Законы спроса и предложения.




Спрос и предложение. Механизм ценообразования.

Законы рынка выражают причинно-следственные зависимости между численностью участников рынка, количеством товаров, денег и уровнем цен.

Рыночная сделка: П (предложение) – Ц (цена) – С (спрос).

Средневековые русские поговорки: «Со своей ценой на базар не ездят»,

«На торг поехал – свою цену дома оставил», «Базар цену скажет».

Законы спроса и предложения.

Спрос – платежеспособная потребность (могу и хочу купить товар на данном рынке по данной цене). Величина спроса показывает, сколько товаров и услуг хотят приобрести покупатели по данной цене.

Закон индивидуального спроса по рыночной цене: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него.

Задание: Составить на графике шкалу спроса по таблице:

Цена картофеля Руб./кг            
Продано (тонн)            

На графике видно, что при увеличении рыночной цены (РЦ) платежеспособная потребность людей сокращается. И наоборот: когда РЦ снижается, спрос отдельных покупателей на продукты растет.

Предложение – это совокупность товаров, которые производители готовы продать по альтернативным ценам.

Закон индивидуального предложения по рыночной цене: чем выше цена, тем больше величина предложения товара со стороны продавцов. И наоборот, чем ниже цена, тем меньше величина предложения.

Задание: составить на графике шкалу предложения на товар:

Цена картофеля Руб./кг            
Продавцы готовы продать (тонн)            

По мере увеличения цены количество предлагаемого для продажи товара будет возрастать.

Итак, рыночная цена определяет индивидуальный спрос и индивидуальное предложение.

При равенстве спроса покупателей и предложения продавцов устанавливается рыночная цена (РЦ). Это значит: товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Между тем, равенство спроса и предложения – это неустойчивое состояние рынка. За пределами равновесной цены образуются две зоны экономического неблагополучия: зона излишков продуктов и зона дефицита продуктов.

Если продавец установил очень высокую цену, превышающую равновесный уровень, то он столкнется с затовариванием продуктами, не нашедшими сбыта. Такая же ситуация будет при дефиците денег у населения, или излишнего производства товаров. Выходом из данной ситуации будет снижение цен (уценка товара, сезонная распродажа, акции).

Если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск товаров, пользующихся спросом, и возникает товарный дефицит, рынок реагирует на него ростом цен.

Если товары не отвечают требованиям покупателей, то неудовлетворенный покупательский спрос заставляет их искать приложение своим деньгам, образно это называется «пасть акулы».

Изменения спроса и предложения – важный инструмент экономического анализа и имеют практический смысл, т.к. оказывают непосредственное влияние на торговую выручку от продажи товаров.

Для измерения соотношения цен и объема (количества) проданных товаров используется эластичность.

Эластичность – это степень реакции одной рыночной переменной на изменение другой.

Эластичность спроса показывает изменение спроса в ответ на изменение цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Е).

E спроса = =

Изучение эластичности спроса имеет важное значение для продавцов, которые стремятся предвидеть последствия снижения цен.

В практике имеют место различные варианты ценовой эластичности спроса:

- спрос эластичный (Е >1), когда при незначительном понижении цены объем продаж существенно возрастает;

- спрос имеет единичную эластичность (Е=1), когда 1% снижения цены дает 1% увеличения цены;

- спрос неэластичен (Е<1), если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Как бы ни менялись цены на соль, хлеб, песок, электроэнергию и др. товары первой необходимости, спрос на них неизменен.

Изучение эластичности спроса имеет важное значение для продавцов, которые стремятся предвидеть последствия снижения цен. Проведенное в США изучение рыночных данных о величине спроса и цен позволили выявить количественные значения эластичности спроса. Так, высокая эластичность наблюдается у товаров, которые легко заменить аналогичным товаром (эластичность помидоров -4,6; зеленого горошка – 2,8) Низкая эластичность у товаров и услуг, которые нельзя заменить (эластичность электричества, потребляемого в быту – 0,13).

Эластичность предложения характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже.

Е предложения =

На практике имеют место ситуации:

-эластичного предложения (Е>1), когда его величина изменяется на больший %, чем его цена;

- предложения единичной эластичности (Е=1), когда 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения для продажи на рынке;

- неэластичного предложения (Е<1), при котором увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший %, чем его цена.

Неэластичным предложение будет, если оно не изменится при повышении или понижении цены (низкая эластичность у скоропортящихся продуктов).

Если сопоставить два рассмотренных нами закона, то мы убедимся: спрос и предложение – две противоположности, которые вызывают повышение или падение цены. Как может быть разрешено данное противоречие, заложенное в динамике рыночных цен: «цена-спрос» и «цена-предложение»?

Мощной рыночной силой, которая экономическим способом заставляет всех производителей изготавливать продукты по равновесной цене, является конкуренция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: