Направления расходования средств местных бюджетов




 

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В Бюджетном Кодексе закреплена ведомственная классификация расходов. Это есть группировка расходов, которая отражает их распределение по государственным организациям, которые по закону осуществляют эти расходы, то есть главным распорядителям бюджетных средств.

Расходы муниципального бюджета осуществляются путем бюджетного финансирования, то есть системы предоставления бюджетных средств предприятиям, учреждениям и организациям на проведение мероприятий, предусмотренных в муниципальном бюджете. К ним относятся:

ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам и заказам;

трансферты населению, включающие ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных органами власти различных уровней;

бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе налоговые кредиты, инвестиционные налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств;

субсидии, субвенции физическим и юридическим лицам.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами - их адекватность полномочиям, закрепленными за соответствующим уровнем власти. Разграничение расходных полномочий определяет специфику содержания и структуры расходов бюджетов различных уровней. Так, состав расходов муниципальных бюджетов отличен от расходов федерального бюджета, так как в муниципальные бюджеты не включаются направления расходования средств, являющихся прерогативой центрального органа власти (расходы на национальную оборону, безопасность государства, международную деятельность и т.д.). Особенностями содержания расходов местных бюджетов определяются задачами местного самоуправления по обеспечению социально - экономического развития муниципального образования, повышению качества жизни проживающего на его территории населения.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса, Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативно - правовым актом, договором или соглашением обязанности публично - правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично - правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения и иным вопросам и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органами местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

Так же нужно отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

И так, мы рассмотрели выше понятия расходы, расходные полномочия и расходные обязательства. В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса, в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенции из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных бюджетных полномочий, можно придти к такому выводу, что понятие расходные обязательства на много шире понятия расходные полномочия органов местного значения.

Проанализируем структуру расходов местных бюджетов за 2006-2008 года, которая приведена в таблице 1.

 

Таблица 1.

Состав и структура расходов местных бюджетов в 2006-2008 годы

Расходы 2006 год 2007 год 2008 год
  Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, %
Расходы, в т. ч.: 1511,4   1933,8   3367,74  
Управление 170,72 8,80 174,6   306,4 09,09
ЖКХ 342,98 17,70 364,3 18,8   20,38
Образование 228,35 33,90 673,6 34,8 1147,47 34,07
Культура 77,2 5,11 77,2   130,96 3,89
Здравоохранение и спорт 255,4 16,90 255,8 13,2 417,07 12,38
Социальная политика 155,4 10,28 155,4   256,67 7,62
Прочие расходы 232,9 15,41 232,9   263,74 07,83

 

Согласно данным в вышеприведенной таблице запланированный годовой объем расходов местных бюджетов по состоянию на 2008 года составил 3367,74 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 57,42% или 1433,94 млрд. рублей. Так, расходы на управление составили 306,4 млрд. рублей или с ростом к уровню 2007 года на 78%, образование - 473,67 млрд. рублей или с ростом на 58,7%, жилищно-коммунальное хозяйство - 514,5 млрд. рублей или с ростом на 53,1%, культуру - 58,95 млрд. рублей или с ростом на 53,76. В структуре общих расходов местных бюджетов преобладают расходы на образование - 34,07%, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составляют 20,38%, на здравоохранение и спорт - 12,38%, на управление - 09,09%, на культуру - 3,89 процента. Общий объем расходов местных бюджетов в 2007 году составил 1933,8 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года на 27,9% или 422,4 млрд. рублей, в том числе расходы на решение вопросов местного значения - 1372,2 млрд. рублей или с ростом к уровню 2006 года на 27,8% или 298,2 млрд. рублей. по отношению к 2006 году в структуре основных расходов местных бюджетов 2007 года отмечаются изменения: выросли доля расходов на управление на 0,2% и расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на 1,1% при снижении доли расходов на образование на 0,9 процента.

В отличие от бюджета субъектов федерации затраты на правоохранительную деятельность, муниципальное управление и финансовую поддержку расположенных на территории муниципального образования предприятий в сумме не превышают 2-3 % расходов местного бюджета. В то же время расходы на жилищно - коммунальное хозяйство составляют около одной третьи всего бюджета, а расходы на образование, здравоохранение, культуру и социальное обеспечение - почти две третьих. Важным направление расходования средств местных бюджетов является также финансирование экологических проблем.

Рассмотрим функциональную структуру расходов бюджетов Города Казань, Набережные Челны, Чистопольского и Елабужского муниципальных районов, Верхноуслонского сельского поселения Верхноуслонского муниципального района и Большекачкинского сельского поселения Елабуского муниципального района за 2006 и 2007 и 2008 годы. Для сравнения аналогично составим таблицу по составу и структуре расходов. Расходы городских округов по основным статьям, таким как ЖКХ, общегосударственные вопросы, культура увеличиваются из года в года в год, что связано с тем, что финансирование этих статей расходов из вышестоящих бюджетов также уменьшилось, за исключением 2007 года, где наблюдается тенденция увеличения.

Что касается расходов на образование, то следует отметить, что с 2006 года, эта статья расходов полностью перешла в ведение муниципального района, и финансируется исключительно из муниципального бюджета. Вследствие этого, доля расходов на образование в 2007 году в обоих районах значительно снизилась. Тогда как в бюджете города Набережные Челны эти расходы тоже снижаются, так, в 2007 году эти расходы снизились на 11%, составив 44 %, а в 2008 году выросли на 12 %, тем самым составив 65 % в общем объеме расходов. как и в городе Набережные Челны и составляют 44%. Следующим, выделившимся по удельному весу выступают такие статьи как здравоохранение и жилищно - коммунальное хозяйство. Так, в 2006 году расходы на жилищно - коммунальное хозяйство в городе Казани составили 12,99 %, в 2007 году резко сократились до 0,22 %, и в 2008 году составили 11,56 %. А расходы на здравоохранение в 2007 году составили 7,83 %, что ниже предыдущего года на 5 %, а в 2008 году выросли на 2 % и составили таким образом 9,16 %. Следующим, не мало важным расходом является расходы на социальную политику. Так, в 2007 году их удельный вес составил 5,22%, что ниже предыдущего года на 5 %, и больше на 4 % по сравнению с 2008 годом.

В городе Казани, так же как и в Набережные Челны, самую большую долю занимают расходы на образование - в 2006 году - 32,69%, в 2007 году - 31,7 %, в 2008 году резко сократились и составили всего - 0,06 %. Следующим по удельному весу выступают расходы на жилищно - коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ), так они в городе Казани за 2006-2007 годах составили в среднем 24 % а в 2008 году наблюдается резкое снижение.

На основе сделанного анализа можно придти к такому выводу, что в округах, но самая высокая доля в общих расходах приходится образованию. В городе Казани на его долю приходиться в среднем за три года 31,5 %, в Набережных Челнах - 55 %. На долю ЖКХ в городе Казани в 2006-2007 годах приходится 24 %, а в 2008 году снизилось до 0,52 %. А в Набережных Челнах в 2006 году 12,99 %, в 2007 году - 0,22 %, в 2008 году - 11,56 %. Здравоохранение и социальная политика в округах развивается в 2006-2007 годах развивается примерно одинаковыми темпами. А в 2008 году наблюдается резкое снижение этих расходов.

В бюджете Елабужского района в общих расходах наибольшую долю занимают расходы на образование. Так, в 2006 году они составили 55 %, а в 2008 году снизилось в плоть до 1,27 %. Следующим по доле выступают расходы на здравоохранение и на ЖКХ. На здравоохранение в 2006 году пришлось 12,18 %, а в 2008 году они составили 11 %, что выше на 4 % предыдущего года. А на ЖКХ пришлось в 2006 году 11,88 %, в 2007 году - 5,67 %, в 2008 году - 8,35 %.

В бюджете Чистопольского района наибольший удельный вес тоже как и в бюджете Елабужского района приходиться образованию, так, а в2006 году его доля составила 89,66 %, и в 2007-2008 годах 45 %. Наблюдается резкий рост расходов на ЖКХ - в 2006 году - 1,65 %, в 2007 году - 14,76 % и в 2008 году - 19,12 %. Социальная политика и здравоохранение с 2006 по 2007 года финансируется одинаково - 2%, 12 % соответственно, а в 2008 году здравоохранение составила 13 %, а социальная политика 5,93 %.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в рассмотренных нами бюджетах районов наибольший удельный вес приходиться в первую очередь образованию, затем следует здравоохранение и ЖКХ.

В бюджете Верхноуслонского сельского поселения Верхноуслонского муниципального района большую долю в общих расходах занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 40 %. Так же, в Верхноуслонском сельском поселении большую долю в общих расходах занимают расходы на культуру, кинемотатогрофию, средства массовой информации - 29,67 % и на межбюджетные трансферты - 22,54 %. В Больше качкинском сельском поселнии большую долю в общем объеме расходов занимают межбюджетные трансферты - 33,25 %, за ним следуют общегосударственные вопросы - 27,82 % и расходы на культуру, кинематографию, средства массовой информации - 25,64 %. Из этого следует, что Большекачкинское сельское поселение более зависимое от вышестоящих бюджетов нежели Верхноуслонское, где межбюджетные трансферты составляют на 10 % меньше, то есть составляют 22,54 %.

За счет средств бюджета предусмотрено содержание учреждений образования, обеспечиваются условия для реализации конституционных прав человека на образование, повышение качества образования в соответствии с современными требованиями, осуществляется государственная поддержка учреждений культуры, искусства, кинематографии и основных направлений развития этой отрасли, включающих сохранение и использование фондов музеев и библиотек.

бюджет муниципальное образование расход




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: