Прогнозирование потребности в рекреационных ресурсах




Концепция программно-целевого планирования теоретически и практически основана на принципах социалистического планирования. Особенности современного этапа развития социалистического общества, прогресс знаний и научной методологии, углубляющий представления о формах и методах познания общественных и естественных процессов, обусловливают относительное обособление программно-целевого планирования как специального метода, имеющего свой предмет, инструментарий, терминологию [140,56]. Отсюда вытекает необходимость обобщения исторического опыта использования отдельных принципов этого метода в практике народнохозяйственного планирования и дальнейшей разработки его теоретических и методических положений.

Одним из первых в нашей стране проблемы методологии программно-целевого планирования исследовал Е.З. Майминас. В работе "Процессы планирования в экономике: информационный аспект" он анализирует соотношение целевого и ресурсного аспектов в народнохозяйственном планировании, рассматривая программы как инструмент их совмещения. В целях совершенствования методики народнохозяйственного планирования вводятся принципиальные положения программно-целевого метода, раскрывающие содержание программы, соотношение программ с народнохозяйственным планом. Анализируются программы, различающиеся по масштабам, виду, направленности, целям, ресурсам (целевые и ресурсные) и степени важности.

Несколько иное представление о программно-целевом планировании и его сущности отражено в работах Г.С. Поспелова. Основываясь на том, что в планировании исходят из первичных целей советского общества, т.е. его конечных потребностей, а также учитывая необходимость интеграции научно-технического и производственного планирования по так называемому жизненному циклу технических систем, автор рассматривает возможность формирования народнохозяйственного плана как системы программ развития народного хозяйства. При этом выделяются прежде всего первичные цели (потребление, здравоохранение, образование, культура, обороноспособность), которым соответствуют программы I рода, и цели второго уровня (развитие производства - промышленности, строительства, сельского хозяйства и т.п.) с соответствующими программами IІ рода.

По мнению Г.С. Поспелова, программно-целевое планирование должно охватывать социальные программы непроизводственной сферы (программы I рода), долгосрочные планы развития отраслей производства и крупные целевые народнохозяйственные программы (программы ІІ рода). Г.С. Поспелов считает, что предложенный им механизм увязки этих программ и планов позволяет рассматривать программно-целевой подход как принципиально новый метод разработки государственных планов экономического и социального развития.

Практическая реализация указанных предложений кажется проблематичной, так как при объективной ограниченности ресурсов для увязки многочисленных программ между собой в рамках народнохозяйственных планов потребуется перераспределение ресурсов, что приведет к нарушению комплексности программ. Кроме того, в условиях динамизма научно-технического прогресса и изменения социальных предпочтений в материальной и духовной сферах вряд ли целесообразно формировать заказы отраслям материального производства в натуральных показателях на период 15- 20 лет.

На сегодняшний день предложены десятки различных методик расчета экономической оценки рекреационных ресурсов. Одна из них, в частности, предложена американскими специалистами: в ней за основу принимают сумму затрат, произведенную отдыхающим. Другие берут во внимание лишь транспортные расходы рекреантов на дорогу к месту отдыха и обратно, поскольку они составляют основную часть расходов. В основе такого подхода лежит закономерность, выявленная М. Клаусом в США, подтверждающая тесную связь между расстоянием, транспортными расходами и количеством посещений туристского центра (например, увеличение транспортных затрат на 1 долл. сокращает количество посещений в расчете на каждую тысячу зрителей ближайшего к туристскому центру района с 500 до 400, из среднеудаленного с 1200 до 800 и из дальнего района со 100 посещений до 0). Основываясь на этой закономерности, стоимость рекреационных ресурсов данного туристского центра можно принимать как разницу между транспортными расходами на туристскую поездку к месту отдыха и обратно и его общими затратами, умноженную на число отдохнувших в течение года.

Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление.

Туристский интерес перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности в конкретной, частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристско-рекреационных ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.

Объекты туристского интереса достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социально-культурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребления туристских услуг.

Однако для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит:

• доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествия именно в эту местность и к этому объекту;

• достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности;

• размещение;

• питание;

• развлечение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: