Выводы
1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходит под влиянием цены товара.
2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходит под влиянием неценовых факторов.
7. К неценовым факторам относятся:
• потребительские вкусы;
• число покупателей;
• доход покупателей;
• цены на сопряженные товары;
• ожидания.
Влияние на спрос товаров-субститутов
Рост цен на товар, являющийся субститутом данного товара, повышает на него спрос. Напр., рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнёт расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привёл к росту спроса на розовые гвоздики.
Рис. 4. Индивидуальный и совокупный спрос: а – кривые индивидуального спроса; б – совокупный спрос.
Влияние на спрос товаров-комплиментов
Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Напр., рост цен на лыжи приведёт к уменьшению объёма их продаж, следствием чего будет падение спроса на лыжные крепления и это заставит продавцов снизить на них цены. Т. о., если два товара взаимодополняемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Сущность эффекта Веблена
Эффект Веблена (парадокс Веблена, эффект показательного потребления) – это увеличение спроса на товары при увеличении их стоимости. Данный парадокс связан с демонстративным потреблением некоторых товаров, подчеркивающих статусность и социальную значимость владельца. Эффект Веблена показывает, что потребительский спрос может быть необоснованным в связи с тем, что люди слишком сильно подвержены влиянию общественного мнения.
С развитием общества потребления, а также широким распространением потребительского кредитования парадокс Веблена стал основой для маркетинговых компаний многих крупных производителей. За счет рекламы в СМИ людям навязываются стереотипы, которые прежде всего выгодны производителям, а не клиентам. Самыми яркими примерами служат ежесезонные обновления коллекций одежды, потребительские свойства не меняются год от года при этом цена на новые коллекции завышена в разы. Так же всем известны завышения цены на новые гаджеты, на старте продаж новый смартфон стоит в разы выше чем спустя пару лет. При этом потребительские свойства не отличаются от предыдущих версий, а производители получают сверх прибыли за счет фантастической наценки на товар.
Сущность парадокса Гиффена
Эффект Гиффена (парадокс Гиффена) — это прямо пропорциональная зависимость между изменением стоимости и спроса на определенные товары. То есть, при увеличении цены растет спрос на продукцию, и наоборот — снижение себестоимости приводит к уменьшению потребления.
Кризисные явления, вызывающие эффект Гиффена:
- ухудшение экономики;
- кризисная угроза;
- нестабильные доходы;
- институциональные изменения;
- военное положение;
- нетипичное поведение одного члена или группы общества;
- природные катаклизмы;
- плохой урожай и пр.
Опасаясь дальнейшего подорожания, люди начинают массово скупать товары, экономя на более дорогой продукции. К примеру, покупая хлеб и макароны, люди воздерживаются от приобретения мяса и фруктов. Таким образом, наблюдается эффект замещения дорогих продуктов и услуг более дешевыми, без которых по мнению человека он не сможет прожить. Эффект Гиффена может быть кратковременным или постоянным.
Рассмотрим их влияние на спрос.
Потребительские вкусы очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на майки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на майки) снизит спрос и сместит кривую влево.
Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса (например, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на медикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.
Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.
По реакции (эластичности) потребителя на изменение дохода товары делят на:
«нормальные» товары (спрос увеличивается с ростом дохода);
товары первой необходимости (темп роста спроса меньше темпа роста дохода);
предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода);
товары «низшего качества» (спрос снижается с ростом дохода).
Зависимость между доходом и количеством приобретенных благ отражают кривые Энгеля (рис. 7.2).
а) товары первой необходимости; б) предметы роскоши; в) товары «низшего качества»
Рис. 7.2. Кривые Энгеля
4. Цены на сопряженные товары. Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос.
Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе.
Вывод. Когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).
В отличие от взаимозаменяющих товаров взаимодополняющие сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки.
Вывод. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
5. Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.
Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
КРИВА́Я СПРО́СА, показывает, какое количество экономич. благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Между ценой товара (P) и количеством проданного (реализованного) товара (Q) существует определённая связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Напр., при цене в 60 долл. покупатели готовы купить одну единицу блага Х, при цене в 30 долл. – три единицы, при цене в 20 долл. – четыре единицы и т. д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса и может быть изображена графически. Независимая переменная (цена) откладывается по вертикальной оси, а зависимая (спрос) – по горизонтальной оси (рис. 1). Изображённая кривая характеризует состояние цен и объёма покупок продукции Х в определённый момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:
QD=f(P)QD=f(P)
где QDQD – величина спроса, PP – цена.
Чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по К. с. (рис. 2).
На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.
Спрос является функцией всех этих факторов:
QD=f(Р,I,Z,W,Psub,Pcom,N,B),QD=f(Р,I,Z,W,Psub,Pcom,N,B),
где QDQD – спрос; PP – цена; II – доход; ZZ – вкусы; WW – ожидания; PsubPsub – цена на товары-субституты; PcomPcom – цена на комплементарные товары; NN – количество покупателей; BB – прочие факторы.
Рис. 3. Функция спроса (сдвиг кривой спроса).
Эти факторы способствуют сдвигу К. с. вправо или влево (рис. 3).
Напр., увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, т. е. сдвиг кривой DD в положение D2D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда др. свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, т. е. кривая перемещается из положения DD в положение D1D1.