I Этап
Приветствие. Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Пожалуйста, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Улыбнитесь, ведь улыбка — это флаг корабля, а мы — капитаны своего корабля под флагом «Семья».
Сегодня мы не будем придерживаться строгих правил проведения родительского собрания. Я приглашаю Вас на мастер-класс «Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить». На встречу с вами я подготовила интересные упражнения и задания, которые помогут улучшить отношения с детьми.
Рассмотрим основные моменты воспитания ребенка. Полученные знания можно применить для гармоничных взаимоотношений в семье, а еще вас ждет сюрприз. Народная мудрость гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывай себя».
1.1. Воспитание — это деятельность, направленная на формирование личности, с целью обучения полноценному участию в общественной жизни. Теперь хотелось бы, услышать: какие методы воспитания используете вы в своей семье?
Ответы участников.
Учитель: предлагаю вашему вниманию презентацию «Добрые советы воспитания».
Можно заметить, что все используемые методы перекликаются у всех присутствующих. (Похвала, наказание, одобрение), каков результат?
1.2. Упражнение «Выполни задание».
Учитель: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие — закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.
Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Ещё сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
7. И в последний раз сложите лист пополам.
8. А теперь оторвите правый верхний уголок.
Учитель: Покажите всем свои работы. Обратите внимание, у всех они разные! Казалось бы, вы всё делали по моей инструкции, а результат получился у каждого свой. Вот вам парадокс: - мы используем одни и те же методы воспитания, но наши дети абсолютно не похожи друг на друга. Вывод. Не огорчайтесь, если ваш ребёнок не полностью оправдывает ваши мечты и надежды. Он пришёл в этот мир, чтобы делать свои ошибки, у него своя миссия и своё место в истории.
II Этап.
Картинка «РОЗА» (ребенок).
1. Фаза – обсуждение. Показывается картинка. Предлагается составить рассказ по картинке. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ.
Учитель должен задавать наводящие вопросы и следить за тем, чтобы в обсуждение было активно вовлечено как можно больше участников.
Учитель: Задает наводящие вопросы.
Какой это цветок? Какая бывает роза? Отчего зависит красота бутона? Какой она имеет аромат, цвет?
Ответы участников: Роза — прекрасный, благородный цветок. Недаром она считается царицей в цветочном мире. Бывает разной и по цвету, и по размерам, но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Ее легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она должна вырасти из здорового семени, ей нужны крепкие корни, благородная почва, ее нужно любить, за ней нужно ухаживать.
2. Фаза – ассоциации. После того как картинка тщательно разобрана.
Учитель: Любой ребенок прекрасен, как прекрасна любая роза. Ребенок имеет свои недостатки, так же как роза имеет шипы.
3. Фаза — анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса.
Практика показывает; если участники были активны на первых двух этапах, то и на третьем они более активны, чем на традиционных лекциях, в их действиях меньше тревожности, скованности.
Учитель: «Корнями» ребенка являются: генофонд, состояние здоровья, задатки, характер, семья, социум.
4. Фаза «Мозговой штурм». Вопрос: «С каким воспитательным моментом связана картинка? (Выработка возможных форм поведения и коррекции детско-родительских отношений. Хорошо, если эту работу постараются сделать сами родители, а педагог или психолог выступят в роли эксперта.)
Выводы: как розу можно легко сломать, засушить, так и в ребенке легко можно убить личность: словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным отношением к нему. (Роза-ребенок.)
Картинка «Губка» (воспитание ребенка).
1. Фаза – обсуждение. Предлагается составить рассказ по картинке. Учитель задает вопросы: что это? Какая она? Ответы участников: Губка — это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю — и получим синюю, вольем красную — такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.
2.Фаза – ассоциации. После того как картинка тщательно разобрана
Учитель: Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому логично предположить, что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Мы можем сколько угодно, что называется, «вливать в него» правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание.
3. Фаза – анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса.
Учитель: К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди.
4. Фаза «Мозговой штурм» Вопрос: «С каким воспитательным моментом связана картинка? (Хорошо, если эту работу постараются сделать сами родители, а педагог или психолог выступят в роли эксперта)
Выводы: ребенок, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей, если таковой имеется, но если нет, то будет повторять негативный пример. Взрослый своим поведением должен показывать положительный пример ребенку. (Воспитание ребенка)