Три этапа массово-информационного процесса




Схематично массово-информационный процесс можно изоб­разить следующим образом:

Ж → Т(И) → А


Где журналистика (Ж) несет определенную информацию (И), заключенную в разнообразных текстах (Т) для аудитории (А). В идеале полученная аудиторией информация «работает», стано­вится источником новой информации, которая посредством «об­ратной связи» возвращается к журналистам. В действительнос­ти, далеко не вся переданная журналистом информация оказы­вается принятой, и, тем более, сообразно замыслу журналиста освоенной. В целом эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух составляющих.

1. Из информационной насыщенности текста, т. е. наличия в нем большого объема потенциальной информации.

2. Из высокой информативности текста, т. е. максимальной реализации его потенциала при столкновении с аудиторией, что и означает его высокую реальную эффективность.

Журналисты должны добиваться высокой информаци­онной насыщенности в каждом тексте. Для этого существуют определенные правила, которые необходимо применять в прак­тической деятельности. Эти правила формулируются в соответ­ствии с тремя этапами массово-информационного процесса: фик­сацией действительности и ее первичным отображением; созданием журналистского текста и освоением текста аудиторией.

 

 

В соответствии с этими тремя этапами «текстовую деятель­ность» журналиста описывают с трех сторон: семантической, синтактической, прагматической.

Семантика текста – это характер его отношений с действи­тельностью (что и как отображено).

Синтактика текста – это характеристика его внутренней структуры (как организован текст).

Прагматика текста – характеристика его отношений с ауди­торией (как он осваивается).

Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко пред­ставлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории.

Информированность – это такое состояние сознания ауди­тории, при котором каждый ее субъект располагает необходи­мой и достаточной информацией, позволяющей верно ориенти­роваться в действительности.

Стопроцентная, полностью соответствующая реальному по­ложению вещей информированность – это, конечно, положе­ние из области фантастики. На пути информированности стоит множество преград: неполнота знаний журналиста, неизбеж­ный субъективизм журналистов при отображении действитель­ности, внетворческие преграды, в т. ч. затрудненный доступ журналистов к информации, а информации – к аудитории. По данным Фонда защиты гласности в 2001 г. на территории Рос­сии было официально зафиксировано 180 отказов журналистам в доступе к информации, включая запреты напроизводство аудио- и видеозаписи, фотосъемки, отказы в аккредитации, ог­раничение прав на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учрежде­ниях; 21 случай отказа от печатания и распространения газет; 44 случая отключения от эфира, 15 случаев изъятия, скупки или ареста тиража. [9, с. 75]

Но, тем не менее, в каждом тексте журналист должен ви­деть шаг к основной цели своей деятельности – повышению информированности аудитории.

Вернемся к трем этапам массово-информационной деятель­ности и соответствующим аспектам «текстовой деятельности» журналиста – семантике, синтактике и прагматике. Они не постепенны, не изолированы друг от друга. Но на первый план выступает прагматический аспект. Если текст ненаходит кон­такта с аудиторией, то бессмысленно говорить, насколько каче­ственно он организован или каких важных проблем касается.

Для прагматической ценности материала журналист должен знать свою аудиторию и стараться выполнять следующие тре­бования.

1. Текст должен обладать таким свойством, как небанальность, т. е. должен содержать оригинальность сведений. Проявления небанальности различны: это и новизна информации, наличие сведений, ранее неизвестных аудитории; это и углубление, сис­тематизация уже известной информации; это и новая интерпретация уже имеющихся данных. Необходимо заметить, что неэффективна не только давно известная информация, но и совер­шенно новая. Лишенная основы из заранее накопленных зна­ний, она не будет воспринята аудиторией должным образом.

2. Следующее требование к тексту – его декодируемость, доступность сообщения для понимания. Журналист должен учи­тывать языковую стихию аудитории. Некоторые молодежные издания, например, излишне усердствуют в стремлении соот­ветствовать манере общения своих читателей, пытаясь копировать современный сленг. Журналисту должен быть известен «код культуры» аудитории, т. е. уровень ее образованности. В пери­од резкого социального расслоения нельзя не учитывать соци­альную позицию аудитории.

Требование релевантности (от англ. «relevant» – умест­ный, относящийся к делу) подразумевает ценность, значимость сведений для аудитории.

 

Свойством релевантности в наиболь­шей мере обладают тексты, которые соответствуют потребнос­тям и интересам аудитории. Интерес обычно руководит поиском информации интерес, а потребности проявляются не так остро.

3. В семантическом плане выделяют четыре структурных ком­понента или четыре вида информации: дескриптивная (d), пре-скриптивная (р), валюативная (v) и нормативная (п).

D (от лат. «descriptio» – «описание») – описание окружаю­щего мира. Это опора всего текста, и, в принципе, всей журна­листики, которая, как известно, опирается на факты.

Р (от лат. «prescriptio» – «предписание») – информация, содержащая «социальный идеал» журналиста, как, по его мне­нию, должно обстоять дело.

V (от лат. «valeo» – «ценность») – информация, содержа­щая оценку факта, ситуации или лица.

N (от лат. «norma» – «норма») – рекомендации журналиста к действиям в той или иной обстановке, в той или иной ситуации.

Следовательно, схематично журналисткий текст как система (S) будет выглядеть следующим образом: S (d, p, v, n). Такое обо­значение – своеобразный каркас любого произведения, который облачен в плоть из конкретных фактов, оценок, рекомендаций.

Синтактический аспект – это размещение рассмотрен­ных выше элементов структурных компонентов в конкрет­ном тексте.

Их набор может быть как полным S (d, p, v, n), так и пре­дельно редуцированным. Например, схема хроникальной за­метки – S (d). Так же изучение синтактики текста предпола­гает анализ с точки зрения интенсивности расположения эле­ментов: сбалансированное наличие элементов S (d, p, v, n), акцентированное наличие элементов S (d, d, d, n); и с точки зре­ния порядка их развертывания, например: S (d, v), S (d, p, v, n), S (p, d, v).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости фак­ты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности вы­деляется несколько видов информации: экономическая, политическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они не­обходимы для нормального функционирования и развития обще­ственного организма, и их не нужно сравнивать между собой по сте­пени важности.

Журналистике присуща особая краткость материалов. Эконом­ное использование площади и времени обусловлено и технологией производства информационной продукции, где строго задаются фор­маты публикаций, и дороговизной каждой строки или секунды веща­ния, и, что особенно важно учитывать, способом потребления мате­риалов СМИ.

Журналистская информация соединяет в себе документаль­ную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюда­емых событий.

Журналистика имеет дело с «массовой информацией».

Массовая информация, в отличие от специализированной информации, «общезначима и общедоступна», она играет «роль духовного моста между представителями разных социальных общностей».

Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них яв­ляется потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений раз­личных социальных групп о явлениях окружающей действитель­ности, затрагивающих их интересы.

Журналисты должны добиваться высокой информаци­онной насыщенности в каждом тексте. Для этого существуют определенные правила, которые необходимо применять в прак­тической деятельности. Эти правила формулируются в соответ­ствии с тремя этапами массово-информационного процесса: фик­сацией действительности и ее первичным отображением; созданием журналистского текста и освоением текста аудиторией.

Журналист должен точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории.

Информированность – это такое состояние сознания ауди­тории, при котором каждый ее субъект располагает необходи­мой и достаточной информацией, позволяющей верно ориенти­роваться в действительности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев В. Социальная информация. – М., 1994. С. 12.

2. Багдикян Б. Монополия средств информации. – М., 1987. – 325 с.

3. Законодательство и практика масс-медиа. – 2007. № 1. С. 4, 9.

4. Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. В. Д. Попова. – М., 2003. – 230 с.

5. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник. – М., 2004. – 455 с.

6. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов / С.Г. Корконосенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 318 с.

7. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник. – М., 2003. –

328 с.

8. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник. – М.: Аспект-Пресс,, 2007. – 450 с.

9. Социальное функционирование журналистики / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2006. – 298 с.

10. Свитич Л. Г. Профессия: журналист: Учебное пособие (Часть 1. Специфика журналистской профессии). – М., 2003. – 344 с.

11. Шишкин Н.Э. Основы журналистики: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – 136 с.

12. Юзвишин И.И. Информациология, или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. – М., 1996. – 326 с.

 

 

Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 2-е издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 336 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: