Схематично массово-информационный процесс можно изобразить следующим образом:
Ж → Т(И) → А
Где журналистика (Ж) несет определенную информацию (И), заключенную в разнообразных текстах (Т) для аудитории (А). В идеале полученная аудиторией информация «работает», становится источником новой информации, которая посредством «обратной связи» возвращается к журналистам. В действительности, далеко не вся переданная журналистом информация оказывается принятой, и, тем более, сообразно замыслу журналиста освоенной. В целом эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух составляющих.
1. Из информационной насыщенности текста, т. е. наличия в нем большого объема потенциальной информации.
2. Из высокой информативности текста, т. е. максимальной реализации его потенциала при столкновении с аудиторией, что и означает его высокую реальную эффективность.
Журналисты должны добиваться высокой информационной насыщенности в каждом тексте. Для этого существуют определенные правила, которые необходимо применять в практической деятельности. Эти правила формулируются в соответствии с тремя этапами массово-информационного процесса: фиксацией действительности и ее первичным отображением; созданием журналистского текста и освоением текста аудиторией.
В соответствии с этими тремя этапами «текстовую деятельность» журналиста описывают с трех сторон: семантической, синтактической, прагматической.
Семантика текста – это характер его отношений с действительностью (что и как отображено).
Синтактика текста – это характеристика его внутренней структуры (как организован текст).
Прагматика текста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).
Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории.
Информированность – это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности.
Стопроцентная, полностью соответствующая реальному положению вещей информированность – это, конечно, положение из области фантастики. На пути информированности стоит множество преград: неполнота знаний журналиста, неизбежный субъективизм журналистов при отображении действительности, внетворческие преграды, в т. ч. затрудненный доступ журналистов к информации, а информации – к аудитории. По данным Фонда защиты гласности в 2001 г. на территории России было официально зафиксировано 180 отказов журналистам в доступе к информации, включая запреты напроизводство аудио- и видеозаписи, фотосъемки, отказы в аккредитации, ограничение прав на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях; 21 случай отказа от печатания и распространения газет; 44 случая отключения от эфира, 15 случаев изъятия, скупки или ареста тиража. [9, с. 75]
Но, тем не менее, в каждом тексте журналист должен видеть шаг к основной цели своей деятельности – повышению информированности аудитории.
Вернемся к трем этапам массово-информационной деятельности и соответствующим аспектам «текстовой деятельности» журналиста – семантике, синтактике и прагматике. Они не постепенны, не изолированы друг от друга. Но на первый план выступает прагматический аспект. Если текст ненаходит контакта с аудиторией, то бессмысленно говорить, насколько качественно он организован или каких важных проблем касается.
Для прагматической ценности материала журналист должен знать свою аудиторию и стараться выполнять следующие требования.
1. Текст должен обладать таким свойством, как небанальность, т. е. должен содержать оригинальность сведений. Проявления небанальности различны: это и новизна информации, наличие сведений, ранее неизвестных аудитории; это и углубление, систематизация уже известной информации; это и новая интерпретация уже имеющихся данных. Необходимо заметить, что неэффективна не только давно известная информация, но и совершенно новая. Лишенная основы из заранее накопленных знаний, она не будет воспринята аудиторией должным образом.
2. Следующее требование к тексту – его декодируемость, доступность сообщения для понимания. Журналист должен учитывать языковую стихию аудитории. Некоторые молодежные издания, например, излишне усердствуют в стремлении соответствовать манере общения своих читателей, пытаясь копировать современный сленг. Журналисту должен быть известен «код культуры» аудитории, т. е. уровень ее образованности. В период резкого социального расслоения нельзя не учитывать социальную позицию аудитории.
Требование релевантности (от англ. «relevant» – уместный, относящийся к делу) подразумевает ценность, значимость сведений для аудитории.
Свойством релевантности в наибольшей мере обладают тексты, которые соответствуют потребностям и интересам аудитории. Интерес обычно руководит поиском информации интерес, а потребности проявляются не так остро.
3. В семантическом плане выделяют четыре структурных компонента или четыре вида информации: дескриптивная (d), пре-скриптивная (р), валюативная (v) и нормативная (п).
D (от лат. «descriptio» – «описание») – описание окружающего мира. Это опора всего текста, и, в принципе, всей журналистики, которая, как известно, опирается на факты.
Р (от лат. «prescriptio» – «предписание») – информация, содержащая «социальный идеал» журналиста, как, по его мнению, должно обстоять дело.
V (от лат. «valeo» – «ценность») – информация, содержащая оценку факта, ситуации или лица.
N (от лат. «norma» – «норма») – рекомендации журналиста к действиям в той или иной обстановке, в той или иной ситуации.
Следовательно, схематично журналисткий текст как система (S) будет выглядеть следующим образом: S (d, p, v, n). Такое обозначение – своеобразный каркас любого произведения, который облачен в плоть из конкретных фактов, оценок, рекомендаций.
Синтактический аспект – это размещение рассмотренных выше элементов структурных компонентов в конкретном тексте.
Их набор может быть как полным S (d, p, v, n), так и предельно редуцированным. Например, схема хроникальной заметки – S (d). Так же изучение синтактики текста предполагает анализ с точки зрения интенсивности расположения элементов: сбалансированное наличие элементов S (d, p, v, n), акцентированное наличие элементов S (d, d, d, n); и с точки зрения порядка их развертывания, например: S (d, v), S (d, p, v, n), S (p, d, v).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости факты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности выделяется несколько видов информации: экономическая, политическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они необходимы для нормального функционирования и развития общественного организма, и их не нужно сравнивать между собой по степени важности.
Журналистике присуща особая краткость материалов. Экономное использование площади и времени обусловлено и технологией производства информационной продукции, где строго задаются форматы публикаций, и дороговизной каждой строки или секунды вещания, и, что особенно важно учитывать, способом потребления материалов СМИ.
Журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий.
Журналистика имеет дело с «массовой информацией».
Массовая информация, в отличие от специализированной информации, «общезначима и общедоступна», она играет «роль духовного моста между представителями разных социальных общностей».
Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы.
Журналисты должны добиваться высокой информационной насыщенности в каждом тексте. Для этого существуют определенные правила, которые необходимо применять в практической деятельности. Эти правила формулируются в соответствии с тремя этапами массово-информационного процесса: фиксацией действительности и ее первичным отображением; созданием журналистского текста и освоением текста аудиторией.
Журналист должен точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории.
Информированность – это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев В. Социальная информация. – М., 1994. С. 12.
2. Багдикян Б. Монополия средств информации. – М., 1987. – 325 с.
3. Законодательство и практика масс-медиа. – 2007. № 1. С. 4, 9.
4. Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. В. Д. Попова. – М., 2003. – 230 с.
5. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник. – М., 2004. – 455 с.
6. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов / С.Г. Корконосенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 318 с.
7. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник. – М., 2003. –
328 с.
8. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник. – М.: Аспект-Пресс,, 2007. – 450 с.
9. Социальное функционирование журналистики / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2006. – 298 с.
10. Свитич Л. Г. Профессия: журналист: Учебное пособие (Часть 1. Специфика журналистской профессии). – М., 2003. – 344 с.
11. Шишкин Н.Э. Основы журналистики: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – 136 с.
12. Юзвишин И.И. Информациология, или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. – М., 1996. – 326 с.
Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 2-е издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 336 с.