СССР на пути кардинального реформирования общества. Политика «перестройки».




Передача поста генерального секретаря Горбачеву в марте 1985 привела к власти реформистски настроенного лидера, который представлял новое поколение коммунистических руководителей. Горбачев укрепил свой контроль в Политбюро, секретариате и государственном аппарате, убрав оттуда нескольких потенциальных противников и передвинув влиятельного министра иностранных дел А.А.Громыко на почетный пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Многие министры правительства и первые секретари обкомов партии были заменены более молодыми людьми. Однако консервативные элементы во главе с членом Политбюро Е.К.Лигачевым настороженно относились к реформам, считая их непродуманными, поспешными и вредными для страны.

М.С.Горбачев: относительно молод (54 года), складно и «без бумажки» говорит, увлечен делом; энергичен и обаятелен; создает впечатление, что знает, что и как делать; запрещает вывешивать свои портреты; критикует парадность и партократию; беседует с трудящимися («хождения в народ»); возвращает Сахарова; провожает «на отдых» старую гвардию.

Основная причина кризиса, в который все глубже погружалось советское общество, носила преимущественно социальный характер. Она заключалась в массовом отчуждении людей от общественных целей и ценностей. Исходя из этого, реформаторы полагали, что выйти из кризиса можно за счет вовлечения населения в перестройку. При этом нужно было преодолеть отягощенность общ. сознания идеологическими догмами, преобладание уравнительных тенденций и ценностей, социальный инфантилизм и иждивенческие ожидания светлого будущего, ярко выраженный национальный (республиканский), ведомственный и групповой эгоизм. Осознанию населением глубины переживаемого кризиса должна была послужить гласность. Именно с неё началась перестройка страны. Информация о прошлых и настоящих событиях общественной жизни буквально переполняла эфир и прессу. Общественное сознание не поспевало за начинавшимися переменами. Сами организаторы перестройки потому не осознавали, в какую сторону направлен вектор процесса. Тогда, в 1985 г., казалось, что главная проблема кроется в "деформациях социализма", освобождении общества от сталинско-брежневской модели развития, развитии демократии и социальной активности населения. Поэтому новый стратегический курс, провозглашенный Горбачевым в марте 1985 г. в качестве его полит. программы, был рассчитан на осуществление комплекса радикальных преобразований в экон. и политической сферах.

На начальном этапе перестройки наметились основные варианты будущего страны:

1. "наведение порядка в стране" путем реставрации сталинизма и жестких мер (этот вариант перестройки вел к восстановлению прежнего политического режима, жестко централизованного управления экономикой);

2. проведение демокр. преобразований в обществе без коренной экономической реформы: "больше демократии – больше социализма";

3. проведение экономической реформы без существенных политических преобразований (этот вариант, предложенный представителями административной системы, вел страну к повторению неудавшихся реформ 1960-х гг.;

4. полный демонтаж сталинского режима и его позднейших модификаций (осуществление демократизации, экономической реформы, преобразование политической системы).

Сама идея перестройки не представляла научно выверенного варианта развития страны и на своем начальном этапе удовлетворяла все слои населения. Сторонники жесткой линии надеялись на наведение порядка, демократически настроенная интеллигенция уповала на построение гражданского общества, номенклатура собиралась при любых обстоятельствах сохранить за собой господствующее положение в экономике и политике. Казалось, что больше всех и сразу от перестройки должна была выгадать номенклатура, поскольку все реформы осуществлялись сверху, по сценарию аппарата. Наиболее дальновидные и практичные аппаратчики стремились изначально подменить демократизацию общественной жизни ее либерализацией. Если демократизация предполагала выборность и перераспределение власти, то либерализация консервировала все основы административной системы в смягченном варианте. Только внешне либерализация напоминала демократизацию, представляя собой недопустимую подмену. Чем четче проявлялись очертания перестройки, тем сильнее происходила поляризация социальных сил в стране. Становилось очевидным, что без радикальных изменений в политической сфере невозможно решение технико-экономических и социальных задач.

Реформа политической системы в СССР  
Осн. направл. Мероприятия Результаты  
Расстановка политических сил
Радикалы-реформаторы
А.Н.Яковлев

 

 

Разница – в понимании целей непримиримость

Консерваторы
Е.Лигачев
Центр
М.С.Горбачев
лавирование

 
1. Кадровая политика Январский 1987 г. Пленум ЦК КПСС обсудил вопросы кадровой политики и признал необходимым осуществлять подбор кадров при условии поддержки целей и идей «перестройки» В 1985 - 1986 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и местном уровнях. За период 1985 - 1990 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне – до 70%. Одновременно усиливалась роль местных руководителей.  
2. Политика гласности (Даль: известность оглашение, огласка). Термин введен Горбачевым на XVII съезде КПСС в феврале 1986 г. с целью обретения опоры на общественное мнение С середины 1987 г. был провозглашен курс на "гласность", т.е. контролируемое смягчение цензуры над СМИ, ликвидацию "спецхранов" в библиотеках, публикацию ранее не издававшихся книг и т.п. Изначальная цель: обновление скомпрометированной официальной идеологии. Лозунги: «Больше демократии, больше социализма», «Назад, к Ленину». Этапы: 1 – критика Сталина. Статья Н.Андреевой (за которой стояли консервативные члены Политбюро во главе с Лигачевым) «Не могу поступиться принципами», в которой утверждалось, что перестройка подвергает опасности социализм, а сталинские достижения несправедливо принижаются. 2 – критика Ленина
  • В стране стали издаваться «независимые» (т.е. не официальные) газеты и журналы, в т.ч. – с ярко выраженной антисоветской направленностью.
  • Появились публикации произведений ученых и литераторов, в отношении которых прежде вводились ограничения.
  • В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС образовало комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х годов и начала 50-х годов, что, в свою очередь, стимулировало рост антисоветских настроений.
  • Появились многочисленные общественные группы, которые занялись различными видами культурной, спортивной, предпринимательской и политической деятельности. Резко усилился спонтанный процесс формирования новых политических протопартий с крайне узкой социальной базой и самого широкого спектра: от монархических до анархистских.
  • В республиках появляются общественно-политические организации националистической ориентации: "народные фронты" в Латвии, Молдавии, Эстонии, литовский "Саюдис", украинский "Рух", "Свободная Грузия" и др. Руководство республик выступало с требованием экономической автономии, восстановления прав национальных языков и культур и заявляло, что их страны были насильственно включены в Советский Союз.
  • Как политический противовес сложились «интерфронты», выступавшие против сепаратистских тенденций, за равные избирательные права.
 
За освобождением Сахарова последовало освобождение сотен политических узников, а еврейским «отказникам» было позволено эмигрировать в Израиль. Была также возобновлена «десталинизация» мышления и культуры, начатая Хрущевым, но приостановленная Брежневым. В конце 1986 и начале 1987 появились два знаковых антисталинских произведения – аллегорический фильм Тенгиза Абуладзе Покаяние и полуавтобиографический роман Анатолия Рыбакова Дети Арбата.  
В конце 1987 население Нагорно-Карабахской автономной области провело массовые демонстрации, на которых было высказано требование об объединении с Арменией. Они были поддержаны мощным народным движением в самой Армении. Правительство Армении формально потребовало предоставления независимости Нагорному Карабаху, однако азербайджанские власти категорически отвергли эти требования. В Грузии вспыхнул конфликт между грузинами и меньшинствами абхазов и осетин, которые не желали находиться в составе республики и требовали автономии и включения в состав России.  
В целом гласность (свобода слова и открытость информации) изначально использовалась в узкополитических целях и вовсе не означала свободу слова. Но последствия оказались неожиданными. Начавшееся раскрепощение сознания остановить не удалось. Политика гласности сделала возможным информационный взрыв. Результат гласности:1. реальное возрождение идейного плюрализма; 2. способствовала столкновению различных идейных, социальных, национальных, религиозных течений, интересов. 3. в личностном отношении – вызвала растерянность, душевный надлом, ошеломила сознание, лишила мировоззренческих ориентиров; способствовала формированию ощущения обреченности и беспросветности. 4. открыла «окно в мир» западных ценностей и образа жизни.  
Экономическое реформирование оказались безрезультатным. Руководство начинает задумываться о причинах торможения – политическая система и партаппарат.  
3. Реформирование советской системы Летом 1988 г. ХIХ Всесоюзная партийная конференция обсуждала вопросы реформы политической системы. В декабре 1988 г. 12-я внеочередная сессия Верховного Совета приняла закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона СССР), основным содержанием которого было изменение избирательной системы в СССР и принципов функционирования государственных органов.
  • Необходимость демократизации партии: отказ от административно-управленческой функции, передача реальной власти Советам (глухое сопротивление на местах), партия должна играть роль авангарда.
  • Курс на создание «социалистического правового государства»: верховенство закона; равенство всех перед законом; укрепление законности и правопорядка; соблюдение интересов всех классов и социальных групп; разделение властей.
  • Создание советского парламентаризма (?).Учрежден новый высший законодательный орган власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Постоянно действующий орган – Верховный Совет.
  • Весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР, весной 1990 г. – народных депутатов союзных, автономных республик и местных Советов сроком на пять лет.
  • Проект конституционной реформы: изменение избирательной системы: выборы депутатов проводились в 1989 - 1990 гг. на альтернативной основе (лишь на союзном уровне 1/3 депутатских мест резервировалась для выдвиженцев от общественных организаций: КПСС, ВКЛСМ, ВЦСПС и др.). Создание конституционного надзора (контроль за соблюдением Конституции СССР).
  • Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик.
 
4. Реформирование высшей исполнительной власти В марте 1990 г. на III Чрезвычайном съезде народных депутатов СССР был введен институт президентства.
  • 14 марта 1990 г. первым и последним Президентом СССР был избран М.С.Горбачев.
  • этот же съезд отменил 6-ю статью Конституции СССР, законодательно закреплявшую руководящую и направляющую роль КПСС.
  • Формирование многопартийной системы: Демократическая партия России, Социал-демократическая, Конституционно-демократическая, Республиканская партия, "Демократическая Россия" и др., значительно уступавшие КПСС своей численностью и значимостью.
 
5. Реформирование КПСС: радикальная демократизация В июле 1990 г. на ХХVIII съезде КПСС развернулась дискуссия по вопросу о преодолении внутрипартийного кризиса среди представителей образовавшихся накануне этого съезда внутрипартийных фракций: Большевистская платформа, Демократическая платформа, Марксистская платформа, Центристская (реформистско-обновленческая).
  • Съезд выявил существенное расхождение позиций при общем осознании неизбежности изменений и критике политического курса, проводимого М.С.Горбачевым.
  • За период с 1985 – лето 1991 г. – численность партии по официальным данным сократилась с 21 до 15 млн. чел.
  • Из лиц, вышедших из КПСС, были сформированы: Движение демократических реформ (А.Вольский, Э.Шеварднадзе, А.Яковлев). Демократическая партия коммунистов России (А.Руцкой), Республиканская партия (В.Лысенко, В.Шостаковский).
  • Осенью 1990 г. ЦК КП РСФСР (образованной в июне 1990 г.) принял свой программный документ, подтвердивший приверженность к марксистско-ленинским принципам и осудивший решения ХХVIII съезда КПСС за "несоциалистические ориентиры перестройки".
 
6. Попытка реформирования единого союзного государства Потеря поддержки проводимого М.С.Горбачевым политического курса подтолкнули его к попытке заключения нового Союзного договора (Ново-Огаревский процесс) при согласии 9 из 15-ти руководителей союзных республик. Опираясь на итоги Всесоюзного референдума (из 185,6 млн. полноправных граждан проголосовали 148,6 млн., 76,4 % которых высказались за сохранение СССР), в отсутствие М.С.Горбачева, отдыхавшего в Крыму, высшими должностными лицами был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП), в состав которого вошли:
  • Вице-президент Г.И.Янаев,
  • Председатель Кабинета Министров СССР В.С.Павлов,
  • Министр обороны Д.Т.Язов,
  • Председатель КГБ В.А.Крючков,
  • Зам. Предс. Совета Обороны СССР О.Д.Бакланов,
  • Министр иностранных дел Б.К.Пуго,
  • Председатель Крестьянского союза В.А.Стародубцев,
  • Президент Ассоциации госпредприятий А.И.Тизяков.
Участники ГКЧП и поддерживавшие их должностные лица считали главным назначением этого чрезвычайного органа – восстановление Конституционного строя в СССР, в отличие от высшего руководства РСФСР и других союзных республик, расценивших данные меры как попытку государственного переворота.
 
Социально-экономические мероприятия
Мероприятия Результаты
I этап. Курс на ускорение социально-экономического развития
1. На Апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Цель: вывести экономику на мировой уровень. Средства: НТП; техническое перевооружение машиностроения; активизация человеческого фактора. Сентябрь 1985 г. – призыв использовать «скрытые резервы»: усиление трудовой и технологической дисциплины, наведение порядка на производстве, соцсоревнование, использование предложений новаторов и рационализаторов; максимальная загрузка производственных мощностей при организации их многосменного режима работы. Народное хозяйство продолжало работать по старой схеме, активно используя командно-административные методы, политические кампании, «штурмовщину», корректировку планов, «пробивание» дополнительных ресурсов. Традиционная ставка на энтузиазм работников, взамен их материального стимулирования, успехов не принесла: в общественном сознании произошло ослабление престижа социалистических идей. Сохранял свои позиции старый, огромный, дорогостоящий бюрократический аппарат. Отсутствовала научно обоснованная финансовая политика. Экономические расчеты оказались несостоятельными. Огромные капиталовложения не давали отдачи. В то же время усиленная эксплуатация оборудования, не подкрепленная техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулась ростом аварийности (самая крупная катастрофа – на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года).
2. В 1985 г. вводится контролирующая качество продукции инстанция - ГОСПРИЕМКА. Рост управленческого аппарата и материальных затрат при неизменности состояния качества выпускаемой продукции. В государственные органы госприемки переводились лучшие инженеры и технические специалисты заводов, что вело не к подъему, а к снижению качества продукции.
3. С мая 1985 г. по всей стране развертывается широкомасштабная компания по борьбе с алкоголизмом (авторы: Лигачев и Соломенцев). В постановлении ЦК расписано сокращение производства алкогольных напитков и сведение его к минимуму. Цель: «всеобщая трезвость», повышение производительности труда. В мае 1985 г. вышло постановление ЦК «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В соответствии с ним резко сокращалась продажа алкогольных напитков. Кампания борьбы с пьянством привела к противоположным результатам – из магазинов исчез сахар и стал использоваться для самогоноварения. Только в 1986 г. на самогоноварение было израсходовано более 400 тыс. тонн сахара, из которого произведено 500 млн. литров спиртного, что на 80% восполнило сокращение продажи водки. Вырубка виноградников элитных сортов в Крыму, в Молдавии, на Дону и на Кавказе, резкое сокращение продажи спиртных напитков и повышение цен на них, сокращение числа магазинов (в 10-15 раз) привело к многочисленным очередям, повсеместный разгром «питейных точек» привели к обвальному росту спекуляции спиртным, самогоноварения, к массовым отравлениям населения винными суррогатами. А и без того значительный дефицит государственного бюджета вырос за счет потери прибылей от продажи водки - с 1985 по 1988 гг. казна недосчиталась 135 млрд. рублей.
4. В середине 80-х годов развертывается другая административная компания по борьбе с "нетрудовыми доходами". Усиливались наказания за спекуляцию, выпуск неучтенной продукции и т.д. Свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства. Однако крупный теневой бизнес, давно сросшийся с органами власти, кампания затронуть не могла и нанесла удар только по мелкой негосударственной торговле, в частности, продукции подсобных хозяйств.
5. В апреле 1986 г. было принято Постановление ЦК КПСС «Об основных направлениях ускорения решения жилищной проблемы в стране»: "каждой семье отдельную квартиру или дом к 2000 году". Реализация данной программы оказалась несостоятельной из-за отсутствия необходимого финансирования и ухудшения общей экономической ситуации в стране.
Страшным ударом стала произошедшая 26 апреля 1986 г. авария на Чернобыльской АЭС. В первые дни по сложившейся традиции власти старались замолчать катастрофу, что только увеличило площадь и интенсивность радиационного заражения. Чернобыльская трагедия стала показателем кризиса советской экономики (к ее причинам можно отнести изношенность основных фондов и недостаток квалифицированных специалистов — главные беды хозяйства в целом) и одновременно пробила еще одну брешь в бюджете (первичные затраты на преодоление последствий аварии составили десятки миллионов рублей).
К концу 1986 г. стало ясно, что стратегия «ускорения» провалилась. Бюджетный дефицит составил около 18 млрд. рублей. Более 13% предприятий являлись убыточными. Но это было только началом спада производства, который все более резко проявлялся в дальнейшем. В январе 1987 г. пленум ЦК признал нарастание кризисных явлений в обществе. М.С. Горбачев провозгласил продолжение реформ, которые теперь получили название «курс на перестройку».
6. Летом 1987 г. власти приступили к осуществлению комплекса экономических мероприятий, предложенных Л.Абалкиным, А.Аганбегяном, Т.Заславской, П.Буничем и предусматривавших переход от преимущественно административных к преимущественно экономических методам управления:
  • расширение самостоятельностипредприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, выбор руководителя («Закон о государственном предприятии 1987 г. »);
  • развитие частного сектора в экономике, начиная с поддержки кооперативного движения(«Закон о кооперации», 1987 г.);
  • отказ от государственной монополии внешней торговли;
  • сокращение численности министерств и ведомств и декларирование "партнерских отношений" между ними и предприятиями (сокращение плановых показателей; министерства не должны вмешиваться в оперативную деятельность предприятий, сосредоточив усилия на стратегии развития н/х);
  • переход от директивного плана к госзаказу.
В июне 1987 был введен в действие новый закон о государственных предприятиях, направленный на передачу власти непосредственно директорам предприятий. Однако закон требовал от них отдавать приоритет государственным заказам. Бюрократы в органах центрального планирования, отражая консервативные взгляды миллионов чиновников, чья деятельность и привилегии оказались в опасности, быстро нашли способы нарушения закона путем увеличения таких государственных заказов до уровня, соответствовавшего прежним плановым заданиям. Малоуспешной реформой стало разрешение деятельности кооперативов. Малый бизнес по обслуживанию населения, ремонту, перевозкам и другим потребительским услугам сразу же приобрел массовый характер. Однако местные чиновники ставили бюрократические рогатки при выдаче разрешений на аренду помещений, наем рабочих и закупку необходимого сырья. Бюрократы центрального аппарата разработали подзаконные «инструкции», которые весьма затрудняли нормальную деятельность малых предприятий. Кроме того, продукция кооперативов во многих случаях оказывалась низкого качества, а свою деятельность их руководители нередко обеспечивали на сырье, украденном у государственных предприятий.
  • При непоследовательности и половинчатости экономической политики администрации М.С. Горбачева усилился дисбаланс между различными секторами народнохозяйственного комплекса.
  • С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а с 1990 г. – в промышленности.
  • Нехватка элементарных продуктов питания привела к нормированному распределению даже в Москве (карточная система распределения). В условиях инфляции (1990 г. – 10% в месяц, 1991 г. – 25% в неделю) нарастал ажиотажный спрос на товары и следовал один за другим кризис: "сахарный", "табачный", "чайный", моющих средств. Продукты и потребительские товары стали «дефицитом», в то же время процветал черный рынок. Чтобы поощрить рабочих, была увеличена зарплата, но без увеличения производства эти деньги способствовали лишь окончательному исчезновению товаров и усилению инфляции.
  • Дефицит госбюджета в 1989 г. превысил 100 млрд. руб., что составляло 11% валового национального продукта. Золотой запас страны за период 1985 - 1991 гг. сократился в 10 раз и составил 240 т.
  • Падение курса рубля: начало 1991 г. – 10 руб. за 1 $, конец 1991 г. – 110-120 руб. за 1 $.
7. В 1987 г. было признано равенство 5-ти форм хозяйствования: совхозов и колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских фермерских хозяйств. В ноябре 1989 г. был принят закон об аренде и арендных отношениях, предоставлявший право сельским и городским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет со свободой распоряжения сельхозпродукцией. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Основным поставщиком сельскохозяйственной продукции оставались колхозы и совхозы, не заинтересованные в конкуренции и зависимые от районной власти.  
8. В середине 1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной инициативы в более чем 30 видах деятельности: производства и услуг. К 1991 г. – 7 млн. кооператоров, 1 млн. ИТД. Кооперативы: посреднические, торгово-закупочные, общественного питания, бытовых услуг. Развиваются частные предприятия. Побочным следствием этого стала фактическая легализация «теневой экономики» и ее капиталов, накопленных различными способами, включая коррупцию и казнокрадство. По приблизительным оценкам, частный сектор стал "отмывать" до 90 млрд. руб. в год.
Создание смешанной экономики выразилось и в фактическом снятии государственной монополии на внешнюю торговлю, и создании предприятий с участием иностранного капитала. Большинство иностранных инвесторов предпочитало, не тратя деньги на развитие убыточных советских предприятий, сворачивать производство, чтобы вытеснить их с рынка. Чтобы пополнить дефицит государственного бюджета, М.С. Горбачев обратился к западным кредиторам, что привело к стремительному увеличению государственного долга - если в 1985 г. он составлял 27 млрд. долларов, то в 1988 г. - 41 млрд., а к 1991 г. - более 57 млрд.
Кризис доверия власти, забастовки. Обстановка нервозности, неуверенности, неустроенности. К 1988 г. эйфории надежд пошла на убыль. Причины неудач: 1. противодействие реформам со стороны: * консерваторов: «Горбачев – предатель дела социализма, реставратор капитализма» * бюрократии на местах: опасались за свое существование в новых условиях 2. боязнь социального взрыва – задержки в реформировании ценообразования 3. Нерешительность, недальновидность, половинчатость. 4. Нерешенность проблем с/х: не решились ввести частную собственность на землю.
II этап. Переход к социально-ориентированному регулируемому рыночному хозяйству
9. В 1990 г. был принят ряд законодательных актов, предусматривавших демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ, совместных с иностранными предприятий, коммерческих банков, развитие частного предпринимательства и др. Реализация большинства этих мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г. Но несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль (от 35 до 45%) были созданы условия для развития коммерческих структур.
10. Предложенные М.С.Горбачевым программы "перехода к рыночной экономике" ("500 дней" - Г.Явлинского и С.Шаталина и правительственные) в конечном счете были ориентированны на изменение самой общественно-экономической системы, обсуждались осенью 1990 г. на Верховном Совете СССР, но ни одна из них не получила поддержки. Документ «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике» был декларацией о намерениях. Практическое выполнение экономической программы премьер-министра В.Павлова (привлечение иностранных капиталов, разгосударствление, приватизация, стабилизация финансовой системы) началось с обмена 50-100-рублевых купюр и повышения цен в 2-4 раза (при 40% компенсации) Правительственная программа В.Павлова оказалась неосуществленной в связи с внутриполитической нестабильностью, кульминацией которой явилось резкое обострение политического кризиса, проявившегося в спровоцированных августовских событиях 1991 года.
               

Советская дипломатия также приобрела более открытый характер. Горбачев призывал к «новому мышлению» в международных отношениях, которое должно было заменить практику соперничества великих держав, и доказывал, что общечеловеческие ценности должны стоять выше целей классовой борьбы. О европейцах и европейском континенте Горбачев говорил как о «нашем общем доме», имея в виду новый миролюбивый характер советской внешней политики. Благодаря новому подходу, общественность европейских стран НАТО (особенно ФРГ), Северной Америки и других регионов стала относиться к СССР с большим доверием и доброжелательностью.

Во внешней политике СССР прослеживаются два этапа: на первом этапе (1985-1988) были подтверждены традиционные приоритеты советского внешнеполитического курса, на втором этапе (1988-1991) началась сдача всех позиций западным странам с целью обретения политической и финансовой поддержки европейских, американских и некоторых арабских государств. Активными проводниками провозглашенного М.С. Горбачевым курса "нового политического мышления" во внешней политике стали Министр иностранных дел СССР Э.Я.Шеварднадзе и член Политбюро ЦК КПСС А.Н.Яковлев. Оставшись без прежних союзников и не приобретя новых, Советский Союз быстро потерял инициативу в международных делах и оказался в фарватере внешней политики стран НАТО, не получив от западных стран тех союзнических отношений, на которые рассчитывал М.С.Горбачев. А Запад был склонен к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм и все меньше веря в политическую дееспособность Президента СССР. С ликвидацией СССР и политических режимов социалистической ориентации в странах Ц. и Ю.-В. Европы взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире. Из "холодной войны" вышла одна лишь сверхдержава – США, другая же распалась под влиянием внутренних и внешних факторов, в результате чего появилась опасность утечки современных военных технологий и вооружений в страны, являющиеся потенциальным источником военной угрозы. Распад единых Вооруженных Сил СССР не только не снизил обороноспособности России, но и во многом способствовал эскалации межнациональных военных конфликтов, прежде всего – на Кавказе и в средней Азии. Т.о., сложившаяся м/н ситуация потребовала от рос. руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций.

СССР попытался достигнуть новых соглашений с Соединенными Штатами в области контроля над вооружениями. Новая советская стратегическая доктрина подчеркивала свои оборонительные намерения, объявляя целью «разумную достаточность», а не превосходство в вооружениях. В то же время новый советский руководитель не замечал, что несмотря на смягчение позиций СССР по основным международным проблемам, позиция запад. лидеров в отношении СССР не становилась более компромиссной. Впоследствии выяснилось, что Запад использовал «новое горбачевское мышление» для того, чтобы придвинуть свои военные базы к самым границам России.

В июле 1985 Горбачев объявил мораторий на дальнейшее развертывание ракет среднего радиуса действия (SS-20) в Европе. В марте 1987 Горбачев принял западную формулу «нулевого варианта», т.е. полного демонтажа таких ракет в Европе. В декабре 1987 Горбачев и президент США Рейган подписали в Вашингтоне договор о ликвидации всех баллистических ракет с радиусом действия от 500 до 5500 км.

Горбачев попытался нормализовать отношения с Китаем. В июле 1986 он предложил Китаю сотрудничество в железнодорожном строительстве и совместном использовании водных ресурсов реки Амур и согласился с китайской позицией по главным спорным пограничным вопросам. Численность советских войск, расположенных вдоль китайской границы, была сокращена.

Осенью 1988 Горбачев активизировал мирные инициативы СССР по широкому кругу м/н проблем. Вывод советских войск из Афганистана закончился 15 февраля 1989. Консульская миссия в Израиле подготовила почву для возобновления дипломатических отношений. На заседании Генассамблеи ООН 7 декабря 1988 Горбачев заявил, что Советский Союз в течение следующих двух лет выведет шесть дивизий из Вост. Европы и сократит свои вооруж.силы на полмиллиона человек. В Южной Африке начали налаживаться связи с ЮАР, экономическим гигантом субконтинента, с которым ранее СССР не поддерживал никаких отношений из-за идеологических разногласий.

В ходе радикальных реформ М.С.Горбачева в духе экономической и политической свободы были достигнуты некоторые успехи в области становления рыночной экономики и конкуренции, развития народовластия, многопартийности, свободы легальной деятельности политической оппозиции, разделения функций и сотрудничества законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в целях повышения авторитета Закона. Однако перестройка (1985-1991) выявила слабость государственных структур власти, неподготовленность аппарата управления к эффективному решению основных проблем, поставленных жизнью. Советский плановый хозяйственный механизм был разрушен, а создание нового, включая материальные стимулы, шло чрезвычайно медленно. Это привело к тяжелым экономическим последствиям и недовольству широких масс народа итогами перестройки. К сер. 1991 г. кризисные явления в стране и обществе достигли крайности. Усилился товарный голод, полки магазинов опустели. Реформы розничных цен, при сохранении прежнего уровня зарплаты на госпредприятиях, вела к усилению инфляции, к снижению жизненного уровня трудящихся. В результате в различных регионах вспыхнули забастовки, усилилась социальная напряженность, межнациональные конфликты приобрели характер открытых вооруженных столкновений. Завершающий удар по политике перестройки и авторитету КПСС нанес путч (август 1991 г.), в числе главарей которого были члены ЦК КПСС. Борьба против путчистов закончилась победой демократических сил, которые возглавил президент РФ Ельцин. Но в основе энергичных действий самого Б.Н.Ельцина лежало не только стремление к защите Конституции СССР и повышению эффективности реформ. Острое соперничество с Горбачевым за власть в Кремле привело Ельцина к поискам союзников среди националистически настроенных политиков Украины и Белоруссии, стремившихся к созданию независимых государств. Путч завершился распадом СССР и отставкой Горбачева с поста президента СССР. Однако с отставкой Горбачева процесс реформирования общества не прервался, а набрал новые обороты. Сохранились и те институты, которые были созданы в годы перестройки и давали возможность выбора новой общественной модели в случае неудачи прежней, являясь основой для состязательности различных общественных и политических сил (речь идет о многопартийности, свободных выборах, свободе прессы, началах гражданского общества, разделении властей). Теперь у общества была надежда обновляться на мирной демократической основе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: