т.к. они отождествляют себя с высказыванием (девочки предпочитают более лирический текст, мальчики воинскую символику).

Немало народной выдумки внесено и в считалки.

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов и созвучий, с подчеркнуто строгим соблюдением ритма, в основу которых положен счет. Считалки представляют своеобразную игру словами, ритмом, и в этом ее художественная функция:

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто ее возьмет, тот вон и пойдет.

Дразнилки – вид творчества, почти всецело развитый детьми. Часть дразнилок осуждает ябедничество, обжорство, лень и воровство: Ябеда – беда, тараканья еда; Вор-воришка, украл торопишко.

Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз – это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе – трава, на траве – дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции важны тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.

Множество загадок иронических, шутливых:

Стоит Федосья, растрепаны волосья (стог).

Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал (снег).

В шубе летом, а зимой раздетый (лес).

Через речку лег, пробежать помог (мост).

Ползун ползет, иголки везет (еж).

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.

Народные пословицы содержат мораль: «Нет друга – ищи, а нашел, береги», «Не спеши языком, торопись делом», «Кончил дело – гуляй смело».

Народные поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную оценку:

Береги нос в большой мороз.

Землю красит солнце, а человека труд.

Кроме всего этого дети осваивают народные лирические песни взрослых. Эти песни они слышат в быту подрастая, исполняют сами: «Ах вы сени мои сени», «Как у наших у ворот», «Из-за леса, леса темного».

Неизменно велика роль крупных жанров фольклора, особенно, таких как сказки.

Сказки наиболее специфическая форма поэтического сознания и творчества взрослых людей. Существует много разновидностей детских сказок: сказки о животных, волшебные, социально-бытовые, исторические.

Наиболее доступны детям с раннего возраста сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза-дереза»). Волк ловит рыбу – опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика! («Лиса и волк»).

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии – того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем для петушка, та посылает ее к коровушке за молоком. Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив («Петушок и бобовое зернышко»). Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора.

Детям старшего возраста нравятся волшебные сказки. В них все необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья. Даже вещи – предметы быта, орудия труда – и те приобретают в сказках чудесные свойства. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

Социально-бытовые сказки приближены к реалиям жизни. Они отражают быт народа и его нравственные понятия, остроумие народа и ироническое отношение к власть имущим.

Былины доступны детям младшего школьного возраста и показывают героический эпос предшественников. Они возникли в Древней Руси, до нас дошли только в книгах и записях. Былина – большая песня, поэма, исполнявшаяся на распев под акомпонемент гуслей. Детский фольклор обладает специфическими чертами и приметами, характеризующими его как неотъемлемую часть целостной фольклорной структуры. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: